Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные коррекционные занятия по математике"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение № 2 к АООП НОО
обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата
(вариант 6.2.)
Рабочая программа коррекционного курса
«Индивидуальные коррекционные занятия по математике»
Внеурочная деятельность: коррекционно-развивающая область
Уровень: начальное общее образование, 1 - 5 классы
Структура рабочей программы коррекционного курса
«Индивидуальные коррекционные занятия по математике»
- Пояснительная записка: цели коррекционного курса.
- Общая характеристика коррекционного курса.
- Описание места коррекционного курса в учебном плане.
- Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
- Содержание коррекционного курса.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Пояснительная записка: цели коррекционного курса.
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия по математике» является основой для развития жизненных компетенций обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА). У большинства учеников с НОДА наблюдается выраженная дисгармония в способностях усваивать разные циклы учебных дисциплин. При хороших (и даже высоких) показателях усвоения одних предметов они могут испытывать значительные затруднения при обучении другим учебным предметам. Это связано и с направленностью личности ребенка, но чаще – со спецификой познавательной деятельности, обусловленной поражением центральной нервной системы. Для данной категории детей характерно сочетание нескольких нарушений (ДЦП в сочетании с нейросенсорной тугоухостью, нейровизуальными нарушениями, различными неврологическими синдромами и др.). Чем сложнее дефект развития, тем более необходимы данные коррекционно-развивающие занятия. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с обучающимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Изучение индивидуальных особенностей школьника основывается на следующих показателях:
- психофизическое состояние и развитие ребенка;
- особенности и уровень развития познавательной сферы;
- особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
Задачами коррекционного курса являются:
- предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;
- исправление нарушений психофизического развития педагогическими средствами;
- формирование у обучающихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;
- формирование способов познавательной деятельности, позволяющих обучающемуся осваивать общеобразовательные предметы.
- Общая характеристика коррекционного курса.
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия по математике» обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи обучающимся по АООП НОО (вариант 6.2) с учетом их особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения обучающимися с НОДА и ЗПР адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия по математике» включает:
- содержание и план реализации коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и освоение ими адаптированной основной образовательной программы общего образования;
- мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования;
- планируемые результаты коррекционной работы.
Большое значение в образовательном процессе имеет личность ребенка, его эмоциональное состояние, отношение к себе и окружающим. Дети с выраженными двигательными расстройствами нуждаются в психологической поддержке и коррекции.
Коррекционное образование предполагает исправление вторичных недостатков восприятия, памяти, внимания, личности и т.п., обусловленных недостаточным сенсорным опытом, сужением круга воспринимаемого и круга общения. Функции, не подлежащие исправлению, могут быть компенсированы.
Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования ребенка. Важно подобрать такое оптимальное сочетание коррекции и компенсации, при котором максимально раскрывается потенциал развития разных сторон психической деятельности обучающегося. Развитие моторных навыков имеет важнейшее значение в абилитации обучающихся с НОДА, но, уделяя большое значение их развитию, нужно учитывать необходимость реализации интеллектуального и креативного потенциала. В связи с этим в начальной школе у ребенка не только формируют традиционные графические навыки, но и учат использовать компьютер для выполнения письменных работ.
Наряду с основными целями и задачами работы со школьниками с НОДА и ЗПР, данная программа ориентирована на реализацию принципа коррекционной направленности, так как разнообразие патологических проявлений, характерных для клинико-педагогической картины (двигательные нарушения, нарушения речи, недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, несформированность пространственных представлений), обуславливает необходимость дифференцированного и индивидуального подхода, позволяющего учитывать характер психофизического развития каждого обучающегося класса. Это требует от учителя создания таких условий для проведения коррекционных занятий, которые предполагая достаточный уровень обобщения материала, одновременно раскрывают его конкретное содержание, а также способы овладения им.
Учителю необходимо учитывать конкретность мышления детей с НОДА и ЗПР. На коррекционных занятиях необходимо применять разнообразный наглядный материал, использовать чертежи, схемы, рисунки. Так же педагог должен помнить о том, что у данных обучающихся нарушены пространственные представления, они не всегда могут полноценно ориентироваться в пространстве, что так же отражается на усвоении математического материала. Важное место в обучении занимает формирование геометрических представлений. Введение которых, должно происходить не с помощью определений, а в ходе выполнения разнообразных практических упражнений, охватывающих различные виды деятельности обучающихся.
- Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия по математике» реализуется в рамках внеурочной деятельности (коррекционно-развивающее направление) в виде индивидуальных занятий (1-2 ученика) с учетом актуального состояния здоровья обучающихся и социального заказа родителей.
На реализацию коррекционного курса «Индивидуальные коррекционные занятия по математике»
в начальной школе выделяется 169 ч. В 1 классе – 33 ч (33 учебные недели), во 2 - 5 классах по 34 ч (34 учебные недели).
В соответствии с учебным планом МОУ «С(К)ОШИ № 3» г. Магнитогорска на реализацию коррекционного курса «Индивидуальные коррекционные занятия по математике» в 1 - 5 классах (АООП НОО, вариант 6.2.) отводится 1 час в неделю. Коррекционные занятия проводятся вне сетки учебных занятий с перерывом в 1 академический час. Обучающиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются.
- Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса.
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия по математике» в начальной школе должен обеспечивать:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказа от деления на «своих» и «чужих»;
- уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
Личностные планируемые результаты
Личностные планируемые результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося с НОДА (вариант 6.2.), социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с НОДА в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ личностные результаты освоения АООП НОО отражают:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
3) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (то есть самой формой поведения, его социальным рисунком, в том числе с использованием информационных технологий;
4) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её временно-пространственной организации;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; сформированность ценностей многонационального российского общества; сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
12) сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, семейным традициям;
13) уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Указанные личностные результаты структурированы по критериям сформированности: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслоообразование и нравственно-этическая ориентация (А. Г. Асмолов). Данные результаты конкретизированы для обучающихся с НОДА первого, второго, третьего, четвертого и пятого классов (таблица 1).
Таблица 1
Личностные планируемые результаты
№ | Критерии сформирован- ности | Коды и личностные результаты обучающихся 1–5 классов | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | ||
1 | Самоопре- деление (личностное, профессио- нальное, жизненное) | 1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности | 1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях | 1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности | 1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности | 1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края |
1.2. Преобладание внешнего мотива к осознанию своей этнической и национальной принадлежности | 1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа | 1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего народа | 1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего народа | 1.2. Осознанность своей этнической и национальной принадлежности | ||
1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя | 1.3. Демонстрация творчества в проявлении ценностных установок | 1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий | 1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий | 1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества | ||
1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме | 1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым | 1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения | 1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения | 1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций | ||
1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром | 1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов, природе | 1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде | 1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде | 1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | ||
1.6. Действия согласно установленным учителем правилам | 1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности | 1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений | 1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений | 1.6. Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | ||
1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье | 1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках | 1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях | 1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях | 1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям | ||
1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены | 1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены | 1.8. Сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья | 1.8. Сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья | 1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни | ||
2 | Смыслооб-разование | 2.1. Осознание себя в роли первоклассника | 2.1. Принятие социальной роли школьника | 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося | 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося | 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося |
2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности | 2.2. Преобладание внутренней учебной мотивации над внешней | 2.2. Наличие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности | 2.2. Наличие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности | 2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | ||
3 | Нравственно-этическая ориентация | 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке | 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых, в том числе педагогов | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей | 3.2. Доброжелательность в отношении к одноклассникам, членам семьи | 3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | 3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | 3.2. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | ||
3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности | 3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности | 3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности | 3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности | 3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения | 3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения | 3.4. Осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение к деятельности других людей | 3.4. Осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение к деятельности других людей | 3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | ||
3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения | 3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности | 3.5. Информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума | 3.5. Информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума | 3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных | ||
3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Уважительное отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств | ||
3.7. Освоение правил общения в классном коллективе | 3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях | 3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях | 3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях | 3.7. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | ||
3.8. Способность быть доброжелательным | 3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение | 3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы | 3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы | 3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Метапредметные планируемые результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного характера и с элементами творчества;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) использование речевых средств и некоторых средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) формирование умений работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
9) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
10) овладение навыками смыслового чтения текстов, доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
11) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
12) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
13) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В соответствии с положениями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования метапредметные планируемые результаты являются частью междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся».
Ведущей целевой установкой и основным ожидаемым результатом реализации междисциплинарной программы является формирование у обучающихся важнейшей компетенции личности – умения учиться, т. е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение данного результата обеспечивается целенаправленным формированием у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, включающих чтение, работу с информацией и формирование ИКТ-компетентности.
Перечень метапредметных результатов структурирован с учетом универсальных учебных действий (таблица 2), наряду с этим метапредметные планируемые результаты оцениваются как с позиции организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки этих результатов. В таблице указывается, с какого класса начинается формирование данного планируемого результата (столбец «формирование»), а также определен момент включения данного планируемого результата в оценочные материалы (столбец «оценка»).
Таблица 2
Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия / разделы программы | Метапредметные планируемые результаты | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | |||||
Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | ||
1. Регулятивные | |||||||||||
1.1. Целеполагание | умение принимать и сохранять учебную задачу | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | + | + | + | + | + | ||||||
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | + | + | + | + | + | ||||||
1.2. Планирование | умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение различать способ и результат действия | + | + | + | + | + | + | + | ||||
1.3. Прогнозирование | осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
1.4. Контроль | умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания | + | + | + | + | + | ||||||
1.5. Оценка | способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | + | + | + | + | + | |||||
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия | + | + | + | + | + | ||||||
1.6. Коррекция | умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
1.7. Познавательная рефлексия | умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | + | + | + | + | + | + | ||||
2. Познавательные: | |||||||||||
2.1. Общеучебные | умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель | + | + | + | + | + | |||||
умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | + | ||||||||||
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, решение практических и познавательных задач с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, словарей (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
способность структурировать полученные знания | + | + | + | + | + | + | |||||
умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ | + | + | + | + | + | + | |||||
умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
владеть рядом общих приемов решения задач | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
владение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
умение определять основную и второстепенную информацию | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий | + | + | + | + | + | ||||||
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач | + | + | + | + | + | ||||||
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ | + | + | + | + | |||||||
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | + | + | + | + | |||||||
2.2. Знаково-символические | умение использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | + | + | + | + | + | ||||||
2.3. Логические | умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
умение осуществлять синтез как составление целого из частей | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза | + | + | + | + | + | + | |||||
умение устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение представлять цепочки объектов и явлений | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | + | + | + | + | + | + | |||||
умение устанавливать аналогии | + | + | + | + | + | + | |||||
умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
умение выдвигать гипотезы и обосновывать их | + | + | + | + | + | + | |||||
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей | + | + | + | + | + | ||||||
умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций | + | + | + | + | + | ||||||
умение осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты | + | + | + | + | + | ||||||
2.4. Постановка и решение проблемы | формулирование проблемы | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | + | + | + | + | + | ||||||
3. Коммуникативные | |||||||||||
3.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | + | + | + | + | + | ||||||
умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | + | + | + | + | + | ||||||
умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | + | + | + | + | + | ||||||
3.2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия | + | + | + | + | + | ||||||
3.3. Разрешение конфликтов | умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его | + | + | + | + | + | + | |||||
способность понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы | + | + | + | + | + | ||||||
умение продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников | + | + | + | + | + | ||||||
умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | + | + | + | + | + | ||||||
3.4. Управление поведением партнера | умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | + | + | + | + | + | + | |||||
умение формулировать собственное мнение и позицию | + | + | + | + | + | + | |||||
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | + | + | + | + | + | ||||||
3.5. Умение выражать свои мысли | умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
3.6. Владение монологической и диалогической формами речи | владение диалогической формой коммуникации, в том числе с использованием средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
использование речи для регуляции своего действия | + | + | + | + | + | + | |||||
умение строить монологическое высказывание | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
владение диалогической формой речи | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности | + | + | + | + | + | ||||||
4. Чтение. Работа с текстом | |||||||||||
4.1. Поиск информации | умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
умение определять тему и главную мысль текста | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение делить тексты на смысловые части, составлять план текста | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
умение сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделять 2-3 существенных признака | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
4.2. Понимание прочитанного | понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов) | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
понимание текста с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения | + | + | + | + | + | + | |||||
умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
умение использовать формальные элементы текста (например,подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации | + | + | + | + | + | ||||||
умение работать с несколькими источниками информации | + | + | + | + | + | ||||||
умение сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников | + | + | + | + | + | ||||||
4.3. Преобразование и интерпретация информации | умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос | + | + | + | + | + | + | |||||
4.4. Оценка информации | умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
умение на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов | + | + | + | + | + | + | |||||
умение сопоставлять различные точки зрения | + | + | + | + | + | ||||||
5. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося | |||||||||||
5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером | умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ | + | + | + | |||||||
умение организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере | + | + | + | + | + | ||||||
5.2. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных | умение вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию | + | + | + | + | + | + | + | |||
умение набирать небольшие тексты на родном языке | + | + | + | ||||||||
умение набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов | + | + | + | + | + | ||||||
умение сканировать рисунки и тексты | + | + | + | + | |||||||
5.3. Обработка и поиск информации | умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования | + | + | + | + | + | |||||
умение использовать сменные носители (флэш-карты) | + | + | + | ||||||||
умение описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ | + | + | + | + | + | ||||||
умение собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей | + | + | + | + | + | ||||||
умение редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей | + | + | + | + | + | ||||||
умение пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора | + | + | + | ||||||||
умение следовать основным правилам оформления текста | + | + | + | + | + | ||||||
умение использовать полуавтоматический орфографический контроль | + | + | |||||||||
умение использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида | + | + | + | + | |||||||
умение искать информацию в системе поиска внутри компьютера | + | + | + | + | + | ||||||
умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
умение составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок) | + | + | + | + | |||||||
умение заполнять учебные базы данных | + | + | + | + | + | ||||||
5.4. Создание, представление и передача сообщений | умение создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их | + | + | + | + | + | |||||
умение создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста | + | + | + | + | |||||||
умение создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр. | + | + | + | + | + | ||||||
умение создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера | + | + | + | ||||||||
умение составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация) | + | + | |||||||||
5.5. Планирование деятельности, управление и организация | умение определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий | + | + |
| + | + | |||||
умение строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения | + | + | + | + |
Предметные результаты
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Таблица 3
Раз дел | Планируемый результат | Распределение планируемых результатов | |||||||||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | |||||||
Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | ||
Числа и величины | |||||||||||
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 100 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1000 |
|
|
| + | + | + | + | ||||
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1000000 |
|
| + | + | |||||||
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз) | + | + | + | + | + | + | + | ||||
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; | + | + | + | + | + | + | + | ||||
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; | + | + | + | + | + | + | + | ||||
читать, записывать и сравнивать величины | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия | + | + | + | + | + | ||||||
Арифметические действия | |||||||||||
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание в пределах 100) с использованием таблиц сложения и алгоритмов письменных арифметических действий | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение на однозначное числа в пределах 1000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); |
|
|
| + | + | + | + | ||||
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); | + | + | |||||||||
выполнять устно сложение, вычитание чисел в пределах 10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
выполнять устно сложение, вычитание чисел в пределах 20 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
выполнять устно сложение, вычитание, чисел в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); |
|
| + | + | + | + | + | + | |||
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); | + | + | + | + | + | + | |||||
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок) | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
выполнять действия с величинами | + | + | + | + | |||||||
Работа с текстовыми задачами | |||||||||||
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); | + | + | + | + | |||||||
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Пространственные отношения. Геометрические фигуры | |||||||||||
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат); | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок) с помощью линейки, | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Геометрические величины | |||||||||||
измерять длину отрезка | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата | + | + | + | + | + | + | + | ||||
вычислять площадь прямоугольника и квадрата; | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Работа с информацией | |||||||||||
читать несложные готовые таблицы; | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
заполнять несложные готовые таблицы; | + | + | + | + | + | + | |||||
читать несложные готовые столбчатые диаграммы | + | + | + | + | |||||||
читать несложные готовые круговые диаграммы | + |
1 класс
Числа и величины
Обучающийся научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 20;
Обучающийся получит возможность научиться:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа;
- читать, записывать и сравнивать величины, выбирать единицу для измерения данной величины, объяснять свои действия.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
- выполнять устно сложение, вычитание чисел в пределах 10.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять устно сложение, вычитание чисел в пределах 20;
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
- решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок) с помощью линейки.
