«Развитие эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью»
статья
Одной из важнейших проблем в специальном образовании является социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к внешним условиям жизни. Эмоции являются одним из механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека. Эмоциональная сфера играет важную роль в воспитательно-образовательном процессе и способствует становлению гармонически развитой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2022_-2023.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
Доклад на тему:
«Развитие эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью».
Учитель-дефектолог:
Попова Е.В.
2022-2023
Развитие эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Одной из важнейших проблем в специальном образовании является социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к внешним условиям жизни. Эмоции являются одним из механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека. Эмоциональная сфера играет важную роль в воспитательно-образовательном процессе и способствует становлению гармонически развитой личности.
Исследования Л.В. Занкова, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн и многих других специалистов показали, что своебразие психического развития при интеллектуальной недостаточности проявляется не только в снижении познавательной деятельности, но и в развитии эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие заслуживает особого внимания, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми, и соответственно во многом определяет успешность социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта.
Начало теоретической разработки и изучения эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского, который высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребёнка. Утверждая, что развитие олигофренов осуществляется в соответствии с общими закономерностями детского развития, он подчёркивал, что при интеллектуальной недостаточности соотношение между интеллектом и аффектом у ребёнка иное, чем в норме, и считал, что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики.
Конкретизируя диалектико-материалистическое понимание развития человека как взаимодействие организма и среды, Л.С. Выготский ввёл понятие «социальная ситуация развития», тем самым подчёркивая мысль о том, что воздействие на ребёнка окружающей среды определяется не только своеобразием этой среды, но и индивидуальными особенностями ребёнка, теми переживаниями, которые у него возникают. Характер этих переживаний соответствует тому, как ребёнок понимает воздействующие на него обстоятельства.
Большое количество фактических материалов, освещающих эмоциональное развитие школьников с интеллектуальной недостаточностью, было получено благодаря совместным усилиям педагогов, психологов путём анализа и обобщения наблюдений, проводившихся за учениками на уроках и во внеурочное время. Эти наблюдения характеризуют особенности знаний и умений учащихся с недостатками умственного развития, а также их личностные проявления, в том числе и эмоции. Отдельные сведения об эмоциях школьников-олигофренов содержатся в трудах дефектологов, посвящённых различным педагогическим и психологическим проблемам. Все эти данные позволили представить общую картину эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью, которая дополнялась и уточнялась по мере пополнения имеющихся материалов новыми .
Характеристика особенностей эмоциональной сферы учащихся-олигофренов представлена в ранних работах Л.В. Занкова. По его мнению, развитие эмоциональной сферы учеников с интеллектуальной недостаточностью в значительной мере определяется внешними условиями, к числу которых в первую очередь относятся специальное обучение и правильная организация всей жизни ребёнка (2, с. 139).
Свойственные младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью импульсивные проявления гнева, обиды и т.д. могут быть постепенно сглажены путём целенаправленного воспитания, способствующего появлению у них контроля над своими поступками и действиями, помогающего формировать положительные привычки и навыки правильного поведения в быту. Эмоциональная сфера школьников с интеллектуальной недостаточностью рассматривается в плане возможностей выработки у них личностных черт, способствующих социальной адаптации.
М.С. Певзнер, создавшая собственную концепцию олигофрении и разработавшая классификацию детей-олигофренов, высказала суждение о чёткой зависимости проявления эмоций от принадлежности учеников к той или иной клинической группе. Вместе с тем она подчеркнула, что всем школьникам данной категории свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья(2, с. 139).
Известно, что эмоциональное отношение к окружающей действительности является неотъемлемым компонентом психического отражения, оказывает серьёзное влияние на познавательную деятельность, поведение и любую человеческую активность. Накопленные в коррекционной психологии данные свидетельствуют о том, что в жизни школьников с интеллектуальной недостаточностью эмоции играют важную роль, проявляясь в коммуникативном поведении и обеспечивая успешность социальной адаптации.
Эмоциональная сфера детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно младшего школьного возраста, характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, которые связаны преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных психических процессов. Ученики-олигофрены склонны к полярным, лишённым тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и часто резким изменениям. Однако у некоторых учащихся наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентрический характер. В ряде случаев возникающие у школьников с интеллектуальной недостаточностью эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны оказываемым на них внешним воздействиям. Такие дети бурно радуются, когда нужно лишь улыбнуться, не могут сдержать гнев и агрессию, когда следует лишь рассердиться. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью с трудом формируются высшие чувства: нравственные, эстетические, гностические. Настроение, как правило, неустойчивое. Дети данной категории слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.
