Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_bolotina_i.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Болотина И.Г. , учитель начальных классов
ЧОУ «Школа «Шамир» Адмиралтейского района
Санкт – Петербург
Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)
Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, - научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии .
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний, в том числе и путем самообразования. Этим одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся младших классов и является проектный метод в образовании. Проектная технология дает возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении истории у учащихся информационные и коммуникативные компетенции. Она повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывает чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности.
Цель проектной деятельности:
- Создание условий для развития у обучающихся исследовательских компетенций на уроках истории и обществознания.
Задачи:
- Способствовать развитию исследовательских умений: коммуникативных, информационных, учебно-познавательных.
- Способствовать повышению интереса к изучению предмету.
- Способствовать повышению личной уверенности и творческого потенциала каждого ученика, его самореализации.
Проект — это «пять «П»»:
- Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
- Проектирование (планирование деятельности).
- Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
- Продукт (изготовление, оформление продукта).
- Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта - его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.
Стадии работы над проектом.
Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:
− подготовка (формулирование темы и целей проекта);
− планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);
− исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
− оформление результатов и выводов;
− представление или отчет;
− оценка результатов и процесса.
Организация работы над проектом.
1.Подготовительный - планирование работы над проектом:
- перечисление интересующих высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов;
- обсуждение возникших учащихся тем проектов;
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
- уточнение намеченной цели и задач;
- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);
- интерпретация данных;
- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
- Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
- систематизация полученных данных;
- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
- Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
- осмысление полученных данных и способов достижения результата;
- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).
Виды проектов:
1. Классификация проектов по количеству участников
- индивидуальные.
-парные.
- групповые.
2. Классификация проектов по продолжительности
- мини-проекты могут укладываться в один урок.
- краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
-среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности.
- долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.
Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.
3. Классификация проектов по комплексности
(по предметно-содержательной области)
- монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания.
- межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
- надпредметные (социальные) проекты.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать
и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в
проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом
себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи
обучения с жизнью.
Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего, ведет к формированию собственных оценок,
развитию критического мышления учащихся.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...
Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»
Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...
Приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
В данной статье рассмотрены некоторые приёмы и методя для формирования мотивации у детей начальной школы....
Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)
Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет е...
Методический материал. Традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира "Исторические вехи нашей страны"
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции уча...
Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя начальных классов)
Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя начальных классов)...
Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются...