Программа по легоконструированию
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Предварительный просмотр:
"Рассмотрено" Руководитель ШМО ____________/_Иванова Р.Д._/ Ф.И.О. Протокол № _______________ от "___"_____________2014 г. | "Согласовано" Заместитель руководителя по ВР МБОШИ "Гимназия-интернат №13» НМР " _________/ Шакирова Н.Н. / Ф.И.О. от "___"_____________2014 г. | "Утверждаю" Директор МБОШИ "Гимназия-интернат«13 " ___________/ Мухтаров Л.Р. / Ф.И.О. Приказ № _______________ от "__"_____________2014 г. |
Рабочая программа
Селиверстовой Натальи Эдуардовны,
учителя МБОШИ «Гимназия – интернат № 13»
по внеурочной деятельности
легоконструирование для 1класса
2014-2015 уч.год
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Легоконструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Основной целью курса технологий в российской школе должно стать формирование у школьников целостного представления о той части окружающей их действительности, которая создаётся человеческим обществом. Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении огромного количества артефактов: материальных, энергетических, информационных. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Курс «Легоконструирование» для учащихся предназначен для того, чтобы положить начало формированию у них целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.
Материал по курсу «Легоконструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи
«на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Кроме этого, реализация этого курса в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Курс «Легоконструирование» включает в себя три модуля:
- Первые конструкции
- Первые механизмы
- Конструкции для решения конкретных задач.
В программе курса не предусмотрено жесткое разделение учебного времени и фиксированного порядка прохождения тем: эту задачу учитель решает сам, сообразуясь с условиями образовательного учреждения и возрастом учащихся.
Учащиеся, выполняя задания учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и консультированию учащихся.
Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от учащихся широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.
При конструировании могут дополнительно использоваться все наборы ЛЕГО, имеющиеся в конкретном учреждении.
Различают три основных вида конструирования:
- по образцу,
- по условиям
- по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и
воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
Общая характеристика курса
В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Занятия по ЛЕГОконструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:
Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;
Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.
Родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Изобразительное искусство - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил.
Цель курса: является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- Ознакомление с основными принципами механики;
- Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
- Развитие индивидуальных способностей ребенка;
- Развитие речи детей;
- Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая еготворческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
Определяющей задачей изучения курса является достижение следующих уровней обученности.
Иметь представление:
- О базовых конструкциях;
- О правильности и прочности создания конструкции;
- О техническом оснащении конструкции.
Знать:
- Правила создания устойчивых конструкций для правильного функционирования модели;
- Технические основы построения модели.
Уметь:
- Использовать полученные знания для создания выигрышных, готовых к функционированию конструкций;
- Создавать программы для выбранной модели;
- Работать с программой и использовать множество различных соединений для проведения исследовательской работы по предложенной теме.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Легоконструирование» в является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструктора,
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям.
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения курса «Легоконструирование» в 2-м классе является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- простейшие основы механики
- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций
Уметь:
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
- реализовывать творческий замысел.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Формами контроля деятельности по данной учебной программе является участие детей в проектной деятельности и организации выставок творческих работ учащихся.
Тематическое планирование
№ п/п | ТЕМА | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
Знакомство с конструктором. Узоры. | Составление узора по образцу | 3 | 2сен. | ||
Составление узора по представлению | 9сен. | ||||
Составление узора на свободную тему | 16сен. | ||||
Падающие башни | Сказ. башни | 3 | 23сен. | ||
дворцы | 30сен. | ||||
Конструирование башни | 7окт. | ||||
Крыши и навесы | Составление плана сборки модели | 3 | 14окт. | ||
Конструирование модели крыши. | 21окт. | ||||
Испытание моделей | 28окт | ||||
Мой любимый цветок | Мозаика. | 3 | 11нояб. | ||
Плоскостное моделирование | 18нояб. | ||||
Конструирование на свободную тему | 25нояб. | ||||
Парки. Конструирование парков | Разработка проекта. Эскиз. | 3 | 9дек. | ||
Изготовление моделей каруселей | 16дек. | ||||
Проектная работа | 23дек. | ||||
Наш дом | Конструирование квартиры | 3 | 13янв. | ||
Конструирование подъезда | 13ян. | ||||
Конструирование многоэтажного дома | 20ян. | ||||
Наш двор. | Конструирование песочницы | 3 | 27ян. | ||
Конструирование горки | 3фев. | ||||
Моделирование детской площадки | 10фев. | ||||
Наша улица | Конструирование улицы и машин | 3 | 24фев. | ||
Моделирование дорожной ситуации. | 3мар. | ||||
Закрепление ППД | 10мар. | ||||
Какой бывает транспорт. Пассажирский транспорт. | Моделирование троллейбуса | 5 | 17мар. | ||
Моделирование авто | 31мар. | ||||
Моделирование экологически чистого транспорта | 7апр. | ||||
Моделирование трамвая | 14апр. | ||||
Моделирование безопасного автобуса | 21апр. | ||||
Специальный транспорт | Виды специального транспорта | 4 | 28апр. | ||
Машины в помощь человеку | 5мая | ||||
Моделирование пожарной машины | 12мая | ||||
Моделирование машины специального транспорта | 19мая | ||||
Итого: | 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по легоконструированию
Рабоча программа "Легоконструирование" для проведения занатий у подготовительной группы...
Рабочая программа кружка "Легоконструирование"
Материал содержит рабочую программу кружка на уровеь с планируемыми результатами и содержанием, разграниченнвм по классам...
Рабочая программа кружка "Легоконструирование"
Рабочая программа кружка "Легоконструирование" в начальной школе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЮ (научно-техническое направление) для 2 класса.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЮ (научно-техническое направление) для 2 класса...
Рабочая программа кружка "Легоконструирование"
Программа "Легоконструирование" научно-познавательного направления создана для учащихся 1-2 классов....
Программа кружка Легоконструирование в начальной школе
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа технической направленности школьного творческого объединения «Робототехника», – позволяет существенно повысить мотиваци...
Рабочая программа кружка "Легоконструирование"
Рабочая программа кружка "Легоконструирование" в начальной школе...