Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».
материал по музыке (1,2,3 класс) по теме
Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей направлено не только на формирование музыкальной культуры, но и на решение специфических задач - коррекции недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, социально-психологической адаптации. Работая с особым контингентом детей, возникает необходимость расширения сферы влияния музыкального воспитания на социально-личностное развитие каждого ребенка для облегчения его вхождения в социальный мир. Помочь умственно отсталым учащимся усвоить элементы национальной культуры, социальные нормы и ценности позволяет обращение к различным формам народного фольклора.
Малые формы фольклора - попевки, прибаутки, колыбельные, развивают эмоционально-волевую сферу младших школьников, удовлетворяют детскую потребность в радости.
Фольклорный материал дает возможность в условиях коллективного обучения проводить индивидуальную воспитательную работу с каждым учащимся. Народная игра объединяет детей общей деятельностью.
Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду, русские народные и кубанские песни помогают посеять в детской душе доброе, положительное.
Обыгрывание нового, а иногда и хорошо знакомого материала в сказочном варианте, раскрывает перед детьми новые грани русского музыкального фольклора. Некоторые изменения и дополнения, внесенные в сценарии народных календарных праздников, дают возможность в театральной постановке сочетать пение, движение с искусством выразительной речи и непринужденного общения.
Таким образом, использование фольклора в работе с умственно-отсталыми детьми помогает в приобретении ими социокультурного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nozhkina.doc | 84.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное
учреждение для обучающихся (воспитанников)
с отклонениями в развитии школа-интернат № 7 VIII вида
станицы Казанской Краснодарского края.
Программа
«Фольклор как средство расширения социокультурного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».
Составила учитель музыки
Ножкина Л. М.
2007 год
Пояснительная записка.
Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей направлено не только на формирование музыкальной культуры, но и на решение специфических задач - коррекции недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, социально-психологической адаптации. Работая с особым контингентом детей, возникает необходимость расширения сферы влияния музыкального воспитания на социально-личностное развитие каждого ребенка для облегчения его вхождения в социальный мир. Помочь умственно отсталым учащимся усвоить элементы национальной культуры, социальные нормы и ценности позволяет обращение к различным формам народного фольклора.
Малые формы фольклора - попевки, прибаутки, колыбельные, развивают эмоционально-волевую сферу младших школьников, удовлетворяют детскую потребность в радости.
Фольклорный материал дает возможность в условиях коллективного обучения проводить индивидуальную воспитательную работу с каждым учащимся. Народная игра объединяет детей общей деятельностью.
Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду, русские народные и кубанские песни помогают посеять в детской душе доброе, положительное.
Обыгрывание нового, а иногда и хорошо знакомого материала в сказочном варианте, раскрывает перед детьми новые грани русского музыкального фольклора. Некоторые изменения и дополнения, внесенные в сценарии народных календарных праздников, дают возможность в театральной постановке сочетать пение, движение с искусством выразительной речи и непринужденного общения.
Таким образом, использование фольклора в работе с умственно-отсталыми детьми помогает в приобретении ими социокультурного опыта.
Цель программы:
Вырабатывать у учащихся умение выражать собственное отношение к народной музыке; формировать и развивать музыкальные способности детей, основы национального самосознания.
Задачи программы:
- способствовать приобщению детей к истокам народной культуры;
- развивать эмоционально-волевую сферу учащихся;
- развивать у учащихся умение высказываться о характере, содержании народной музыки, различать жанры народных песен;
- повышать уровень певческих навыков (чистота интонирования, мягкость голосоведения, эмоционально-выразительный уровень исполнения);
- совершенствовать у учащихся речедвигательную координацию;
- развивать коммуникативные навыки учащихся, улучшать их творческую активность.
Программа изучается в младших классах. Занятия проводятся 1 раз в неделю, т. е. 34 часа в год. Продолжительность занятий - 1 академический час. Программа состоит из трех разделов:
1. Попевки, прибаутки, колыбельные.
2. Кубань - песенный край.
