Духовность, нравственность, патриотизм – основополагающие принципы в организации деятельности с семьями учащихся. Из опыта работы.
статья (1 класс) на тему
Я работаю в классе, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые в силу разных причин не могут добиться высоких образовательных результатов по учебным предметам, но это дети, которые искренне хотят учиться, радоваться жизни, любить и быть любимыми учителем, родителями, друзьями. Это наше будущее, это будущие жители нашего города.Наша школа тесно сотрудничает с семьями, осуществляя процесс обучения и духовно-нравственного развития обучающихся. Именно поэтому мой учебно-воспитательный процесс тесно связан с идеями школы. Мое сотрудничество с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как считаю, что семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_romanovskih_chteniyah.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Романовские чтения
Взаимодействие семьи школы в вопросах
духовно – нравственного воспитания.
Тема выступления:
Духовность, нравственность, патриотизм – основополагающие принципы в организации деятельности с семьями учащихся.
Из опыта работы.
Выступление Волковой О.А.
учителя начальных классов
Тутаев, 2015
СЛАЙД 1-2.
Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию мой опыт работы.
Я работаю в классе, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые в силу разных причин не могут добиться высоких образовательных результатов по учебным предметам, но это дети, которые искренне хотят учиться, радоваться жизни, любить и быть любимыми учителем, родителями, друзьями. Это наше будущее, это будущие жители нашего города.
СЛАЙД 3
Наша школа тесно сотрудничает с семьями, осуществляя процесс обучения и духовно-нравственного развития обучающихся. Именно поэтому мой учебно-воспитательный процесс тесно связан с идеями школы. Мое сотрудничество с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как считаю, что семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
СЛАЙД 4
С самого начала пребывания детей в школе стараюсь узнать каждого ученика, принять и полюбить его таким, какой он есть, создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои индивидуальные способности. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важное звено в моей работе классного руководителя.
СЛАЙД 5
Стараюсь донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. Как результат: все четыре года обучения ребенка в начальной школе мы проживаем одной дружной семьей: «школа = дети + родители + классный руководитель».
СЛАЙД 6-11
В начальной школе очень сложно разделить труд учителя и классного руководителя, найти границу между обучением и воспитанием. Здесь все взаимосвязано. Родители - активные участники образовательного процесса, они всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной жизни своего ребенка. Этому способствует организация совместных праздников, поездок, экскурсий, походов, встреч с интересными людьми, участие в конкурсах, создание проектов, когда все: и дети, и взрослые - имеют прекрасную возможность проявить свои индивидуальные и творческие способности, личностные качества, узнать что-то новое, пообщаться.
«Воспитание - есть любовь и пример, и ничего более», - говорил Песталоцци. Подтверждением этих слов является яркий пример родителей. Они вместе с детьми являются активными участниками благотворительных акций по сбору макулатуры, изготовление сувениров и поздравление жителей города с Днем пожилого человека, поздравление учителей–ветеранов.
Важнейшим направлением в работе нашей школы является патриотическое воспитание. Изучая историю малой родины, мы проводим классные часы - Уроки Мужества, часы Памяти, принимаем участие в школьных акциях «Вахта памяти», учавствуем в митингах к Дню Победы. Поделки к 9 мая, письмо ветерану. Всегда познавательно проходят встречи с интересными людьми нашего края, посещение на дому ветерана. Проявление человечности, доброты, заботы об окружающих - вот то, чего не хватает сегодняшним детям. Понимая это, я осознанно вовлекаю детей вместе с родителями в различные проекты милосердия.
СЛАЙД 12-14
Традиционными для детей и родителей моих классов являются походы выходного дня за пределы города, где ребята учатся не только разводить костер, готовить пищу на костре, а самое главное, они учатся преодолевать трудности, дружить, быть самостоятельными, толерантными, расширяют свой кругозор. Символично и то, что празднование Нового года мы проводим в лесу, где родители переодеваются в различных сказочных героев, проводят для детей игры, конкурсы, развлечения, вручают подарки. Чем больше времени дети проводят с родителями, тем больше они понимают и ценят друг друга, тем сплоченнее становится классный коллектив. Весной – на волгу, например по окружающему миру в 3 классе изучали тему Золотое кольцо России. На природе была организована соответствующая игра, где дети познакомились с особенностями городов через игру. Такая работа дает свои положительные результаты: многие в классе начинают дружить семьями, на дни рождения детей приглашают в свой дом одноклассников. Наши дети усваивают уроки жизни не только изучая школьный материал, книги и назидания, а непосредственно через личный опыт общения с взрослыми и сверстниками.
СЛАЙД 15-16
Главной ценностью человека было и остается здоровье. Понимая важность сохранения и укрепления здоровья детей, привития навыков культуры здорового образа жизни, я стараюсь вовлекать детей в различные спортивные мероприятия. Родители являются примером для учащихся, поскольку вместе с ними мы участвуем в «Веселых стартах», соревнованиях «Мама, папа, я - спортивная семья»
СЛАЙД 17-19
Обо всех достижениях своих учеников рассказываю родителям не на родительском собрании. Приглашаю их на дни открытых дверей. Родители стараются не упустить возможность вместе с детьми побывать на уроках. Начиная с Деня Знаний – это не просто урок для учеников и родителей, а объединение семей, создание благоприятного настроя на весь учебный год. Например, во время тренинга родители и дети, взявшись за руки, передавали друг другу добрые тёплые слова. На другом уроке создавали свой дом из добрых слов, каким они его видят. Интерес к обучению своих детей надо поддерживать, для этого устраиваю для родителей в классе открытые уроки.
