Как организовать проектную деятельность учащихся начальных классов во внеурочное время (из опыта работы учителя МБОУ «Лицей №41» города Костромы)
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Аннотация
В государственных образовательных стандартах второго поколения законодательно закреплён системно-деятельностный подход как базовый принцип образования на всех ступенях обучения школьников. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Одним из таких методов является метод проектов. Педагогическая практика показывает, что полноценная работа над проектом наиболее эффективна в рамках внеурочной деятельности. В работе обобщен опыт по использованию проектного метода обучения во внеурочной деятельности в начальных классах. На его основе предложены методические рекомендации по организации работы над проектом, представлен ход проектирования по одному из алгоритмов проектной деятельности, предложена памятка для участников проектной деятельности (для учителей, воспитателей групп продлённого дня, учащихся и родителей) с целью их практического использования в работе над проектом. Представлены авторские проекты, прошедшие внешнюю и внутреннюю экспертизу, успешно защищённые и реализованные. Данные материалы предназначены для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня. Они могут оказать реальную практическую помощь в организации проектной деятельности с младшими школьниками в образовательных учреждениях разного типа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №41»
Городской конкурс педагогического мастерства
Номинация «Лучшая методическая разработка»
(Методические рекомендации)
Как организовать проектную деятельность учащихся начальных классов
во внеурочное время
(из опыта работы учителя МБОУ «Лицей №41» города Костромы)
Автор:
Ильинская Ольга Владимировна - учитель начальных классов
Кострома, 2013 год
Аннотация
В государственных образовательных стандартах второго поколения законодательно закреплён системно-деятельностный подход как базовый принцип образования на всех ступенях обучения школьников.
В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление
самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Одним из таких методов является метод проектов.
Педагогическая практика показывает, что полноценная работа над проектом наиболее эффективна в рамках внеурочной деятельности.
В работе обобщен опыт по использованию проектного метода обучения во внеурочной деятельности в начальных классах. На его основе предложены методические рекомендации по организации работы над проектом, представлен ход проектирования по одному из алгоритмов проектной деятельности, предложена памятка для участников проектной деятельности (для учителей, воспитателей групп продлённого дня, учащихся и родителей) с целью их практического использования в работе над проектом. Представлены авторские проекты, прошедшие внешнюю и внутреннюю экспертизу, успешно защищённые и реализованные.
Данные материалы предназначены для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня. Они могут оказать реальную практическую помощь в организации проектной деятельности с младшими школьниками в образовательных учреждениях разного типа.
Содержание
- Введение------------------------------------------------------------------------------------------------------2
- Опыт организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время-4
2.1. Использование метода учебных проектов в рамках курса «Окружающий мир»--------4
2.2. Как обеспечить эффективность использования метода проектов в начальных классах?-------------------------------------------------------------------------------------------------------5
2.3. Организация работы над проектами-------------------------------------------------------------14 2.4. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов---19
3. Заключение---------------------------------------------------------------------------------------------------20
4. Список использованных источников-------------------------------------------------------------------21
5. Приложение--------------------------------------------------------------------------------------------------22
1.Введение
Я работаю учителем начальных классов более 22 лет, 7лет из них – в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Лицей №41» города Костромы. Обучаю детей по УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель – Н.Ф.Виноградова).
Известно, что большинство личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности в учебном процессе, пассивность учащихся;
- неумение превращать обильную информацию, которую получают современные дети отовсюду, в знания;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием.
Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к ответу на этот вопрос индивидуально.
Проблему выбора необходимой образовательной технологии предстояло решить и мне. На протяжении многих лет меня устраивала традиционная система обучения, основой которой является объяснительно-иллюстративный метод, но я всегда старалась найти новые средства, улучшающие образовательный процесс, применяла проблемные ситуации, уровневые дифференциации, коллективные способы обучения и т.д., добиваясь основной цели – усвоения знаний. В новых условиях, когда современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания, и учитель для них не является единственным источником информации, объяснительно-иллюстративный метод не годится, при нём самостоятельная деятельность учащихся очень ограничена. Поиск новых средств, привёл меня к пониманию того, что современной школе необходимы новые методы, позволяющие по-другому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
В ФГОС второго поколения указано, что одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начальной ступени обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения и развития.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учеников в учении;
- развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
- нацеливают на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Описанные выше проблемы, я считаю, можно решить, применяя метод учебных проектов.
