Методическая разработка внеклассного мероприятия «С Конституцией дружить — Значит, по закону жить!»
методическая разработка


Предварительный просмотр:

Нижегородская область, Шатковский район,

МОУ «Архангельская СШ»

Конкурс  методических материалов:

«Подросток и закон»

Номинация:   Методическая разработка внеклассного мероприятия

«С  Конституцией дружить —

 Значит, по закону жить!»

Автор-составитель:

Курмаева Светлана Яковлевна,

адрес: 607700,с.Архангельское, ул.Центральная, д.89

arxangelskoe.ucoz.com.

руководитель  учреждения: Суматохина Т.А.

должность автора -учитель начальных классов

тел. 89200527772, kurmaeva_svetlana@mail.ru

с. Архангельское, 2016 год

Пояснительная записка

      12 декабря в России отмечается День Конституции. Мероприятие  (Классный час)  данной направленности  призвано познакомить учащихся  с основным Законом нашей страны- Конституцией РФ,  способствовать  пониманию  учащимися  значимости  Основного Закона России,    упрочению знаний о своих правах и обязанностях,  расширению  знаний и представлений о государственной символике. Оно формирует  правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к государственным символам страны.  Предложенная разработка составлена в доступной для детей форме, в ней много игровых моментов, которые помогут детям  разобраться в сложном  для их возраста материале. У детей формируются личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Постановка проблемы

     Одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема патриотического воспитания.   Данная проблема актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом молодом человеке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности.

        Мною  разработано воспитательное  мероприятие  «С  Конституцией дружить — значит, по закону жить!»,  цель которого – популяризация  знаний о Конституции РФ, для обучающихся 1-4 классов. Мероприятие было  проведено для ребят 1 класса на классном часе 9 декабря 2016г.

Цель:  изучение статей Конституции Российской Федерации и формирование навыков конструктивного общения в процессе внеклассного мероприятия.

Задачи:

  • формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации;
  • воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства;
  • формировать становление коммуникативной культуры обучающихся;
  • развивать умение использовать изученный материал в жизненных ситуациях;
  • воспитание активной гражданской позиции, гражданского самосознания, патриотизма в подрастающем поколении, чувство ответственности за свою страну

Ожидаемые результаты и их практическая значимость

Реализация цели проведённого мероприятия, посвященного дню Конституции РФ, позволит повысить уровень и качество знаний обучающихся по данной теме, а также выполнить воспитательные задачи учебного процесса.

Обучающиеся должны знать и понимать:

  • - основное содержание закона;
  • - смысл государственных символов и атрибутов РФ;
  • - осознание своей причастности к судьбе Родины.

Уметь:

  • - применять на практике в будущей жизни полученные знания;
  • - представлять результаты индивидуальной познавательной деятельности в различных формах.

Предложенный классный час может быть использован образовательными учреждениями разных типов и видов в 1-4 классах.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, гимн РФ,  Конституция РФ,  раздаточный материал для работы в парах, группах.

Ход мероприятия

  1. Оргмомент

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно. И в радости,

 Вовремя есть и вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так: На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям

 Я желаю вам солнечного дня,  солнечного настроения и добрых людей.

  1. Актуализация  знаний

- Ребята, когда по-настоящему человек может быть счастлив?  

(Когда рядом родители, родной дом, когда человек живёт на своей Родине)

- Как называется страна, в которой мы с вами живём? (Россия)

(Слайд 2)

- Давайте отгадаем кроссворд.  Ответим на вопросы-загадки,  отгадки которых связаны с нашей Родиной – Россией. В выделенной строчке мы получим слово, которое связано с темой нашего классного часа.

Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.

Как распустит кудри золотые —
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт.    
(берёза)

Кукла – символ материнства

И семейного единства.

Сарафан – её одёжка,

Вся из дерева...!  (Матрешка)

Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят. (Кремль)

Инструмент народный этот
С давних пор известен свету.
Только кнопочки ты тронь –
Запоёт легко ...   (кремль)

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

- Какое слово получилось в выделенных клеточках? (Закон)

3. Самоопределение к деятельности

- Что же такое закон? Как вы понимаете это слово?

(Словарь: Закон — свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения)

       Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними  появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и что нельзя?

- Что они обязаны и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.   В конце-концов  люди  договорились  и  придумали правила, которые должны соблюдать. И эти правила назвали законы. В каждой стране свои законы и  граждане,  живущие  в стране обязаны их выполнять.

(Слайд 3)

Все законы записаны в одной книге, которая называется Конституция.

- Определите  тему нашего классного часа.

С  Конституцией дружить —   значит, по закону жить!

(Слайд 4)

- На какие вопросы нам нужно найти ответы?

