Внеурочное занятие: УЧИМСЯ ЖИТЬ УСТОЙЧИВО С БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ «ЖАДНЫЙ БОГАТЕЙ»
план-конспект занятия (3 класс)
На данном занятии, обучающиеся поймут, что существует мера изменения окружающей среды и необходимость учёта дефицитных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muhamedzyanova_s.v.docx | 428.81 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧИМСЯ ЖИТЬ УСТОЙЧИВО С БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ «ЖАДНЫЙ БОГАТЕЙ»
Цели: К концу занятия, обучающиеся поймут, что существует мера изменения окружающей среды и необходимость учёта дефицитных ресурсов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята! Сегодня у нас необычное внеурочное занятие.
2. Диагностика. (Конверт №1) – работа психолога
3. Работа над содержанием сказки - Я рада, что сегодня в группах такое настроение.
- Ребята, вы любите сказки? - А вы знаете, что сказки – это зашифрованные послания предков?
- Давайте внимательно послушаем и посмотрим белорусскую народную сказку «Жадный богатей» и попробуем догадаться, какое послание хотели нам передать предки?
Внимание на экран.
Прослушивание 1 части сказки (богатый брат не пустил бедного на свадьбу).
Работа в группах. - На ваших столах лежит конверт под номером 2. Достаньте задание, внимательно прочитайте и дайте ответ.
1группа – Почему один брат выгнал своего брата со свадьбы? (Был бедным, недостоин.)
2 группа – Как бы вы поступили на месте богатого брата?
3 группа – Предположите, что будет дальше?
Прослушивание 2 части (Зажил теперь бедный брат так, что лучше и не надо. Поставил новую хату и созвал гостей на новоселье. А брата не позвал — не мог простить ему обиды.)
- Благодаря чему у бедного брата оказался перстень? (Он смог соблюсти МЕРУ) –Инсценировка 2 части сказки. Прослушивание 3 части сказки до слов (— Так брат твой был бедный, у него и хлеба не было. А тебе-то зачем?)
- Зачем богач требует перстень, ведь у него и так всё есть? (Завистливый и жадный.
–К каким последствиям это может привести?)
Прослушивание сказки до конца.
- Вам понравилась сказка? – Почему у сказки такой конец?
– Нужно ли брать больше, чем надо? (Нет, во всём должна быть мера.)
Работа в группах.
- Возьмите конверт под номером 3. В этой таблице найдите три слова, выберите только то, которое подходит к сказке.
1) дождь, человек, кошка
2) книга, мера, тарелка
3) телевизор, машина, природа
От каждой группы выходит представитель и помещает слова на доску.
человек мера природа
- Почему так расположены слова? - Есть ли в этом какой-то смысл?
- Человеку необходимо соблюдать правила, чтобы жить в гармонии с природой.
- Как мы называем эти правила жизни? («зелёные аксиомы»)
Предъявление «Зелёной аксиомы»
- Давайте посмотрим на картинку. – Чему учит эта «зелёная аксиома»?
- А кто из героев сказки белорусской народной сказки не соблюдал эти правила? (Богатей)
- А вы знаете, что есть ещё много таких сказок, в которых герои не соблюдали меру?
- В сказках «Два жадных медвежонка» и «Глиняный парень» герои не соблюдали меру, не выполняли эти правила. – Кто знаком с этими сказками? Захотелось ли вам прочитать эти сказки? Обязательно сделайте это.
- К сожалению таких примеров, много не только в сказках, но и в жизни.
- Посмотрите на фотографию. – Что вы видите? (Много рыбы. Богатый улов.).
- Эта фотография сделана на объекте Всемирного природного наследия. Этот объект находится на территории нашей Иркутской области. Догадались? (Озеро Байкал.) – А рыба как называется? (Омуль.)
- Может ли таким быть улов каждый раз? (Нет. Количество рыбы не безгранично.)
- К каким последствиям это может привести? (Омуль исчезнет). Так и получилось. Омуля стало настолько мало в Байкале, что с 2017 года был введен запрет на его вылов в промышленных масштабах. Этот запрет действует до сих пор.
- А как это знание можно использовать в отношениях с окружающей средой? (Соблюдать во всём меру.)
- Что произойдёт, если человек не будет выполнять это правило?
- Какое послание нам передали предки через сказку «Жадный богатей»?
Вывод: Не нужно брать больше, чем тебе необходимо. Во всём нужно соблюдать МЕРУ.)
4. Диагностика.
Анализ внеурочного занятия
Предлагаем вашему вниманию анализ внеурочного занятия по теме: Учимся жить устойчиво с народной сказкой «Жадный богатей».
В ходе занятия у обучающихся формировались ценностные установки, ориентир был на личностные результаты: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и природы.
Использовали словесные методы обучения (в начале занятия): беседа о роли сказок в жизни.
-А вы любите сказки? А вы знаете, что сказки-это зашифрованные послания предков?
При знакомстве со сказкой использовали словесный метод- аудиорассказ. Аудиорассказ сопровождался демонстрацией картинок по сюжету сказки-метод наглядного обучения.
Поэтапно прослушали сказку. После каждого этапа обучающимся предлагались вопросы по содержанию, вопросы, требующие характеризовать героев, давать оценку их поступкам, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев.