В качестве основных достоинств проектного метода, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
- высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско -творческой деятельности;
- межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Мой опыт работы показывает, что использование проектного метода может эффективно применяться в начальных классах. При этом учебный процесс, организованный на основе метода проектов - это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. В первом классе это наличие только ситуативного интереса, но уже во втором классе отмечается рост устойчивого и обобщенного интереса к данной деятельности.
Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Я начинала работу с несложных проектов, тем самым обеспечивая успех их выполнения учащимися. У детей появлялся стимул, вдохновение на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Метод проектной деятельности применяю как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Но, исходя из своего опыта, считаю, что полноценная работа над проектом наиболее эффективна в рамках внеурочной деятельности.
Предлагаю методические рекомендации по организации проектной деятельности во внеурочное время из опыта своей работы. Полагаю, что эти материалы могут оказать реальную практическую помощь в организации данного вида деятельности для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня, а также для учащихся и их родителей.
Цель данной работы: на основе своего опыта работы предложить методические рекомендации по применению метода проектов во внеурочной деятельности в начальных классах.
Задачи:
1)поделиться своим опытом применения проектного метода в начальных классах во внеурочной деятельности в рамках курса «Окружающий мир»; 2)представить ход проектирования по одному из алгоритмов проектной деятельности;
3)предложить памятки для учителей, воспитателей ГПД, учащихся и родителей по работе над проектом;
2.Основная часть
Организация проектной деятельности младших школьников во внеурочное время.
Представляю опыт организация проектной деятельности в рамках курса «Окружающий мир». Именно в этой области я использую данный метод чаще всего, причём во внеурочное время – на классных часах, в группе продлённого дня, на внеклассных мероприятиях. Также наибольшую эффективность по использованию метода проектов имеют такие учебные предметы, как информатика, изобразительное искусство, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Считаю, относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Устойчивый интерес к урокам окружающего мира я заметила у большинства своих учащихся. И это не случайно, дети младшего школьного возраста оптимистичны, любознательны, эмоциональны, любят играть и фантазировать. Отличительная черта любого младшего школьника – интерес к окружающему миру, потребность в приобретении новых знаний не только о предметах, которые его окружают, но и достаточно абстрактных. Младшего школьника уже интересуют «философские проблемы». У детей наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации (энциклопедиям, справочникам, телевизору, компьютеру и т.п.), потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру.
Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит продолжением урока и предполагает участие всех учащихся.
Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, на природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсии, значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их, представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников формируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения: личностные,коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1) провести подготовительную работу
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся, до определённой степени, сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формировать специфические умения и навыки самостоятельной проектной деятельности целесообразно не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.
В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание на уроке. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности можно формировать как в процессе работы над проектом так и вне его:
а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:
• материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
• кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),
• информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).
• информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
• организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),
• отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).
При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.
Формирование умений и навыков проектной деятельности можно осуществлять в рамках проведения консультаций.
Примерное планирование консультативных занятий в проектной группе
Этап |
№
консультаций | Тема консультации | Кол – во часов |
Планирование деятельности | 1.
2.
3. 4.
| Как работать в команде? Ролевая игра. Распределение ролей в группе. От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта. Планирование деятельности в рамках текущего проекта. Правила по поиску информации в библиотеке ( cм. Приложение №1), в сети Интернет, алгоритм работы со справочной литературой ( cм. Приложение №2). | 1
1
1 1 |
Осуществление деятельности по решению проблемы | 1. 2.
3.
4. | Способы первичной обработки информации, ее хранения. Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщения, умозаключения. Анализ информации. Доказательство. Опровержение. Дискуссия. Представление позиции. Формирование проектной папки по проблеме. | 1 1
1
1 |
Презентация результатов | 1. 2. 3.
4. | Оформление проектной папки. Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению» ( см. Приложение №3). Как лучше подготовить презентацию продукта? ( см. Приложение №4). Рефлексия деятельности и результата (cм. Приложение №5) Сценарий презентации. Критерии оценивания мультимедийных презентаций ( см. Приложение №6). «Репетиция!» | 1 1 1
1 |
Оценка результатов и процесса проектной деятельности | 1. 2. 3. 4. | Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка ученика (см. Приложение №7) Бланк жюри ( cм. Приложение № 8, 9). Анализ результатов и качества выполнения проекта. Отчёт о выполнении проекта ( см. Приложение №10) Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). | 1 1 1 1 |
Аналогичные консультации я провожу на классных часах, в группе продлённого дня.
