Мастер-класс «Патриотическое воспитание во внеурочное время с использованием материалов школьной газеты»
методическая разработка
В рамках работы кружка "Я-журналист" был проведен данный мастер-класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_frontovym_pismam.docx | 30.33 КБ |
master-klass_frontovye_pisma_1.ppt | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Патриотическое воспитание во внеурочное время с использованием материалов школьной газеты»
Здравствуйте. Меня зовут Вера Сергеевна.
СЛАЙД 1. В «чёрном ящике» находится предмет, о котором пойдёт речь. Мои подсказки помогут вам догадаться, что это такое.
- Система знаков, которая фиксирует нашу речь при помощи графических элементов (письменность).
- Торговец Бревер из города Брайтона на юге Англии, имевший свою писчебумажную фабрику, сделал небольшую специальную партию этих предметов (конверт).
- В наше время это средство обшения, оно бывает и бумажным, и электронным, и голосовым. (письменность + конверт = письмо) СЛАЙД 2.
Да, верно, это письмо. ПОКАЗ (обычное письмо). Но это письмо не обычное, а солдатское, фронтовое. Такие письма почтальон приносил адресатам в годы ВОВ.
Показ фронтового письма из «чёрного ящика» СЛАЙД 3.
В нашей школе все мероприятия героико-патриотического воспитания отражены в школьной газете «Классные вести», СЛАЙД 4 на страницах которой было принято решение ввести рубрику «Эхо военного времени». СЛАЙД 5 Я являюсь главным редактором, а помогают мне 8 школьных корреспондентов, учащихся 5-9 классов. Из номера в номер в этой рубрике появляется информация, связанная с фронтовыми письмами земляков, с историей фронтового письма и созданием военно-полевой почты.
СЛАЙД 6. Итак, тема моего мастер-класса «Патриотическое воспитание во внеурочное время с использованием материалов школьной газеты». Эпиграфом к нашему мастер-классу считаю слова, взятые из песни «Сирень», исполненную Марком Тишманом.
А я вот не был на войне,
Потом пришлось родиться.
Но знаю, что у нас в семье
С войны письмо хранится.
Ещё, наверно, не женат
Тогда на нашей маме,
Писал отец, простой солдат,
Влюблёнными словами.
Письма с фронта хранятся во многих семьях, как настоящие реликвии. Солдатские письма – это свидетели войны. Наши солдаты были обычными людьми, и профессии у них были самые обычные. В мирное время они растили хлеб, учили людей, добывали уголь ... Но в одночасье мир для них перевернулся… Мы с вами знаем о Великой Отечественной войне по книгам, фильмам, рассказам ветеранов ВОВ. Узнать о событиях тех лет, о человеческих судьбах мы можем и по письмам, хранящимся в семьях, музеях. Работа в этом направлении состоит из нескольких этапов. СЛАЙД 7.
1. Нашей школьной редакцией ведётся сотрудничество с районным историко-краеведческим музеем, который проводил ряд мероприятий, рассказывающих о памятниках нашего Светлоярского района и Волгоградской области, в том числе о мемориальном комплексе «Солдатское поле», в котором есть памятник солдатскому треугольнику.
Накануне Дня великой Победы учащиеся 6 «А» класса были приглашены на мастер-класс «Фронтовые письма». На этой встрече присутствовали и корреспонденты школьной газеты. Ребятам рассказали, что в Городищенском районе 20 сентября 1975 года был открыт мемориал советским солдатам «Солдатское поле». СЛАЙД 8. Главная композиция мемориала - бронзовая скульптура хрупкой девочки с полевым цветочком в руках. Рядом - белый треугольник солдатского письма, на котором выбит подлинный текст письма политрука Дмитрия Петракова, написанного им 18 сентября 1942 года своей дочери Миле. В этом трогательном до глубины души письме солдат говорит о васильке, который он подобрал на поле боя, чтобы фашисты его не загубили. Вот несколько строк из письма: «Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. Вдруг очередной взрыв, и василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки… Мила, папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком». СЛАЙД 9 Миле отец писал много писем. Людмила Петракова приезжала в Волгоград в 1975 году на открытие памятника – мемориала «Солдатское поле». Ей было всего 5 лет, когда отец уходил на войну. Людмила Дмитриевна до конца жизни помнила тот знаменитый василёк из отцовского письма.
СЛАЙД 10. Потом ребятам было предложено сделать похожий конверт – письмо, называется он солдатский треугольник, в память о фронтовых письмах. Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. На всех письмах стояли две печати: круглая и треугольная.
