Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире музыкальных звуков"
рабочая программа
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «В мире музыкальных звуков» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральной образовательной программы начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372), на основе примерной программы внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка) «Хоровое пение» для 1- 4 классов института стратегии развития образования, Рабочей программы воспитания «Успешный человек»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_v_mire_muzykalnyh_zvukov_2023-2024.docx | 81.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «В мире музыкальных звуков» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральной образовательной программы начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372), на основе примерной программы внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка) «Хоровое пение» для 1- 4 классов института стратегии развития образования, Рабочей программы воспитания «Успешный человек».
Главная цель:
Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в хоре.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом и музыкального искусства в частности:
- становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
- осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, интонационно-художественного отражения многообразия жизни;
- реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.
Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно:
—приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся;
—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое освоение интонационно-об- разного содержания произведений отечественной музыкальной культуры;
—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран и народов;
—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.;
—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат;
—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир;
—улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья обучающихся;
—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;
—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны.
Согласно плану внеурочной деятельности школы на изучение курса «В мире музыкальных звуков» в 1 – 4 классах отведено всего 135 ч, из них в 1 классе – 33 ч (1 час в неделю), 2-4-х классах – по 34 часа (1 час в неделю).
Форма проведения – кружок.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Содержание внеурочного курса
Основным содержанием обучения и воспитания по программе «В мире музыкальных звуков» является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации»
Содержание внеурочных занятий по «В мире музыкальных звуков» вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка», которое структурно представлено восемью сквозными модулями (тематическими линиями) в начальной школе.
МОДУЛИ
«Музыкальная грамота»
«Музыка в жизни человека»
«Народная музыка России»
«Музыка народов мира»
«Духовная музыка»
«Классическая музыка»
«Современная музыкальная культура»
«Музыка театра и кино»
Вариативный принцип, лежащий в основе модульной структуры программы по предмету «Музыка», позволяет развивать её тематические линии и в программе внеурочной деятельности «Хоровое пение». Такой подход позволит учителю наиболее эффективно использовать учебное время, учитывая возможности и потребности обучающихся, условия организации различных видов деятельности, формы и методы освоения содержания, совершенствования важнейших предметных умений и навыков.
Тематический модуль | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
Музыкальная грамота | Ноты певческого диапазона, длительности и паузы, основные музыкальные размеры, штрихи, динамика, дополнительные обозначения в нотах (реприза, вольта, фермата и др.). Знаки альтерации. Лад, тональность, тоника. Интонация, мотив, фраза. Одноголосие, многоголосие. Мелодия, аккомпанемент. Интервалы, аккорды. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо). | Сольмизация, хоровое сольфеджио: проговаривание, пропевание по нотам попевок, мелодий изучаемых произведений. Анализ мелодического и ритмического рисунка песни (направление движения, поступенное движение, скачки, повторы, остановки кульминации). Пение с ручными знаками, тактированием. Интонационно-слуховые упражнения с применением наглядных моделей (рука — нотный стан, столбица и др.). Составление исполнительского плана песни с опорой на нотный текст |
Жанры музыкального искусства | Основные черты жанра, характер, музыкально-выразительные средства, отражённое в жанре жизненное содержание. Простейшие жанры: песня, танец, марш. Жанровые сферы: песенность, танцевальность, маршевость. Жанры камерной вокальной музыки XIX—XX вв. (романс, вокализ, ноктюрн, серенада, баркарола и др.). Циклические формы и жанры (цикл вокальных миниатюр, сюита, кантата) | Разучивание, анализ, исполнение, музыкальных произведений с ярко выраженной жанровой основой. Слушание, сравнение, критическая оценка различных интерпретаций изучаемых произведений. На выбор или факультативно: Посещение концертов, фестивалей, просмотр телевизионных и интернет-трансляций. Составление письменного отзыва, рецензии на концерт |
Музыка в жизни человека | Стремление человека к красоте. Хор — музыкальное единство людей. Особое переживание — слияние голосов в пении. Музыкальный образ, настроения, мысли и чувства, которые передаёт музыка. Образы природы, людей, событий (музыкальные пейзажи, портреты и т. п.). Песни, посвящённые Родине, семье, образам детства, дружбе, войне, праздникам и др | Выстраивание хорового унисона, поиск красивого тембра звучания хора. Разучивание, исполнение песен, в которых раскрывается внутренний мир человека, чувства и жизнь ребёнка, образы близких людей. Работа над песнями и хорами, воспевающими красоту родной природы, подвиги героев, любовь к Родине, другие темы, созвучные базовым национальным ценностям. Публичные выступления на праздниках, фестивалях, акциях, посвящённых памятным датам и традиционным праздникам. На выбор или факультативно: Организация эстетического досуга своих друзей, членов своей семьи |
Музыка моего края | Традиционный песенный фольклор малой родины — обработки народных мелодий для детского хора. Гимны, песни-символы родного края, своей школы, республики. Вокальные произведения композиторов-земляков | Разучивание, исполнение обработок народных песен и песен современных композиторов своего края. На выбор или факультативно: Творческие встречи с композиторами-земляками. Участие в региональных смотрах-конкурсах. Творческие проекты, посвящённые музыкальной культуре родного края |
Музыка народов России | Русские народные песни и песни других народов России в обработках для детского хора | Разучивание, исполнение обработок народных песен. Сочинение мелодических, ритмических подголосков и аккомпанементов к ним. Создание сценических театрализованных композиций на основе различных фольклорных жанров. Участие в общешкольном фестивале, посвящённом музыке разных народов, смотрах-конкурсах областного, межрегионального уровня |
Музыка народов мира | Песни народов мира в обработках для детского хора | |
