Социальная компетентность младших школьников – показатель качества воспитания во внеурочное время
статья (1 класс) по теме
Воспитательная работа с младшими школьниками во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьмина Любовь Ильинична,
ГБОУ школа №544
с углубленным изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ –ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Педагогами школы успешно реализуется идея разновозрастного обучения, когда организация образовательного процесса осуществляется в разновозрастных учебных группах [3].
Наша школа в 2011 году стала победителем городского конкурса между образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы. С 2012 года школа является экспериментальной площадкой районного уровня по теме: «Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования».
Среди предлагаемых ФГОС изменений в организации образовательного процесса в начальной школе особое внимание уделяется решению воспитательных задач и организации внеурочной деятельности учащихся. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Структура внеурочной деятельности строится по заданным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Это позволяет определить основную цель внеурочной деятельности: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально активной, интеллектуально развитой, культурной личности учащихся. Основная задача заключается в сохранении положительного опыта воспитания детей в школе при реализации требований ФГОС. В стандарте выделены следующие формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, соревнования и т.д. [1].
Во внеурочное время в школе работают группы продлённого дня (ГПД) и различные формы дополнительного образования. Организатором внеурочной деятельности может выступать классный руководитель, воспитатель ГПД, педагоги дополнительного образования. ГПД призваны обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Перед ГПД стоит задача воспитания личности ребёнка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья через включение в различные виды внеурочной деятельности. Воспитатель ГПД работает в тесном контакте с классным руководителем, педагогами дополнительного образования, библиотекарем и медицинским работником.
Преемственность социального опыта общения младших школьников особенно важна для первоклассников в период адаптации к школьному обучению. В школе создаются разновозрастные группы продлённого дня. Первокласснику нужна поддержка, социальный опыт общения и взаимодействия младших школьников, уже посещавших ГПД. В группе продлённого дня он приобретает необходимые социальные и коммуникативные навыки, учится преодолевать трудности. Первоклассник должен быть готов принимать такие социальные роли, как «ученик» и «учитель». Социальная готовность к школе означает готовность ребёнка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и взрослыми (педагогами). Школьные психологи обычно проводят диагностику адаптации первоклассников через два-три месяца после начала обучения. Если ребенок успешно прошел период адаптации, он способен усваивать ту школьную программу, которая ему предлагается и может адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, представленная в программе начального общего образования образовательного учреждения, должна включать различные виды деятельности детей, посещающих ГПД. Данное направление является основным в планировании работы воспитателя ГПД и учитывает здоровое питание детей, создание условий для оптимальных двигательных режимов, соблюдение режима дня, профилактику негативных факторов, влияющих на здоровье детей, совместную деятельность с медицинским персоналом по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников.
Формирование познавательных универсальных учебных действий – еще одно направление деятельности ГПД, задача которой выявлять и развивать способности воспитанников, используя возможности учреждений дополнительного образования, организуя интеллектуальные и творческие соревнования[2]. В нашей школе практически все школьники групп продлённого дня посещают занятия: хор младших школьников, хоровой кружок, шахматы, ритмика, спортивная гимнастика. Совместное посещение группой всех форм дополнительного образования способствует формированию разновозрастного коллектива.
Процесс воспитания реализуется в деятельности, раскрывающей внутренние возможности ребёнка. Именно в деятельности, вступая во взаимодействие с другими людьми, ребёнок развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений. В центре внимания педагога, работающего с младшими школьниками, находится система отношений. Участвуя в совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, ребёнок отражает в своём сознании полученную информацию, постепенно присваивая её, и таким образом происходит его развитие.
Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий[2].
В 2012-2013 учебном году на базе школы № 544 был организован городской оздоровительный лагерь (ГОЛ). В лагере было два отряда из младших школьников разного возраста. Кроме воспитателей отрядов, с детьми работали педагоги дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества (ДД(Ю)Т) и Центра детского (юношеского) технического творчества (ЦД(Ю)ТТ). Педагоги ДД(Ю)Т проводили занятия по ИЗО, лепке, ритмической хореографии, хора, районную экологическую игру «Путешествие в страну экологии». В ЦД(Ю)ТТ воспитанники отрядов участвовали в играх по станциям, ориентировании в школьных дворах. Оба отряда с воспитателями посещали бассейн, спортивные секции, кукольный театр Сказки, пешеходные экскурсии по архитектурным достопримечательностям района. В лагере осуществлялась проектная деятельность (конкурс стенгазет отрядов, тематические конкурсы рисунков, моделей из конструкторов, викторина «Путешествие в сказку»).
Совместная игровая, познавательная и спортивно- оздоровительная деятельность младших школьников разного возраста в лагере – это получение позитивного социального опыта общения, взаимодействия и развития. Это способствовало созданию позитивного психологического микроклимата в отношениях между школьниками, воспитателями, педагогами дополнительного образования и родителями. При разнообразии форм и методов организации деятельности младших школьников во внеурочное время в разновозрастных группах, педагог способствует развитию у них важнейших социальных компетенций [3]. Младшие школьники, посещавшие во время учебного года ГПД и отдохнувшие в ГОЛ, расширили свой социальный опыт и повысили уровень социальных компетенций.
Литература.
- Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы: методическое пособие / Т.П. Артюхова, Е.Н. Барышников, Н.А. Жукова, Е.Н. Шавринова. - СПб.: СПб АППО, 2011. – 108с.
- Организация воспитания младших школьников: Метод. пособие для учителя / В.И. Максакова. М.: Просвещение,2003, - 254 с.
- Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования: Сборник статей и научно-методических материалов / Под научн. ред. А.О. Кравцова. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2012. -155с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-233735-1365271945.jpg)
Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Статья учителя начальных классов Громовой Г.Н. по организации духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время....
Развитие социальной компетентности младшего школьника
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Основная идея:...
Формирование социальной компетентности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения.
1. Учить устанавливать и п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/28/picture-300681-1432799204.jpg)
Представление собственного педагогического опыта "Формирование коммуникативной активности как основа социальной компетентности младших школьников"
Данный материал содержит представление собственного педагогического опыта....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-177102-1361088786.jpg)
«Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочное время»
В школе проходил семинар на тему: "Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во вреурочное время"Сухомлинский гoвoрил «К тому, кто был глух к природе с детства, кто не по...