Рабочая программа кружка "Легоконструирование"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Материал содержит рабочую программу кружка на уровеь с планируемыми результатами и содержанием, разграниченнвм по классам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
legokonstruirovanie_1-4_klass.docx | 52.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа Шатура
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Кривандино»
Шатурского муниципального района Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор О.В. Каримуллина
«___»______________2017 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Легоконструирование»
1-4 классы
Программу составила:
учитель начальных классов
Романова С.И
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «ЛЕГОконструирование» для 1а класса разработана в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ с.Кривандино» с использованием авторского издания Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012.
Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.
Курс «ЛЕГОконструирование» – позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель программы: - развитие начального научно-технического мышления, творчества обучающихся посредством образовательных конструкторов Лего.
Задачи программы:
- развивать образное мышление ребёнка, непроизвольную память;
- развивать умение анализировать объекты;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
- закладывать основы бережного отношения к оборудованию;
- закладывать основы коммуникативных отношений внутри микрогрупп и коллектива в целом;
- формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу и искать собственное решение;
- подготовка к участию в конкурсах и соревнованиях по лего-конструированию.
Одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Главным отличием является ориентация образования на результат на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. То есть, чтобы ребенок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.
Актуальность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Особенностью данной программы является развитие коммуникативных умений в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
На изучение курса «ЛЕГОконструирование» в 1 классе отводится 33 часа, по 1 занятию в неделю продолжительностью 35 минут, во 2-4 классах – 34 часа, по 1 занятию в неделю.
Содержание курса
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).
1 класс (33 ч)
Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, справа – слева, за – перед, между, вверху – внизу, ближе – дальше и др.) Геометрические формы в окружающем мире.
Окружающая действительность. Животный и растительный мир, транспортные средства, ближайшее окружение, строительство разных объектов, правила дорожного движения, государственные праздники.
Игры с конструктором «Лего»
Узоры из кирпичиков
Конструирование растений и животных
Транспорт, конструирование различных видов транспорта
Техника, военная техника
Архитектура и строительство. Конструирование собственных моделей.
2 класс (34 ч)
Способы соединения деталей. Конструирование по образцу, схеме, творческому замыслу. Конструирование по технологической карте. Программирование. Мощность мотора. Звуки. Надпись. Фон. Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. Конструирование моделей «Танцующие птицы», «Умная вертушка» «Обезьянка-барабанщица» и др.
Свободное конструирование
3 класс(34 ч)
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. Конструирование по схеме, по образцу, по технологической карте и собственному замыслу. Игры с конструктором Лего. Модель «Нападающий» Модель «Вратарь». Модель «Ликующие болельщики» Модель«Спасение самолёта»и др.
4 класс(34 ч)
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. Конструирование по схеме, по образцу, по технологической карте и собственному замыслу. Колесо. Ось. Ременная передача. Блоки и шкивы. Применение блоков для изменения силы. Модель «Машина с толкателем» Модель «Тележка». Модель «Эскалатор» Модель«Подъемный кран»и др. Творческие проекты. Составление схем собственных моделей. Конструирование собственных моделей. Изготовление моделей для соревнований
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
Метапредметные результаты
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
- умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;
- умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве;
- формирование социально адекватных способов поведения;
- формирование умения работать с информацией.
Предметные результаты
1 класс Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-давать определения тем или иным понятиям;
-осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов;
-формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности.
2класс
К концу 2-ого года занятий по программе «Легоконструирование» дети будут знать:
- ступенчатые способы соединения деталей и их виды;
- правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- выбирать нужные детали для конструирования;
- соединять детали различными способами;
- планировать свои действия;
- объединять детали в различную композицию;
- самостоятельно конструировать модели по заданной теме;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны конструкций;
- грамотно выражать свои мысли.