Геометрические величины
Обучающийся научится:
- измерять длину отрезка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).
2 класс
Числа и величины
Обучающийся научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 100.
Обучающийся получит возможность научиться:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа;
- читать, записывать и сравнивать величины;
- устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз).
Арифметические действия
Обучающийся научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание в пределах 100) с использованием таблиц сложения и алгоритмов письменных арифметических действий;
- выполнять устно сложение, вычитание чисел в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- выполнять действия с величинами.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
- решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий.
- Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок) с помощью линейки,
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач.
Геометрические величины
Обучающийся научится:
- измерять длину отрезка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата.
Работа с информацией
Обучающийся получит возможность научиться:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы.
3 класс
Числа и величины
Обучающийся научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 100;
- читать, записывать и сравнивать величины;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
Обучающийся получит возможность научиться:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение на однозначное числа в пределах 1000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар)
Геометрические величины
Обучающийся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата;
- вычислять площадь прямоугольника и квадрата.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
- читать несложные готовые таблицы.
4 класс
Числа и величины
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 1000000;
- читать, записывать и сравнивать величины;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз).
Обучающийся получит возможность научиться:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона (до 1000000);
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение на однозначное числа в пределах 1000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник прямоугольник, квадрат);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач.
Геометрические величины
Обучающийся научится:
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата;
- вычислять площадь прямоугольника и квадрата.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
- читать несложные готовые таблицы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- заполнять несложные готовые таблицы.
5 класс
Числа и величины
Выпускник научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 1000000;
- читать, записывать и сравнивать величины;
- устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность.
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар).
Геометрические величины
Выпускник научится:
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата;
- вычислять площадь прямоугольника и квадрата.
Выпускник получит возможность научиться:
- вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму ;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм.
Личностные результаты обучающихся начальной школы не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении жизненными компетенциями, которые составляют основу этой группы результатов.
Достижение метапредметных результатов рассматривается как инструментальная основа: условие успешности выполнения тестовых и контрольных работ по математике, с учетом характера ошибок, допущенных ребенком.
Достижение обучающимися планируемых результатов по предметам коррекционно-развивающего направления базируется на результатах систематического мониторинга, проводимого по специально разработанным методикам.
- Содержание коррекционного курса.
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу.
Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
1 класс (33 часа)
Тематическое планирование | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Стартовая диагностика | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя. |
Пространственные и временные представления. | Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, еще позднее) . Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете. Делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. |
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. | Воспроизводить последовательность чисел от 0 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры, соотносить цифру и число. Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=». Составлять числовые равенства и неравенства. Составлять из двух чисел числа от 2 до 5 (4 — это 2 и 2; 4 — это 3 и 1). |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. | Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков. Составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность). Выполнять сложение и вычитание вида: • ± 1, • ± 2, • ± 3, • ± 4 в пределах 10. Присчитывать и отсчитывать по 2, по 3. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида: • + 5, • + 6, • + 7, • + 8, • + 9. Составлять из двух чисел числа от 6 до 10. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой прием сложения, например, прием прибавления по частям (• + 5 = • + 2 + 3). Выполнять вычисления вида 6 – • , 7 – •, 8 – •, 9 – •, 10 –•, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых. Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; |
Числа от 1 до 20. Нумерация. | Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счете. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 15 – 5, 15 – 10, основываясь на знаниях по нумерации. Составлять план решения и решать задачи в 2 действия. |
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. | Моделировать прием выполнения действий сложение и вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Работа с каждым случаем в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (• + 2, • + 3, • + 4, • + 5, • + 6, • + 7, • + 8, • + 9). Работа с составом чисел второго десятка. Работа с таблицей сложения. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20: по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2); с помощью приема, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми. Составлять план решения и решать задачи в 2 действия. |
Финишная диагностика | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи. |
2 класс (34 часа)
Тематическое планирование | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Стартовая диагностика | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя. |
