Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная шкатулка" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня, а также современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми разного возраста. На мой взгляд, занятия в вокальной студии пробуждают интерес у ребят к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_shkatulka.doc | 251 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Согласовано ШМО учителей начальных классов Протокол №_____ от "____"_______________2015г. | Согласовано Зам.директора________/Ю.В. Панибратец/ от "____"_______________2015г. | Утверждаю Директор МБОУ "Кусакская СОШ" _______________/С.В.Демчик/ от "____"_______________2015г. |
"Кусакская средняя общеобразовательная школа"
Рабочая программа по внеурочной образовательной деятельности
«Музыкальная шкатулка»
(Духовно-нравственного направления)
«Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой
2 класс
(на 2015-2016 учебный год)
Разработала:
учитель начальных классов
Дзюбак Наталья Николаевна
с. Кусак, 2015 год
Пояснительная записка.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня, а также современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми разного возраста. На мой взгляд, занятия в вокальной студии пробуждают интерес у ребят к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему необходимы оптимальные связи между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в вокальной студии.
Большинство детей любят петь, особенно младшего возраста, и если не прививать детям любовь к пению, к вокальному искусству, то в последствии, дети старшего возраста не будут любить пение и возможно искусство вообще. Поэтому моей целью было создание вокального кружка, что бы дети проводили свое свободное от уроков время с пользой. Ведь цель музыки – трогать сердца. Музыкально–эстетическое воспитание и вокально - техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. С помощью различного репертуара вокальных и инструментальных музыкальных произведений осуществлять нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?
Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству и нацелить их на успешный результат в данном виде творчества.
В программе внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» предусматривается следующая последовательность и порядок освоения:
2класс – 1 час в неделю, 34часа
3 класс – 1час в неделю, 34часа
4классы – 1 час в неделю, 34часа
Цель: привить любовь к вокальному искусству и научит - правильно исполнять вокальные произведения.
Задачи:
- на основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре;
- воспитывать и прививать любовь к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
- научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важнейшую часть каждого человека;
- оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений;
- обучить основам сценической культуры, работе в коллективе;
- развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса;
- сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является ансамблевое и сольное пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов –классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов – песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий, допускается возможность изменения репертуара, замена одних произведений другими).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.
Содержание изучаемого курса.
Программа имеет двухуровневую, иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод «шаг за шагом).
Первая ступень обучения – младшая группа (2-3класс).
Раскрывается певческий голос ребенка. Пение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, народных песен и прибауток. Появляется навык вокально–хоровой деятельности. Появляются первые навыки выразительного пения. Развивается умение правильно распределять дыхание в пение. Формируются первые навыки культуры поведения на сцене.
Вторая ступень обучения – средняя группа (4 класс).
Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагается двухголосие, пунктирный ритм. Повышается исполнительское мастерство. Формируется умение цепного дыхания.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов студии осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимания стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляется во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально – сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требование времени – умения держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Методическое обеспечение программы внеурочной детельности
1.Метод - распевание. Ряд упражнений и методов для подготовки голосового аппарата. Под аккомпанемент фортепиано и а капелла.
2.Метод - работа над текущим репертуаром. Здесь надо переключать внимание детей на разные по характеру произведения, активизируя их восприятие, это улучшает результаты творческой деятельности.
3.Метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы. Используется магнитофон и микрофон на длинном шнуре. В ходе совместного пения отдельные участники в течение 10-15 секунд поют в микрофон, предварительно назвав себя. Далее микрофон передается соседу и он, также назвав имя, поет в микрофон. Получается возможность индивидуальной проверки. Все учащиеся с интересом прослушивают запись, открывая для себя собственные исполнительские достоинства и негативные стороны.
4.Метод называемый «разрядка» - это просмотр видео записей, прослушивание аудио записей, музыкальная викторина и даже небольшая разминка – «дискотека».
5.Сотрудничество с родителями учащихся и их помощь. Концерты, проводимые для родителей.
6.Участие участников кружка в школьных и районных мероприятиях.
Планируемые результаты.
Первая ступень обучения (2-3 класс):
-наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение ансамблем, хором, участие в импровизациях, участие в музыкально – драматических постановках);
- использование голосового аппарата;
-проявление навыков вокально – хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
-умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
-стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
Вторая ступень обучения (4 класс):
-наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально – творческое самовыражение (пение в ансамбле и хоре, участие в импровизациях, активность в музыкально – драматических постановках);
-увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
-проявление навыков вокально - хоровой деятельности;
-умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
-усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
-участие в концертах, мероприятиях, умение чувствовать исполняемое произведение, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
- развитие сольной деятельности: наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально – творческому самовыражению (пение сольно и ансамблем); умение услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; умение самостоятельно и осознано высказать собственные предпочтения произведениям различных стилей и жанров.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-строение артикуляционного аппарата;
-особенности и возможности певческого голоса;
-гигиену певческого голоса;
-понимания по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
-передавать правильный ритм муз.произведения на шумовых инструментах;
-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе.
Тематическое планирование
2 класс - 1 час.
№ п/п | Дата | Название тем, разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
1-2 | Пение учебно –тренировочного материала. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Индивидуальные занятия. | 1 | 1 | ||
4 | Разбор песни М.А. Пинегина «Скворушка прощается» (сл. М.Ивенсон, муз.Т.Попатенко). | 1 | 1 | ||
5 | Работа над дикцией в песне «Скворушка прощается». Исполнение попевок «Осень», «Дождик». | 1 | 1 | ||
6-7 | Работа над песней «Пестрая песенка» (сл.З.Петровой, муз.И.Якушенко) с солистами. Разбор песни «Золотая песенка» (сл.З.Петровой, муз.И.Якушенко). | 2 | 1 | 1 | |
8 | Работа над песней «Пестрая песенка». Работа над мелодическими скачками в песне «Золотая песенка». | 1 | 1 | ||
9-10 | Работа над словами и интонацией в изучаемых песнях. | 2 | 1 | 1 | |
11-12 | Работа над выразительным пением в изучаемых песнях. | 2 | 1 | 1 | |
13 | Разбор песни «Азбука» (сл.З.Петровой, муз.А.Островского). | 1 | 1 | ||
14 | Разбор песни «Алфавит» ( сл.И.Резника, муз. Р.Паульса). | 1 | 1 | ||
15 | Работа над мелодической линией в песнях «Азбука», «Алфавит». | 1 | 1 | ||
16 | Работа над словами в песнях«Азбука», «Алфавит». | 1 | 1 | ||
17-18 | Работа над хроматизмами в песне «Алфавит». Разбор песни «Песня о школе» (сл.В.Викторова, муз.Д.Кабалевского). | 2 | 1 | 1 | |
19 | Работа над художественным образом, ритмом и мелодией в изучаемых песнях | 1 | 1 | ||
20-21 | Пение упражнений на интонирование «Домисолька», «Семь подружек». | 2 | 2 | ||
22 | Индивидуальные занятия. | 1 | 1 | ||
23 | Разбор песни «Нотная тетрадь» (сл.М.Садовского, муз.З.Компанеец). | 1 | 1 | ||
24-25 | Работа над словом и мелодической линией в песне «Нотная тетрадь». | 2 | 1 | 1 | |
26 | Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Нотная тетрадь». | 1 | 1 | ||
27 | Разбор песни «Колыбельная Волховы» (муз.Н.Римского-Корсакова). | 1 | 1 | ||
28 | Работа над песней. «Колыбельная Волховы». | 1 | 1 | ||
29 | Разбор песни «Здравствуй, детство» (сл.М.Яснова, муз.И.Космачева). | 1 | 1 | ||
30 | Работа над мелодией и словом в песне «Здравствуй, детство». | 1 | 1 | ||
31 | Разбор песни «Доброе утро» (сл.Солодаря, муз.Д.Кабалевского). | 1 | 1 | ||
32 | Работа с песней «Доброе утро» с фонограммой. | 1 | 1 | ||
33 | Итоговое занятие. Повторение всего репертуара. | 1 | 1 | ||
Итого | 33 | 7 | 26 |
Тематическое планирование
3 класс
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
-основы музыкальной грамоты;
-познакомится с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;
Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-на звуках первой октавы правильно показывать красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно проговаривая слова;
-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-показывать результат элементов двухголосия.