(Что такое Конституция? Для чего она нам нужна? Познакомиться с  нашими правами обязанностями)

  1. Работа по теме классного часа       (Слайд 5)

Уже много лет назад,

 Как нам люди говорят,

 Был в стране придуман Он

 Конституции Закон,

 И с тех пор за годом год

 Его чествует народ

 С  Конституцией дружить —

 Значит, по закону жить,

 И работать, и учиться,

 И общаться и жениться!

- Как  вы думаете, что такое Конституция?  

(Слайд 6, щелчок 1)

Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил - законов, которые установили для себя граждане России.  Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие.

- Как вы думаете, зачем нужны законы?

-Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

- Когда и как была принята Конституция РФ?

- Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому.

Потом  состоялось голосование. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно.

(Слайд 6, щелчок 2)

Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.

Президент  России– гарант Конституции.  Он следит, чтобы все законы Конституции выполнялись,  и  никто не может издать закон, который нарушает Конституцию.  Все   законы  подписывает Президент РФ. Без его подписи закон не может быть законом.

а) Президент РФ

- А кто является Президентом РФ?

- У вас на столах листочки с фотографиями различных людей. Выберите среди них  Президента  РФ. (Работа в парах)  (Приложение 1)

 - Проверка (Слайд 7, щелчок 1)

- Как  зовут  Президента РФ? (Владимир Владимирович Путин)

- Проверка (Слайд 7, щелчок 2)

б) Символы РФ

- Ребята, в Конституции РФ записано, что каждый гражданин должен уважать символы своего государства.

Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

- Какие символы  России вы знаете?  

-  Переставьте буквы так, чтобы получились слова (Работа в парах)  (Приложение 2)

    берг         лгаф          мигн     (герб, флаг, гимн)

- У вас на столах есть конверт , где лежит Государственный герб РФ, вы должны его собрать и склеить. (Работа в парах) (Приложение 3)

- Проверьте  (Слайд 8, щелчок 1)

Герб

- Что вы знаете про Герб РФ?

-  Давайте рассмотрим герб нашей страны.

Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображённый на флагах, монетах, печатях и других государственных документах. (Показывается монета).

-         Кто знает значение слова «герб»?

Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено?

На гербе мы  видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы).

Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.

-        Крылья орла подняты — почему? (Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия — могучая страна).

- Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета.

В лапах орла — скипетр и держава. Скипетр — это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава — это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют единство, независимость России от других государств.  На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами синий плащ, в правой руке у него копьё, которое сражает дракона. Дракон – это символ зла. Он повержен героем.

  Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Флаг

 - Следующий символ –это Российский флаг.

- У вас на столах лежат флаги, которые вы должны раскрасить. Помните ли вы цвета Российского флага,  и в каком порядке они расположены. (Приложение 4)

- Молодцы, вы справились с задание и правильно раскрасили цвета Российского флага, а знаете ли вы что обозначают эти цвета.

(Слайд 8, щелчок 2)

- Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

-        Когда поднимают флаг?  Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов.  Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

Мы должны гордиться нашим флагом — ему уже более трехсот лет!

Гимн

- Ещё один символ это Государственный гимн РФ.

(Слайд 8, щелчок 3)

- Знаете ли вы что такое гимн?

 На первой странице Конституции – гимн нашей страны.

Гимн- официально принятая торжественная песнь в честь государства. Музыка- Георгия Александрова, новый текст- Сергея Михалкова. Утвержден Указом Президента РФ от 30.12.2000 г.    

-  А как нужно слушать гимны?

- Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

-   Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. Каждый гражданин должен   знать слова гимна своей Родины.

- Давайте послушаем Гимн РФ     (гиперссылка – гимн)

- Какое чувство испытали, прослушивая гимн?

(Слайд 8, щелчок 4)

- Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.  Это  записано в Конституции РФ.

- Итак, с какими символами мы с вами познакомились.  Я надеюсь, что вы запомните символы РФ.

в) Наши права и обязанности

- Мы говорили о том, что в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

Наши права

- Поговорим о наших правах. (Слайд 9, щелчок 1)

Права есть у взрослого и у ребенка:

 Играть и учиться, мечтать и трудиться

 Помочь старику и погладить котенка,

 И чистой водой на рассвете умыться

 Ребенок имеет право на счастье,

 А также в доме укрыться в ненастье

 Ребенок имеет право гулять

 И воздухом чистым всей грудью дышать

- На что же мы имеем право?

(Слайд 9, щелчок 2)

- Право на жизнь

- Право на имя при рождении

- Право на медицинскую помощь

- Право на образование

- Право на отдых и досуг

- Право иметь имущество

- Право свободно выражать свои взгляды

- Право на свободное перемещение

- Право на заботу и воспитание родителями

-  Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки .                  

