Рабочая программа коррекционного курса "Развивайся"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа коррекционного курса «Развивайся» для обучающихся 1 класса с ЗПР 7.2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaysya.docx | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 38
г.Шахты Ростовской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(коррекционно-развивающие занятия)
"Развивайся"
(указать учебный предмет, курс)
на 2023-2024 уч. год
Уровень общего образования: начальное общее образование, 1 «Г» класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 33 часа
Учитель: Жемчугова Юлия Сергеевна
(ФИО)
Программа разработана на основе методмческих пособий: 1. " Аржакаева Т.А., Вачков В.И. Психологическая азбука. Начальная школа. - М., Генезис, 2021; 2. Карандашев В. Н., Лисянская А.С., Крылова Т.А. Курс комплексного развития младшего школьника. - Волгоград: Учитель, 2020.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
г. Шахты
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Развивайся» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направлена на реализацию коррекционно-развивающей области АООП НОО особых образовательных потребностей, обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2022 г. N 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования");
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей с ЗПР. Программа «Развивайся» представляет систему коррекционно-развивающих занятий для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2.)
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями. Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формировании элементарных жизненных навыков на протяжение всего школьного возраста.
ЗПР – это особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.
Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Наиболее ярким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы - ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушения внимания: неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Особенности памяти - ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. Речевые проблемы связаны, в первую очередь, с темпом ее развития. Отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
Эмоциональная сфера – у учащихся с ЗПР наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят от смеху к плачу и наоборот.
Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ученик то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.
Развитие личности - для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки. В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.
Обучающиеся с ЗПР являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей.
Цель курса: коррекция недостатков в психическом развитии, направленная на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с задержкой психического развития определяются задачи курса:
- формирование учебной мотивации, стимулирование познавательной активности;
- стимулирование сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
- гармонизация психоэмоционального состояния;
- формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе;
- формирование навыков самоконтроля;
- освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия
- со сверстниками и взрослыми.
Программа коррекционного курса «Развивайся» обеспечивает:
1. Выявление особых образовательных потребностей учащихся, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;
2. Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи учащимся с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
3. Возможность помощи в освоении обучающимися АООП НОО и их интеграцию и их интеграцию в образовательной организации.
Программа направлена на коррекцию развития особенностей познавательной сферы обучающихся через задания игрового характера, с целью помощи в усвоении учебного материала, развития высших психических функций и личностно-мотивационной сферы. П
рограмма коррекционного курса «Развивайся» ориентирована на обучающихся 1-4-ых классов с ЗПР, вариант 7.2. Курс составлен по модульному принципу, форма организации занятий - групповая.
Курс «Развивайся» состоит из следующих модулей:
- диагностика и развитие познавательной сферы, и целенаправленное формирование высших психических функций (активизация сенсорноперцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю;
- развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (развитие способности к взаимодействию с одноклассниками);
- диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы, и коррекция ее недостатков (модуль по формированию интереса к себе и позитивного самоотношения).
Разделение на модули является условным, все они представлены в виде системы, которые развиваются на занятии в комплексе. Отличительной особенностью программы является направленность на процессуальную сторону работы: не ведется оценочная система, результативность отмечается в ходе рефлексии в конце занятия, делается акцент на успехах обучающегося и положительных моментах в ходе обучения.
Подбор основных формы и приемов обучения произведен с учетом следующих образовательных потребностей обучающихся:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы каждого обучающегося и нейродинамики психических процессов (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- непрерывность корекционно-развивающего процесса;
- игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар, стимулирует развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха в игре выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний;
- усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание);
- проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе. Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.
Коррекционно-развивающие занятия по программе «Развивайся» входят в коррекционно-развивающую область учебного плана для обучающихся с ЗПР.
Настоящей программой предусматривается выделение в учебном плане на изучение курса «Развивайся» в 1 классе 1 учебный час в неделю, всего 33 учебные недели, за год 33 учебных часа.