2)выбрать тему проекта
У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Задача учителя – увидеть заинтересованность ребёнка в конкретном предметном вопросе и развивать её до рамок проекта. Обычно школьники, увлекающиеся определённой темой из области науки или искусства, достаточно много знают о предмете своего интереса. Задача педагога – найти в этой обширной области небольшую подтему, которая была бы интересна в плане исследования, новизны вообще и для самого ученика, а также в плане требований к представлению результатов. А как быть, если выбранный предметный вопрос заинтересовал не всех учащихся класса? В классе обычно есть активные дети, которые имеют большое желание участвовать в проектной деятельности, но при этом они не имеют собственного увлечения и на данный момент не высказывают заинтересованности предметными вопросами. Их активность особенно возрастает, когда другие дети начинают работать по своим темам. Нельзя игнорировать желание детей, хотя, как показывает практика, далеко не все из них берутся за выполнение проекта после знакомства с предстоящей деятельностью. Всем желающим педагог предлагает на выбор одну из тем проектных заданий. Темы проектов и разработанные к ним проектные задания интегрированы из разных предметных областей и представлены в достаточно большом количестве. Ребёнку предоставляется широкий выбор наиболее интересной для него сферы применения своей познавательной активности. Перечисленные пути выбора темы учеником основаны на его внутренней мотивации и не навязываются педагогом. Я считаю, это важное положение «отсекает» стремление заняться формальным, по сути, делом – общим коллективным проектом.
У детей и педагогов часто возникают затруднения в выборе темы проекта, с чем столкнулась и сама. Поэтому сделала подборку тем: выписывала их из разных источников, формулировала сама, учитывала предложения учеников и родителей.
Примерная тематика проектных работ учащихся
( см. Приложение №11)
Постепенно разработала правила выбора темы проекта, которые хочу предложить.
Правила выбора темы проекта
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам проекта. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, особенно в 1-2 классах. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить до 1 месяца. В 3- 4 классе возможны долгосрочные проекты.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы проекта, но и формулировки и отбора материала для получения продукта проектной деятельности. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
3) учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
4)обеспечить мотивацию
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
Я советую учителю объявить о планирующей работе, особо не вдаваясь в раскрытие содержания понятия «проект» и процесс предстоящей деятельности. Акценты в своей речи учителю желательно расставить на таких моментах, как «увлекательная работа», в которой дети смогут проявить свои способности, «праздничное мероприятие», на которое будут приглашены родители, но при этом «непростое дело», требующее времени и усердия. После такого объявления, исходя из своего опыта работы, знаю, сразу же появляется большое количество желающих, из которых реальными участниками станут те дети, которые предложат интересные идеи и смогут целенаправленно над ними работать.
5)внимательно отнестись к выбору основополагающего вопроса проекта
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.
6)создавать группу не более 5 человек
Работать над проектом дети могут индивидуально, а могут разбиться и на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы. Например, в проекте «Смеху все возрасты покорны» основополагающий вопрос – «Где живет смех?». А проблемные вопросы уже задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом «Какие произведения являются юмористическими?». Цель работы данной группы – определить, что такое юмористическое произведение, их виды. Друга группа работает с вопросом «Почему нам нравятся юмористические произведения?». Цель работы данной группы – провести опрос среди детей и взрослых на тему «Если Вам нравятся юмористические произведения, то почему?». Третья группа работает с проблемным вопросом «Кто умеет веселиться?». В их задачу входит поиск авторов, способных писать веселые произведения.
7)продумать возможные результаты проектной деятельности
Результатом работы над проектом является продукт. Это может быть буклет, альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия, мультимедийная презентация, афиша, видеофильм, набор открыток, , диафильм, сценарий, разработка, викторина, стенд, игра, планшет, реклама, выставка, сборник и др.
Почти ко всем нашим проектам создаётся буклет. Мною разработаны требования к оформлению и содержанию буклета.
Требования к буклету
- Содержание должно раскрыть цель и задачи исследования.
- Размещать следует наиболее важные сведения.
- Излагать информацию кратко и чётко, т.е. лаконично.
- Информацию использовать достоверную и доступную.
- Необходимо наличие ссылок, сведений о происхождении информации.
- Текст должен быть завершённым.
- Необходимо наличие названия проекта, учебного заведения, населенного пункта.
- Указать автора и руководителя проекта.
- Оформить работу эстетично.
- Возможно разумное использование эффектов для привлечения внимания.
- Следует правильно подбирать шрифт для печатания.
- Желательно использование дополнительных заголовков для легкости чтения.
- Приветствуется наличие иллюстраций по теме.
- Не допускать орфографических и пунктуационных ошибок.
