Открытый урок литературного чтения "Учимся жить устойчиво с бурятской народной сказкой «Медведь»"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок подходит к любому УМК. Целью урока являлось понимание учениками того, что человек не хозяин природы, что он учится у природы и познаёт её законы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_skazka.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
« Бурятская народная сказка «Медведь»»
Тема урока: Бурятская народная сказка «Медведь».
Цели: к концу урока учащиеся поймут, что должна быть разумность и мера в желаниях и в поступках человека на примере сказки «Медведь»
Виды деятельности:
- характеризовать особенности прочитанного произведения;
- описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения;
- находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение;
- участвовать в диалоге;
- пересказывать части сказки
Планируемые результаты:
Познавательные: умение выявлять сущность, анализировать; формулировать выводы, обосновывать свои суждения;
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в группе;
Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять личностную рефлексию;
Личностные: формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Ход урока:
- Орг. момент.
II. Сообщение темы урока.
- Мы с вами готовимся к краеведческому конкурсу «Знатоки Байкала» и на прошлой неделе знакомились с Красной Книгой Иркутской области.
- Проверим ваши знания. (слайд 1)
- Какое слово у нас получилось? ( берёза)
- А как вы думаете, почему то слово выделено как главное?
- Оказывается, существует берёза, которая занесена в Красную книгу. (слайд 2)
Красная берёза- это уникальное дерево, которое, к сожалению, находится на грани полного исчезновения. Когда- то она росла в Бурятии, но сейчас уже её там нет и её название сохранилось только в бурятских сказках.
- Сегодня познакомимся с одной бурятской народной сказкой, а как она называется, вы должны догадаться сами. Для этого посмотрите на слайд 3 и скажите, какое слово объединяет эти картинки (мед, малина, берлога) (Медведь)
- Да, мы познакомимся с бурятской народной сказкой «Медведь»
- Чтобы её смысл был нам понятен, поработаем с незнакомыми словами.
III. Словарная работа.(слайд 4)
Во многих сказках встречаются такие слова.
Кто знает, что они обозначают?
Туесок – небольшой берестяной короб,
деревянная утварь – деревянная посуда,
подворье – постоялый двор для купцов,
амбар – холодное складское помещение,
мошна – мешок для хранения денег
IV. Первичное восприятие нового произведения
- И так, давайте начнем читать сказку. Читать ее будем по частям. (чтение с остановками, прогнозирование) Я начну, а позже кто-то один из вас продолжит. Поэтому слушайте внимательно.
Жил-был бедный посудник.
Чтение продолжает ученик
С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.
Вот пошел он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок, увидел красную березу и уже топор над нею занес, как говорит береза человеческим голосом:
– Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что захочешь. Любое твое желание исполню.
- Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? (Спросить 3-х человек)
- Давайте продолжим чтение.
– Будь по-твоему, – согласился посудник. – Только сделай меня купцом.
И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников – не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошел бывший посудник к красной березе.
- Как вы думаете, с какой целью он опять пошел к красной березе? Попытайтесь предугадать ход событий.
- Вам интересно, для чего на самом деле он пошел к березе? Давайте прочитаем.
– Хочу быть царем! – говорит.
Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство, даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. «Одна береза об этом знает», – думает новоиспеченный царь.
- Что подумал царь о берёзе?
- Чего он испугался?
- Что решил предпринять?
- А что же случилось на самом деле, мы сейчас узнаем.
А раз так, решил он срубить красную березу. Сказано– сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную березу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление.
- А как, по-вашему, закончится эта сказка?
- И сейчас я предлагаю вам придумать свой финал для этой сказки. Поработаем в группах. Объединитесь в группы и покажите готовность. Сколько времени вам потребуется для выполнения этого задания? Каждой группе нужно придумать свой финал сказки, после того как вы будете готовы, вы поднимаете руки и в конце мы заслушаем каждую группу.
-А почему вы придумали именно такую концовку?
- Хотите узнать, чем закончилась сказка? Давайте прочитаем.
Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:
– Оглянитесь на своего царя.
Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.
Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: «Царь-человек, уступи дорогу!» – и медведь сворачивает, так рассказывает таежный народ.
V. Обобщение. (Подвести учащихся к формулированию основной мысли произведения)
- Ожидали вы такой конец? (Ответы учащихся).
- Назовите главных героев сказки? (медведь и берёза)
- Какова главная мысль?
-А чему учит эта сказка?
-Сформулируйте, что олицетворяет (означает) собой берёза? (живая природа)
-А как главный герой относится к берёзе?
- Первый раз зачем он хотел её срубить? (стать купцом)
- А 2 раз зачем? (стать царём)
- Наказан-то почему ?(неблагодарность, жадность)
- А почему слуги не срубили берёзу?(испугались)
-Кто главнее всех в этой сказке? (природа- берёза)
- Почему сказка называется «Медведь»? (все события связаны с его изменением)
– Почему красная берёза превратила посудника в медведя?(он не знал меры!)
- Какую мысль хотели люди донести до следующего поколения? (не жадничать, знать меру дозволенного природой)
- Важны ли сейчас эти законы в нашей жизни?
Итог: это урок мужику, всему таёжному народу и всему человечеству. Буряты не просто уважительно относятся к природе, они считают себя её частью, родной.
Слово учителя:
Кем являлся медведь для бурятов?
(Медведь на бурятском языке – бабагай. Можно сказать «могучий дядя» «дедушка», «старший брат», «мать-отец» Медведь считался священным зверем, буряты считали его сильнее любого шамана. Есть такое выражение “Медведь выше полёта шамана”. Шаманы использовали даже кору с деревьев, которую оцарапал медведь. Такое дерево буряты называли “освящённым деревом”. Когда посвящали человека в шаманы, использовали медвежьи шкуры. Раньше у людей не было календаря и люди считали, что когда медведь выходит из берлоги, начиналась весна, заканчивался зимний сезон и сезон охоты).
- Рефлексия.
- Составьте кластер «Виноградная гроздь», характеризующий главного героя. Медведь- дядя, дедушка, брат, мать отец, царь
- Ребята, посмотрите, какой интересный образ медведя у нас получился.
- А теперь подведем итоги нашей работы, выберите любое начало предложения и продолжите его.
Я понял, что…
Я могу сказать «спасибо»…
Для меня было открытием то, что ...
На будущее я учту…
- Домашнее задание.
Изобразите проблему текста при помощи рисунка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"
Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чу...
Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»
Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»» предназначен для учащихся 2 класса....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Урок "Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко"
У детей младшего школьного возраста необходимо не только сформировать систему экологических знаний, но и предусмотреть начало для формирования необходимых действий в соотвуетствии с этой системой знан...
Внеурочное занятие: УЧИМСЯ ЖИТЬ УСТОЙЧИВО С БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ «ЖАДНЫЙ БОГАТЕЙ»
На данном занятии, обучающиеся поймут, что существует мера изменения окружающей среды и необходимость учёта дефицитных ресурсов....
Внеурочное занятие: УЧИМСЯ ЖИТЬ УСТОЙЧИВО С БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ «ЖАДНЫЙ БОГАТЕЙ»
На данном занятии, обучающиеся поймут, что существует мера изменения окружающей среды и необходимость учёта дефицитных ресурсов....
Методическая разработка урока литературного чтения " Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой «Кривая уточка"".
Данная методическая разработка урока литературного чтения знакомит обучающихся с русской народной сказкой «Кривая уточка», учит определять главную мысль сказки, оценивать поступки главных ...