"Сотворим красоту".Разработка урока для занятий во внеурочное время с использованием современных образовательных технологий
методическая разработка (3 класс) на тему

Ольга Александровна Кочурова

Разработка урока для занятий во внеурочное время с использование современных образовательных технологий(арт-технологий,игровых,здоровье - сберегающих)

Музыка 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotvorim_krasotu.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

«СОТВОРИМ КРАСОТУ».

Разработка урока для занятий во внеурочное время с использованием современных образовательных технологий (арт-технологий, игровых и здоровье-сберегающих)

Музыка 3 класс

Кочурова Ольга Александровна, учитель музыки МБОУ «СОШ№12»

 Цель: раскрытие общих законов музыки, природы и человека.

 Задачи:

 Развивающая:

  • Развить  индивидуальные творческие способности на основе изучаемого материала (музыкальную память и слух ,певческий голос, ассоциативное мышление и воображение.)
  • Развить интеграционные качества восприятия и оптимизации навыков целостного охвата искусств.
  • Развитие целостного мышления и целостного познания мира

Образовательная:

  • Расширить представление о мире музыкального искусства,
  • Научить разбираться в жанровом многообразии музыкального искусства и его стилистических особенностях.
  • Научить размышлять и  высказывать суждения об услышанном произведении.
  • Развить абсолютную свободу творчества через непосредственное знание о природе музыкального искусства , окружающего мира и своего внутреннего восприятия
  • Обучить  практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки ,импровизации.
  • Познакомить с произведениями русских поэтов и писателей о родной природе.
  • Познакомить с произведениями композиторов П.И. Чайковского, Штрауса.

Воспитательная: 

  • Воспитание духовной культуры учащихся на основе нравственно-эстетического ориентирования и межпредметной интеграции
  • Воспитание гуманитарно-экологического мышления
  • Воспитание любви  к природе родного края, культуре,искусству.

Оборудование, ТСО:

  • видеосюжет “Красота Земли”;
  • аудио магнитофонная запись с голосами птиц, шумом листвы, звуками моря;
  • компьютер для демонстрации картин русских художников.
  • Стенды, для размещения предметов быта с элементами природы, поделки из природного материала.

Наглядность:

  • картины художников
  • плакаты с красотами природы,
  • выставка рисунков, картин, творческих работ учащихся.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Звучит музыка оживающей природы 

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней просто миг – и долгие века.

Учитель: Скажите, куда мы сегодня отправимся путешествовать?

Путешествие в мир красоты и природы, (волшебный музыкальный лес, на природу)

Что мы может быть красивым в нашей жизни?

 Ученик: музыка, природа, искусство…

 Красота – это самое главное в музыке. Что делает музыку красивой? Гармония звуков и слов».

Красота спасёт мир.

«... Что есть красота и почему ее обожествляют люди,

Сосуд, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде...»

Что можно сказать о красоте?

Ученики отвечают, что она всегда выделяется среди окружающего мира. Красивым может быть человек, природа, искусство, музыка.

Но без чего красота будет неполной?

Ученик: Без смысла, без гармонии, без одухотворенности. Одним словом, без души.

Учитель: Красота должна быть одухотворенной. Как это понять?

Красота имеет чувства. Внешняя и внутренняя красота должны быть взаимосвязаны. Одно дополняет другое. Но иногда бывает только внутренняя красота. Это тоже красиво, отвечает ученица класса.

Что можно сказать о репродукции Врубеля «Лесной пан» и музыке, написанной по этой картине? Как вы думаете, красив ли лесной пан?

Ученик: У него добрые и светлые глаза. Его выдает внутренний мир. Музыка раскрывает его добрые чувства.

Прослушав музыкальное произведение «Флейта лесного Пана» в исполнении румынского музыканта ученики говорят о том, что его музыка очень чувственная и красивая.

Учитель: Меняется ли интонационный язык музыки?

Ученики определяют, что у музыки два настроения. Первое – минорное, печальное, где по интонации определяют, что Лесной пан чем-то огорчен. Он плачет, он одинок. Природа вокруг сострадает Пану, тоже плачет. Второе – мажорное, светлое. В его душе произошли изменения. Почему? В музыке, кроме песен и мелодии Пана слышны звуки природы.

Ученик: Мне кажется, главный герой  в этом мире не одинок. Природа – его друг. Она вместе с ним радуется и печалится. Вздыхает и улыбается.

Учитель: Но без чего красота будет неполной?

Ученик: Без смысла, без гармонии, без одухотворенности. Одним словом, без души.

Учитель: Скажите куда мы сегодня отправились путешествовать?

Ученик: Путешествие в мир красоты и природы.

Учитель: Тема нашего урока Сотворим красоту. Давайте оживим природу. И пусть в этом нам поможет музыка .

Звучит музыка «звуки леса»

А сейчас в поисках красоты мы отправимся музыкальный сказочный лес. А почему лес ?

Ученик: В лесу много музыки

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмною, грозою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же знаешь мы – свои!

