«Взаимодействие всех участников образовательного процесса класса в воспитании обучающихся».
статья

Ольга Борисовна Сахияева

В условиях школы – интерната воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания обучающихся с ОВЗ принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя, тьютора, воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

ГБОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат №2»

Тема  выступления: «Взаимодействие всех участников образовательного процесса класса в воспитании обучающихся».                                                                         «Истинное воспитание состоит не столько в правилах,

сколько в упражнениях»
(Ж.Ж. Руссо).
«И воспитание, и образование нераздельны.

 Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно».

(Л.Н. Толстой).

       В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека.                                                                                              В условиях школы – интерната воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания обучающихся с ОВЗ принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя, тьютора, воспитателя.

    Задачи деятельности педагогов класса:

-формирование и развитие коллектива класса;

-создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

-формирование здорового образа жизни;

-организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

защита прав и интересов обучающихся;

-организация системной работы с обучающимися в классе;

-гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

-формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

-организация социально значимой, творческой деятельности.

    Надо хорошо знать:

-психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;

-быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;

-владеть современными технологиями воспитания.

    Необходимо учитывать

-уровень воспитанности обучающихся;

-социальные и материальные условия их жизни.

   Деятельность современного классного руководителя и воспитателя- является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.  Классный руководитель и воспитатель-прогнозируют, анализируют, организуют, сотрудничают, контролируют повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Педагоги класса в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включают в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, экскурсии, конкурсы, общественно -полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, и т. д.

     Функции педагога:

1. Организационно-координирующие  

-обеспечение связи ОУ с семьей;

-установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;

-проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

-взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;

-организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

-стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

-взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;

-ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя, воспитателя).

2. Коммуникативные:

-регулирование межличностных отношений между обучающимися;

-установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

-содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

-оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

-изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

-определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

-контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

-контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы педагогов класса :

-индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

-групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):

-коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, соревнования и др.).

Работа классного руководителя и воспитателя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Педагоги также принимают во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.                                                                                         Работа с родителями направлена через: родительские собрания, родительский комитет, индивидуальные консультации, совместные мероприятия, родительский всеобуч.  

    Если разговаривать о нашем классе, для понимания хочется отметить, что на данный момент две третьи детей живут в полной семье. Все остальные по тем или иным причинам живут в неполных семьях, живут с мамами, и это конечно накладывает определенный отпечаток на стиль построения взаимоотношений с окружающим миром. При таких исходных данных моя цель как классного руководителя, цель которую я сама для себя обозначила, это научить в правильном ключе контактировать друг с другом, научить правильно выстраивать отношения с людьми, которые находятся рядом. И основная моя работа как классного руководителя направлена именно на это. Вообще дети очень разные, со своими особенностями и диагнозами. В то же время, каждый из них-отдельная индивидуальность, поэтому порой бывает очень сложно обратить их внимание на то, что они находятся в коллективе, и соответственно нельзя забывать, что к окружающим тебя людям нужно относиться бережно, помнить и думать об их чувствах, эмоциях. Для этого есть приоритетные направления деятельности классного руководителя и воспитателя: здоровье, общение, нравственность, учение, досуг, семья.

    Педагог – это практический психолог. Чтобы успешно работать, он постоянно изучает воспитанников. Изучение учащихся требует знания психологических свойств личности школьника, а также овладения принципами и методами педагогического исследования. Успешное воспитание учащихся немыслимо без сплоченного, педагогического коллектива, каким является класс, школа. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нем возникают, прежде всего, деловые отношения – отношения ответственной зависимости. Они являются основными в коллективе. Жизнь коллектива учащихся украшают традиции. Традиции класса должны не идти вразрез с общешкольными традициями, а дополнять их.

  Классный руководитель  и воспитатель-призваны быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми. Для этого необходима взаимосвязь специалистов: воспитателя, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, учителя-логопеда, педагога-психолога с воспитанником.

Совместно с психологом, классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро-и макро социуме. Классный руководитель координирует связь педагога – психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников. А так же, классный руководитель и воспитатель-взаимодействуют с: учителями-предметниками, с семьей, с медицинской сестрой, библиотекарем, социальным педагогом, педагогом- организатором, педагогом дополнительного образования.

     Но стоит отметить, что есть некоторые проблемы в детском коллективе, в котором на первом месте стоит игра и игровые ситуации- это: повышенная впечатлительность или тревожность, утрачивание интереса, нарушение развития личности, повышенная возбудимость, повышенная утомляемость, ограниченные представления и трудности взаимодействия с окружающим миром и людьми. Для того, чтобы проблемы решить, у нас проводились разные мероприятий в неформальной обстановке, когда дети не рассажены по своим рабочим местам, не работают по запланированному плану, это взаимодействие очень важно. Кроме того, такие мероприятия дают возможность каждому ребенку раскрыться с новой стороны, показать себя, укрепить свои социальные роли в классе. У ребят появляется возможность взглянуть друг на друга вне урока и попробовать строить отношения уже с учетом новых представлений о своих товарищах.

   Вообще дети очень разные, со своими особенностями и диагнозами. В то же время, каждый из них-отдельная индивидуальность, поэтому порой бывает очень сложно обратить их внимание на то, что они находятся в коллективе, и соответственно нельзя забывать, что к окружающим тебя людям нужно относиться бережно, помнить и думать об их чувствах, эмоциях.

   «Чтобы воспитывать другого,

 мы должны воспитать, прежде всего, себя»

 Н.В.Гоголь


   

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цели: -        создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса, гарантирующих безопасность, здоровье и комфорт его ...

Педсовет «Формирование и развитие толерантности у всех участников образовательного процесса»

Цель: Повышение уровня методической подготовки педагогического коллектива в вопросах воспитания толерантности у школьников.Задачи: Актуализировать, расширить и углубить знания о сущности понятия &laqu...

Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, родителей, детей, социальных партнёров.

Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между уровнями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю ...

Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса в сохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов».

Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса всохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов»....

«Взаимодействие всех участников образовательного процесса в воспитании обучающихся»

В статье раскрывается ключевая роль и функции педагогов, принимающих участин в процессе воспитания обучающихся школы- интерната....