3 класс
К концу 3-ого года занятий по программе «Лего» дети будут знать:
- сложные способы соединения деталей и их виды;
- названия новых видов деталей конструктора;
-правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- выбирать нужные детали для конструирования;
- соединять детали различными способами;
- характеризовать различные соединения;
- планировать свои действия;
- объединять детали в различную композицию;
- самостоятельно конструировать модели по заданной теме;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
4 класс
К концу 4-ого года занятий по программе «Лего» дети будут знать:
- способы соединения подвижных деталей и их виды;
- виды аккумуляторов конструктора и способы их подсоединения;
- алгоритмы конструирования подвижных механизмов;
- правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- соединять детали различными способами;
- характеризовать различные соединения;
- объединять детали в различную композицию;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны машин, механизмов и конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Легоконструирование»
(1 класс)
№п/п | Название темы | Дата план | Дата факт | примечание |
Вводное занятие. Знакомство с конструктором Лего. | ||||
Кирпичики Лего: цвет, форма, размер. | ||||
Узор из кирпичиков Лего.Бабочка. Игра «Выложи вторую половину узора, постройки». | ||||
«Лего-азбука». Игра «Запомни и выложи ряд». Игры с конструктором Лего. | ||||
Конструирование по показу разных видов растений. Деревья. Игра «Волшебный мешочек» | ||||
Конструирование по показу разных видов растений. Цветы. | ||||
Конструирование по показу животных. Звери. Дикие животные. | ||||
В мире животных.«Зоопарк». «Постройка ограды (вольер) для животных». Игра «Запомни расположение» | ||||
Насекомые. Конструирование насекомых | ||||
Машины помощники (конструирование транспортных средств). | ||||
Транспорт. Пожарная машина. | ||||
«Транспорт специального назначения». Игра «Запомни и выложи ряд» | ||||
Транспорт. Автобус. | ||||
Конструирование по схеме. Мы построим новый дом. | ||||
Я – строитель. Строим стены и башни | ||||
Мой класс и моя школа. | ||||
Скоро, скоро Новый год. Узор из кирпичиков Лего. | ||||
Новый год. «Дед Мороз»,«Сани Деда Мороза». Игра «Найди деталь такую же, как на карточке» | ||||
Первые механизмы. Строительная площадка. | ||||
Строительная техника. Подъёмный кран. | ||||
Наши праздники. | ||||
На границе тучи ходят хмуро. Конструирование военной техники по показу. Танк. | ||||
Военная техника. Самолет. Вертолёт. | ||||
Военная техника. На аэродроме. | ||||
Конструирование по образцу и схеме. Растения. | ||||
Конструирование растений. Цветы. | ||||
Конструирование по образцу и схеме. «Машины будущего» Игра «Разложи детали по местам». | ||||
Дорога в космос. Космический корабль. Ракета. | ||||
Город будущего. | ||||
Игры с конструктором «Лего» | ||||
Урок- праздник «Мы любим Лего». | ||||
Конструирование собственных моделей. | ||||
Итоговое мероприятие. Конкурс юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению» | ||||
Итого:
|
| 33 |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Легоконструирование»
(2 класс)
№ п/п | Название темы | Дата план | Дата факт | примечание |
Вводное занятие. Разноцветная лесенка. | ||||
Конструирование по схеме. | ||||
Конструирование по образцу. | ||||
Конструирование способом «Мозаика». | ||||
Конструирование по образцу и схеме. Игры с конструктором «Лего». | ||||
Конструирование по творческому замыслу | ||||
Конструирование по образцу и творческому замыслу. | ||||
Конструирование по технологической карте. | ||||
Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. | ||||
Программирование. Мощность мотора. | ||||
Программирование. Звуки. Надпись. Фон | ||||
Блок «Цикл» | ||||
Мотор и ось | ||||
Зубчатые колёса | ||||
Датчик наклона и расстояния | ||||
Червячная зубчатая передача | ||||
Кулачок | ||||
Рычаг | ||||
Шкивы и ремни | ||||
Модель «Танцующие птицы». Ременные передачи. | ||||
Модель «Умная вертушка». Влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка. | ||||
Модель«Обезьянка-барабанщица». Изучение принципа действия рычагов и кулачков. | ||||
Модель «Голодный аллигатор» | ||||
Модель «Рычащий лев» | ||||
Модель«Порхающая птица» | ||||
Конструирование собственных моделей. Соревнования роботов | ||||
Покорители космоса. | ||||
Программирование. Мощность мотора. Звуки. Надпись. Фон. | ||||
Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. | ||||
Конструирование по образцу и схеме. Игры с конструктором «Лего». | ||||
Конструирование по образцу и творческому замыслу. | ||||
Конструирование по технологической карте. | ||||
Конструирование собственных моделей. | ||||
Конструирование собственных моделей. Выставка собственных моделей. | ||||
Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Легоконструирование»
(3 класс)
№ п/п | Название темы | Дата план | Дата факт | Примечание |
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с компьютером | ||||
Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. | ||||
Конструирование по схеме | ||||
Игры с конструктором Лего. | ||||
Конструирование по образцу | ||||
Модель «Нападающий» | ||||
Модель «Вратарь». | ||||
Модель «Ликующие болельщики» | ||||
Конструирование по образцу. Конструирование способом «Мозаика» | ||||
Конструирование собственных моделей.Способ «Мозаика» | ||||