Изготовив солдатский треугольник, ребята написали слова благодарности своим прабабушкам и прадедушкам, участникам боевых действий и труженикам тыла, которые помогали ковать победу. СЛАЙД 11.
Весь накопленный опыт отражается в школьной газете. СЛАЙД 12.
2. Ребята-журналисты проводят поисково-исследовательскую работу, знакомясь с информацией о тех семьях, в которых хранятся солдатские письма. Результаты их работы мы также отражаем в газете.
Во время поисково-исследовательской работы редакционный коллектив познакомился с семьёй Филиной Нины Александровны, уроженки Светлого Яра. СЛАЙД 13. Нина Алесандровна рассказала, что отца забрали на фронт, когда ей было 3 месяца. Семья с нетерпением ждала писем, свёрнутых в треугольник. Отец был писарем-чертёжником, а затем и начальником топографической службы 302 стрелковой дивизии 51 Армии. До настоящего времени сохранились два письма с фронта и несколько фотографий. В письме от 5 июля 1942 года он пишет сынишке, чтобы тот с ребятами не дрался, был умным мальчиком, помогал маме и бабушке и ждал папку домой. В письме от 6 апреля 1943 года: «Мы сейчас стоим на передовой в обороне. Мой новый адрес – Полевая почта 44163» В письмах он сообщал все только о мирной жизни и ничего о том, как было тяжело на фронте. СЛАЙД 14.
3.Таким образом, патриотическое воспитание молодого поколения на страницах нашей школьной газеты ведётся через знакомство с солдатскими письмами Великой Отечественной войны. Но мы должны не забывать о том, что наша страна участвовала и в других военных конфликтах: в Афганистане, Чечне и совсем недавно в Сирии. Наша работа по исследованию солдатских писем будет продолжена, ведь мы многого не знаем. Мы не должны забывать о том, что ещё живы ветераны боевых действий, которым необходимо наше внимание, забота. Накануне юбилейных дат ребятами нашей школы были написаны письма-благодарности, сделаны открытки и отданы ветеранам. СЛАЙД 15
Сегодня на мастер-классе я предлагаю написать благодарственное письмо ветеранам Великой Отечественной войны, потом мы его свернем треугольником, вложим в обычный конверт, написав адрес, и отправим через почту ветеранам. Схема складывания солдатского треугольника. СЛАЙД 16.
Правила написания благодарственного письма ветеранам Великой Отечественной войны.
- Начинаться текст должен с обращения. Если письмо не адресное, достаточно будет указать «Дорогие/уважаемые ветераны Великой Отечественной войны». Если же письмо предназначается определенному человеку, нужно обратиться к нему по имени-отчеству.
- Далее следуют слова благодарности за заслуги перед Родиной и Отечеством, перед молодым поколением и внуками-правнуками.
- Указывать имя отправителя можно в начале письма (так в основном делают дети) или же в конце. Указывается также дата.
- Если письмо пишет ребенок, можно написать о том, как он старается отдать в своем возрасте долг Родине, стараясь следовать примеру ветерана (например, учиться на пятерки или помогать взрослым).
- Обязательно к человеку нужно обращаться на «Вы», уважительно. СЛАЙД 17. Раздать участникам мастер-класса.
План. | Возможные варианты: |
1. Приветствие | 1. Дорогой ветеран! |
2. Вступительное | 1. Примите слова благодарности… |
3. Основная мысль | Что помогло вам пройти через ужасы страшной войны и победить? |
4. Пожелания | 1. Чтобы ваше сердце всегда оставалось молодым. |
5.Заключительное | 1. До свидания. |
Зачитать письма участниками мастер-класса. Показ складывания письма. Упаковать в конверты, написать адрес. Общее фото.
Адреса ветеранов в р.п. Светлый Яр
Решетина Лидия Семёновна, мкр. 1, д.32, кв. 62
Дух Вера Семеновна, ул. Кррасноармейская, д.1
Докукина Матрена Игнатьевна, мкр. 1, д.10, кв. 49
Шершунова Екатерина Васильевна, мкр. 1, д.22, кв.48
Вереютин Алексей Пантелеевич, мкр. 4, д.2, кв. 84
Рябов Валентин Владимирович, мкр.2, д.10, корп. А, кв.36
ОБРАЗЦЫ
2. Спасибо Вам за мужество, за то, что я и моя семья, друзья живём под мирным небом. Спасибо за то, что живу и радуюсь жизни.