Учитель: Природа удивительно разнообразна красками и формами: жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных!

Учитель: Что может звучать в лесу. ?

Как музыка изображает природу?

Что бы изобразить природу, что нам нужно услышать в ней

 Ученики: ритмы(движения),мелодии ,интонации, голоса(инструменты),жанровые особенности.

Учитель: Кто больше всего умеет слушать звуки природы?

Ученики: Конечно музыкант, художник и поэт.
Учитель: Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все многие      

композиторы черпали свои замыслы, наблюдая за природой

Вы знаете что без природы не возник бы даже Вальс. Однажды Р.Штраус  в своей карете проезжал по красивому Венскому лесу и услышал дивную  музыку. Давайте послушаем, и угадаем кто напевает песню в его вальсе? Кто изображен в музыке? О чем говорит  музыка? Кто помог Штраусу создать вальс ?

Звучит музыка Р.Штраус  «Сказки венского леса»

Ученики: В музыке мы слышим пение птиц.

Учитель: Нет на свете более гениального художника, чем сама природа      

Многих  Художников привлекают эти образы нетронутой природы.

Кто может ещё встретится в лесу?

Ученики: звери ,птицы ,насекомые.

Ученики: Все герои которые нам встретятся каждый имеет свой характер ,свою музыку…

Звучит 1 песня-игра «Божья коровка». Дети стоют в круг выбирают божью коровку, танцуют по кругу в ритме музыки. Обучающиеся изображают точные движения и характер  под музыку и поют(настроение героя может меняться)

 «Эта коровка в поле не гуляет

и хвостом усердно мух не отгоняет

На коровку божью вовсе не похожая

 Потому - что добрая ,потому что божья

Божья коровка улети на небо

Божья коровка принеси мне хлеба

А еще коровка

Мне из поднебесья

Принеси мне песню.»

Звучит 2 песня-игра. Ученик выходит на музыкальную полянку и изображает паучка, его движения, и все изменения в музыке .

«Жил на свете паучок  бородатый старичок

Чёрненькие лапки серенький бочок»

Звучит 3 песня-игра «светлячок» -лирическая песня .Учащиеся разыгрывают сценку ,другие поют.

«Потерял в лесу фонарик светлячок

Обыскал он каждый кустик и сучок

Но нигде ,но нигде ,но нигде найти фонарик он не смог

Не придётся никогда теперь ему

Освещать дорогу ночью некому.

Горько плачет и не знает светлячок .

Что нашла ,что нашла, что нашла пропажу мышка и молчок.

Учитель Кто нам помогает понимать природу?

Ученик :Композитор, художник и поэт

Учитель : Композиторы сочинили множество песен о природы. 

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений.

Как учились у природы и великие музыканты?
Послушаем как  изображают русскую природу наши композиторы.

Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась
С самого начала? Как же ты явилась?
 

Чайковский очень много гулял в русском лесу ,черпая своё вдохновение, так он написал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Прослушаем произведение П.И. Чайковского  «Подснежник».

Звучит музыка Чайковского “Подснежник”.

Учитель; Давайте попробуем прорастить наш подснежник .

1 группа покажет прорастание цветка руками, 2 группа движениями, 3 группа рисует цветок точно изображая мелодические линии.

Дети делятся своими впечатлениями, танцуют ,играют, по окончании звучания  оформляют выставку рисунков.

Учитель: Почему мы не можем прожить без красоты ,природы.

Ученик: Человек рожден на свет, чтобы делать мир красивым, созидать во имя красоты. Красота делает нас добрыми ,учимся любить и оберегать  природу

Учитель: И что нужно сделать для того, чтобы жизнь на нашей планете процветала?

Учащиеся без замедления находят ответы на эти вопросы:

Ученик: Оберегать природу, ценить красоту искусства, ведь это нас обогащает духовно. Без доброты, без добрых чувств, без гармонии во всем, нам не прожить».

Ученики формулируют три закона:

  1. Знание(искусство)
  2. Добро (чувства, любовь)
  3. Красота (гармония)

 Звучит песня:

              « Пророс  цветок сквозь камень ввысь

не наступи на чудо

Как мы уже он любит жизнь

И дарит радость людям

Наверно он ответил так

 стряхнув росинкой влагу

Увидеть жизнь ещё пустяк ,

За жизнь бороться надо…

Цветок на камне посмотри

на маленькое чудо

Он символ жизни и любви

Его частицу всей земли оберегайте люди»

Оберегайте люди…

Учитель: Живите в гармонии с природой ,ведь это самый прекрасный дар  видеть и понимать её .

До новых встреч.

»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Использование современных образовательных технологий для формирования экологически обоснованного отношения к среде обитания во время внеклассных занятий

Важный аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее  поколение. На...

Использование современных образовательных технологий в развитии познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС.

Предлагаемые образовательные технологии развития познавательной активности учащихся могут быть реализованы в современных условиях требований ФГОС ОНО...

«Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время»

Доклад «Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время»...