3. Народные игры, календарные праздники.
Все разделы программы включают в себя музыкальный материал, подобранный с учетом возраста детей и особенностей их развития. Репертуар представлен по видам музыкальной деятельности: хоровое пение, слушание музыки, музыкально-творческая деятельность.
Программа «Фольклор как средство расширения социокультурного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью» способствует не только формированию и развитию музыкальных способностей детей, но и помогает им адаптироваться в обществе.
Программа
«Фольклор как средство расширения социокультурного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».
- Русские народные попевки, прибаутки, колыбельные
Содержание учебного материала:
Знакомство с малыми формами фольклора. Обыгрывание попевок, прибауток с игрушками, друг с другом. Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен. Разучивание колыбельных песен. Исполнение знакомых колыбельных песен. Знакомство с диалектной фразеологией, её использование в устной речи фольклора.
Учащиеся должны знать:
- народные попевки, прибаутки, колыбельные песни для самостоя тельного исполнения;
- особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто).
Учащиеся должны уметь:
- петь хором с инструментальным сопровождением и без него;
- правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально;
- петь легким звуком песни подвижного характера плавно-напевного характера;
- обыгрывать попевки, прибаутки, колыбельные с игрушками, друг с другом.
II. Кубань - песенный край.
Содержание учебного материала:
Знакомство с такими жанрами кубанской песни, как походная, шуточная, плясовая. Использование кубанских песен, танцев, хороводов.
Ознакомление с репертуарным песенным фольклором линейных казаков Кубани - старинные, шуточные песни линейных казаков.
Музыкальные инсценировки, импровизация танцевально-игровых элементов к исполняемым песням.
Учащиеся должны знать:
- жанры кубанских песен - походные, шуточные, плясовые;
- песенный репертуар линейных казаков (старинные, шуточные песни);
- особенности голосоведения кубанских песен (распевы).
Учащиеся должны уметь:
- чисто интонировать песни, различные по характеру;
- правильно выполнять распевание, характерное для кубанских песен;
- выразительно, эмоционально исполнять песни линейных казаков (старинные, шу точные песни);
- выполнять танцевально-игровые элементы к исполняемым песням;
- инсценировать знакомые кубанские песни.
- Народные игры, календарные праздники.
Содержание учебного материала:
Подготовка и проведение народных музыкальных игр с использованием имитации образов животных, птиц.
Знакомство с музыкальным фольклорным материалом календарных праздников.
Подготовка и проведение одного из календарных праздников (Колядки, Масленица, Весна-Красна).
Знакомство с деревянными русскими народными инструментами и игра на
них.
Учащиеся должны знать:
- правила проведения русских народных музыкальных игр;
- время проведения календарных праздников (Колядки, Масленица, Весна-Красна);
- песни-заклички, обрядовые песни к народным праздникам;
- приемы игры на деревянных русских народных инструментах.
Учащиеся должны уметь:
- участвовать в русских народных музыкальных играх;
- эмоционально имитировать образы животных, птиц в народных играх;
- проводить народные музыкальные игры самостоятельно;
- исполнять заклички, веснянки, обрядовые песни;
- играть на деревянных русских народных инструментах.