Духовная музыка | Образцы литургической музыки русских и зарубежных композиторов-классиков, сочинения современных композиторов на канонические тексты — песни и хоры духовного содержания | Разучивание, исполнение вокальных произведений духовной музыки. Выступление с программой духовной музыки на концерте перед публикой. На выбор или факультативно: Подготовка сценария выступления, кратких пояснительных текстов об исполняемых произведениях. |
Классическая музыка | Светская музыка русских и зарубежных композиторов-классиков в обработках для детского хора. Произведения1 И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, Дж. Каччини, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Э. Грига, А. Дворжака, М. Глин ки, П. Чайковского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского, С. Рахманинова, Ц. Кюи, А. Гречанинова, В. Калинникова, Р. Глиэра | Разучивание, исполнение вокальных сочинений, переложений для детского хора инструментальных камерных и симфонических произведений композиторов-классиков. Интонационный анализ. На выбор или факультативно: Подготовка просветительского концерта, составление программы выступления, создание кратких пояснительных текстов об исполняемых произведениях |
Современная музыкальная культура | Вокальные произведения для детей современных композиторов, в том числе песни, написанные современным музыкальным языком, в джазовом стиле и т. д. Сочинения композиторов2 С. Баневича, Р. Бойко, М. Дунаевского, А. Зарубы, В. Кикты, Е. Крылатова, З. Левиной, Ж. Металлиди, Р. Паулса, А. Пахмутовой, Е. Подгайца, М. Ройтерштейна, М. Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Я. Френкеля, Ю. Чичкова, И. Шварца, Р. Щедрина | Разучивание, исполнение произведений современных композиторов. Сочинение мелодических, ритмических подголосков и аккомпанементов к ним. Инструментальное сопровождение (на ударных и шумовых инструментах, с помощью звучащих жестов) вокального исполнения песен. Создание сценических театрализованных композиций на основе исполняемых произведений. На выбор или факультативно: Поиск информации о современных композиторах — авторах песен, подготовка концерта, создание кратких пояснительных текстов об исполняемых произведениях |
Музыка театра и кино, связь музыки с другими видами искусств | Песни и хоры из кино и мультфильмов, фрагменты из мюзиклов, опер, театральных постановок. Сочинения композиторов Ц. Кюи, М. Коваля, М. Красева, Э. Л. Уэббера, Ф. Лоу, Р. Роджерса, Дж. Гершвина, А. Миллера, Е. Крылатова, И. Дунаевского, М. Дунаевского, А. Журбина, А. Се мёнова, Ю. Галахова, Б. Чайковского, Г. Гладкова, С. Плешака, и др | Разучивание, исполнение хоровых номеров из опер и мюзиклов, обработок известных мелодий театра и кино для детского хора. Инструментальное сопровож дение (на ударных и шумовых инструментах, с помощью звучащих жестов) вокального исполнения песен. Создание сценических театрализованных композиций на основе исполняемых произведений. На выбор или факультативно: Творческий проект: озвучивание фрагмента фильма (мультфильма). |
Большинство занятий в течение учебного года носит репетиционный характер и состоит из комбинированной вокально-хоровой работы по партиям и совместной певческой деятельности всего коллектива.
Каждое занятие включает в себя:
1. Работу над певческой установкой, правильным дыханием, дикцией, артикуляцией.
2. Упражнения для развития интонационного и ритмического слуха.
3. Вокальные упражнения на развитие, совершенствование певческих навыков: интонационной точности, подвижности голоса, расширения его диапазона.
4. Разучивание новых произведений.
5. Повторение и творческая интерпретация произведений, выученных ранее.
6. Подготовка концертной программы для выступлений хорового коллектива. Освоение тематических модулей реализуется прежде всего через разучивание песен и хоров соответствующего содержания. Очерёдность освоения модулей, принцип их компоновки в календарно-тематическом плане — свободные.
Примерный репертуарный список, перечень музыкальных произведений, описание упражнений и распеваний с распределением по годам обучения приведён ниже.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
1-й год обучения
Упражнения, распевания
Артикуляционные игры и упражнения, элементы логоритмики.
Дыхательные упражнения, игры на внимание, самоконтроль. Упражнения на выработку певческой установки, хорового унисона. Попевки, основанные на интонации малой терции (V— III ступени мажорного звукоряда), попевки поступенного нисходящего мелодического движения на 2—3—5 звуках (начало — в примарной зоне, с постепенным расширением диапазона) в умеренном темпе. Упражнения и распевания на начальные навыки пения a capella. Русские народные песни
Во поле берёза стояла
А я по лугу
Кукушечка
Ой, вставала я ранёшенько
Пойду лук я полоть
Ой, на море
Музыка народов России, других народов мира
Гусли. Марийская народная песня.
Музыкант. Башкирская народная песня.
Мёд. Башкирская народная песня.
Колыбельная. Народная песня коми, русский текст С. Болотина.
Три упряжки. Народная песня ульчи, русский текст О. Грачёва.
Уйнапат. Эскимосская народная песня. Обработка М. Грачёва, русский текст О. Грачёва.
Весна. Армянская народная песня. Слова С. Капутикян, русский текст и обработка Б. Снеткова.
У каждого свой музыкальный инструмент. Эстонская народная песня. Обработка Х.Кирвите, русский текст М. Ивенсен.
Дождик, уймись! Молдавская народная песня.
Сел комарик на дубочек. Белорусская народная песня.
Суп из воздуха. Кубинская народная шуточная песня. Обработка В. Агафонникова.
Раз, два, три, четыре, пять. Чешская народная песня. Обработка Р. Бойко, русский текст А. Машистова.
Шесть утят. Английская народная песня.
Русская и зарубежная классика
Андрей-воробей. Петушок. Дон-дон. Вставала ранёшенько. (Из вокального цикла «Петушок».) Музыка А. Гречанинова, слова народные.
Там, вдали за рекой. Птичка. Музыка А. Аренского, слова А. Плещеева.
Песни современных композиторов
Петь приятно и удобно. Музыка Л. Абелян, слова В. Степанова.
Под луной. Музыка С. Поддубного, слова Л. Епанешникова.
Скворушка прощается. Музыка Т. Попатенко, слова М. Ивенсен.
Зимний сад. Музыка А. Ашкенази, слова А. Фаткина.
Новый год. Музыка Т. Смирновой, слова А. Граневской.
Дед Мороз. Музыка М. Парцхаладзе, слова Л. Кондрашенко.
Самая хорошая. Музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой.
Мама и солнце. Музыка М. Парцхаладзе, слова У. Краст, перевод В. Викторова.
Вечный огонь. Музыка А. Филиппенко, слова Д. Чибисова,
перевод К. Лидиной.
Димкины песенки (цикл для детей). Музыка М. Ройтерштейна, слова И. Токмаковой.
Песенка львёнка и черепахи (из мультфильма «Как львёнок
и черепаха пели песенку»). Музыка Г. Гладкова, слова В. Козлова.
- й год обучения:
Упражнения, распевания
Упражнения на выработку певческой установки. Дыхательные и артикуляционные упражнения, скороговорки.
Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящем мелодическом движении в ограниченном диапазоне. Распевания, состоящие из 3—4—5 звуков (в том числе фрагменты звукоряда, движения мелодии по звукам мажорного трезвучия), попевки на основе интервалов терция, кварта, квинта.
