КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цели:
- дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви
Задачи:
- дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в начале xx века;
- дать представление о сути подвижничества и мученичества ради Христа;
- раскрыть значение подвига новомучеников и исповедников для формирования личности человека;
- воспитывать любовь к христианской культуре, к ближнему, бережное отношение к духовному наследию нашей Родины.
Прогнозируемый результат:
- Личностные результаты:
– знание важнейших страниц истории Отечества;
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре;
– позитивная динамика духовно-нравственного роста учащихся.
- Метапредметные результаты:
– развитие познавательной деятельности;
– умение сравнивать и анализировать разные источники информации.
- Предметные результаты:
– знание имён и подвигов святых людей России;
– усвоение нравственных норм и правил поведения;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Дорогобужская СОШ №1
Смоленская область, г. Дорогобуж
ул. Кутузова, д.5 (8-481-44-4-12-65)
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
на лучшую методическую разработку внеклассного
мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся
Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов
« Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Кузьмина Елена Николаевна
учитель начальных классов
Дорогобужская СОШ №1
г. Дорогобуж 2018
Тема: «Новомученики и исповедники Церкви Русской »
Цели:
- дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной Церкви
Задачи:
- дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в начале xx века;
- дать представление о сути подвижничества и мученичества ради Христа;
- раскрыть значение подвига новомучеников и исповедников для формирования личности человека;
- воспитывать любовь к христианской культуре, к ближнему, бережное отношение к духовному наследию нашей Родины.
Прогнозируемый результат:
- Личностные результаты:
– знание важнейших страниц истории Отечества;
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре;
– позитивная динамика духовно-нравственного роста учащихся.
- Метапредметные результаты:
– развитие познавательной деятельности;
– умение сравнивать и анализировать разные источники информации.
- Предметные результаты:
– знание имён и подвигов святых людей России;
– усвоение нравственных норм и правил поведения;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа.
Оборудование: икона «Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных», 3 свечи, конструктор пословиц, презентация.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Звенит звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Мы все хотим о мире знать,
Природы тайны открывать.
Что значит общество?
И что в нём значим мы?
Нам многие ответы
В учебнике даны.
Продолжим же учиться,
Мир наш огромный познавать,
Историей родной будем гордиться,
А главное достойной сменой предков стать.
II.Актуализация опорных знаний.
– Перед тем, как мы будем изучать новую тему, послушайте интересную историю. (Зажигаются свечи. Обучающиеся слушают притчу о трёх свечах.) «Три свечи горели на столе. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.
Первая сказала:
– Я – Успех… Но только дети не верят в меня. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
Огонёк этой свечи погас.
Вторая неслышно сказала:
– Я – Старание… К сожалению, я перестала быть нужной. Дети не хотят обо мне ничего слушать, нет и мне смысла гореть дальше.
Свеча погасла.
– Я – Вера…Пока дети верят в свои силы, верят, что у них всё получится, всегда можно зажечь и другие свечи».
– Так и вы, ребята, верьте в себя, старайтесь и к вам обязательно придёт успех. И первые две свечи никогда не потухнут.
III. Формулирование темы урока. Целеполагание.
– А что собой символизирует свеча?
– Свеча – это символ веры, тепла и света. Веры в лучшее. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
– Вере. Православной вере. Сегодня мы узнаем, как православная вера помогала людям выстоять в самые трудные годы их жизни. В ходе урока мы познакомимся с такими понятиями как «вера» и «подвиг», дадим определение словам «Новомученики и Исповедники Православной Церкви», познакомимся с несколькими именами людей, которые приняли муки и смерть ради Христа.
IV.Открытие новых знаний.
– Давайте поразмышляем: вера важна для каждого человека?
– А во что могут верить люди?
– Даже атеист верует в то, что Бога нет, не существует, но он всё же верит. Поэтому мы должны понять, что вера есть в каждом из людей. Вера – это твёрдое убеждение в чём-то. Вера освещает дорогу жизни каждому человеку, дарует любовь, надежду и спасение. Жизнь человека зависит от того, во что и как он верит.
А) Работа над высказываниями.
– Назовите слово, которое чаще всего встречается в этих высказываниях? (Слайд №2)
В жизни всегда есть место подвигам (М.Горький).
За великими подвигами следует великая известность.
Подвиг, как и талант, сокращает путь к цели.
Подвиг делает тот, кто вперёд идёт.
– Как вы понимаете слово «подвиг»?
Подвиг – это когда в бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, когда во имя людей жертвует своей собственной жизнью.
(Слайд №3)
Б) Чтение стихотворения учеником.