Конструирование по образцу и схеме | ||||
Модель«Спасение самолёта» | ||||
Модель «Непотопляемый парусник» | ||||
Конструирование по творческому замыслу | ||||
Игры с конструктором «Лего». | ||||
Модель «Спасение от великана» | ||||
Конструирование по образцу и творческому замыслу | ||||
Конструирование по технологической карте. | ||||
Игры с конструктором Лего. | ||||
Зубчатые колёса. Зубчатое зацепление. Зубчатое вращение. | ||||
Зубчатые передачи в быту. | ||||
Составление схем. | ||||
Модель «Глаза клоуна». | ||||
Скорость вращения зубчатых колёс разных размеров | ||||
Модель «Карусель» | ||||
Конструирование по образцу и схеме | ||||
Модель«Спасение самолёта» | ||||
Модель «Непотопляемый парусник» | ||||
Конструирование по творческому замыслу | ||||
Игры с конструктором «Лего». | ||||
Конструирование по технологической карте | ||||
Составление схем собственных моделей. | ||||
Конструирование собственных моделей. | ||||
Конструирование собственных моделей. Выставка собственных моделей. | ||||
Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Легоконструирование»
(4 класс)
№ п/п | Тема занятия | Дата план | Дата факт | Примечание |
Вводный урок. Техника безопасности при работе с компьютером | ||||
Конструирование по творческому замыслу. Конструирование собственных моделей. | ||||
Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. | ||||
Колесо. Ось. | ||||
Поступательное движение конструкции за счет вращения колёс. | ||||
Конструирование по образцу и схеме. Модель «Машина с толкателем» | ||||
Конструирование по образцу и схеме. Модель« Тягач с прицепом» | ||||
Творческий проект «Тележка» | ||||
Защита проекта «Тележка» | ||||
Конструирование собственных моделей. Соревнования роботов | ||||
Блоки и шкивы. Применение блоков для изменения силы. | ||||
Блоки и шкивы. Применение блоков для изменения силы. | ||||
Конструирование по образцу и схеме. Модель «Подъемный кран» | ||||
Конструирование по технологической карте. Модель «Эскалатор» | ||||
| Ременная передача. Модель «Крутящий столик» | |||
Ременная передача. Модель «Крутящийся стульчик» | ||||
Творческий проект «Живые картинки» | ||||
Защита творческого проекта «Живые картинки» | ||||
История развития транспорта. Первые велосипеды. Сбор моделей по представлению. | ||||
Сбор моделей по представлению. | ||||
Автомобильный транспорт. Сбор моделей по представлению. | ||||
Игры с конструктором «Лего». | ||||
Конструирование по технологической карте. Модель гоночного автомобиля | ||||
Игры с конструктором «Лего». | ||||
| Творческий проект «Автомобиль будущего» | |||
Защита проекта «Автомобиль будущего» | ||||
Космические корабли | ||||
Игры с конструктором «Лего». | ||||
Конструирование по технологической карте. Колесо обозрения | ||||
Строительство по замыслу детей | ||||
Дом на колесах | ||||
Составление схем собственных моделей. | ||||
Конструирование собственных моделей. | ||||
Изготовление моделей для соревнований. Соревнования среди 4 классов. | ||||
Итого | 34ч |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методическая литература для учителя
1. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
2.А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011.
3.Авторизованный перевод изданий компании LEGO® Education: «Первые механизмы» (набор конструктора 9656);
4.Авторизованный перевод изданий компании LEGO® Education «Машины, механизмы и конструкции с электроприводом» (набор конструктора 9645 или 9630).
5.Н.А.Криволапова «Организация профориентационной работы в образовательных учреждениях Курганской области». – Курган, Институт повышения квалификации и ипереподготовки работников образования Курганской области, 2009.
6.«Использование Лего – технологий в образовательной деятельности». Методическое пособие Министерства образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
7.«Сборник лучших творческих Лего – проектов»». Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
8.«Современные технологии в образовательном процессе». Сборник статей. Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
Учебно-методические средства обучения
1.Учебно-наглядные пособия:
- схемы, образцы и модели;
- иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
- мультимедиаобъекты по темам курса;
- фотографии.
2. Оборудование:
- тематические наборы конструктора Лего;
- компьютер;
Электронно-программное обеспечение:
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плеер;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- музыкальный центр;
- демонстрационный экран;
- демонстрационная доска для работы маркерами;
- магнитная доска;
- цифровой фотоаппарат;
- сканер, ксерокс и цветной принтер;
- интерактивная доска.
Методическое обеспечение программы:
Интернет-ресурсы:
- http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
- http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
- http://www.lego.com/education/
- http://www.wroboto.org/
- http://www.roboclub.ru/
- http://robosport.ru/
- http://lego.rkc-74.ru/
- http://legoclab.pbwiki.com/
- http://www.int-edu.ru/
СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов
от ___ _____________ 2017 года № _____
Руководитель ШМО __________________ / _________________/
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР _________________ /__________________________/
«_____» ___________________ 2017 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...