Вокальные упражнения на выстраивание унисона на слоги
«лё», «мо», «ма», «му». Вокальные упражнения a capella для развития слуха и голоса. Слуховые игры на развитие начальных элементов гармонического слуха (интервалы, аккорды).
Фрагменты и отдельные фразы, наиболее важные интонации из разучиваемых песен по принципу секвенций и в разных тональностях.
Простейшие примеры канонов (в приму).
Русские народные песни
Как на тоненький ледок. Ай, на горе дуб, дуб.
Вдоль по улице молодчик идёт. Как у наших у ворот
На горе-то калина. Пошла млада за водой
Ты, живи, Россия!
Музыка народов России, других народов мира
Дедушка. Башкирская народная песня. Русский текст В. Татаринова.
Жаворонок. Якутская народная песня, русский текст А. Абазинского.
За рекой закат горит. Хакасская народная песня.
Наш Мороз. Эвенкийская народная песня.
Вышла полянка на край горы. Осетинская народная пес ня-танец. Русский текст А. Снеткова.
Детская песенка. Музыка А. Чыргалоола, слова В. Малкова.
Перепёлочка. Белорусская народная песня. Савка и Гришка. Белорусская народная песня. Птичий ужин. Литовская народная песня.
Спой мне такую песню. Венгерская народная песня, русский текст Э. Александровой.
Русская и зарубежная классика
За рекою старый дом. Музыка И. С. Баха, русский текст Д. Тонского.
Волшебный цветок. Музыка Л. Бетховена, слова Ю. Бюрге- ра, перевод с немецкого А. Ефременкова.
Песня из оперы «Ваня и Маша». Музыка Э. Гумпердинка, русский текст М. Андреевой.
Спокойной ночи. Музыка Г. Наумликат, русский текст М. Андреевой.
Осень. Музыка П. Чайковского, слова А. Плещеева. Котик и козлик. Музыка Ц. Кюи, слова В. Жуковского. Весенняя песенка. Музыка Ц. Кюи, слова И. Белоусова.
Птичка летает. Музыка А. Аренского, слова В. Жуковского.
Расскажи мотылёк. Музыка А. Аренского, слова Л. Мозда левского.
Сорока. Петушок (Первая тетрадь, соч. 14). Музыка А. Лядова, слова народные.
Киска. Музыка В. Калинникова, слова неизвестного автора.
Мишка. Музыка В. Калинникова, слова народные.
Песни современных композиторов
Родина моя. Музыка А. Абрамова, слова И. Мазнина.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Тигр вышел погулять. Музыка В. Жубинской, слова Э. Успенского.
Тишина. Музыка Е. Адлера, слова Е. Руженцева.
Гном. Музыка Ж. Металлиди, слова И. Токмаковой.
Начинаем перепляс. Музыка С. Соснина, слова П. Синявского.
Тимоти-Тим. Музыка З. Левиной, слова А. Милна, перевод В. Познера.
Солнечный зайчик. Музыка В. Голикова, слова Г. Лагздынь.
Песенка-небылица. Музыка М. Ройтерштейна, слова О. Высотской.
Верблюд-путешественник. Зайчишка, волчонок и телеграм- ма. Музыка М. Ройтерштейна, слова И. Бурсова.
Колыбельная медведицы (из мультфильма «Умка»). Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
Песенка о солнышке (из мультфильма «Солнышко на нитке»). Музыка Е. Ботярова, слова Л. Зубковой.
- й год обучения:
Упражнения, распевания
Распевания, основанные на трезвучиях, отрезках звукоряда в нисходящем и восходящем движении, на различные гласные (у, а, о, и) и слоги (ля, лю, ле, ли, ма, мо, му и т. д.). Попевки, слуховые упражнения на основе интервалов кварта, терция (мелодические и гармонические).
Попевки, основанные на контрастном двухголосии (остинат- ная интонация или выдержанный звук в одном из голосов).
Каноны на материале народных мелодий.
Упражнения А. Яковлева, начинающиеся с гласного «у» в сочетании штрихов legato и staccato.
Вокально-хоровые упражнения Е. Альбовой и Н. Шереметьевой.
Русские народные песни
Я с комариком
Посею лебеду на берегу Блины
Во поле рябинушка стояла Дома ль воробей
Дрёма
Не летай, соловей (двухгол.)
Музыка народов России, других народов мира
Шаль вязала. Башкирская народная песня. На лодочке. Башкирская народная песня. Весна. Татарская народная песня.
Колыбельная. Татарская народная песня.
Родник. Бурятская народная песня.
Зима. Музыка М. Музафарова, слова народные.
Ой, как в поле выросла берёза. Белорусская народная песня.
Видишь розу. Венгерская народная песня. Русский текст Л. Дербенева.
Дождик. Узбекская народная песня. Обработка и русский текст Р. Кадырова.
Русская и зарубежная классика
Старый добрый клавесин. Музыка Й. Гайдна, слова П. Синявского.
Малиновка. Музыка Л. Бетховена, слова Г. Бюргера.
Мотылёк. Музыка Р. Шумана, слова Фаллерслебена, русский текст Я. Родионова.
Колыбельная. Музыка Й. Брамса, русский текст Г. Шмидта.
Осень. Музыка В. Калинникова, слова неизвестного автора.
Колыбельная (из цикла пять песен на стихи Аспазии). Музыка Р. Паулса, перевод О. Петерсон.
Качели. Музыка М. Иорданского, слова А. Гангова.
Кукла заболела. Музыка Е. Адлера, слова М. Карема, перевод М. Кудинова.
Ласточка. Музыка Е. Крылатова, слова И. Шаферана.
Весёлый колокольчик. Музыка В. Кикты, слова В. Татаринова.
Давайте верить в чудо. Музыка Г. Левкодимова, слова В. Степанова.
Песня солнышка. Музыка М. Раухвегера, слова Н. Байрамова, перевод с туркменского В. Орлова.
Кого я уважаю. Музыка М. Славкина, слова Е. Каргановой.
Лунные коты. Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёвой.
Про сверчка. Музыка И. Морозова, слова А. Коваленкова.
Эта капелька дождя (из хоровой сюиты «Песенки весенние»).
Музыка М. Ройтерштейна, слова А. Стройло.
Летняя песенка. Музыка В. Семёнова, слова Г. Лебедевой. Музыкант-турист. Музыка Ю. Чичкова, слова И. Белякова. Всё в порядке. Музыка Г. Гладкова, слова Э. Успенского.
