Проектная деятельность учащихся. Из опыта работы
методическая разработка
Проектная деятельность учащихся начальной школы. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность учащихся. Из опыта работы. | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учащихся.
Из опыта работы Пасечник С.В.
Однажды прочитав произведение П. Коэльо «Вероника решает умереть», мне захотелось стать похожей на фонтан.
А почему?
В фонтане вода всегда в движении, всегда обновляется, искрится в лучах солнца, и даже радуга часто сверкает в брызгах фонтана.
Какие слова автора вызвали у меня такое желание, сообщу об этом в конце.
Теперь перейду к серьезной части.
За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др.
В 2011 году в нашей стране был принят Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Он позволяет изменить содержание и организацию образовательного процесса для достижения современного качества начального общего образования.
В связи с этим для меня и моих коллег возник актуальный вопрос:
как сделать так, чтобы «реализация стандарта не была пустой формальностью»?
Если схематично набросать ответ, то это, безусловно, будут и…
- Новые образовательные результаты…
- Деятельностный подход…
- Разные виды деятельности…
- Информационная среда…
- Система оценивания…
И как итог - выход на основную образовательную программу ступени.
И еще одна мысль.
Современные образовательные технологии не могут существовать вне деятельностного характера обучения, где центральное место занимает детское действие.
Следующий мой шаг - из этого набора, я выбираю то, что мне наиболее близко и в чем я реально могу быть результативна. А это деятельностный подход, данному требованию отвечает сполна проектная деятельность.
Метод учебных проектов актуален и в связи с тем, что в Федеральном стандарте (Федеральном государственном образовательном стандарте) начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий, таких, как:
- учебное сотрудничество,
- планирование собственных действий,
- умение представлять результаты своей работы в различных формах, в том числе с использованием ИКТ и другие.
Проекты в начальных классах – это трудно?
Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не говорю о полноценных проектах, информационно насыщенных, выполненных учащимися совершенно самостоятельно. Все это впереди, в среднем звене.
При организации проектной деятельности я учитываю возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
На уроках применяю проектную задачу, а во внеурочной деятельности проектную деятельность.
Проектная задача рассматривается
- как «стартовая площадка» для зарождения проектных форм учебной деятельности подростков,
- как «полигон» для формирования и оценки учебной самостоятельности группы детей.
Я хочу представить из собственного опыта, какое место занимает проектная задача в педагогической технологии деятельностного подхода на примере предмета русский язык.
На уроке дети открывают общий способ проверки орфограмм слабых позиций в слове, «продукт» - модель способа - это учебная задача.
Затем отрабатывают пооперационный состав способа, т. е. алгоритм (найти в слове ОСП, определить, в какой значимой части слова находится орфограмма, подобрать проверочное слово с сильной позицией в той же значимой части, что и в проверяемом, вставить пропущенную букву по сильной позиции) - это конкретно-практическая задача.
Следующим этапом я предлагаю учащимся групповую проектную задачу «Выпуск газеты «В мире прекрасного»», в другом классе газеты «Ко Дню защитников Отечества». Ученики сначала побывали в роли корректоров, т. к. тексты были с ошибками (у разных групп - разные тексты), затем записали и оформили рисунками статьи, из которых и создали коллективные газеты.
На проектную задачу я отводила 2 урока.
Таким образом, данный пример проектной задачи позволяет учащимся в малой группе в ситуации, приближенной к реальной, организовать поиск из существующих способов того способа, с помощью которого можно решить конкретно-практическую задачу и получить реальный «продукт» (например, сборник собственных задач, литературный журнал, газета, спектакль, макет острова, игровой площадки, творческий отчет, компьютерная презентация и т. д.)
А это значит, что обучение постепенно становится моделью реальной жизни. Обращение к проектной задаче, методу проектной деятельности реализует компетентностный подход в образовании, т. к. выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях.
Продолжение данной работы я осуществляю и во внеурочной проектной деятельности. Она позволяет выявлять у учащихся творческие способности, склонности и одаренности к различным видам деятельности.
Мы с детьми работаем с различными источниками информации, что ведет к формированию информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
В процессе реализации проектов осуществляются межпредметные связи, устанавливается взаимосвязь между урочной и внеклассной работой, расширяется круг участников.
Сотрудничество детей с одноклассниками, членами своей семьи обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
Я организую внеурочную проектную деятельность как двухкомпонентную.
- Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируется детьми, координируется мною, затем реализуется в проектах.
- Второй компонент – работа над проектами – специально организую я, а самостоятельно выполняют дети комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Основные этапы проектной деятельности:
- Выбор темы
- Сбор информации
- Выбор проектов
- Реализация проектов
- Презентации (самый зрелищный этап)
Проекты, которые я предлагаю детям, построены на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для содержательного общения с членами своей семьи, одноклассниками, совершить выход за рамки школы, в социум, выезд за пределы города на познавательные экскурсии по родному краю. В ходе такого общения, ученик учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт опроса и подбора материала в виде фотографий, рисунков, текстов и написания собственных текстов, из которых и получается книжка–малышка, газета, компьютерная презентация и другое.
Темы проектов:
- «Моя любимая цифра, буква»,
- «Моя семья»,
- «Мир моих увлечений»,
- «Мои домашние животные».
- «Рецепты полезных блюд»,
- «День чая»,
- «Русские народные сказки»,
- «Сказки народов мира»,
- «Читательская конференция»,
- «Итоги учебного года».
«Продукт»:
- газета,
- книжка-малышка,
- компьютерная презентация,
- презентация выбранной сказки (задания для товарищей, инсценирование),
- сборник рецептов и компьютерная презентация
- (рецепт, фотографии процесса самостоятельного приготовления блюда),
- публичный отчет.
Работа над проектами позволяет мне выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Я благодарна родителям своих учеников за их терпение и творчество, умение прийти на помощь, за их поддержку.
Результатом организованной таким образом проектной деятельности я считаю:
- развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка;
- формирование навыков сотрудничества с другими людьми;
- активизацию навыков эмоционального общения с членами семьи;
- привитие первоначальных умений сбора информации из разных источников, осмысления ее и использования для выполнения проекта.
- формирование презентационных навыков: монологическая речь, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении
Итак, проектная деятельность дает возможность развивать базовые ключевые компетенции учеников: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Возвращаюсь к первоначальному вопросу.
Как сделать так, чтобы « стандарт образования не стал пустой формальностью»?
Мой ответ таков:
- Если педагог открыт для нового и не боится перемен, то он реализует новый стандарт без проблем (предлагаю на уроках использовать проектную задачу, а во внеурочное время, применять проектную деятельность).
- Коллеги, наше отношение к учебному процессу, наше творчество и профессионализм, наше желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение стандартов школьного образования.
Завершить свое выступление я хочу пожеланием:
«...будь как переливающийся через край фонтан, а не как резервуар, содержащий все одну и ту же воду" П. Коэльо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовность, нравственность, патриотизм – основополагающие принципы в организации деятельности с семьями учащихся. Из опыта работы.
Я работаю в классе, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые в силу разных причин не могут добиться высоких образовательных результатов по учебным предметам, но это де...
Проектная деятельность учащихся.Из опыта работы.
Делюсь опытом работы по проектной деятельности учащихся....
Как организовать проектную деятельность учащихся начальных классов во внеурочное время (из опыта работы учителя МБОУ «Лицей №41» города Костромы)
АннотацияВ государственных образовательных стандартах второго поколения законодательно закреплён системно-деятельностный подход как базовый принцип образования на всех ступенях обучения школьников. В ...
Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»
Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)
Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...