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпенье,
Любви и мольбе.
В) Чтение стихотворения учителем.
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях плугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм,
Здесь отеческий дом.
Г) Беседа.
– Много на свете хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна и Родина. На протяжении многих веков нашу Родину оберегали и защищали русские люди. Разные были у них доспехи, оружие, форма. Но их объединяло одно: вера в Бога и огромная любовь к Родине. Нужно свято хранить память о своих защитниках прославленных или безымянных. В нашей стране были и есть люди, которые приняли смерть за Веру.
– Как называют в Церкви святых, которые пострадали, или были убиты за свою любовь и верность Богу? Чтобы ответить на этот вопрос вам поможет ребус. (Слайд №4)
– Что означает слово «мученик»?
– Мученик – христианин, принявший мучения и смерть в Иисуса Христа. А новомученик?
– Новомученик – христианин, который принял мучения и смерть в xx веке.
– Исповедник – христианин, претерпевший мучения за веру и оставшийся в живых. (Слайды №5, №6)
– Вот и сегодня мы на нашем уроке поговорим о священнослужителях и монахах, которые жили не так давно, в начале xx века и которых прославила наша Церковь. В 1917 году произошла революция. К власти пришли люди, которые стали уничтожать храмы. Начались гонения священнослужителей. Стали рушиться христианские ценности людей. Но народ продолжал верить в Бога и жить по христианским заповедям, несмотря на преследования властей. xx век в истории православной культуры России называют веком святых Новомучеников и Исповедников. Рассмотрите икону «Собор Новомучеников и Исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных». (Слайд №7)
– Что значит слово «Собор» в данном случае? (На иконе изображён не один Святой, а несколько).
– Итак, в центре иконы изображены Святые Новомученики, над ними Спаситель и русские Святые. По обе стороны расположены клейма с изображением мученических подвигов Святых. Православные мученики шли на смерть добровольно.
– Представьте себе, что кто-то захотел вырвать с корнем старый развесистый дуб. Для того чтобы это сделать, нужно было бы раскопать вокруг дерева всю землю, следовало бы выломать корни его. Таким мощным деревом в России была Православная вера. Тысячу лет это дерево росло на русской земле. И вот когда стали рушить мощное дерево христианской веры, христиане поднялись на её защиту. Таким был святой патриарх Тихон. (Слайд№8)В то непростое время он был избран Патриархом Русской Православной Церкви.
Патриарх, как мог, исполнял свой долг перед Богом и людьми. Он открыто служил в храмах Москвы и других городов, осуждал кровопролитие и укреплял Святую веру в людях. Патриарх Тихон совершил духовный подвиг: призвал православный народ прекратить братоубийственную войну. За это он был заточён в Донском монастыре. На него было организовано три покушения. Святейший Патриарх скончался 25 марта 1925 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребён в московском Донском монастыре.
– На сегодняшний день в лике Новомучеников и Исповедников Российских прославлено более двух тысяч человек. Все они оставались верны своей совести и вере в Иисуса Христа до последних мгновений.
Мы остановимся ещё на нескольких именах.
Первомучеником русского духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров. (Слайд №9) 30 октября 1917 года во время артиллерийского обстрела Царского Села большевиками, отец Иоанн участвовал в крестном ходе с молитвами о прекращении междоусобной брани, во время которого произнёс проповедь, призывая народ к спокойствию.13 ноября 1917 года отряды большевиков вступили в Царское Село, и священники были арестованы. Отец Иоанн пытался протестовать, но получил несколько ударов по лицу, был отведён на Царскосельский аэродром и там расстрелян на глазах своего сына-гимназиста.
– 25 января 1918 года в Киеве был зверски убит митрополит Владимир. (Слайд №10) Это первый мученик из числа архиереев. В этот злополучный день к митрополиту, жившему в Киево-Печерской Лавре, пришли вооруженные солдаты. Они думали, что у митрополита хранятся деньги киевских храмов, и пришедшие требовали их отдать. Грабители не предвидели, что все финансовые средства епархии и владыки, хранятся не в монастыре, а кассе Софийского митрополичьего дома. Неудача обозлила нападавших, что повлекло расправу над Владимиром. На теле убитого было найдено шесть пулевых отверстий и несколько колотых ран. Вслед за святыми мучениками Иоанном и Владимиром последовали и многие другие.
– Страшные времена не обошли стороной и Смоленскую епархию. Уже летом 1918 года в Смоленской губернии начинают закрываться храмы. Начались беспощадные гонения на духовенство.