В ходе многочисленных исследований было установлено, что наиболее понятными для учащихся с недостатками умственного развития являются реальные жизненные ситуации. Оказавшись в доступной для понимания ситуации, дети данной категории способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека, могут прийти на помощь в тех случаях, когда она требуется.
Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Дети с нарушением интеллекта, как и нормально развивающиеся их сверстники познают окружающий мир и делают это не отвлечённо и бесстрастно, а переживают происходящее с ними, формируют собственное отношение к тому, что их окружает, выбирают одни виды деятельности и ситуации и отвергают другие. Эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека и проявляются в форме непосредственных переживаний удовольствия, радости, гнева, страха и т. д. От них во многом зависит отношение человека к другим людям, а также оценка собственных действий, степень активности мышления, особенности моторики, движений.
Важным аспектом изучения эмоционального развития школьников с интеллектуальной недостаточностью является исследование их эмоционального состояния в процессе урока, поскольку учебная деятельность ставит перед ними достаточно жёсткие требования, а её осуществление связано с переживанием различных эмоций.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка зависит от эмоциональных свойств учителя, от постоянно проявляющихся особенностей его реагирования на происходящее. Это относится ко всем урокам, тем более к занятиям по развитию и коррекции эмоций. Занятия по развитию и коррекции эмоций направлены на устранение или уменьшение эмоциональной напряжённости или стрессовых ситуаций в классе, проявление отрицательных эмоций в отношениях друг к другу. В ходе их проведения осуществляется коррекция эмоциональных нарушений, развитие эмоциональной сферы детей, формирование у них умения распознавать эмоции других, правильно реагировать, управлять своими чувствами и эмоциями. Школьники учатся различать эмоции по их вербальным и невербальным проявлениям, выражать их социально приемлемыми способами.
Выявлено, что у первоклассников с интеллектуальной недостаточностью выражена потребность в чувстве покоя, безопасности, в положительных эмоциональных отношениях с окружающими. Они стремятся быть эмоционально вовлечёнными в события класса. Испытывают удовольствие от удовлетворения физических потребностей (еда, движение). Вместе с тем у них наблюдается дефицит эмоционально-положительных отношений. Постоянное подавление взрослыми их эмоциональных проявлений вызывает чувство неполноценности, а также потребность в персональном внимании.
Для учеников вспомогательной школы характерна активность, дающая возможность эмоциональному выходу. Отмечаются также агрессивные проявления. Учащиеся реактивны на внешние стимулы и отрицательно реагируют на ограничения и запреты. У них чётко обнаруживается стремление к эмоционально окрашенным, положительным отношениям со взрослыми. У учащихся данной категории наблюдается потребность в одобрении со стороны окружающих и в признании себя. У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью прослеживается недостаток эмоционально положительных отношений и контактов с окружающими. Это может существенно повлиять на особенности их сознания и поведения. Состояния дисфункций отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут привести к различного вида дезадаптации ребёнка.
Анализ многочисленных исследований показывает, что большинство детей с интеллектуальной недостаточностью не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. По внешним эмоциональным проявлениям эти дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Эмоции таких учащихся примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, проявляется неадекватная реакция на окружение.
Таким образом, эмоциональная сфера младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется незрелостью, маловыразительностью, однообразностью. В отличие от нормально развивающихся сверстников дети с интеллектуальной недостаточностью не могут осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой. Формирование эмоций детей с интеллектуальной недостаточностью и грамотная коррекционно-развивающаяся работа способствуют развитию положительных свойств личности и адекватному взаимодействию с окружающими людьми.
Список цитированных источников:
- Набойкина, Е.Л. Специфика эмоциональной реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью / Набойкина Е.Л. // Дэфекталогія. — 2005. — №3(44). — С. 43-52.
- Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004. — 160 с.
- Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / С.Я. Рубинштейн — 3-е изд., перераб. и доп. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
- Шаповалова, О.Е. Игра — эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников / Шаповалова О.Е. // Коррекционная педагогика. — 2008. — №2(26). — С. 27-34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально-нормативного поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Презентация на тему "Особенности воспитания социально-нормативного поведения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями со...
Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"
Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения...
Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».
Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...
Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».
Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...
Роль театрализованных праздников в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью
В статье раскрывается значение театрализованных праздников в коррекции и развитии учащихся с проблемами в развитии. Приводится опыт работы с детьми, основные этапы подготовки, организации и проведения...
Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Характеризуется речевое развитие у умственно отсталых детей. Даётся методика диагностики выявления особенностей нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточность...
"Особенности двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сфер у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
quot;Особенности двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сфер у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"...