№ п/п | Дата | Название тем, разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Пение учебно –тренировочного материала. | 1 | 1 | ||
2 | Индивидуальные занятия. | 1 | 1 | ||
3 | Разбор песни М.А. Пинегина «Моя Россия» (сл. Н.Соловьевой, муз.Г.Струве). | 1 | 1 | ||
4 | Работа над дикцией в песне «Моя Россия». Исполнение попевок «Осень, в гости просим», «Дождик припусти». | 1 | 1 | ||
5 | Работа над песней «Здравствуй, Родина моя» (сл.К.Ибряева, муз.Ю.Чичкова) с солистами. Разбор песни «Патриотическая песня» (сл.А.Машистова, муз.М.Глинки). | 1 | 1 | ||
6 | Работа над песней «Здравствуй, Родина моя». Работа над мелодическими скачками в песне «Патриотическая песня». | 1 | 1 | ||
7 | Работа над словами и интонацией в изучаемых песнях. | 1 | 1 | ||
8 | Работа над выразительным пением в изучаемых песнях. | 1 | 1 | ||
9 | Разбор песни «Колыбельная медведицы» (сл.Ю.Яковлева, муз.Е.Крылатова). | 1 | 1 | ||
10 | Разбор песни «Сонная песенка» ( сл.И.Ласманиса, муз. Р.Паульса). | 1 | 1 | ||
11 | Работа над мелодической линией в песнях «Колыбельная медведицы», «Сонная песенка». | 1 | 1 | ||
12 | Работа над словами в песнях «Колыбельная медведицы», «Сонная песенка». | 1 | 1 | ||
13-14 | Разбор песни «Рождественская песенка» (сл.и муз.П.Синявского). | 2 | 1 | 1 | |
15 | Работа над художественным образом, ритмом и мелодией в изучаемых песнях | 1 | 1 | ||
16 | Пение упражнений на интонирование «Лесенка», «Звуки музыки». Разбор песни «Бояре, а мы к вам пришли» (рус.нар.песня). | 1 | 1 | ||
17 | Работа над художественным образом в песне «Бояре, а мы к вам пришли». | 1 | 1 | ||
18 | Работа над звуковедением в песне по подгруппам «Бояре, а мы к вам пришли». | 1 | 1 | ||
19 | Работа над выученным репертуаром. | 1 | 1 | ||
20 | Индивидуальные занятия. | 1 | 1 | ||
21 | Разбор песни «Реченька» (сл.Е.Красева, муз.А.Абрамова). | 1 | 1 | ||
21 | Работа над словом и мелодической линией в песне «Реченька». | 1 | 1 | ||
23-24 | Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Реченька». | 2 | 1 | 1 | |
25 | Разбор песни «Песня - спор» (сл.В.Луговского, муз.Г.Гладкова). | 1 | 1 | ||
26 | Работа над песней. «Песня-спор». | 1 | 1 | ||
27 | Разбор песни «Весенняя»(сл.Т.Сикорской, муз. В.Моцарта). | 1 | 1 | ||
28 | Работа над характером исполнения песни «Весенняя». | 1 | 1 | ||
29 | Разбор песни «Сказки гуляют по свету» (сл.М.Пляцковского, муз.Е.Птичкина). | 1 | 1 | ||
30-31 | Работа над мелодией и словом в песне «Сказки гуляют по свету». | 2 | 1 | 1 | |
32 | Разбор песни «Большой хоровод» (сл.Л.Жигалкиной и А.Хайта, муз.Б.Савельева). | 1 | 1 | ||
33 | Работа над выразительным пением в песне «Большой хоровод». | 1 | 1 | ||
34 | Повтор всего репертуара. | 1 | 1 | ||
| Итого | 34 | 6 | 28 |
Тематическое планирование
4 класс
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
-жанры вокальной музыки.
