Роль театрализованных праздников в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью
статья (1 класс) на тему

Велигодская Анна Константиновна

В статье раскрывается значение театрализованных праздников в коррекции и развитии учащихся с проблемами в развитии. Приводится опыт работы с детьми, основные этапы подготовки, организации и проведения театрализованных праздников в условиях образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_teatralizovannyh_prazdnikov_statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль театрализованных праздников в работе с учащимися с умеренной умственной отсталостью.

Выявление потенциальных возможностей детей с умеренной умственной отсталостью, включение их в жизнь общества требует поиска определенных путей их возможной социализации.                                                                                                                                

Опыт работы с учащимися с проблемами в развитии показал, что организация театрализованных  праздников в школе VIII вида   является  своеобразным средством    коррекции и компенсации   развития    детей с  интеллектуальной недостаточностью  их  адаптации  в обществе.  Сущность праздника невозможно  определить вне социальной деятельности. Как деятельность, праздник   является  важным средством гуманизации воспитания, как форма,  объединяющая  разные виды деятельности (познание, труд, общение) - средством всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает   посредником в обеспечении процесса сотрудничества, так как основными участниками  праздника  являются взрослые и дети.   Исполняя  совместные     действия, дети   удовлетворяют потребности в общении, приобретают опыт   взаимопомощи и  взаимодействия. Театрализованный праздник - это   синтезом  многих видов искусств.   В него включены разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима, что позволяет расширить кругозор детей, сформировать нормы поведения, развить потенциальные возможности детей. Основой любого праздника является музыкальная деятельность, которая состоит из песен и танцев.  Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.   Значимую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика. Учащиеся изготавливают подарки родителям, элементы театральных костюмов, участвуют в процессе оформления декораций (листья к празднику осени, снежинки, украшения для новогодней ёлки, листья к празднику осени ). Важно, чтобы дети  знали, что своим участием они помогают в организации предстоящего театрализованного представления. Театрализованные постановки  содержат речевую деятельность учащихся с умеренной умственной отсталостью. В процессе подготовки и проведения праздника даже безречевые дети пытаются на элементарном уровне  звукоподражать персонажам театрального действия. Главным критерием подбора  содержания театрализованного представления для учащихся с интеллектуальной недостаточностью  является   правильно адаптированный литературный материал. Как известно, дети с умеренной умственной отсталостью вследствие своеобразия психического развития имеют ряд особенностей, в том числе недоразвитие эмоциональной сферы.

Использование литературного материала на основе содержания народных и авторских сказок оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей, вызывает у них определенный отклик, учит радоваться, грустить, побуждает к контакту.                                                                                                                              В практике нашего образовательного учреждения используются  разнообразные формы   детских праздников: театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы,  спектакли, смотры, конкурсы,   линейки,   концерты.  Все они составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с  учащимися. В работе с учащимися с умеренной умственной отсталостью мы активно используем календарные (праздник 1-е сентября,  праздник « Дары Осени», новогодний праздник, праздник 8-е марта, Масленица, праздник «Скоро лето!») и тематические праздники (по сюжетам литературных произведений). Театрализованный праздник должен  объединять  не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Следовательно, в содержание любого  праздника мы   включали воспитательные моменты и познавательные задания.                                                                                                                                  

 Вся  наша работа по организации праздников включает ряд  этапов:

I этап. Установочный (составление плана проведения мероприятий)                                                                    

II этап. Разработка и утверждение сценария;                                                                                              

III этап. Репетиции                                                                                                                                        

IV этап. Изготовление костюмов и декораций;                                                                                          

V этап.  Проведение праздника.                                                                                                                              

VI этап. Заключительный (подведение итогов)                                                                                        

I .На первом методическом объединении обсуждается план работы на год (выбор тематики и сроки проведения праздников)

II. На данном этапе разрабатывается и обсуждается сценарий праздника, включающий в себя отобранный и адаптированный, с учетом психофизических особенностей детей с проблемами в развитии, речевой и музыкальный материал.                                                          

III. После  утверждения сценария праздника начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. IV.Данный этап включает совместную работу взрослых (педагоги, родители) и учащихся по оформлению  декораций зала, изготовлению костюмов.                                                            

V. На данном этапе мы погружаемся в волшебную атмосферу театрального действия                              

VI. Подведение итогов. Происходит обсуждение итогов среди педагогов, выявляются положительные моменты, недостатки и их устранение. Педагоги проводят беседы с детьми о том, что понравилось, наиболее  яркие моменты праздника отражаются в рисунках детей, отзывах родителей и педагогов, в выставках фотографий, видеозаписях.                                                        

          Организация театрализованных праздников с участие «особых» детей помогает раскрыть их  индивидуальные особенности,  объединяет родителей, педагогов и детей. Театрализованные праздники изменяют однообразие каждодневного пребывания учащихся в школе. Атмосфера праздника помогает взглянуть другими глазами на возможности детей, понять и принять каждого ребёнка с проблемами в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в физкультминутках на занятиях с детьми с интеллектуальной недостаточностью»

Данна презентация освещает, на мой взгляд, очень важные вопросы психологического развития детей с интеллектуальными недостатками. В настоящее время с такого рода проблемами встечается практически ...

Доклад "Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью"

Доклад «Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью»Галина Ивановна Кравченко Доклад:"Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью"Про...

Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью на уроке русского языка

Методика преподавания русского языка в коррекционной школе...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Игра как коррекционно-терапевтическое средство в работе учителя начальных классов с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Статья раскрывает вопросы природы игры, её использование педагогом, с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ. Материал позволяет провести теоретическое осмысление и изучени...

Процесс овладения чтением детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Чтение – сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительное восприяти...