Исходя из расписания уроков для 1 «Г» класса на 2023-2024 учебный год,
календарного учебного графика МБОУ СОШ №38 г. Шахты на 2023-2024 уч. год программа по предмету «Развивайся» в 1 «Г» классе будет реализована в количестве 32 часов.
Планируемые образовательные результаты
В ходе реализации курса «Развивайся» достигаются личностные и метапредметные результаты образования, происходит совершенствование сферы жизненной компетенции.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- приобретение начальных навыков адаптации к школьному обучению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие эмоционально-значимых мотивов учебной деятельности;
- проявление доброжелательного отношения и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- приобретение навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- адекватное представление о собственных возможностях;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия;
- приобретение способности к ориентации простейшей временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты предполагают продвижения обучающегося с задержкой психического развития в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными универсальными учебными действиями, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на управление своей познавательной деятельностью.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- находить простую информацию;
- ориентироваться в тетради, альбоме;
- отвечать на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на занятиях;
- отличать новое от известного;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию, находить сходства и различия по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- организовывать свое рабочее место;
- определять цель, план выполнения заданий с помощью педагога;
- работать по предложенному краткому плану;
- понимать смысл предъявляемых учебных задач;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
- давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности группы;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя (отличать, верно, выполненное задание от неверного);
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- отвечать на вопросы педагогов и одноклассников; участвовать в диалоге, беседе;
- строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы;
- слушать и понимать речь другого человека;
- соблюдать простые нормы речевого этикета;
- договариваться о правилах общения и следовать им.
Тематическое планирование учебного курса
«Развивайся»
№ п/п | Тема/раздел | Кол-во часов, отводимых на изучение темы |
1 | Адаптационный модуль | 7 |
2 | Развитие эмоционально-личностной сферы | 12 |
3 | Развитие познавательной сферы | 6 |
4 | Развитие коммуникативных навыков и совместной деятельности | 7 |
Итого | 32 |
№ п/п | Тема урока | Дата изучения | |
План | Факт | ||
Адаптационный период 7 | |||
1 | Мы теперь ученики. Я - школьник. | ||
2 | Наша школа. Собираем портфель | ||
3 | Ладошки. Простые поручения. | ||
4 | Школа - мой второй дом. Простые поручения. | ||
5 | Где я это видел | ||
6 | Мое мышление. Я люблю запоминать. | ||
7 | Что такое внимание. Играем в слова. | ||
Развитие эмоционально-личностной сферы 12 | |||
8 | Мой внутренний мир. | ||
9 | Чувства и эмоции. | ||
10 | Домики. Дерево моих особенностей. | ||
11 | Школьная тревожность. | ||
12 | Четвертый лишний. | ||
13 | Мой характер | ||
14 | Я и другие. | ||
15 | Окружающий мир. | ||
16 | Окружающий меня мир. | ||
17 | Хорошо или плохо. | ||
18 | Я люблю учиться. | ||
19 | Зимняя сказка. | ||
Развитие познавательной сферы 6 | |||
20 | Что значит хорошо учиться | ||
21 | Виды внимания. Правила самоорганизации. | ||
22 | Роль памяти в жизни человека. Ассоциация. | ||
23 | Мыслю правильно. Логический калейдоскоп. | ||
24 | Наблюдательность. Развиваем внимание. | ||
25 | Веселая головоломка. | ||
Развитие коммуникативных навыков и совместной деятельности 7 | |||
26 | Способы человеческого общения. Наши поступки | ||
27 | Волшебные слова | ||
28 | «Я не боюсь». Страхи и страшилки | ||
29 | Кто я в мире взрослых. | ||
30 | Настроение мое и окружающих.. | ||
31 | Способы человеческого общения. | ||
32 | Что такое доброта. Отношение к людям. | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 32 |
Поурочное планирование коррекционно-развивающих занятий «Развивайся»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.
• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 2 специального (коррекционного) класса VII вида.
===========================================================================...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получаю...
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по литературному чтению"...
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучпающихся с ЗПР (7.2)
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...