Социальная компетентность младших школьников – показатель качества воспитания во внеурочное время
статья (1 класс) по теме
Воспитательная работа с младшими школьниками во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzmina2.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьмина Любовь Ильинична,
ГБОУ школа №544
с углубленным изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ –ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Педагогами школы успешно реализуется идея разновозрастного обучения, когда организация образовательного процесса осуществляется в разновозрастных учебных группах [3].
Наша школа в 2011 году стала победителем городского конкурса между образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы. С 2012 года школа является экспериментальной площадкой районного уровня по теме: «Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования».
Среди предлагаемых ФГОС изменений в организации образовательного процесса в начальной школе особое внимание уделяется решению воспитательных задач и организации внеурочной деятельности учащихся. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Структура внеурочной деятельности строится по заданным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Это позволяет определить основную цель внеурочной деятельности: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально активной, интеллектуально развитой, культурной личности учащихся. Основная задача заключается в сохранении положительного опыта воспитания детей в школе при реализации требований ФГОС. В стандарте выделены следующие формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, соревнования и т.д. [1].
Во внеурочное время в школе работают группы продлённого дня (ГПД) и различные формы дополнительного образования. Организатором внеурочной деятельности может выступать классный руководитель, воспитатель ГПД, педагоги дополнительного образования. ГПД призваны обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Перед ГПД стоит задача воспитания личности ребёнка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья через включение в различные виды внеурочной деятельности. Воспитатель ГПД работает в тесном контакте с классным руководителем, педагогами дополнительного образования, библиотекарем и медицинским работником.
Преемственность социального опыта общения младших школьников особенно важна для первоклассников в период адаптации к школьному обучению. В школе создаются разновозрастные группы продлённого дня. Первокласснику нужна поддержка, социальный опыт общения и взаимодействия младших школьников, уже посещавших ГПД. В группе продлённого дня он приобретает необходимые социальные и коммуникативные навыки, учится преодолевать трудности. Первоклассник должен быть готов принимать такие социальные роли, как «ученик» и «учитель». Социальная готовность к школе означает готовность ребёнка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и взрослыми (педагогами). Школьные психологи обычно проводят диагностику адаптации первоклассников через два-три месяца после начала обучения. Если ребенок успешно прошел период адаптации, он способен усваивать ту школьную программу, которая ему предлагается и может адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, представленная в программе начального общего образования образовательного учреждения, должна включать различные виды деятельности детей, посещающих ГПД. Данное направление является основным в планировании работы воспитателя ГПД и учитывает здоровое питание детей, создание условий для оптимальных двигательных режимов, соблюдение режима дня, профилактику негативных факторов, влияющих на здоровье детей, совместную деятельность с медицинским персоналом по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников.
Формирование познавательных универсальных учебных действий – еще одно направление деятельности ГПД, задача которой выявлять и развивать способности воспитанников, используя возможности учреждений дополнительного образования, организуя интеллектуальные и творческие соревнования[2]. В нашей школе практически все школьники групп продлённого дня посещают занятия: хор младших школьников, хоровой кружок, шахматы, ритмика, спортивная гимнастика. Совместное посещение группой всех форм дополнительного образования способствует формированию разновозрастного коллектива.
Процесс воспитания реализуется в деятельности, раскрывающей внутренние возможности ребёнка. Именно в деятельности, вступая во взаимодействие с другими людьми, ребёнок развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений. В центре внимания педагога, работающего с младшими школьниками, находится система отношений. Участвуя в совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, ребёнок отражает в своём сознании полученную информацию, постепенно присваивая её, и таким образом происходит его развитие.
Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий[2].
В 2012-2013 учебном году на базе школы № 544 был организован городской оздоровительный лагерь (ГОЛ). В лагере было два отряда из младших школьников разного возраста. Кроме воспитателей отрядов, с детьми работали педагоги дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества (ДД(Ю)Т) и Центра детского (юношеского) технического творчества (ЦД(Ю)ТТ). Педагоги ДД(Ю)Т проводили занятия по ИЗО, лепке, ритмической хореографии, хора, районную экологическую игру «Путешествие в страну экологии». В ЦД(Ю)ТТ воспитанники отрядов участвовали в играх по станциям, ориентировании в школьных дворах. Оба отряда с воспитателями посещали бассейн, спортивные секции, кукольный театр Сказки, пешеходные экскурсии по архитектурным достопримечательностям района. В лагере осуществлялась проектная деятельность (конкурс стенгазет отрядов, тематические конкурсы рисунков, моделей из конструкторов, викторина «Путешествие в сказку»).
Совместная игровая, познавательная и спортивно- оздоровительная деятельность младших школьников разного возраста в лагере – это получение позитивного социального опыта общения, взаимодействия и развития. Это способствовало созданию позитивного психологического микроклимата в отношениях между школьниками, воспитателями, педагогами дополнительного образования и родителями. При разнообразии форм и методов организации деятельности младших школьников во внеурочное время в разновозрастных группах, педагог способствует развитию у них важнейших социальных компетенций [3]. Младшие школьники, посещавшие во время учебного года ГПД и отдохнувшие в ГОЛ, расширили свой социальный опыт и повысили уровень социальных компетенций.
Литература.
- Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы: методическое пособие / Т.П. Артюхова, Е.Н. Барышников, Н.А. Жукова, Е.Н. Шавринова. - СПб.: СПб АППО, 2011. – 108с.
- Организация воспитания младших школьников: Метод. пособие для учителя / В.И. Максакова. М.: Просвещение,2003, - 254 с.
- Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования: Сборник статей и научно-методических материалов / Под научн. ред. А.О. Кравцова. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2012. -155с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...
Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Статья учителя начальных классов Громовой Г.Н. по организации духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время....
Развитие социальной компетентности младшего школьника
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Основная идея:...
Формирование социальной компетентности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения.
1. Учить устанавливать и п...
Представление собственного педагогического опыта "Формирование коммуникативной активности как основа социальной компетентности младших школьников"
Данный материал содержит представление собственного педагогического опыта....
Диагностика социальной компетентности младших школьников
Методика Цукермана...
«Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочное время»
В школе проходил семинар на тему: "Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во вреурочное время"Сухомлинский гoвoрил «К тому, кто был глух к природе с детства, кто не по...