Лесная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
Овощи. Музыка Э. Силинь, слова Ю. Тувима, перевод С. Михалкова.
Снега-жемчуга. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского
Новая шубка. Музыка М. Парцхаладзе, слова Г. Новицкой.
Осень. Музыка М. Парцхаладзе, слова Л. Некрасовой.
Музыкальная шкатулка. Музыка М. Лёвкиной, слова В. Бабичкова.
Мир. Музыка С. Баневича, слова Т. Калининой.
Вот какие песни. Музыка Е. Подгайца, слова Л. Яковлева.
Галя по садочку ходила. Ладушки-лады. Лягушки. Сеял му- жик просо (каноны). Музыка Ю. Литовко, слова народные.
Песенка о лете (из мультфильма «Дед Мороз и лето»). Му- зыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Антошка (из мультфильма «Весёлая карусель»). Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
- й год обучения:
Упражнения, распевания
Слуховые упражнения на развитие гармонического слуха («сколько звуков?», тон-полутон, интервалы (секунда, терция, кварта, квинта мелодические и гармонические), спеть нижний звук из двух звучащих и др.).
Упражнения на интонирование мажорного и минорного трезвучий, интервалов в различном мелодическом движении, интервалов в двухголосии, в том числе по ручным знакам.
Пение гамм с названием звуков, в том числе по тетрахордам, сольфеджирование знакомых мелодий с метроритмическим тактированием.
Распевания А. Яковлева с элементами двухголосия, движения по звукам трезвучий.
Упражнения на развитие навыков двухголосия (выдержанный звук в одном из голосов, остинато, каноны, навык пения терцовой вторы на интонационном материале народных мелодий).
Русские народные песни
Скворцы прилетели. Я на камушке сижу
Вдоль по улице молодчик идёт (двухгол.)
Посею лебеду на берегу (двухгол.)
На горе-то калина (двухгол.) В сыром бору тропина (канон) У ворот, воротиков (канон)
Музыка народов России, других народов мира
Пастух. Чувашская народная песня, русский текст Я. Родионова.
Роща на взгорье что-то шумит. Бурятская народная песня.
Обработка В. Наговицына, перевод Н. Самарина.
Времена года. Народная песня коми.
Новогодняя ёлка. Ненецкая народная песня.
Весна пришла. Узбекская народная песня, обработка и русский текст Р. Кадырова.
Виноград мой, виноград! Молдавская народная песня, русский текст Д. Одельченко.
Вей, ветерок! Латышская народная песня, русский текст К. Алемасовой.
У реки гуляет моё стадо. Эстонская народная песня. Обработка Э. Велмета, русский текст Л. Некрасовой.
Русская и зарубежная классика
Рождественская песня. Музыка И. С. Баха (из нотной тетради А. М. Бах), русский текст И. Солониной.
Тоска по весне. Музыка В. Моцарта, слова К. Овербека, перевод Т. Сикорской.
Походная. Музыка Л. Бетховена, слова Т. Сикорской.
Божья коровка. Музыка Й. Брамса, слова народные, русский текст Ю. Фадеевой, обработка для хора Н. Авериной.
Зима. Музыка Ц. Кюи, слова Е. Баратынского. Майский день. Музыка Ц. Кюи, слова Ф. Тютчева. Островок. Музыка С. Рахманинова, слова К. Бальмонта.
Песни современных композиторов
Вот солдаты идут. Музыка К. Молчанова, слова В. Львовского.
Земля, где мы живём. Музыка Е. Четверикова, слова В. Степанова.
Солнце скрылось за горою. Музыка М. Блантера, слова А. Коваленкова.
Мир похож на цветной луг. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Музыкант. Музыка Е. Зарицкой, слова В. Орлова. Птичий рынок. Музыка Г. Гладкова, слова Э. Успенского Лягушки поют. Музыка Ю. Чикова, слова Б. Заходера.
Карабас и тарантас. Музыка А. Арутюнова, слова В. Степанова.
Песенка о дожде. Музыка И. Манукян, слова И. Векшегоновой.
Люблю я пологие спуски к реке. Музыка Н. Сушевой, слова В. Степанова.
Слушайте птиц. Музыка А. Дубравина, слова В. Суслова.
Баба-яга. Музыка М. Славкина, слова Е. Каргановой. Нелепый случай. Музыка М. Славкина, слова О. Голяховского. Ночной концерт. Музыка Е. Подгайца, слова Л. Яковлева. Собака-забияка. Музыка Г. Крылова, слова П. Синявского. Подснежник. Музыка С. Разоренова, слова Б. Иовлева.
Пусть всегда будет солнце. Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
Цап, цап, цап. Костяная рубашонка. Коко, роко, коко, дил. Старушка и пират (из цикла «Живой уголок»). Музыка М. Славкина, слова В. Орлова.
Дело было в Каролине. Мыл казак в воде коня. На лошадке. Речная прохлада. Я лечу ослика. Хозяйка (из цикла «Песни в стиле народов мира»). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
В некоторой школе в некотором классе. Песенная сюита. Музыка А. Журбина, слова П. Синявского.
Чунга-чанга (из мультфильма «Катерок»). Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение программы внеурочной деятельности «Хоровое пение» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. «Хор — не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор — это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества. Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем — высшая цель хорового музицирования».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы «Хоровое пение» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
- Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
- Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного само-
определения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в каче- стве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
- Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этическо- го и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов.
- Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
- Ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии.
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
- Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
- Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
- Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культур- ной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «Хоровое пение», отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.
- Овладение универсальными познавательными действиями
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
- Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
—сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального искусства;
—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля.
- Базовые исследовательские действия:
—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
—использовать вопросы как инструмент познания;
—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач;
—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
- Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;
—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
—различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
- Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется в первую очередь через совместную певческую деятельность. Она предполагает не только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную общность обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение — один из немногих видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий.
Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется не только особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя вер- бальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен «соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых универсальных учебных действий.
- Невербальная коммуникация:
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесной передачи смысла музыкального произведения;
—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
- Вербальное общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
—вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
- Совместная деятельность (сотрудничество):
—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;
—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом.
- Овладение универсальными регулятивными действиями
В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
- Самоорганизация:
—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
—самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать за него ответственность на себя.
- Самоконтроль (рефлексия):
—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту
- Эмоциональный интеллект:
—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного выступления;
—выявлять и анализировать причины эмоций;
—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
—регулировать способ выражения собственных эмоций.
