Конспект занятия (для детей 8-10 лет) Тема: «Славен край Оренбургский»
план-конспект

Коняева Ольга Владимировна

формирование у обучающихся гордости и уважения к природным богатствам Оренбуржья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slaven_kray_orenburgskiy.docx519.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Детский клуб «Чайка»

Конспект занятия

(для детей 8-10 лет)

Тема: «Славен край Оренбургский»

Автор:

Коняева Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

г. Оренбург

Цель занятия: формирование у обучающихся гордости и уважения к природным богатствам Оренбуржья.

Задачи:

Образовательные:

– познакомить обучающихся с Оренбургским достоянием - Оренбургским пуховым платком.

Развивающие:

– продолжить развивать аналитическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, находить необходимую информацию, работать в группах.

Воспитательные:

– способствовать формированию интереса к истории своей малой родины, обогащать нравственный опыт.

Оборудование:

– аудиозапись «Оренбургский пуховый платок» (в исполнении Людмилы Зыкиной);

– разрезанные тексты пословиц;

 иллюстрации «Герб и флаг Оренбургской области»;

– образцы пуховых платков, веретено, спицы, клубок шерсти;

– презентации «Оренбургский пуховый платок» и «Озеро Развал», подготовленные детьми;

– листы белой бумаги, ножницы, карандаши.

На данном занятии предусмотрено использование следующих методов обучения: рассказ, объяснение, метод демонстрации, практические, применение технических средств обучения, творческий метод.

Материал соответствует возрастной аудитории.

Ход занятия

1.Организационный момент

Педагог:

Встали все сейчас красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И занятие начнём.

2. Основная часть

Педагог:

Вижу чудное приволье,

Вижу реки и поля,

Это русское раздолье,

Это - Родина моя.

Педагог: Как называется наша Родина?

Дети: Наша Родина - Россия.

Педагог: У каждого человека есть родная страна. У нас с вами – это Россия. Но у нас есть и малая родина. Что для нас с вами является малой Родиной?

Дети: город Оренбург.

Педагог: А как называется край, в котором мы живём?

Дети: Мы живём в Оренбургской области (Оренбуржье).

Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Вам нужно объединиться в группы по 4 человека. Перед вами разрезанные на отдельные слова русские народные пословицы. Ваша задача правильно собрать пословицы. Чья группа выполнила, один поднимает руку и зачитывает пословицу.

(Дети выполняют задание. Пословицы: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина - мать, умей за неё постоять», «Родина краше солнца, дороже золота», «Человек без Родины, что соловей без песни», «Родная сторона - мать, а чужая - мачеха», «Любовь к Родине побеждает смерть»).

Педагог: О чем все эти пословицы?

Дети: О Родине, о любви к ней и преданности ей.

Педагог: Каждая страна имеет свои государственные символы. Что является главными символами России?

Дети: Герб, флаг, гимн

Педагог: И у нашей малой родины есть эти символы. Что они обозначают? Кто сможет рассказать?

Дети: Герб Оренбургской области утверждён 23 декабря 1996 года. В червлёном (красном) поле два золотых знамени, сопровожденные вверху украшенным на концах греко-российским крестом (с одной перекладиной в пояс и одной перекладиной в перевязь), а внизу золотым полумесяцем, повернутым рогами вверх и вправо; на полотнище каждого знамени российский орел образца 1856 года; в серебряной главе щита — бегущая лазоревая (синяя, голубая) куница с червлёными глазами и языком (домашнее задание).

Педагог: 

Особую роль в жизни Оренбуржья играет река Урал, отраженная в гербе серебряным волнистым поясом.

Дети: Золотой цвет - символ урожая, богатства, уважения и энергии жизни.

Серебряный цвет - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.

Красный цвет -  символ трудолюбия, силы, мужества, красоты и праздника. 

Синий цвет - символ чести, благородства, духовности (домашнее задание).

Дети: Флаг оренбургской области был утвержден Законом №190/58-03, принятым 29 октября 1997 года решением №190 областного Законодательного Собрания и подписанным главой администрации 17 ноября. Полотнище флага красного цвета, в центре изображен герб области. (домашнее задание).

3. Изучение нового материала

Педагог: Как вы думаете, о нашем Оренбургском крае знают где-нибудь еще, известен ли он?

Дети: Известен.

Педагог: А чем известен и знаменит наш край?

Дети: Хлебом, металлургией, нефтью, газом, яшмой, солью.

Педагог: Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Какая цель нашего занятия?

Дети: О богатствах Оренбургского края, о том, чем он знаменит.

Педагог: Верно, все, что вы назвали – это богатства нашего Оренбуржья. И не только этим знаменит наш край. Сегодня мы об этом поговорим. Послушайте песню. Написали её поэт Боков и композитор Пономаренко.

(Звучит аудиозапись "Оренбургский пуховый платок" в исполнении Людмилы Зыкиной 1 куплет).

Трогательная, ласковая, протяжная эта песня полна сердечной теплоты и большой любви к самому дорогому человеку – к маме. А о чем она?

Дети: Об Оренбургском пуховом платке.

Педагог: То, чем знаменит наш край не только по всей нашей Родине, но и за ее пределами.

Вам было задание подготовить рефераты про Оренбургский пуховый платок.

(Ребёнок знакомит с содержание своего доклада, сопровождая презентацией. Демонстрация пуховых платков и инструментов и материалов для его изготовления. Опыт: продевание через кольцо паутинки)

Педагог: Продолжаем знакомство с богатствами нашего края. Оренбургскую область можно смело назвать царством озер. Сотни больших и малых озер раскинуты вдоль русла реки Урал. Все озера Оренбургской области пресноводные и являются пригодными для рыбалки за исключением одного озера, которое считается мертвым из-за повышенного содержания соли.

(Выступающий знакомит с озером Развал, используя мультимедийную презентацию).

Педагог: город Соль-Илецк знаменит не только соленым озером. А вот чем еще, узнаете, отгадав загадку.

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (арбуз)

Педагог: На что похож арбуз в этой загадке? Сейчас я предлагаю вам всем стать мячиками.

4. Закрепление

Педагог: С какими богатствами Оренбургского края сегодня познакомились? Как называют женщин, вяжущих платки? Чем знаменит город Соль-Илецк?

5. Творческая работа

Педагог: Предлагаю вам всем на несколько минут стать пуховницами - вязальщицами. Мы не будем вязать, мы будем вырезать узоры из бумаги. Помните, как на Новый год мы украшали наш кабинет снежинками. Похожи они на узоры Оренбургских платков? Вот мы и вырежем разнообразные узоры из квадрата белой бумаги. Кто напомнит нам технику безопасности при работе ножницами?

Дети: передавать ножницы кольцами вперед, закрывать ножницы после работы, не ходить и не вставать с ножницами. При вырезывании не смыкать ножницы до конца, поворачивать бумагу, а не ножницы.

(У детей на партах листы белой бумаги и ножницы. Дети работают самостоятельно. Под аудиозапись «Оренбургский платок»)

Педагог: Все ребята закончили вырезать. Оставляем на столе инструменты, на доске организуем выставку ваших работ (по мере выполнения дети прикрепляют работы на доску).

6. Рефлексия

Педагог: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами беседовали? (ответы детей)

На следующих занятиях мы продолжим знакомство с богатством нашего Оренбуржья. Оцените свое настроение с помощью смайликов.

Контур влюбленного лица со сплошной заливкойКонтур грустного лица со сплошной заливкой