22 августа в Вязьме был арестован бывший епископ Орловский и Севский Макарий, (Слайд №11) проживавший на покое в Иоанно-Предтеченском монастыре. 4 сентября 1918 года по обвинению в «организации белогвардейского восстания» расстрелян чекистами в пригороде Смоленска. По воспоминаниям его дочери, четырнадцать приговорённых к смерти были доставлены в пустынное место за городом и построены спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка находился в конце шеренги, молился за каждого из казнимых людей. Его застрелил последним.
Один из красноармейцев потом рассказывал, что когда он увидел, что этот маленький, тщедушный, седой «преступник» – лицо явно духовное, у него «захолонуло» сердце. И тут Макарий, проходя мимо выстроившихся в шеренгу солдат, остановился напротив него и благословил со словами: «Сын мой, да не смущается пусть сердце твоё – твори волю пославшего тебя». Впоследствии этот красноармеец был уволен в запас по болезни. Незадолго до смерти он рассказывал: «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе, как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце, когда он проходил? А ведь он узнал и благословил из жалости…»
– В этот же период, после 7 ноября 1917 года, происходят аресты и убийства священнослужителей практически во всех уголках Смоленщины.
Архиепископ Серафим (в миру Михаил Митрофанович Остроумов) с 1 ноября 1927 года – архиепископ Смоленский и Дорогобужский. (Слайд №12) Его арестовали 11 ноября 1936 года, вместе с другими священнослужителями и обвинили в антисоветской пропаганде, затем приговорили к ссылке, где он пробыл полгода. Когда следствие по его делу было возобновлено, архиепископа из лагеря отправили в последнее место его служения – Смоленск. Здесь местные власти (тройка при НКВД по Смоленской области) вынесли святителю смертный приговор. Архиепископ Серафим был расстрелян 8 декабря 1937 года в Катынском лесу под Смоленском.
– Это только несколько имён из этого многоимённого списка священномучеников. Его можно продолжить именами наших современников. Но это тема будет нашего другого занятия.
– В заключение нашего занятия мне бы хотелось вам представить Храм Новомучеников и исповедников Российских в Смоленске (Слайд №13) — это высокая пятиглавая белая церковь на улице 25 сентября.
Свое название церковь получила в честь Святых новомучеников и исповедников Церкви Русской — группы святых Русской Православной церкви, погибших или подвергшихся гонениям после революции 1917 года.
Камень в основании храма Новомучеников и исповедников Российских был заложен в парке 1100-летия Смоленска 28 августа 1994 года, однако строительство затянулось на 7 лет... 25 сентября 2001 года храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских был торжественно освящён.
Церковь Новомучеников примечательна тем, что она стала первым храмом, возведенным в городе за 170 лет! В День памяти святых Новомучеников и исповедников Российских в феврале сюда приезжает много паломников.
V. Итог. Рефлексия.
– Сегодня мы с вами познакомились с понятием веры. Выяснили, что вера играет важную роль в жизни человека. Узнали, что иметь веру - это значит признавать, проявлять верность, доверять. Если оглянуться назад, то можно понять – ничто нас не спасёт кроме Веры. Определили для себя Мученик – христианин, претерпевший за веру страдания и смерть. Исповедник – христианин, претерпевший мучения за Веру.
– Поднимите вверх зеленые карточки те, кому все было на уроке понятно, красные карточки – те, у кого остались вопросы по теме нашего урока?
Используемая литература и интернет – ресурсы.
- М.Ю. Андрицова, Д.В.Валуев, Т.П. Довгий.История православной культуры земли Смоленской. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - Смоленск, 2002.
- Протопресвитер М.Польский. Новые мученики Российские. Джорданвилл, 1949.
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...531
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BC_(%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2)
- http://www.voskres.ru/podvizhniki/angelina.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)
В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...
презентация и внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию
презентация и сценарий мероприятия по духовно-нравственному воспитантю "Добро и зло"...
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию "В целом мире торжество - наступило Рождество" для учащихся 1-4 классов
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 1-4 классов...
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному развитию для учащихся 1-2 классов «Прикоснись ко мне добротой»
Формирование нравственности через раскрытие понятия доброта и совершение добрых поступков через пословицы, песни, стихи, инсценирование, акции.Развитие индивидуальности каждого школьника....
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе "Учись творить добро"
Методическая разработка внеклассного мероприятия во 2 классе "Учись творить добро"...
Внеклассное мероприятие по духовно- нравственному воспитанию учащихся "Жизнь дана на добрые дела".
Основная цель мероприятия- помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро- духовная радость.В ходе мероприят...
Конкурсная работа "Лучшая методическая разработка"
Калейдоскоп математических занятий...