- Принятие себя и других:
—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
—принимать себя и других, не осуждая;
—проявлять открытость;
—осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, уметь погружаться в музыкальный образ, идентифицировать себя с «лирическим героем» музыкального произведения (по В. Медушевскому);
—осознавать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественного хорового искусства;
—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные;
—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки;
—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале изученных музыкальных произведений);
—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
- й год обучения
- Петь выразительно, передавая основное настроение, характер песни;
- петь в унисон в диапазоне d1 – d2, негромко (динамика mp-mf), напевным, лёгким звуком, используя мягкую атаку; освоить приёмы звуковедения legato, non legato;
- исполнять простые песни детского репертуара (одноголосные, диатонические, с простым, повторяющимся ритмическим рисунком, краткими фразами, с преобладанием поступенного мелодического движения) преимущественно кантиленного характера, с сопровождением;
- знать правила певческой установки (спина прямая, плечи опущены, мышцы лица свободные), соблюдать её во время пения;
- понимать значение правильного дыхания; во время пения дышать, не поднимая плеч, стараться делать мягкий вдох через нос, выдох в течение музыкальной фразы;
- в процессе пения ясно и чётко произносить слова; точ но и выразительно произносить слова упражнений, распеваний;
- понимать основные дирижёрские жесты (внимание, начало, окончание пения), стремиться к одновременному вдоху и одновременному окончанию фразы;
- обращать внимание на точность интонирования, громкость и манеру пения, слушать себя и хор во время пения;
- уметь прохлопать пульс, ритмический рисунок разучиваемых музыкальных произведений;
- петь мелодии разучиваемых песен, попевок с опорой на простую (дидактически упрощённую) нотную запись;
- ориентироваться в элементах нотной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, ноты первой октавы; длительности: половинная, четверть, восьмая, четвертная пауза; лига, реприза;
- понимать значение понятий и терминов: ритм, звук, высота звука, мелодия, аккомпанемент, унисон;
- различать на слух основные элементы музыкальной речи: темп (быстрый, медленный, умеренный), динамика (громко, тихо, умеренно), регистр (высокий, низкий, средний);
- отражать в различных формах двигательной активности элементы музыкального языка, закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, ручные знаки и др.);
- иметь опыт выступления с хором в своём образовательном учреждении перед другими обучающимися, учителями, родителями.
2-й год обучения
- Выразительно и осмысленно исполнять каждую фразу, интонацию, стремиться к созданию художественного образа песни;
- чисто интонировать, петь в унисон в диапазоне с1 – es2, негромко (динамика p-mf), округлым, полётным звуком, ис- пользуя мягкую атаку; овладеть приёмами звуковедения legato, non legato, staccato;
- исполнять несложные (одноголосные, диатонические, с элементами движения мелодии по звукам аккордов и незначительным количеством скачков, средними по протяжённости музыкальными фразами) песни детского репертуара различного характера, в том числе песни-диалоги, одноголосные песни с элементами скрытого двухголосия, с сопровождением и a capella, в куплетной, простой одночастной и двухчастной форме;
- укреплять навыки певческой установки, самостоятельно контролировать её во время пения (в том числе следить за положением подбородка, головы, сохраняя вертикальное положение гортани);
- овладеть навыками правильного дыхания; во время пения дышать, не поднимая плеч, уметь делать мягкий бесшум ный вдох через нос, постепенный выдох на всю протяжённость музыкальной фразы;
- освоить приёмы вокальной орфоэпии: тянуть гласные звуки, чётко замыкать согласные; уметь проговаривать в ритме текст песни тихо, но активно;
- понимать дирижёрские жесты, выполнять указания дирижёра (ауфтакт, дыхание между фразами, изменение громкости и характера звучания), вместе с учителем использовать высотное тактирование;
- понимать значение распевания, слуховых, ритмических, интонационных упражнений; сознательно стремиться к совершенствованию своих исполнительских умений и навыков;
- уметь прохлопать пульс, ритм по нотной записи, исполнять остинатный ритмический рисунок (хлопками или на простых ударных инструментах) одновременно с пением вокальной партии; пользоваться ритмослогами;
- петь мелодии разучиваемых произведений, краткие попевки с опорой на нотную запись; узнавать среди нотных примеров изученные песни, попевки, интонации;
- ориентироваться в элементах нотной грамоты: ноты первой октавы, длительности (четверть, восьмая, половинная, нота с точкой, пунктирный ритм), знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), музыкальный размер (2/4, 3/4) такт, тактовая черта, лига, акцент, дыхание;
- понимать значение понятий и терминов: фраза, мотив, мелодия, аккомпанемент, ритм, музыкальный размер, музыкальная форма, куплет, запев, припев, вступление, регистр, лад, темп, тембр, динамика, фольклор;
- различать на слух: мажор и минор; количество одновременно звучащих звуков (1—2—3), мажорное трезвучие, интонацию чистой кварты, октавы; направление движения мелодии (вниз, вверх, на месте), его характер (поступенное, скачкообразное);
- отражать в различных формах двигательной активности освоенные элементы музыкального языка, закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, приём «рука — нотный стан», ручные знаки и др.), в том числе следить по нотной записи за направлением движения мелодии и отображать его соответствующими музыкально-пластическими средствами (поступенное движение, скачки); петь с одновременным тактированием на две, три доли;
- принимать участие в театрализованном исполнении разучиваемых музыкальных произведений;
3- й год обучения
1) Передавать музыкальный образ в его развитии, используя выразительные возможности голоса, подчинять техническую сторону исполнения художественным задачам;
2) чисто интонировать, петь в унисон в диапазоне с1 – e2, негромко (динамика p-mf, небольшое crescendo, diminuendo), округлым, полётным звуком, используя мягкую атаку; владеть приёмами звуковедения legato, non legato, marcato, staccato;