Уметь:
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-точно повторять заданный звук;
-в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-правильно показывать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
-петь чисто слаженно в унисон;
-петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
-давать критическую оценку своему исполнению;
-к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
№ п/п | Дата | Название тем, разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Пение учебно –тренировочного материала. Повторение песенного репертуара. | 1 | 1 | ||
2 | Индивидуальные занятия. | 1 | 1 | ||
3 | Разбор песни М.А. Пинегина «Домовой» (сл. А.Усачева). | 1 | 1 | ||
4 | Работа над дикцией в песне «Домовой». Исполнение попевок. | 1 | 1 | ||
5 | Работа над песней «Домовой» с солистами. Разбор песни «Добрый наш учитель» | 1 | 1 | ||
6 | Работа над песней «Домовой».Работа над мелодическими скачками в песне «Добрый наш учитель». | 1 | 1 | ||
7 | Работа над словами в песне «Добрый наш учитель». | 1 | 1 | ||
8 | Работа над выразительным пением в песне «Добрый наш учитель». | 1 | 1 | ||
9 | Работа с песнями «Домовой», «Добрый наш учитель». | 1 | 1 | ||
10 | Разбор песни Я.Дубравина «Незнайка»(сл.В.Суслова) | 1 | 1 | ||
11 | Работа над мелодической линией в песне «Незнайка». | 1 | 1 | ||
12 | Работа над словами в «Незнайке». | 1 | 1 | ||
13-14 | Работа над хроматизмами в песне «Незнайка». Разбор песни «Баба Яга» М.Славкина (сл. Е.Каргановой). | 2 | 1 | 1 | |
15-16 | Работа над художественным образом в песне «Незнайка» и над ритмом и мелодией в песне «Баба Яга». | 2 | 2 | ||
17 | Пение упражнений на интонирование. Работа над песней «Незнайка» и над словом в песне «Баба Яга». | 1 | |||
18 | Работа над песней «БабаЯга». | 1 | 1 | ||
19 | Работа над выученным репертуаром. | 1 | 1 | ||
20 | Индивидуальные занятия. | 1 | 1 | ||
21 | Разбор песни Г.Падольского «Песенка о смешной обезьянке» | 1 | 1 | ||
22 | Работа над словом и мелодической линией в песне «Песенка о смешной обезьянке». | 1 | 1 | ||
23 | Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Песенка о смешной обезьянке». | 1 | 1 | ||
24 | Работа над образом в песне «Песенка о смешной обезьянке». | 1 | 1 | ||
25 | Разбор песни «В каждом маленьком ребенке». | 1 | 1 | ||
26-27 | Работа над песней «В каждом маленьком ребенке». | 2 | 1 | 1 | |
28 | Работа над звуковедением в песнях «Вкаждом маленьком ребенке» и «Песенка о смешной обезьянке». | 1 | 1 | ||
29 | Работа над характером исполнения песни «В каждом маленьком ребенке».Разбор песни С.Соснина «Снежный карнавал» (сл. П.Синявского). | 1 | 1 | ||
30 | Работа над мелодией и словом в песне «Снежный карнавал». | 1 | 1 | ||
31 | Работа над звуковедением в песне «Снежный карнавал». | 1 | 1 | ||
32 | Работа над выразительным пением в песне «Снежный карнавал». | 1 | 1 | ||
33-34 | Повтор всего репертуара. | 2 | 2 | ||
Итого | 34 | 5 | 29 |
4 класс
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
4-й год обучения.
В результате обучения пению ребенок должен
знать и понимать:
-основные типы голосов;
-жанры вокальной музыки;
-типы дыхания;
-поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
-реабилитация при простудных заболеваниях;
-образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
Уметь:
-петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
-петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-петь несложные двухголосные каноны;
-импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.
№ п/п | Название разделов, тем. | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Пение учебно –тренировочного материала. Повторение выученного песенного репертуара. | 1 | 1 | |
2 | Знакомство с песней «Волшебная страна». | 1 | 1 | |
3 | Работа над песней «Волшебная страна», разбор мелодии слов. | 1 | 1 | |
4 | Работа над звуковедением, скачками в песне «Волшебная страна». | 1 | 1 | |
5 | Работа над хроматизмами в песне «Волшебная страна».Упражнения на развитие музыкального слуха. Знакомство с песней «Бюро находок». | 1 | 1 | |
6 | Индивидуальные занятия. Упражнения а капелла. | 1 | 1 | |
7 | Работа над мелодией и словом в песне «Бюро находок».Канон. | 1 | 1 | |
8 | Работа над мелодией и словом в песне»Бюро находок». Разбор песни «Новый год». | 1 | 1 | |
9 | Разучивание песни «Новый год». | 1 | 1 | |
10 | Работа над позицией пения в песне «Новый год». | 1 | 1 | |
11 | Пение вокальных упражнений на развитие мягкой атаки, легкого дыхания. Пение выученного песенного репертуара. | 1 | 1 | |
12 | Знакомство с песней «Про сластену короля». | 1 | 1 | |
13 | Работа над мелодией и дикцией в песне «Про сластену короля». | 1 | 1 | |
14 | Знакомство с песней «Книголюбы». | 1 | 1 | |
15 | Работа над дикцией и выразительным пением в песне «Книголюбы». | 1 | 1 | |
16 | Работа над песней «Книголюбы». Знакомство с песней «Шарики». | 1 | 1 | |
17 | Работа над формой и выразительным пением в песне «Шарики». | 1 | 1 | |
18 | Знакомство с песней «Волшебный мост». | 1 | 1 | |
19 | Работа над худ. Образом в песне «Шарики», работа над двухголосием. Работа над мелодической линией в песне «Волшебный мост». | 2 | 1 | 1 |
20 | Работа над звуковедением и дикцией в песне «Волшебный мост». | 1 | 1 | |
21 | Знакомство с песней «Раз, два – радуга». | 1 | 1 | |
22 | Работа над мелодией и словом в песне «Раз, два – радуга». | 1 | 1 | |
23 | Упражнения на развитие точной интонации. Работа над звуковедением и артикуляцией в песне «Раз, два –радуга». | 2 | 1 | 1 |
24 | Знакомство с песней «Песенка о смешном человечке». | 1 | 1 | |
25 | Разбор мелодии и текста песни «Песенка о смешном человечке». | 1 | 1 | |
26 | Работа над штрихами и паузами в песне «Песенка о смешном человечке». | 1 | 1 | |
28 | Работа над вокальным ансамблем в песне «Песенка о смешном человечке». | 1 | 1 | |
29 | Знакомство с песней «Здравствуй, лето». | 2 | 1 | |
30 | Работа над звуковедением и точной интонацией в песне «Здравствуй, лето». | 1 | 1 | |
31 | Работа над выразительным пением в песне «Здравствуй, лето», работа с фонограммой. | 1 | 1 | |
32 | Повторение выученного песенного репертуара. | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 2 | 32 |
Содержание изучаемого курса.
Программа имеет двухуровневую, иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод «шаг за шагом).
Первая ступень обучения – младшая группа (1-3классы).
Раскрывается певческий голос ребенка. Пение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, народных песен и прибауток. Появляется навык вокально–хоровой деятельности. Появляются первые навыки выразительного пения. Развивается умение правильно распределять дыхание в пение. Формируются первые навыки культуры поведения на сцене.
Вторая ступень обучения – средняя группа (4 классы).
Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагается двухголосие, пунктирный ритм. Повышается исполнительское мастерство. Формируется умение цепного дыхания.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов студии осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимания стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляется во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально – сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требование времени – умения держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Методическое обеспечение программы внеурочной детельности
1.Метод - распевание. Ряд упражнений и методов для подготовки голосового аппарата. Под аккомпанемент фортепиано и а капелла.
2.Метод - работа над текущим репертуаром. Здесь надо переключать внимание детей на разные по характеру произведения, активизируя их восприятие, это улучшает результаты творческой деятельности.
3.Метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы. Используется магнитофон и микрофон на длинном шнуре. В ходе совместного пения отдельные участники в течение 10-15 секунд поют в микрофон, предварительно назвав себя. Далее микрофон передается соседу и он, также назвав имя, поет в микрофон. Получается возможность индивидуальной проверки. Все учащиеся с интересом прослушивают запись, открывая для себя собственные исполнительские достоинства и негативные стороны.
4.Метод называемый «разрядка» - это просмотр видео записей, прослушивание аудио записей, музыкальная викторина и даже небольшая разминка – «дискотека».
5.Сотрудничество с родителями учащихся и их помощь. Концерты, проводимые для родителей.
6.Участие участников кружка в школьных и районных мероприятиях.
7.Учащиеся 4 классов участвуют в составлении музыкальных кроссвордов, а учащиеся 1-3 классов участвуют в конкурсе рисунков «Я рисую музыку».
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
- Технические средства: музыкальный центр; компьютер, проектор; телевизор, DVD- плеер.
- Комплект дисков с классической, детской, популярной музыкой.
- Обучающие и демонстрационные диски.
- Литература
- Закон РФ об образование. Москва 2009 г.
- Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых.
- Сборник методических статей «Хоровое пение в художественной самодеятельности»- М.,2010г.
- «Программы для внеклассной и внешкольной работы» редактор О.А.Апраксина. -М .:Просвещение»,2011г.
- «Настольная книга школьного учителя –музыканта». –М. «Владос»,2010г.
- «Как Рыжик научился петь» А.Абелян – М. «Композитор».2009г.
- «Методика музыкального воспитания в школе» Л.Г.Дмитриева – М. «Академия».2009г.
- «Развитие голоса» В.В.Емельянов «Лань» 2009г.
- «Мир вокального искусства» 1-4 классы Г.А. Суязова «Учитель» 2010г.
- Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя «Просвещение» 2009г.
- «Песенные узоры». Русские народные песни, игры для детей школьного возраста/ Сост. Н.Сорокина «Музыка» 2009г.
Список литературы, рекомендуемой для родителей:
- «Мир вокального искусства» 1-4 классы Г.А. Суязова «Учитель» 2010г.
- «Мой первый учебник по музыке и творчеству» Е.И.Юдина М.«Аквариум»
- «Музыкальное воспитание детей» Н.Н.Доломанова М. «Сфера» 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...