1, 2 классы
№ занятий | Тематика занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | |
I. Русские народные попевки, прибаутки, колыбельные (8 ч) | ||||
1-4 | Русские народные попевки, прибаутки | 4 | Знакомство с простейшими народными полевками: «Дождик», «Андрей-воробей», «Заинька». Прослушивание и исполнение русских народных прибауток: «Лиса по лесу ходила», «Чики-чики-чикалочки», «Бай качи-качи», «Сорока-сорока». Обыгрывание попевок, прибауток с игрушками, друг с другом. | |
5-6 | Колыбельные | 2 | Знакомство с особенностями колыбельных песен. Разучивание и исполнение народных колыбельных песен: «Танечка, баю-бай», «У кота-воркота», «Солнце за море ушло». Обыгрывание колыбельных песен с куклами. Знакомство с игрой «Разбудим Таню». | |
7-8 | Малые формы фольклора: попев ки, прибаутки, колыбельные песни | 2 | Выборочное повторение материала. | |
II. Кубань - песенный край (10 ч) | ||||
9- 10 | Походные песни кубанских казаков | 2 | Знакомство с походными песнями «За Кубанью огонь горит», «На заре казак коня поил». Слушание и разучивание песен «У Кубань-реки», «Казачья папаха». Импровизация танцевально-игровых элементов к походным песням. | |
11 -13 | Старинные песни линейных казаков | 3 | Знакомство с песнями «Кабы мне вороного коня», «Уходили казаки за кордон». Слушание и разучивание песен «Кубанские казаки», «Во Кубанской во станице». Музыкальные инсценировки песен «Кубан ские казаки», «Во Кубанской во станице». | |
14- 17 | Шуточные плясовые песни линейных казаков | 4 | Прослушивание песен «Как решил казак осенью жениться», «Галушечки». Прослушивание и разучивание песен «На горе-то калина», «Трава моя трава». Импровизация танцевально-игровых элементов к шуточным песням. | |
№ занятий | Тематика занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | |
18 | Жанры кубанской песни (обобщаю щее занятие) | 1 | Эмоционально-выразительное исполнение ранее изученных песен. | |
III. Народные игры, календарные праздники (16 ч) | ||||
19-21 | Народные музыкальные игры с использованием имитации образов животных | 3 | Прослушивание игровых песенок и разучивание их. Проведение русских народных игр и коррекционно-двигательных упражнений, основанных на имитации образов животных: «В огород на грядки», «Кот-мурлыка ходит», «Селезенька утку ловит». | |
22-23 | Подвижные народные музыкальные игры | 2 | Знакомство с подвижными музыкальными играми: «Прилетела совушка», «Я посею конопельки». Разучивание песенного материала и проведение игр. | |
24 | Веселые музыканты | 1 | Знакомство с шумовыми инструментами. Игра на деревянных русских народных инструментах. | |
25-26 | Весенние заклички, припевки. | 2 | Знакомство с песенкой-закличкой «Солнышко-ведрышко», разучивание текста, мелодии, выполнение музыкально-ритмических движений. Разучивание весенних припевок: «Кулик из-за моря», «Жучик-крючик паучок». | |
27-28 | Веснянки | 2 | Слушание и разучивание песенок-веснянок «Жавороночки, прилетите», «Ау, ау, аукаем» Эмоциональное обыгрывание веснянок. | |
29-30 | Весенние игры и хороводы | 2 | Знакомство и разучивание хоровода-диалога «Ты Весна-красна». Знакомство с песенным материалом и разучивание подвижной игры «Уж ты, рыбка, рыбка-окунечек». Выполнение музыкально-ритмических движений, сопровождающих игру и хоровод | |
31 -34 | Подготовка к фольклорному празднику «Солнышко, выгляни». | 4 | Закрепление весенних песен, игр, закличек, хороводов на тему весны. Работа над эмоциональным исполнением. |
3 класс
№ занятий | Тематика занятий | Кол-во часов | Содержание занятий |
I. Русские народные попевки, прибаутки, колыбельные (8 ч) | |||
1 -4 | Русские народные попевки, прибаутки | 4 | Прослушивание и разучивание народных попевок: «Лиса», «Ходит зайка по саду», «Солнышко», «Сорока». Знакомство и исполнение русских народных прибауток «Ой, ребята, та-ра-ра», «Андрей-воробей». Разучивание и проведение прибаутки-игры «Ворон». |
5-6 | Колыбельные песни | 2 | Повторение ранее изученных колыбельных песен: «Танечка, баю-бай», «Солнце за море ушло». Прослушивание и разучивание колыбельных песен: «Котя-котенька», «Как у серого кота», «Ай, баюшки, баюшки». Обыгрывание колыбельных песен с игрушками. Музыкально-творческое задание -придумать слова и сочинить мелодию колыбельной песни. |