СЛАЙД 20-24
Организованные мною внеклассные занятия, родительские собрания, праздники в классе – как средство укрепления и упрочения духовно-нравственных связей. В план воспитательной работы включены мероприятия по ознакомлению учащихся и родителей с народными традициями. Например, в Городской ярмарке и Масленице родители и дети активно принимали участие в создании главных героев: Пугало огородное, Масленица. Знакомство с православной культурой даёт представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. В этом году мы организовали Рождественские колядки, в которых учавствовали и родители и дети. Традиционными стали праздники День Матери, День Защитника Отечества, Международный женский день. Родители не пассивные наблюдатели утренников, а полноценные участники, где могут проявить своё творчество, фантазию. Например, «Шляпное сражение на 8 марта». Все родители создавали себе и детям оригинальные шляпы, шляпки, цилиндры, котелки. Презентовали их.
СЛАЙД 25
Благодарна родителям за то, что они доверяют мне своих детей. В последние годы мы побывали с детьми в Мышкине (2011г), побывали во всех театрах г Ярославля, в театре г. Рыбинска. Каждый раз, встречая нас из поездки, родители спрашивают: «Куда махнете в следующий раз?». Один только этот вопрос служит подтверждением признания родителей меня «второй мамой» для своих детей, проявляющей заботу и внимание.
СЛАЙД 26-28
Не смотря на то, что в моем классе обучаются дети с ОВЗ, мои ученики становятся участниками и победителями конкурсов, участниками научно-практических конференций, по итогам участия в которых имеются грамоты, благодарности, сертификаты, которые находится в портфолио учеников. Этими победами дорожат не только дети, но и их родители. Награды становятся семейными ценностями, являются стимулом к новым достижениям, что, на мой взгляд, немаловажно в воспитании ребенка.
СЛАЙД 29
У меня есть одно жизненное правило: все проблемы обучения и воспитания детей решать с родителями «с глазу на глаз». Это способствует созданию особой атмосферы взаимопонимания, укреплению веры родителей в возможности собственного ребенка. Я, как врач, должна «выписать рецепт», не ошибиться и помочь при поддержке родителей достичь ребенку более высоких результатов. На такие встречи я не жалею времени, они для меня очень важны и ценны, а платой за мой труд является доверие и уважение родителей.
СЛАЙД 30
Мое общение с учениками и их родителями не заканчивается окончанием начальной школы. Обучаясь в старших классах, дети часто приходят в класс, рассказывают о своих успехах и неудачах, для моих маленьких учеников они становятся старшими друзьями, участвуют в проведении внеклассных мероприятий.
СЛАЙД 31
Мой опыт показывает, что кропотливая, ежедневная работа с родителями обучающихся приносит положительные результаты: родители постепенно становятся первыми помощниками во всем. Они не гости в школе, а равноправные члены классного коллектива. Они с желанием идут в школу, живут жизнью своих детей.
СЛАЙД 32
Кино
Список используемой литературы
1.Е.Н. Арсенина Внеклассные мероприятия в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2005.-185 с.
2.Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 2009. №2.-с.65
3.А. И. Дереклеева Родительские собрания 1-4 классы. Издательство «ВАКО»-2003.-С. 9-44
4.О.Н. Урбанская Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. - М.: Издательство «Просвещение»,.1986.-с.13
5.Т.В. Кружилина доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и специального образования «Формирование педагогического сознания родителей в условиях современной общеобразовательной школы»
6.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008. – 21 с. – (Стандарты второго поколения).
7.Ш.А. Амонашвили здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1988.-208 с.
8.Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров Дайте планете шанс!: Кн. Для учащихся. -М.: Просвещение, 1995.-154-160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание духовности, нравственности, патриотизма через игру»
Самое действенное воспитание - это воспитание в процессе совместной деятельности и общения. Один из самых распространнёных видов деятельности в начльных классах - игра. Я попыталась так составит...
Работа по духовно нравственному развитию учащихся. Из опыта работы.
В данной статье рассмотрены приемы работы по духовному, социальному и культурно-эстетическому направлениям....
"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...
Перспективы организации работы научно-методической лаборатории по духовно-нравственному развитию на базе общеобразовательных организаций.
На современном этапе российской истории и образования происходит смена ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение...
Духовно-нравственное развитие обучающихся через проектную деятельность на уроках ОРКСЭ (И опыта работы)
Наиболее целесообразной формой для решения задач гражданско – патриотического воспитания в сельской малокомплектной школе является проектная деятельность. В - первых, она позволит ребёнку почувс...
СИМБА ЛЕТИТ ДОМОЙ! «Духовно-нравственное и экологическое воспитание учащихся» (из опыта работы)
Духовно-нравственному и экологическому воспитанию в "Доброй школе на Сольбе" уделяется особое внимание в системе воспитательной работы школы.Представляем Вашему вниманию один из ...
КРАСОТА БОЖЬЕГО МИРА, КАК ОРИЕНТИР ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
Красота Божьего мира встречает каждого из нас в момент рождения. Каждый из нас ежесекундно окружён Ею. Она в травинке, в облаках, плывущих по небу, в чистом воздухе, в горных вершинах, в морской...