8) продумать, как представить продукт проектной деятельности - презентация проекта
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.). В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка и развитие презентативных умений и навыков.
К ним относятся следующие умения: - кратко, достаточно полно и лаконично рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение; - анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.
Виды презентаций проектов:
- деловая игра; - демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий; - диалог исторических или литературных персонажей; - защита на Ученом Совете;
- игра с залом;
- иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;
- инсценировка реального или вымышленного исторического события;
- научная конференция;
- отчет исследовательской экспедиции;
- пресс-конференция;
- путешествие;
- реклама; - ролевая игра;
- соревнование;
- спектакль;
- спортивная игра;
- телепередача;
- заочная экскурсия; - праздник;
- устный журнал; - фестиваль проектов; - концерт и т.д.
Правила презентации для ученика
- Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
- Найди удобное положение тела и место для рук.
- Спокойно посмотри на слушателей.
- Назови тему.
- Заинтересуй слушателей выступлением.
- Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
- Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
- Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
- Логично закончи свое выступление.
Памятку для учителя по подготовке к презентации см. в Приложении №12.
9)продумать, как организовать работу с родителями
В ходе проектной деятельности в начальных классах велика роль родителей, они наряду с ребёнком и учителем проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнёрами. . На мой взгляд, активное участие взрослых в детском проекте – обязательное условие. Родители, так же, как и ребёнок, и учитель, ведущий проект, являются субъектом деятельности над конкретным проектом. Идея компетентностного подхода сближает всех субъектов образования ребёнка, которыми несомненно должны являться и родители.
Родители на всех этапах работы над проектом выступают как помощники. Роль родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы детей над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации, при оформлении продукта проекта. При необходимости родители являются ассистентами своих детей в показе презентации (см. Приложение – фото). Они помогают выполнить какое-либо действие, затруднительное для ребёнка в условиях действенного показа, находятся у аппаратуры для демонстрации слайдов, отвечают, в случае затруднения ребёнка или в качестве дополнения, на вопросы. И самое главное, разделяют радость своего ребёнка не только от успешности результатов процесса, но и от пути, пройденного совместно. Трудно дать оценку опыту, который получает ребёнок в процессе такой деятельности! Из своего опыта работы знаю, что в детском проекте активное участие принимают не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, братья, сёстры. На защиту проектов приходят семьями, и это мероприятие превращается в настоящий семейный праздник. Деятельность взрослых при оказании помощи детям в работе над проектом не должна быть пущена на самотёк. Она должна быть управляема со стороны руководителя проекта, особенно на начальных этапах работы. Анализируя опыт некоторых учителей, я пришла к выводу, что собственные представления родителей о работе над проектом сводятся к одному – нахождению информации для ребёнка и за него. Такой подход не может устроить руководителя проекта, поэтому общение педагога с родителями ведётся от начала и до конца работы над проектом как с одним из субъектов проектной деятельности.
Перед началом введения нового вида учебно-познавательной деятельности детей – выполнения проектов я провела родительское собрание по теме «Организация проектной деятельности» (см. Приложение №13). Цель собрания: создать условия для овладения родителями умением оказать помощь своим детям в их проектной деятельности.
(Имеется мультимедийная презентация родительского собрания «Организация проектной деятельности с учащимися 2класса»)
На родительском собрании каждому родителю была выдана памятка.
Памятка для родителей.
- Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
- Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
- Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям.
- Не оставляйте их вопросы без внимания.
- Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
- Меньше наставляйте, не давайте прямых инструкций.
- Не сдерживайте инициативу, исходящую от детей.
- Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
- Не раздражайтесь.
- Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
- Учите доводить дело до конца.
10) учесть и избежать «подводных камней»
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Например, тема проекта выбрана, учитель помогает детям увидеть их проблемы по данной теме. Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятию «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации. Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик, создать наглядное пособие, сочинить стихи, сделать бланк карточек, настольную игру и др.). Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе. После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название. Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др. Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
Организация работы над проектами.
Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей. Перечисленные в таблице этапы имеют достаточно условный характер в смысле соблюдения их последовательности, которая, как и изначально планируемое содержание, может незначительно или кардинально меняться, так как весь этот процесс носит вероятностный характер. Вместе с учениками учитель определяет примерные сроки выполнения определённого этапа. Каждый проделанный этап работы анализируется, соотносится с замыслом проекта и сопоставляется с уже проделанными и будущими этапами. В такой работе нет чётких рекомендаций, всё зависит от отношения субъектов к выполнению проекта, будь то ученик, учитель или родитель, и от объективных условий, которые могут как способствовать, так и тормозить проектный процесс.