– Как бы вы поступили на месте богатого брата? (Встретили приветливо, накормили)
– Предположите, что будет дальше? (Богатый брат за свою жадность будет наказан)
- Благодаря чему у бедного брата оказался перстень? (Он смог соблюсти МЕРУ)
Инсценировали 2 часть сказки с целью вжиться в содержание сказки. Понять поступки героев, проникнуться их чувствами, войти в их характер и суметь донести до зрителей-сверстников.
В ходе групповой работы, обучающиеся выбрали слова, которые подходят к сказке: ЧЕЛОВЕК, МЕРА, ПРИРОДА
- Почему так расположены слова? - Есть ли в этом какой- то смысл?
- Обучающиеся пришли к выводу -:» Человеку необходимо соблюдать правила, чтобы жить в гармонии с природой.»
- Как мы называем эти правила жизни? («зелёные аксиомы»)
Обучающимся была предъявлена «Зелёная аксиома»
- Давайте посмотрим на картинку.
– Чему учит эта «зелёная аксиома»?
Увидев изображение персонажей сказки «Два жадных медвежонка» и «глиняный парень», обучающиеся не только закрепили понимание того, что не следует быть жадным, а особенно сверх меры, но и поняли, что это закон, который нельзя нарушать, иначе может случиться беда.
- А кто из героев сказки белорусской народной сказки не соблюдал эти правила? (Богатей)
- А вы знаете, что есть ещё много таких сказок, в которых герои не соблюдали меру? (Приведите примеры.)
- К сожалению таких примеров, много не только в сказках, но и в жизни.
Работая с наглядным методом- фотографией, на которой изображена лодка, наполненная омулем, используя метод беседы, выявили проблему местного значения, имеющую глобальный характер.
- Что вы видите? (Много рыбы. Богатый улов.).
- Эта фотография сделана на объекте Всемирного природного наследия. Этот объект находится на территории нашей Иркутской области.
- Догадались? (Озеро Байкал.)
– А рыба как называется? (Омуль.)
- Может ли таким быть улов каждый раз? (Нет. Количество рыбы не безгранично.)
- К каким последствиям это может привести? (Омуль исчезнет).
Так и получилось. Омуля стало настолько мало в Байкале, что с 2017 года был введен запрет на его вылов в промышленных масштабах. Этот запрет действует до сих пор.
- А как это знание можно использовать в отношениях с окружающей средой? (Соблюдать во всём меру.)
- Что произойдёт, если человек не будет выполнять это правило?
- Какое послание нам передали предки через сказку «Жадный богатей»?
ВЫВОД: Не нужно брать больше, чем тебе необходимо. Во всём нужно соблюдать МЕРУ.)
В ходе занятия психологом школы была проведена диагностика. С помощью цветовой гаммы выявили и узнали, как меняются эмоциональные переживания учащихся в процессе работы со сказкой, и формируется эмоциональное отношение к природе с предъявлением зеленой аксиомы. Восприятие сказки создает реальные психологические условия для формирования чувственного отношения к природе и оказывает воздействие на внутреннее эмоциональное состояние обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире / Под ред. Н.Н. Марфенина, С.А. Степанова. – М.: МНЭПУ, 2008. – С.144-171.
2. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурный концепт. «Зеленая аксиома». Трансдисциплинарность. – М.: Образование и экология, 2015. – С.328
3. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Конструирование содержания экологического образования на этапе внедрения нового Госстандарта общего образования // Образование для устойчивого развития: монография. – Нижний Новгород: НГУ им. Минина, 2015. – С.38-56.
4. Дзятковская Е.Н. Дидактические лабиринты экологического образования для устойчивого развития // Образование для устойчивого развития монография. – Нижний Новгород: НГУ им. Минина, 2015. – С.57-79.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие театрального кружка "Кукольный театр . Русская народная сказка "Теремок"
Цель:- создать условия дяля формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности. Задачи:Ø развития тво...
Занятие - проект "Литературная викторина по русским народным сказкам"
Литературная викторина для учащихся 1 классов по теме "Русские народные сказки". Составила Седнева Татьяна Павловна, учитель, воспитательГПД прогимназии "Радуга"№624....
Внеурочное занятие "Учись учиться"
Конспект занятия разработан по программе "Учись учиться" Е.В.Языкановой. Занятие №14. Тема: Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление законо...
Открытый урок литературного чтения "Учимся жить устойчиво с бурятской народной сказкой «Медведь»"
Урок подходит к любому УМК. Целью урока являлось понимание учениками того, что человек не хозяин природы, что он учится у природы и познаёт её законы....
Урок "Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко"
У детей младшего школьного возраста необходимо не только сформировать систему экологических знаний, но и предусмотреть начало для формирования необходимых действий в соотвуетствии с этой системой знан...
Внеурочное занятие: УЧИМСЯ ЖИТЬ УСТОЙЧИВО С БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ «ЖАДНЫЙ БОГАТЕЙ»
На данном занятии, обучающиеся поймут, что существует мера изменения окружающей среды и необходимость учёта дефицитных ресурсов....
Методическая разработка урока литературного чтения " Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой «Кривая уточка"".
Данная методическая разработка урока литературного чтения знакомит обучающихся с русской народной сказкой «Кривая уточка», учит определять главную мысль сказки, оценивать поступки главных ...