Числа от 1 до 100. Нумерация. | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа. Выполнять сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30 . Составлять план решения и решать задачи в 2 действия. |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Числовые выражения, содержащие действия сложение и вычитание. | Моделировать на схематических чертежах, зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Составлять и решать задачи, обратные заданной. Объяснять ход решения задачи. Читать и записывать числовые выражения в два действия. Находить значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Находить длину ломаной и периметр многоугольника. |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. | Моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 вида: 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24 , 26 + 7, 35 – 8 . Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Записывать решения составных задач с помощью выражения. Решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8, подбирая значение неизвестного. |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел. | Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком. Выполнять вычисления и проверку; Различать прямой, тупой и острый угол. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге. Решать текстовые задачи арифметическим способом. |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Конкретный смысл действий умножение и деление. | Моделировать действия умножение и деление. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Решать текстовые задачи на умножение. Искать различные способы решения одной и той же задачи. |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Табличное умножение и деление. | Умножать и делить на 10. Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3. Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Решать задачи на нахождение третьего слагаемого. |
Финишная диагностика | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи. |
3 класс (34 часа)
Тематическое планирование | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Стартовая диагностика | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя. |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Вычислять значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок. Решать текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Находить площадь прямоугольника разными способами. Находить долю величины и величину по ее доле. |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. | Выполнять внетабличное умножение и деление вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23, 78 : 2, 69 : 3 в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком. Решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. |
Финишная диагностика | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи. |
4 класс (34 часа)
Тематическое планирование | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Стартовая диагностика | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи . Отвечать на вопросы. |
Числа от 1 до 1 000. Нумерация. | Читать и записывать трехзначные числа.Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения.Заменять трехзначное числа суммой разрядных слагаемых. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа. |
Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание. | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900+ 20, 500 — 80, 120 • 7, 300 : 6 и др.), используя различные приемы устных вычислений. Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних -равносторонние) и называть их. |
Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление. | Использовать различные приемы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. |
Числа, которые больше 1 000. Нумерация. | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах миллиона. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Сравнивать числа по классам и разрядам. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Оценивать правильность составления числовой последовательности. |
Числа, которые больше 1 000. Величины. | Переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более крупные и крупные — в более мелкие). Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие. Переводить одни единицы массы в другие. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких - к более крупным и наоборот) |
Финишная диагностика | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи. |
5 класс (34 часа)
Тематическое планирование | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Стартовая диагностика | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи. |
Числа, которые больше 1 000. Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Выполнять сложение и вычитание значений величин. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. |
Числа, которые больше 1 000. Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное. | Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи. Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать текстовые задачи разных видов арифметическим способом. |
Числа, которые больше 1 000. Умножение числа на произведение. | Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Объяснять используемые приемы. |
Числа, которые больше 1 000. Деление числа на произведение. | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи. |
Числа, которые больше 1 000. Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число. | Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. |
Числа, которые больше 1 000. Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число. | Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление. |
Финишная диагностика | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи. |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Помещение обеспечено полными комплектами оборудования, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебель, компьютерное и медиа-оборудование, необходимым набором дидактических материалов.
Материально – техническое обеспечение
Наименова-ние коррекцион-ного курса | Класс
| Краткая характеристика материально-технического обеспечения |
Индивидуаль- ные коррекцион- ные занятия по математике | 1 - 5 | Доска |
Стол учительский | ||
Столы ученические | ||
Стул учительский | ||
Стулья ученические | ||
Шкафы | ||
АРМ учителя | ||
Акустическая система Колонки | ||
МФУ | ||
Мультимедийный проектор | ||
Сканер | ||
Принтер | ||
Графический планшет | ||
Клавиатура цветная с большими клавишами и накладкой | ||
Клавиатура цветная с большими кнопками | ||
Магнитный счетный материал | ||
Магнитные цифры | ||
Опорные таблицы по математике | ||
Метр | ||
Циферблат | ||
Доли | ||
Образцы написания цифр | ||
Веер цифр | ||
Счетные палочки | ||
Геометрические фигуры | ||
Предметные картинки по математике | ||
Касса цифр | ||
Индивидуальные папки по предмету | ||
Коллекция видеофильмов, аудиозаписей, мультимедийных (цифровых) образовательных ресурсов по математике |
Организация рабочего места
- подбор парты в соответствии с ростом ученика для обеспечения возможности поддерживать правильную позу;
- учет возможностей и особенностей двигательной сферы, восприятия, внимания, памяти обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графомоторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА специально организуется в соответствии с особенностями ограничений его здоровья).
Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с НОДА, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.