Открытый урок литературного чтения "Учимся жить устойчиво с бурятской народной сказкой «Медведь»"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ольга Евгеньевна Селютина

Урок подходит к любому УМК. Целью  урока являлось понимание учениками того, что человек не хозяин природы, что он учится у природы и познаёт её законы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_skazka.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению
« Бурятская народная сказка «Медведь»»

Тема урока: Бурятская народная сказка «Медведь».

Цели: к концу урока учащиеся поймут, что должна быть разумность и мера в желаниях и в поступках человека на примере сказки «Медведь»

Виды деятельности:

- характеризовать особенности прочитанного произведения;

- описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения;

- находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение;

- участвовать в диалоге;

- пересказывать части сказки

Планируемые результаты:

Познавательные: умение выявлять сущность, анализировать; формулировать выводы, обосновывать свои суждения;

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других, формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в группе;

Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять личностную рефлексию;

Личностные: формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

II. Сообщение темы урока.

- Мы с вами готовимся к краеведческому конкурсу «Знатоки Байкала» и на прошлой неделе знакомились с Красной Книгой Иркутской области.

- Проверим ваши знания. (слайд 1)

- Какое слово у нас получилось? ( берёза)

- А как вы думаете, почему то слово выделено как главное?

- Оказывается, существует берёза, которая занесена в Красную книгу. (слайд 2)

Красная берёза- это уникальное дерево, которое, к сожалению, находится на грани полного исчезновения. Когда- то она росла в Бурятии, но сейчас уже её там нет и её название сохранилось только в бурятских сказках.

- Сегодня познакомимся с одной бурятской народной сказкой, а как она называется, вы должны догадаться сами. Для этого посмотрите на слайд 3 и скажите, какое слово объединяет эти картинки (мед, малина, берлога) (Медведь)

- Да, мы познакомимся с бурятской народной сказкой «Медведь»

- Чтобы её смысл был нам понятен, поработаем с незнакомыми словами.

III. Словарная работа.(слайд 4)

Во многих сказках встречаются такие слова.

Кто знает, что они обозначают?

Туесок – небольшой берестяной короб,

деревянная утварь – деревянная посуда,

подворье – постоялый двор для купцов,

амбар – холодное складское помещение,

мошна – мешок для хранения денег

IV. Первичное восприятие нового произведения

- И так, давайте начнем читать сказку. Читать ее будем по частям. (чтение с остановками, прогнозирование) Я начну, а позже кто-то один из вас продолжит. Поэтому слушайте внимательно.

Жил-был бедный посудник.

Чтение продолжает ученик

С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.
Вот пошел он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок, увидел красную березу и уже топор над нею занес, как говорит береза человеческим голосом:
– Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что захочешь. Любое твое желание исполню.

- Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? (Спросить 3-х человек)

- Давайте продолжим чтение.

– Будь по-твоему, – согласился посудник. – Только сделай меня купцом.
И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников – не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошел бывший посудник к красной березе.

- Как вы думаете, с какой целью он опять пошел к красной березе? Попытайтесь предугадать ход событий.

- Вам интересно, для чего на самом деле он пошел к березе? Давайте прочитаем.

– Хочу быть царем! – говорит.
Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство, даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. «Одна береза об этом знает», – думает новоиспеченный царь.

- Что подумал царь о берёзе?

- Чего он испугался?

- Что решил предпринять?

- А что же случилось на самом деле, мы сейчас узнаем.

А раз так, решил он срубить красную березу. Сказано– сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную березу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление.

- А как, по-вашему, закончится эта сказка?

- И сейчас я предлагаю вам придумать свой финал для этой сказки. Поработаем в группах. Объединитесь в группы и покажите готовность. Сколько времени вам потребуется для выполнения этого задания? Каждой группе нужно придумать свой финал сказки, после того как вы будете готовы, вы поднимаете руки и в конце мы заслушаем каждую группу.

