Проектная деятельность учащихся.Из опыта работы.
опыты и эксперименты по зож (1, 2, 3 класс) по теме

Глущенко Людмила Фёдоровна

Делюсь опытом работы по проектной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Выступление на курсах:,,Руководство исследовательской деятельности школьников как новая профессиональная компетентность педагога в условиях внедренияФГОС.»   (Проектная деятельность учащихся. Из опыта работы.)

Я, Глущенко Людмила Федоровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения гимназии №133 города Уссурийска Педагогический стаж работы 32 года. Стаж работы в данном учреждении 28лет.

Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по применению технологии проектной деятельности в начальной школе.

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова американского психолога Карла Рэнсома Роджерса:

 Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные идеи», в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции.  Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.   Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями?  Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально.

 Я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Цель проектной деятельности: Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.

Работа в режиме проектной деятельности помогает выработать у обучающихся ключевые компетентности.  Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.  

Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности, следует учитывать некоторые моменты.

1. Возрастные и индивидуальные особенности. Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют ее успех. 

2. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.    Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции.

3.  Создавать группы количеством  не более 6 человек. Для работы над проектом весь класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 6 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов.

4. Избежать «подводных камней»: сделать многое за детей. На всех этапах подготовки проекта учитель должен выступать в роли консультанта и помощника, а не эксперта.

Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:

  •  проявить себя,
  •  попробовать свои силы,
  • приложить свои знания,
  • принести пользу,
  • показать публично достигнутый результат.

Продукты, которые могут получить дети в результате проектной деятельности:

1. Газета

2. Игра

3. Костюм

4. Альбом

6. Спектакль

7. Урок

8. Публикация

9. Справочник

10. Презентация

11. Учебное пособие

12. Буклет

13. Афиша

14. Устный журнал

15. Тематические выставки рисунков, поделок 

16. Диафильм

17. Набор открыток

18. Памятка

19. Реклама

20. Плакат

21. Мероприятие

22. Раскладушка

23. Макет

24. Модель

25. Папка

26. Экскурсия

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (универсальных учебных действий), таких как:

  • Проектировочные
  • Исследовательские
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Экспериментальные
  • Рефлексивные
  • Презентационные.

Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно, с первого класса. Сначала это были небольшие творческие проекты: книжки – малышки, выставки рисунков и поделок, сборники загадок, стенгазеты и фотогазеты к различным мероприятиям, датам  и т.д. Это краткосрочные проекты продолжительностью от 1 урока до недели. Постепенно уровень сложности повышается. Дети выполняют уже довольно сложные работы. Теперь мы перешли к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц и более.

Среди наиболее значительных работ, которые выполнили мои ученики, можно назвать следующие:

  • туристический проект «Приезжайте в гости к нам»,
  • акция отряда ЮИДД «Внимание, весна!»,
  • экологический проект «Пусть не смолкнут птичьи голоса»,
  • проект «Занимательная азбука»,
  • рукотворная книга «Мир вокруг нас»,
  • альбом по правилам безопасности «Ты один дома» и другие.

Над туристическим проектом «Приезжайте в гости к нам» дети работали более месяца: фотографировали достопримечательности города, собирали информацию из разных источников, составляли план экскурсии, продумывали такие моменты, как время года, в которое будет проведена эта экскурсия, пункты питания, где туристы смогут пообедать, транспортное сообщение и другие вопросы.

Экологический проект «Пусть не смолкнут птичьи голоса» по продолжительности занял еще больше времени – 7месяцев. Работа над ним началась еще осенью, когда мы с ребятами изучали литературу о птицах, собирали, заготавливали  для них корм, совместно с родителями мастерили кормушки. С ноября по март включительно подкармливали птиц как на школьной кормушке, так и возле своих домов. При этом вели наблюдение за птицами: как они ведут себя на кормушке, какой корм предпочитают и т.д. Вели дневник наблюдений, делали фотографии, оформляли творческие работы о птицах. Все свои материалы и результаты деятельности оформили в экологический проект под названием «Пусть не смолкнут птичьи голоса».  

 

Также была выполнена коллективная проектная работа «Этот удивительный мир растений». Распределились, кто чем будет заниматься, готовясь к празднику. В результате обсуждения  разделились на несколько творческих групп по виду деятельности, которой решил заняться ребёнок: учёные-ботаники (ответы – мини-рассказы на интересующие вопросы  о растениях), писатели и поэты (собственные сочинения, рассказы), художники (рисунки), фотокорреспонденты (фотографии), кулинары (рецепты блюд), умельцы (поделки), издатели (книжки). На реализацию был срок три недели. А затем состоялся праздник - презентация проекта – под названием «Осенние посиделки».  На праздник пригласили  учащихся из параллельного класса. Дети испытали гордость за представленные результаты своего труда. Им была дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями.

О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего проекта.

При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение),  мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности.  Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.

Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовность, нравственность, патриотизм – основополагающие принципы в организации деятельности с семьями учащихся. Из опыта работы.

Я работаю в классе, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые в силу разных причин не могут добиться высоких образовательных результатов по учебным предметам, но это де...

Как организовать проектную деятельность учащихся начальных классов во внеурочное время (из опыта работы учителя МБОУ «Лицей №41» города Костромы)

АннотацияВ государственных образовательных стандартах второго поколения законодательно закреплён системно-деятельностный подход как базовый принцип образования на всех ступенях обучения школьников. В ...

Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»

Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)

Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...