Данный алгоритм проектной деятельности использую в своей работе. Он был составлен мной на основе выборочно-использованных методических материалов ( см. Список использованных источников).
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект (поисковый этап) | Цель – подготовить учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определить проблему, тему и цели проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создать группу (группы) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности (аналитический этап) | Цель – пооперационно разработать проект с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определить источники информации, способы сбора и анализа информации, вид продукта и возможные формы презентации результатов проекта, сроки презентации; – установить процедуры и критерии оценки результатов и процесса; – распределить задачи (обязанности) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3.Осуществление деятельности по решению проблемы. Оформление результатов. (практический этап) | Цель – разработать проект, структурировать полученную информацию и интеграцию полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – организовать самостоятельную работу учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– организовать промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время); – проанализировать и обобщить данные – сформулировать выводы. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдают, советуют. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. |
4. Презентация результатов (презентационный этап) | Цель – продемонстрировать материалы, представить результаты. Задачи: – подготовить презентационные материалы; – подготовить публичное выступление; – презентовать проект. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
5. Оценка результатов и процесса проектной деятельности (контрольный этап) | Цель – оценить результаты и сам процесс проектной деятельности. Задачи: - коллективно обсудить результаты проекта; - провести самоанализ проектной деятельности. | Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс. | Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: - коллективного обсуждения; - самоанализа. | Оценивает усилия учащихся; мотивирует учащихся; наблюдает. |
. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания
| Рекомендует источники получения информации
|
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы
|
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника
|
| Партнер ученика |
Субъект обучения | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
|
Матрица проекта ( см. Приложение №14)
В Приложении №15 представлены авторские проекты, прошедшие внешнюю и внутреннюю экспертизу, успешно защищённые и реализованные.
3.Заключение
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Данный метод считаю универсальным средством развития учащихся. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных педагогических технологий, которая соответствует высоким требованиям, предъявляемым обществом современному образовательному и воспитательному процессу. Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития тех интеллектуальных умений и коммуникативных навыков, которые закладываются с самого начала обучения, это способ организации самостоятельной деятельности учащихся. При использовании данной технологии школьник – не просто зритель, слушатель, репродуктор, а исследователь. Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу, выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию.
Для того чтобы работа по организации проектной деятельности была эффективной, руководителю проекта необходимо соблюдать следующие условия.
Рекомендации для учителя
- Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
- Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
- Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
- Обеспечить психологический комфорт:
а) дети не должны бояться совершить ошибку;
б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;
в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
- Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
- Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности.
- Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
- В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.
Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе
Плюсы проектной деятельности:
+ развиваются навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
+ формируются навыки групповой деятельности;
+ обеспечивается индивидуальный подход;
+ повышается интерес к познавательной деятельности.
Минусы проектной деятельности:
- возрастает нагрузка на учителя;
-ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
- возникают психологические коммуникативные проблемы;
- имеет место проблема субъективной оценки.
Список использованных источников
Подласый И.П. Педагогика: учебник/ М.: Просвещение, 1996. -632с.
Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности : учебное пособие для студентов вузов / М.: Издательский центр «Академия»,2008. – 256с
ФГОСОБ// Учительская газета.-2009.- №11(от 17марта).-с.6
Господникова М.К., Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И., Родионова Ю.А. и др. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2009.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. – М., Баласс,2010.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2009. (Методическая библиотека)
. Шатилова М.Ю. ,Селезнёва Н.И., Ильина Н.И., Гайтукаева И.Ю., Волкова Е.В., Иванова С.Н. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. - Волгоград: Учитель,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся начальных классов.
Что такое метод проектов, виды проектов, этапы....
Проектная деятельность учащихся начальных классов
Проектные работы учащихся...
Проектная деятельность учащихся начальных классов
Сдесь дается советы, как помочь ребенку при работе над проектом.Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы сво...
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся начальной школы во внеурочной работе
Проектная работа учащихся затрагивает различные области в урочной деятельности. В предлагаемом материале представлен опыт работы Гимназии по организации проектной работы во внеклассной работе.Проект п...
Тренинговое занятие "Реализация проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время средствами программы iMovie".
Образовательная предметная среда современной начальной школы в условиях перехода на новые Федеральные государственные стандарты должна создавать условия для формирования ключевых компетентностей у дет...
Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения учащихся начальных классов школ VIII вида (из опыта работы)
Статья для сборника "Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании (традиции, поиск, новаторство) ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет".Институт педагогик...