- Ребята, давайте мы с вами рассмотрим некоторые  наши  права  и разберём картинки со сказочными героями. Вы должны рассмотреть картинки с героями сказок  (Приложение 5)  (Групповая  работа) и   сказать,  кто каким правом воспользовался, и какие права были нарушены.    (Приложение 6 – расшифровка прав по сказкам в помощь учителю)  

(Слайд 10, щелчок 1)      Право  на  жизнь   и воспитание в своей семье

(Слайд 10, щелчок 2)   (Волк и семеро козлят, Гуси-лебеди, Колобок, Морозко, Дикие лебеди)

(Слайд 11, щелчок 1)     Право на медицинскую помощь.

(Слайд 11, щелчок2 )    (Доктор Айболит, Незнайка)

(Слайд 12, щелчок 1)   Право  на образование. 

(Слайд 12, щелчок 2)  (Буратино, Знайка)

(Слайд 13, щелчок 1)  Право на отдых и досуг.

(Слайд 13, щелчок 2)  (Трое из Простоквашино, Золушка)

(Слайд 14, щелчок 1)  Право на личную   неприкосновенность и  неприкосновенность жилища.

(Слайд 14, щелчок 2)  (Лиса и заяц, Три поросёнка, Приключение Буратино)

(Слайд 15, щелчок 1)  Право на  свободу передвижения

(Слайд 15, щелчок 2)  (Трое из Простоквашино, Лягушка-Путешественница, Крокодил Гена, Баба Яга)

- Молодцы, мы хорошо разобрались с вами в наших правах с помощью сказок.

-  Но кроме прав у нас с вами есть и обязанности, которые мы должны выполнять.

Наши обязанности

- Как вы думаете, какие у нас есть обязанности?

(Слайд 16)

1. Соблюдать Конституцию и другие Законы страны.

2. Уважать права и свободу других граждан.

3.Сохранять природу и окружающий мир.

4. Беречь памятники истории и культуры.

5. Платить налоги и сборы

5. Защищать Родину

- Эти обязанности должен выполнять каждый человек нашей страны.

- Какие же права есть у вас, школьников?

 

1.Право на учебу.

 

2. Право на отдых между уроками.

 

3.Право на каникулы.

 

4.Право на занятия в кружках и секциях.

 

 -  Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

 

- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

 

Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

(слайд 17)

Пусть Родина живет и процветает!

О ней звучат стихи, поются песни.

Пусть граждане Закон свой уважают

И счастливо живут на свете вместе!

 Уважайте страну нашу, люди!

Почитайте законы всегда

И тогда заживете счастливо

В наших селах и городах.

(слайд 18)

4. Рефлексия                 Закончи предложение

Сегодня я узнал…..

Мне было интересно….

Знания, полученные сегодня мне пригодятся….

5. Подведение итогов классного часа.
- Когда и где была принята Конституция РФ?

- Почему Конституцию называют Основным Законом страны?

- Какие права обеспечивает гражданам Основной Закон нашего государства?

- Какие обязанности для человека определяет Конституция?

- Что должен делать каждый школьник, чтобы быть настоящим гражданином нашего государства?

(слайд 19)

На нашем классном  часе

С Конституцией знакомились мы,

Чтобы права наши знать и обязанности,

И символы нашей страны.

Литература:

1. Конституция РФ.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Пчелов, Е. В. Государственные символы России — герб, флаг, гимн : учебное пособие / 2-е изд. — М.: «ТИД «Русское слово — РС».

4. Интернет   ресурсы:

 http://pedsovet.su/ 

viki.rdf.ru

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/zanyatie-razvlechenie-ko-dnyu-konstitucii 

http://lib.podelise.ru/docs/804/index-1130.html 

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-o-rodine.html

https://infourok.ru/prezentaciya_po_samopoznaniyu_na_temu__s_veroy_v_sebya-439914.htm

http://deti.cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/zagadki/zagadki_o_simvolah_rossii.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/15/klassnyy-chas-v-1-klasse-ya-i-konstitutsiya-moey


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка внеклассного мероприятия "Со спортом дружить - здорово жить"

методическое пособие для проведения открытого мероприятия...

Методическая разработка классного часа "Учимся дружить"(2 класс)

Воспитание добрых качеств детей, умения дружить и бережно относиться друг к другу....

Методическая разработка - конспект занятия "Учимся дружить"

Нередко первокласснику бывает сложно подружиться с кем-нибудь из сверстников. Ведь познакомиться с ребятами, выбрать подходящих друзей и самому стать верным товарищем - всё это для младшего школьника ...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Давайте дружить с Природой" (экологическое направление)

В современном обществе проблема бережного отношения к окружающей среде стоит очень остро. С самого раннего возраста дети учатся использовать достижения современных технологий, но вместе с тем, всё мен...