3) участвовать в исполнении простых видов двухголосия: выдержанный звук в одном из голосов, простейшие подголоски, мелодическое или ритмическое остинато, каноны;
4) исполнять различные по уровню сложности (в том числе с развитой мелодией, с элементами хроматизма, скачками, движением мелодии по звукам аккордов, протяжёнными музыкальными фразами), разнохарактерные музыкальные произведения: песни и детские хоры, одноголосные и с элементами двухголосия, с сопровождением и a capella, в куплетной, простой двухчастной, трёхчастной форме, простые виды канонов;
5) уметь исполнять самостоятельно (соло, a capella) или с сопровождением фортепиано (в исполнении учителя) 2—3 любимые песни;
- самостоятельно контролировать певческую установку, сохранять оптимальный мышечный тонус во время несложных движений корпуса;
- контролировать певческое дыхание, экономно распределять выдох при пении протяжённых музыкальных фраз;
- следить за качеством дикции, уметь беззвучно артикулировать текст в ритме песни в различных темпах;
- понимать усложняющийся дирижёрский жест учителя, в том числе при разделении хора на два голоса;
- развивать свой музыкальный слух и голос, осознавать значение упражнений; знать правила охраны голоса, беречь свой певческий аппарат;
- слушать линию аккомпанемента, другой хоровой партии во время пения;
- выявлять интонационные и ритмические ошибки в собственном пении, сознательно стремиться к их устранению;
- сочинять, исполнять на простейших ударных инструментах и/или с помощью звучащих жестов ритмические аккомпанементы к разучиваемым песням; исполнять партию такого аккомпанемента по ритмической партитуре, состоящей из двух партий;
- ориентироваться в элементах нотной грамоты: длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая ноты и соответствующие паузы), ритмические фигуры (пунктирный ритм, триоль); ноты певческого диапазона первой и второй октавы; знаки альтерации; музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4, С, 6/8;
- различать на слух: интервалы (секунда, терция, кварта), лады и аккорды (мажорное и минорное трезвучие), двухдольный и трёхдольный размер;
- сольфеджировать доступные фрагменты знакомых песен и попевок;
- понимать значение понятий и терминов: гамма, тоника, тональность, тон, полутон, консонанс, диссонанс, соло, ансамбль, канон, интерпретация, обработка, песенные жанры, контраст;
- исполнять с опорой на нотную запись вокальные партии разучиваемых произведений, упражнения, распевания;
- конструктивно и творчески взаимодействовать в процессе ансамблевого, хорового исполнения, предлагать варианты сценического воплощения элементов художественного образа;
4 -й год обучения
1) Совершенствовать выразительность исполнения; выявлять в разучиваемых произведениях наиболее важные интонации, кульминации, границы формы и находить под руководством педагога исполнительские средства для их воплощения;
2) чисто интонировать свою партию в удобном диапазоне (сопрано d1 – f2, альты h – c2), петь в академической манере, используя мягкую, при необходимости твёрдую атаку звука; петь в динамическом диапазоне p – f, сохранять округлость, полётность звука при увеличении силы и яркости звучания голоса, эпизодически подключать элементы филировки звука, владеть штрихами legato, non legato, staccato, marcato, tenuto;
3) участвовать в исполнении различных видов двухголосия: двухголосие с выдержанным звуком, подголосочный склад, гармоническое двухголосие по принципу вторы, гетерофония, канон;
- исполнять более сложные (мелодика с хроматизмами и модуляциями, скачками на неустойчивые ступени лада, ритмическими сложностями, длинными фразами, в том числе в подвижном темпе) музыкальные произведения разных жанров, различной формы (в том числе сложная трёхчастная форма, рондо, вариации, части из циклов);
- уметь самостоятельно исполнить выученные произведения
a capella, соло, небольшим ансамблем, в том числе двухголосно;
- довести до автоматизма певческую установку: активное свободное положение корпуса, плечи расправлены, ощущение упругости грудных и поясничных мыщц, мыщц брюшного пресса;
- владеть приёмами и навыками оптимального певческого дыхания в различных темпах (сдержанный темп: медленный вдох через нос, выдох через рот, губы остаются мягкими; бы- стрый темп — вдох бесшумный одновременно через рот и нос, плечи не поднимаются), формировать навыки цепного дыхания;
- контролировать певческую дикцию, выполнять правила вокальной орфоэпии, стремиться к округлости и ровности гласных, чёткому, ясному единовременному произнесению согласных в конце слова, фразы;
- гибко следовать за дирижёрским жестом во время исполнения музыки при контрастной смене темпа, динамики, характера звука;
- целенаправленно развивать свой музыкальный слух и голос, соблюдать правила охраны голоса;
- во время исполнения слушать себя и других; вслушиваться в гармонию, интервалы, возникающие при пении двухголосия, в сочетании вокальной партии и аккомпанемента, слы- шать красоту многоголосной музыки;
- замечать недостатки и исправлять их при повторном исполнении, работать над качеством унисона, ансамбля, хорового строя;
- подбирать на доступных музыкальных инструментах ритмические аккомпанементы, мелодические подголоски, простейшие гармонии к разучиваемым музыкальным произведениям;
- исполнять музыкальные произведения, ориентируясь по партитуре;
- уметь читать нотную запись: звуковысотность в пределах певческого диапазона, ключевые и случайные знаки, ритмические фигуры на основе изученных длительностей, в том числе с синкопами, распевами; узнавать в нотной записи освоенные интервалы, аккорды;
- определять на слух мажорные и минорные лады, тонику, устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические и гармонические интервалы (секунда, терция, кварта, квинта, октава);
- понимать значение понятий и терминов: переменный лад, пентатоника, интервал, вариации, рондо, аккорд, тоническое трезвучие, вокализ, речитатив, эпизод, дуэт, трио, импровизация, музыка в народном стиле, мюзикл, джаз, a capella;
- сольфеджировать песни и попевки в процессе разучивания, по нотам и наизусть с ориентацией на наглядную клавиатуру, с одновременным тактированием в музыкальном размере исполняемого фрагмента;
- участвовать в театрализации, поиске сценических решений для исполнения выученных музыкальных произведений.
1 класс (33 часа, 1 час в неделю)
№п/п | Количество часов | Дата | Факт. дата | Тема |
1 | Во поле берёза стояла. Русская народная песня | |||
1 | А я по лугу. Русская народная песня | |||
1 | Кукушечка. Русская народная песня | |||
1 | Ой, вставала я ранёшенько. Русская народная песня | |||
1 | Пойду лук я полоть. Русская народная песня | |||
1 | Ой, на море. Русская народная песня | |||
1 | Гусли. Марийская народная песня. | |||
1 | Музыкант. Башкирская народная песня. | |||
1 | Мёд. Башкирская народная песня. | |||
1 | Колыбельная. Народная песня коми, русский текст С. Болотина. | |||
1 | Три упряжки. Народная песня ульчи, русский текст О. Грачёва. | |||
1 | Уйнапат. Эскимосская народная песня. Обработка М. Грачёва, русский текст О. Грачёва. | |||
1 | Весна. Армянская народная песня. Слова С. Капутикян, русский текст и обработка Б. Снеткова. | |||
1 | У каждого свой музыкальный инструмент. Эстонская народная песня. Обработка Х.Кирвите, русский текст М. Ивенсен. | |||
1 | Дождик, уймись! Молдавская народная песня. | |||
1 | Сел комарик на дубочек. Белорусская народная песня. | |||
1 | Суп из воздуха. Кубинская народная шуточная песня. Обработка В. Агафонникова. | |||
1 | Раз, два, три, четыре, пять. Чешская народная песня. Обработка Р. Бойко, русский текст А. Машистова. | |||
1 | Шесть утят. Английская народная песня. | |||
1 | Русская и зарубежная классика | |||
1 | Андрей-воробей. Петушок. Дон-дон. Вставала ранёшенько. (Из вокального цикла «Петушок».) Музыка А. Гречанинова, слова народные. | |||
1 | Там, вдали за рекой. Птичка. Музыка А. Аренского, слова А. Плещеева. | |||
1 | Петь приятно и удобно. Музыка Л. Абелян, слова В. Степанова. | |||
1 | Под луной. Музыка С. Поддубного, слова Л. Епанешникова. | |||
1 | Скворушка прощается. Музыка Т. Попатенко, слова М. Ивенсен. | |||
1 | Зимний сад. Музыка А. Ашкенази, слова А. Фаткина. | |||
1 | Новый год. Музыка Т. Смирновой, слова А. Граневской. | |||
1 | Дед Мороз. Музыка М. Парцхаладзе, слова Л. Кондрашенко. | |||
1 | Самая хорошая. Музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой. | |||
1 | Мама и солнце. Музыка М. Парцхаладзе, слова У. Краст, перевод В. Викторова. | |||
1 | Вечный огонь. Музыка А. Филиппенко, слова Д. Чибисова, перевод К. Лидиной | |||
1 | Димкины песенки (цикл для детей). Музыка М. Ройтерштейна, слова И. Токмаковой. | |||
1 | Итоговый урок |
2 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№п/п | Количество часов | Дата | Факт. дата | Тема |
1 | Как на тоненький ледок. Ай, на горе дуб, дуб. Русская народная песня | |||
1 | Вдоль по улице молодчик идёт. Как у наших у ворот. Русская народная песня | |||
1 | На горе-то калина. Пошла млада за водой. | |||
1 | Ты, живи, Россия! | |||
1 | Дедушка. Башкирская народная песня. Русский текст В. Татаринова. | |||
1 | Жаворонок. Якутская народная песня, русский текст А. Абазинского. | |||
1 | За рекой закат горит. Хакасская народная песня. | |||
1 | Наш Мороз. Эвенкийская народная песня. | |||
1 | Вышла полянка на край горы. Осетинская народная пес ня-танец. Русский текст А. Снеткова. | |||
1 | Детская песенка. Музыка А. Чыргалоола, слова В. Малкова. | |||
1 | Перепёлочка. Белорусская народная песня. Савка и Гришка. Белорусская народная песня. Птичий ужин. Литовская народная песня. | |||
1 | Спой мне такую песню. Венгерская народная песня, русский текст Э. Александровой. | |||
1 | За рекою старый дом. Музыка И. С. Баха, русский текст Д. Тонского. | |||
1 | Волшебный цветок. Музыка Л. Бетховена, слова Ю. Бюрге- ра, перевод с немецкого А. Ефременкова. | |||
1 | Песня из оперы «Ваня и Маша». Музыка Э. Гумпердинка, русский текст М. Андреевой. | |||
1 | Спокойной ночи. Музыка Г. Наумликат, русский текст М.Андреевой. | |||
1 | Осень. Музыка П.Чайковского, слова А. Плещеева. Котик и козлик. Музыка Ц. Кюи, слова В. Жуковского. Весенняя песенка. Музыка Ц. Кюи, слова И. Белоусова. | |||
1 | Птичка летает. Музыка А. Аренского, слова В. Жуковского. | |||
1 | Расскажи мотылёк. Музыка А. Аренского, слова Л. Мозда левского. | |||
1 | Сорока. Петушок (Первая тетрадь, соч. 14). Музыка А. Лядова, слова народные. | |||
1 | Киска. Музыка В. Калинникова, слова неизвестного автора. | |||
1 | Мишка. Музыка В. Калинникова, слова народные. | |||
1 | Родина моя. Музыка А. Абрамова, слова И. Мазнина. | |||
1 | Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. | |||
1 | Тигр вышел погулять. Музыка В. Жубинской, слова Э. Успенского. | |||
1 | Тишина. Музыка Е. Адлера, слова Е. Руженцева. | |||
1 | Гном. Музыка Ж. Металлиди, слова И. Токмаковой. | |||
1 | Начинаем перепляс. Музыка С. Соснина, слова П. Синявского. | |||
1 | Тимоти-Тим. Музыка З. Левиной, слова А. Милна, перевод В. Познера. | |||
1 | Солнечный зайчик. Музыка В. Голикова, слова Г. Лагздынь. | |||
1 | Песенка-небылица. Музыка М. Ройтерштейна, слова О. Высотской. | |||
1 | Верблюд-путешественник. Зайчишка, волчонок и телеграм- ма. Музыка М. Ройтерштейна, слова И. Бурсова. | |||
1 | Колыбельная медведицы (из мультфильма «Умка»). Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. | |||
1 | Песенка о солнышке (из мультфильма «Солнышко на нитке»). Музыка Е. Ботярова, слова Л. Зубковой. |
3 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№п/п | Количество часов | Дата | Факт. дата | Тема |
1 | Я с комариком | |||
1 | Посею лебеду на берегу Блины | |||
1 | Во поле рябинушка стояла Дома ль воробей | |||
1 | Дрёма | |||
1 | Не летай, соловей (двухгол.) | |||
1 | Шаль вязала. Башкирская народная песня. На лодочке. Башкирская народная песня. Весна. Татарская народная песня. | |||
1 | Колыбельная. Татарская народная песня. | |||
1 | Родник. Бурятская народная песня. | |||
1 | Зима. Музыка М. Музафарова, слова народные. | |||
1 | Ой, как в поле выросла берёза. Белорусская народная песня. | |||
1 | Видишь розу. Венгерская народная песня. Русский текст Л. Дербенева. | |||
1 | Дождик. Узбекская народная песня. Обработка и русский текст Р. Кадырова. | |||
1 | Старый добрый клавесин. Музыка Й. Гайдна, слова П. Синявского. | |||
1 | Малиновка. Музыка Л. Бетховена, слова Г. Бюргера. | |||
1 | Мотылёк. Музыка Р. Шумана, слова Фаллерслебена, русский текст Я. Родионова. | |||
1 | Колыбельная. Музыка Й. Брамса, русский текст Г. Шмидта. | |||
1 | Осень. Музыка В. Калинникова, слова неизвестного автора. | |||
1 | Колыбельная (из цикла пять песен на стихи Аспазии). Музыка Р. Паулса, перевод О. Петерсон. | |||
1 | Качели. Музыка М. Иорданского, слова А. Гангова. | |||
1 | Кукла заболела. Музыка Е. Адлера, слова М. Карема, перевод М. Кудинова. | |||
1 | Ласточка. Музыка Е. Крылатова, слова И. Шаферана. | |||
1 | Весёлый колокольчик. Музыка В. Кикты, слова В. Татаринова. | |||
1 | Давайте верить в чудо. Музыка Г. Левкодимова, слова В. Степанова. | |||
1 | Песня солнышка. Музыка М. Раухвегера, слова Н. Байрамова, перевод с туркменского В. Орлова. | |||
1 | Овощи. Музыка Э. Силинь, слова Ю. Тувима, перевод С. Михалкова. | |||
1 | Снега-жемчуга. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского | |||
1 | Новая шубка. Музыка М. Парцхаладзе, слова Г. Новицкой. | |||
1 | Осень. Музыка М. Парцхаладзе, слова Л. Некрасовой. | |||
1 | Музыкальная шкатулка. Музыка М. Лёвкиной, слова В. Бабичкова. | |||
1 | Мир. Музыка С. Баневича, слова Т. Калининой. | |||
1 | Вот какие песни. Музыка Е. Подгайца, слова Л. Яковлева. | |||
1 | Галя по садочку ходила. Ладушки-лады. Лягушки. Сеял му- жик просо (каноны). Музыка Ю. Литовко, слова народные. | |||
1 | Песенка о лете (из мультфильма «Дед Мороз и лето»). Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. | |||
1 | Антошка (из мультфильма «Весёлая карусель»). Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. |
4 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№п/п | Количество часов | Дата | Факт. дата | Тема |
1 | Скворцы прилетели. Я на камушке сижу. Русская народная песня | |||
1 | Вдоль по улице молодчик идёт (двухгол.). Русская народная песня | |||
1 | Посею лебеду на берегу (двухгол.). Русская народная песня | |||
1 | На горе-то калина (двухгол.) В сыром бору тропина (канон) У ворот, воротиков (канон). Русская народная песня | |||
1 | Пастух. Чувашская народная песня, русский текст Я. Родионова. | |||
1 | Роща на взгорье что-то шумит. Бурятская народная песня. | |||
1 | Обработка В. Наговицына, перевод Н. Самарина. | |||
1 | Времена года. Народная песня коми. | |||
1 | Новогодняя ёлка. Ненецкая народная песня. | |||
1 | Весна пришла. Узбекская народная песня, обработка и русский текст Р. Кадырова. | |||
1 | Виноград мой, виноград! Молдавская народная песня, русский текст Д. Одельченко. | |||
1 | Вей, ветерок! Латышская народная песня, русский текст К. Алемасовой. | |||
1 | Рождественская песня. Музыка И. С. Баха (из нотной тетради А. М. Бах), русский текст И. Солониной. | |||
1 | Тоска по весне. Музыка В. Моцарта, слова К. Овербека, перевод Т. Сикорской. | |||
1 | Походная. Музыка Л. Бетховена, слова Т. Сикорской. | |||
1 | Божья коровка. Музыка Й. Брамса, слова народные, русский текст Ю. Фадеевой, обработка для хора Н. Авериной. | |||
1 | Зима. Музыка Ц. Кюи, слова Е. Баратынского. Майский день. Музыка Ц. Кюи, слова Ф. Тютчева. Островок. Музыка С. Рахманинова, слова К. Бальмонта. | |||
1 | Песни современных композиторов | |||
1 | Вот солдаты идут. Музыка К. Молчанова, слова В. Львовского. | |||
1 | Земля, где мы живём. Музыка Е. Четверикова, слова В. Степанова. | |||
1 | Солнце скрылось за горою. Музыка М. Блантера, слова А. Коваленкова. | |||
1 | Мир похож на цветной луг. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. | |||
1 | Музыкант. Музыка Е. Зарицкой, слова В. Орлова. Птичий рынок. Музыка Г. Гладкова, слова Э. Успенского Лягушки поют. Музыка Ю. Чикова, слова Б. Заходера. | |||
1 | Песенка о дожде. Музыка И. Манукян, слова И. Векшегоновой. | |||
1 | Люблю я пологие спуски к реке. Музыка Н. Сушевой, слова В. Степанова. | |||
1 | Слушайте птиц. Музыка А. Дубравина, слова В. Суслова. | |||
1 | Баба-яга. Музыка М. Славкина, слова Е. Каргановой. Нелепый случай. Музыка М. Славкина, слова О. Голяховского. Ночной концерт. Музыка Е. Подгайца, слова Л. Яковлева. Собака-забияка. Музыка Г. Крылова, слова П. Синявского. Подснежник. Музыка С. Разоренова, слова Б. Иовлева. | |||
1 | Пусть всегда будет солнце. Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина. | |||
1 | Цап, цап, цап. Костяная рубашонка. Коко, роко, коко, дил. Старушка и пират (из цикла «Живой уголок»). Музыка М. Славкина, слова В. Орлова. | |||
1 | Дело было в Каролине. Мыл казак в воде коня. На лошадке. Речная прохлада. Я лечу ослика. Хозяйка (из цикла «Песни в стиле народов мира»). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова. | |||
1 | В некоторой школе в некотором классе. Песенная сюита. Музыка А. Журбина, слова П. Синявского. | |||
1 | Чунга-чанга (из мультфильма «Катерок»). Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина. | |||
1 | Урок-концерт | |||
1 | Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная шкатулка" 2 класс
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня, а также современная п...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Музыкальный калейдоскоп»
Рабочую программу внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Музыкальный калейдоскоп" может использовать учитель начальных классов, учитель музыки, который любит музыку, владе...
Рабочая программа внеурочной деятельности - кружок «Музыкальная шкатулка»
Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Д.Шостакович...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный английский"
Пронраммы соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности Музыкальные нотки 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный час"
Программа внеурочной деятельности «Музыкальный час» рассчитана для учащихся начальной школы, учитывает возможность сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, ко...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности "В мире звуков"
Рабочая программа «В мире звуков» направлена на развитие художественно - эстетической творческой деятельности и предназначена для обучающихся 3-4-х классов. Разработана на основ...