7-8 | Малые формы фольклора: попев ки, прибаутки, колыбельные песни | 2 | Выборочное повторение материала. Работа над эмоционально-выразительным исполнением. |
II. Народные игры, календарные праздники (16 ч) | |||
9-13 | Народные музыкальные игры-забавы | 5 | Прослушивание и разучивание музыкальных игр: «Вася-утеночек», .«Мы умеем быстро бегать», «Кот-мурлыка ходит» Повгорение знакомых игр: «В огород на грядки», «Прилетела совушка», «Я посею конопель». |
14 | «Веселые музыканты» | 1 | Закрепление игры на деревянных русских народных инструментах. |
15 - 18 | Колядки | ' 4 | Знакомство с песенками-колядками, их разучивание. «Святый вечер» - старинная казачья песня: «Уродилась Коляда», «Уж ты, курка, не пой» Прослушивание колядок «У нас на Кубани», «Щедрый вечер». |
№ занятий | Тематика занятий | Кол-во часов | Содержание занятий |
19-22 | Народные зимние песенки, игры. | 4 | Слушание и разучивание зимних народных песен «Зимушка, зимушка к нам пришла», «Зима студливая, зима морозная». Разучивание зимних игр: «Морозко и дети», «Зайцы и волки». |
23-24 | Подготовка к празднику «Пришла коляда, накануне Рождества» | 2 | Закрепление зимних народных песенок, колядок, игр. Работа над эмоциональным исполнением. |
III. Кубань - песенный край (10 ч) | |||
25-26 | Походные песни кубанских казаков | 2 | Знакомство с походной песней «Ой вы други казаченьки». Слушание и разучивание песен «На заре казак коня поил», «За Кубанью огонь горит» Повторение песен «У Кубань-реки», «Казачья папаха». Импровизация танцевально-игровых элементов к походным песням. |
27-29 | Старинные песни линейных казаков | 3 | Знакомство с песней «Едут степью казаченьки». Разучивание песни «Кабы мне вороного коня». Повторение песен «Кубанские казаки». |
30-33 | Шуточные, плясовые песни линейных казаков | 4 | Знакомство с песней «Не ходи ты, хлопчик». Разучивание песен «Как решил казак осенью жениться», «Галушечки». Повторение песни «На горе-то калина». Импровизация танцевально-игровых элементов к шуточным песням. |
34 | Жанры кубанской песни | 1 | Повторение и эмоционально-выразительное исполнение выученных песен. |
Используемая литература
1. С. И Пушкина. «Мы играем и поем»
2. П. Ткаченко. Кубанские песни
3. Детские частушки, шутки, прибаутки
4. И. Петрусенко. Кубань в песне
5. О. А. Пономаренко. «Кубановедение на уроках музыки в начальных классах»
6. Песни линейных казаков. Из репертуара детского фольклорного ансамбля «Казачок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».
Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...
Доклад "Особенности становления связной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью".
Главной задачей развития связной речи ребёнка в младшем школьном возрасте является - развитие монолога повествовательного характера....
Работа учителя начальных классов по выявлению и развитию способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся интенсифицирует рост творческой активности у младших школьников с умственной отсталостью и при использовании специальных коррекционных упражнений, ...
Конспект урока "Дикие животные. Заяц" для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Цели урока:Образовательные: - расширять и уточнять знания детей о диких животных на основе изучения зайца;Коррекционно – развивающие: - обогащать словарь и речь учащихся сравнениями;- корр...
Выступление на педагогическом совете " Социально-бытовая ориентировка - как учебный предмет учащихся с интеллектуальной недостаточностью"
В работе освещаются вопросы целей и задач учебного предмета СБО в классах интегрированного обучения и воспитания, рассматриваются главные направления педагогической работы в сооветствии с раздел...
Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или расстройством аутистического спектра.
Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или Расстройством аутистического спектра...
Статья "Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики"
Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола "Эффективные практики коррекционно-развивающей помощи обучающихся с ОВЗ в системе общего и специального образов...