Хотелось бы начать письмо со слов благодарности и признательности.
3. Мы гордимся Вами, ведь Вы вложили столько сил, отваги, упорства в Победу. Эта война всегда останется в нашей памяти.
Вы прошли много испытаний, выстояли и победили.
Вы не сдавались и шли вперёд.
Небольшой рассказ о себе (учусь.., стараюсь…, обещаю…, ценю…)
4.Я желаю здоровья и долголетия.
Дорогой Иван Иванович!
Я благодарна Вам за то, что могу жить в этой стране, за то, что Вы защитили нас во время Великой Отечественной войны и подарили нам мир. В свою очередь, я обязуюсь хорошо учиться, чтобы позже работать на благо своей Родины. Ваш подвиг бесценный, а Ваша мужественность – пример для подражания.
С благодарностью, Иванова Маша.
Благодарственное письмо ветеранам Великой Отечественной войны.
План. | Возможные варианты: |
1. Приветствие | 1. Дорогой ветеран! |
2. Вступительное | 1. Примите слова благодарности… |
3. Основная мысль | Что помогло вам пройти через ужасы страшной войны и победить? |
4. Пожелания | 1. Чтобы ваше сердце всегда оставалось молодым. |
5.Заключительное | 1. До свидания. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Клипарт для фотошопа "9 мая" Письменность
Конверт
Письмо
Мастер-класс «Патриотическое воспитание во внеурочное время с использованием материалов школьной газеты» А я вот не был на войне, Потом пришлось родиться. Но знаю, что у нас в семье С войны письмо хранится. Ещё, наверно, не женат Тогда на нашей маме, Писал отец, простой солдат, Влюблёнными словами.
6 «А» в историко-краеведческом музее
Изготовление солдатского треугольника
Солдатские письма отца
План 1 . Приветствие 1. Дорогой ветеран! 2. Здравствуй Солдат Победы! 3. Уважаемый ветеран Великой Отечественной войны! Пишет вам ученик (ца) … класса …СШ 2. Вступительное слово 1. Примите слова благодарности… 2. Я вам благодарен за то, что… 3. Благодарю вас за то, что… 3. Основная мысль. Что помогло вам пройти через ужасы страшной войны и победить? 1. Ваше мужество не позволило вам отступать, и вы победили всех врагов. 2. Беззаветная любовь к родной земле. 3. Чувство ответственности за все грядущие поколения. 4. Пожелания 1. Чтобы ваше сердце всегда оставалось молодым. 2. Семья для вас была крепкой опорой. 3. Долгой жизни и здоровья. 5.Заключительное слово. 1. До свидания. 2. До встречи. 3. Низко кланяюсь.
Адреса ветеранов в р.п. Светлый Яр Решетина Лидия Семёновна, мкр. 1, д.32, кв. 62 Дух Вера Семеновна, ул. Красноармейская, д.1 Докукина Матрена Игнатьевна, мкр. 1, д.10, кв. 49 Шершунова Екатерина Васильевна, мкр. 1, д.22, кв.48 Вереютин Алексей Пантелеевич, мкр. 4, д.2, кв. 84 Рябов Валентин Владимирович, мкр.2, д.10, корп. А, кв.36
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная компетентность младших школьников – показатель качества воспитания во внеурочное время
Воспитательная работа с младшими школьниками во внеурочное время....
Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...
"Сотворим красоту".Разработка урока для занятий во внеурочное время с использованием современных образовательных технологий
Разработка урока для занятий во внеурочное время с использование современных образовательных технологий(арт-технологий,игровых,здоровье - сберегающих)Музыка 3 класс....
Развитие творческих способностей учащихся в решении проектных задач во внеурочное время с использованием компьютерных технологий.
Программа выполнена на макбуке Про, Перволого...
"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание во внеурочной деятельности "
Опыт работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию во внеурочной деятельности учителя начальных классов....
«Коррекция и развитие положительных личностных качеств учащихся через патриотическое воспитание во внеурочной деятельности"
В данном материале рассказывается о коррекции и развитии положительных качеств личности младшего школьника через патриотическое воспитание во внеурочной деятельности....
Мастер-класс по патриотическому воспитанию для учителей на тему «Любить Родину, значит любить себя»
Данный мастер-класс был проведён для учителей школы в рамках подготовки к конкурсу "Педагог года 2021". За основу мастер класса был взят урок нравственности "Любить Родину, значит любит...