Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для классов кадетской направленности
рабочая программа (3, 4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для начальных классов кадетской направленности. Воспитывает патриотические чувства через песни военных лет. Программа может использоваться на любых классках в рамках внеурочной деятельности патриотической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Георгиевка Хабаровского края района имени Лазо
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
ОТЕЧЕСТВА»
3-4 класс
Учитель Герцен Л.И.
2021-2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа «Музыкальная история Отечества» является модифицированной и разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
2. Федеральным законом «Об образовании» № 273 -ФЗ 2019 (последняя действующая версия);
3. Международная конвенция «О правах ребенка» 1989 г.;
4. «Всеобщая декларация прав человека»;
5. Гражданский кодекс РФ;
6. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726- р);
7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008);
8. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания и детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. В последние годы в силу разных причин – экономических и социальных, мало уделялось должного внимания организации свободного времени. В российском обществе значительно усилились националистические настроения, нигилизм, демонстративное отношение к взрослым, резко возросла молодежная и подростковая преступность. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития гармоничной личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. С целью реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных возможностей патриотической программы заключается в развитии у воспитанников активного гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к культуре, к себе как к здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и защите интересов Отечества.
Актуальность программы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире.
Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Думаю, что данная программа поможет привить детям чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины и ценить памятники культуры.
Данная программа направлена на достижение следующих целей:
˗ возрождение национального самосознания;
˗ развитие личности воспитанника;
˗ сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей;
˗ идей преемственности поколений и исторической памяти.
Для достижения данных целей сформулированы следующие задачи:
• формирование личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту Отечества, на основе боевых традиций наших Вооруженных Сил, славного военноисторического прошлого России, многочисленных примеров мужества и героизма российских воинов, проявленных при защите Отечества;
• формирование у обучающихся интереса к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны;
• развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
• приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, воспитание патриотизма и формирование гражданственности;
• профилактику асоциального поведения;
• воспитание чувства гордости за Отечество, свой народ, свою семью, уважения к памяти погибших. Возраст детей, которым адресована данная дополнительная образовательная программа, 9 – 10 лет (3-4 классы).
Описание места программы в плане внеурочной деятельности:
Срок реализации программы - 1 год. Программа рассчитана на 34 часа в год. Режим занятий: 1академический часа в неделю. Ведущей формой организации обучения является групповая.
Основной формой работы с учащимися является групповые занятия. Занятия могут проводиться в учебном кабинете, музее. Духовно-нравственная деятельность включает проведение экскурсий, викторин. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.
Общая характеристика
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. В патриотическом воспитании стал полнее учитываться фактор многонационального общества: разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста.
Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.
Настоящая программа разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса и создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления способствует воспитанию чувства патриотизма. Данный вид деятельности позволяет детям познакомиться и усвоить нормы бережного отношения к истории, культуре, природе родного края. Без любви к своей малой Родине не может быть любви к своей стране.
Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления учащихся начальной ступени общего образования.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельного, компетентного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.)
Личностные результаты:
˗ осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
˗ осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
˗ уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
˗ уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
˗ способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
˗ способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
˗ умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
˗ освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры т.д.).
˗ способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
˗ приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
˗ совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Предметные результаты:
˗ усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
˗ владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования;
˗ знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Формами контроля и подведения итогов реализации данной программы являются:
• Фронтальная и индивидуальная проверка усвоения знаний
• выступления .
• викторины
Методическое обеспечение программы:
Материально-техническое оснащение занятий:
- Компьютер.
- Экран / интерактивная доска
- DVD-видео, телевизор
Дидактический материал представлен:
1. презентации о ВОВ.
2. видеофрагменты фильмов о войне, видеохроника.
3. фотографии с изображением исторических памятников, героев.
4. аудиозаписи песен и музыки
Содержание занятий
Рассказ о начале Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов. Фашистская германия. Захватчики. «Весь народ, как один…». История песен войны и о войне. Гимн, его история.
Что такое оккупационный режим и как жили взрослые и дети на тех территориях, которые были завоеваны немцами. Дети-герои войны. Фильмы о войне.
Страшные голодные годы. Воспоминания «блокадников», «Дневник Тани Савичевой», «Дорога жизни». Битва за Москву. Моряки- герои.
Моя малая родина в годы войны. Освобождение и память. Бессмертный полк. Поэты и композиторы – о войне. Артисты – фронту. Золотые голоса для победы.
Проявление творческих способностей обучающихся. Рефлексия пройденного материала.
Список литературы:
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, 2010.
- Токаренко Е., Ермолина Н. «С чего начинается Родина…», азбука юного гражданина, 2001.
- Андреев М.С. «Живая память. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Города-герои», Москва, 2010
- Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
- Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2010.-223с.- (Стандарты второго поколения).
- Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. - М.: АПК и ПРО, 2001.
- .Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПб.: Каро, 2004. - 224 с
Календарно-тематическое планирование:
№ п\п | Дата план | Дата факт | Кол-во часов | Тема занятия | Теоретич. часть | Практич. часть |
1 | Гимны. Гимн России | Беседа, презент-я, видео | Разучивание, исполнение | |||
1 | Канты. Солдатская песня. Солдатушки | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Александр Невский. | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Святые русской земли | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Священная война | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | В землянке | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Синий платочек | Беседа, презент-я, видео | Разучивание, исполнение | |||
1 | Прощание славянки | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Смуглянка | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Эх, дороги | Беседа, презент-я видео | Разучивание, исполнение | |||
1 | Темная ночь | Беседа, презент-я, видео | Разучивание, исполнение | |||
1 | Моя Москва | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Казаки в Берлине | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | День Победы | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Журавли | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | На безымянной высоте | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Алёша | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Катюша | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Памятник. В селе под тополями | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Сережка с Малой Бронной | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Дети- герои В.О.войны | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Дети- герои В.О.войны | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Бессмертный полк | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Шуми, Амур | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Амурские волны | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Песни о Родине. Сторонка | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Песни о Родине. Россия | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Символы России. Флаг. Три цвета | Беседа, презент-я, видео | Разучивание, исполнение | |||
1 | Служу России. Моряки. | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Служу России. Марш десантников. | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Варяг. Фрегат «Паллада» | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Солдат молоденький | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Наша армия сильная | Беседа, презент-я | Разучивание, исполнение | |||
1 | Викторина по военным песням | Презент-я | исполнение |
Итого : 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-109360-1350218297.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе (Спортивно-оздоровительное направление)
"Расти здоровым!"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-383686-1389821108.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-383686-1389821108.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленькие россияне". Военно-патриотическое направление 1 класс
Рабочая программа по военно-патриотическому направлению 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 классов по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы»
Рабочая программа по шахматам составлена для учащихся 1 классов МБОУ СОШ №6 города Югорска, разработана на основе авторской программы «Шахматы - школе», под редакцией И. Г. Сухина, рекомен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в 4 классе направление: общекультурное «В мире книг »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности в 4 классенаправление: общекультурное«В мире книг »...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/08/picture-1149703-1562565353.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин» духовно-нравственная направленность 3 класс
Направленность программыРабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ...