Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"
статья по чтению по теме
Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_dobroty.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ.
Махазён Мария Владимировна
Если ребёнка учат добру,
в результате будет добро,
учат злу – в результате будет зло
– ибо ребёнок не рождается готовым человеком,
человеком его надо сделать!
В.А. Сухомлинский.
На сегодняшний день российское общество находится в моральном смятении, и мы постоянно можем наблюдать дисгармонию социальных отношений и ценностных приоритетов. Современная молодёжь настроена враждебно к «консервативным» понятиям своих родителей. Такие понятия, как патриотизм, совесть, честь, гуманизм, доброта очень часто вызывают у детей, особенно с интеллектуальной недостаточностью, негативные эмоции. В такой ситуации важнейшей задачей является нахождение побудительной основы восстановления нравственных сил общества и приложения усилий к этически выверенным ориентирам воспитания растущего поколения. Что в данном случае может сделать коррекционная школа и преподаватель?
Я убеждена, что духовно-нравственное воспитание умственно отсталых учащихся на уроках чтения способствует развитию личности ребенка. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоциональные состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, учит доброте, гуманизму по отношению к людям и природе.
Основной задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) школе является не только формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, но и воспитание нравственных качеств.
Для учащихся младших классов СКОУ характерна бессистемность, фрагментарность знаний; неумение выделить существенные признаки в изучаемом материале, что отличает их от учащихся общеобразовательных учреждений. Принимая во внимание узость восприятия, несформированность представлений, слабость аналитико-синтетической деятельности учеников, один и тот же предмет, объект или явление следует изучать с разных сторон, постепенно знакомя детей с различными его признаками.
Поэтому учебная программа в коррекционной школе построена по принципу концентричности. Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного материала, а всё более глубокое проникновение в сущность рассматриваемых явлений.
Воспитанию нравственных качеств личности у детей с интеллектуальной недостаточностью способствует содержание учебной программы по чтению. Тематика произведений на уроках чтения в СКОУ подобрана с учётом развития познавательных интересов детей, с целью воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяются представления детей об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения. Дети из каждого произведения узнают что-то новое об изучаемом предмете или явлении.
Программа по чтению в начальных классах СКОУ делится на несколько разделов:
2 класс: «Прозвенел звонок - начинается урок», «Осенние страницы», «Сказка за сказкой», «Мир животных», «Птицы - наши друзья», «Зимние страницы», «Все мы сделаем сами и своими руками», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Ежели вы вежливы…», «Весенние страницы», «Посмеемся, улыбнемся», «Летние страницы», «Как хорошо уметь читать».
3 класс: «О школе и школьниках», «Листьям - время опадать», «Верные помощники», «Крылатые друзья», «Здравствуй, зимушка - зима!», «Сказочные истории», «Трудолюбие - это клад», «Настали дни весенние!», «Вот такие истории», «Летняя пора».
4 класс: «Что такое хорошо», «Уж небо осенью дышало», «Народные сказки», «О труде и трудолюбии», «Произведение русских и зарубежных писателей», «Идет волшебница зима», «Люби все живое», «В стране чудес», «Весна идет», «Лето наступило».
Содержание разделов « Люби всё живое» и «Времена года» направлено на становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию её тайн. Ведущая идея – неразрывная связь человека и природы. Охрана окружающей среды от загрязнения, разрушения, истощения. Место “Я” и “МЫ” в реализации этой задачи.
Раздел « Я, моя семья, мои друзья» помогает воспитывать в детях чувство самоуважения и уважения к членам своей семьи и друзьям. Содействует формированию гуманного отношения к окружающим, воспитанию воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, что так важно для учащихся начальных классов СКОУ.
Как сделать так, чтобы дети, с отклонениями в развитии, всем сердцем полюбили чтение? Как научить их думать, рассуждать? Как повести ребёнка 7-10 лет в мир сопереживания героя? Ведь только то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства. Ответы на эти вопросы дает содержание раздела «Что такое хорошо». Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, маленький читатель незаметно для себя формирует свой взгляд на мир. Взгляд на действительность, на человека, свою жизненную позицию.
Произведения из раздела «Сказки» помогают учителю развивать у учащихся с интеллектуальной недостаточностью способность творчески трудиться, воспитывают любовь и доброту по отношению к окружающему миру, веру в то, что добро всегда побеждает зло.
В программе коррекционной школы по чтению особое внимание уделяется воспитанию трудолюбия, т.к. в силу психофизических особенностей умственно отсталых учащихся трудовые навыки им необходимы для социализации в обществе. Поэтому в содержании учебников есть разделы: «Все мы сделаем сами и своими руками», «Трудолюбие - это клад», «О труде и трудолюбии». Данный раздел воспитывает уважение к человеку труда, учить беречь результаты труда - свои и чужие, воспитывает желание трудиться и быть первым в труде.
Развитию воображения, эстетического вкуса у умственно отсталых учащихся, активизации художественного творчества способствует использование мной на уроках чтения метода творческого чтения. Метод творческого чтения я осуществляю по средством таких приемов, как выразительное чтение учителя, комментированное чтение, беседа, направленная на выяснение впечатлений от прочитанного произведения.
Воспитание в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности.
Поэтому я привлекаю к работе родителей. В работе с детьми и их родителями я используются такие формы работы как: экскурсии, выставки детской литературы, семейные конкурсы знатоков природы и любителей чтения, викторины на различные темы и т.д.
По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, через чувства, а также формирование навыков терпения и трудолюбия, что немаловажно для адаптации детей с отклонениями в развитии в обществе.
Литература
1. Беликова Е.В.,Битаева О. И., Елисеева Л.В. «Теория и методика воспитания» [Текст]: - М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
2. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений /ред. В.М.Мозгового/- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст]: /ред. В.В.Воронковой/ - М.: «Просвещение», 2004. - 190 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обследования письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Данная работа является курсавой и представляет интерес для студентов логопедического факультета, а также для начинающих логопедов...
Система коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В данной методической разработке расматривается система комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у школьников с интеллектуально...
Формирование математических представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий
В статье учителя начальных классов коррекционной школы VIII вида Казновой Ирины Евгеньевны рассказывается об использование компьютерных технологий в формировании математических представлени...
Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучении и воспитании младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Применение здоровьесберегающих условий в коррекционных школах....
Брошюра для обследования мелкой моторики у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Аппробировано на собственном опыте....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. Тема: Активизация учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики
Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а также творчески подходить к своей работе, т.е. не только пассивно воспринимать прои...
Статья "Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики"
Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола "Эффективные практики коррекционно-развивающей помощи обучающихся с ОВЗ в системе общего и специального образов...