-А почему вы придумали именно такую концовку?

- Хотите узнать, чем закончилась сказка? Давайте прочитаем.

Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:
– Оглянитесь на своего царя.
Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.
Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: «Царь-человек, уступи дорогу!» – и медведь сворачивает, так рассказывает таежный народ.

V. Обобщение. (Подвести учащихся к формулированию основной мысли произведения)

- Ожидали вы такой конец? (Ответы учащихся).

- Назовите главных героев сказки? (медведь и берёза)

- Какова главная мысль?

-А чему учит эта сказка?

-Сформулируйте, что олицетворяет (означает) собой берёза? (живая природа)

-А как главный герой относится к берёзе?

- Первый раз зачем он хотел её срубить? (стать купцом)

- А 2 раз зачем? (стать царём)

- Наказан-то почему ?(неблагодарность, жадность)

- А почему слуги не срубили берёзу?(испугались)

-Кто главнее всех в этой сказке? (природа- берёза)

- Почему сказка называется «Медведь»? (все события связаны с его изменением)

– Почему красная берёза превратила посудника в медведя?(он не знал меры!)

- Какую мысль хотели люди донести до следующего поколения? (не жадничать, знать меру дозволенного природой)

- Важны ли сейчас эти законы в нашей жизни?

Итог: это урок мужику, всему таёжному народу и всему человечеству. Буряты не просто уважительно относятся к природе, они считают себя её частью, родной.

Слово учителя:

Кем являлся медведь для бурятов?

(Медведь на бурятском языке – бабагай. Можно сказать «могучий дядя» «дедушка», «старший брат», «мать-отец» Медведь считался священным зверем, буряты считали его сильнее любого шамана. Есть такое выражение “Медведь выше полёта шамана”. Шаманы использовали даже кору с деревьев, которую оцарапал медведь. Такое дерево буряты называли “освящённым деревом”. Когда посвящали человека в шаманы, использовали медвежьи шкуры. Раньше у людей не было календаря и люди считали, что когда медведь выходит из берлоги, начиналась весна, заканчивался зимний сезон и сезон охоты).

  1. Рефлексия.

- Составьте кластер «Виноградная гроздь», характеризующий главного героя. Медведь- дядя, дедушка, брат, мать отец, царь

- Ребята, посмотрите, какой интересный образ медведя у нас получился.

- А теперь подведем итоги нашей работы, выберите любое начало предложения и продолжите его.

Я понял, что…

Я могу сказать «спасибо»…
Для меня было открытием то, что ...
На будущее я учту…

  1. Домашнее задание.

Изобразите проблему текста при помощи рисунка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка"

Представлен конспект урока чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХIвека». Целью урока является анализ сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла, воспитание нравственных качеств: дружбы, чу...

Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»

Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»» предназначен для учащихся 2 класса....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Урок "Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой "Петушок и бобовое зёрнышко"

У детей младшего школьного возраста необходимо не только сформировать систему экологических знаний, но и предусмотреть начало для формирования необходимых действий в соотвуетствии с этой системой знан...

Внеурочное занятие: УЧИМСЯ ЖИТЬ УСТОЙЧИВО С БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ «ЖАДНЫЙ БОГАТЕЙ»

На данном занятии, обучающиеся поймут, что существует мера изменения окружающей среды и необходимость учёта дефицитных ресурсов....

Внеурочное занятие: УЧИМСЯ ЖИТЬ УСТОЙЧИВО С БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ «ЖАДНЫЙ БОГАТЕЙ»

На данном занятии, обучающиеся поймут, что существует мера изменения окружающей среды и необходимость учёта дефицитных ресурсов....

Методическая разработка урока литературного чтения " Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой «Кривая уточка"".

Данная методическая разработка урока литературного чтения знакомит обучающихся с русской народной сказкой «Кривая уточка», учит определять главную мысль сказки, оценивать поступки главных ...