СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
методическая разработка по теме
Цели:
- создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса, гарантирующих безопасность, здоровье и комфорт его участников;
- повышение эффективности деятельности школы, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, их семей и работников школы.
Задачи:
- выявить и проанализировать ситуацию в школе по теме;
- определить возможности, условия и основные направления совершенствования совместной деятельности по формированию комфортной, безопасной среды для участников образовательной среды;
- разработать меры по реализации Проекта «Создание комфортных условий для участников образовательного процесса».
Проблемы:
Состояние физического и психического здоровья учащихся, наряду со знаниями, умениями, навыками, личностным ростом, является сегодня одним из основных показателей качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_2010.doc | 73 КБ |
sozdanie_komfortnoy_sredy_vseh_uchastnikov_obrazovatelnogo_processa.ppt | 2.01 МБ |
anketa_dlya_pedagoga.doc | 50.5 КБ |
anketa_dlya_roditeley.doc | 68.5 КБ |
anketa_dlya_uchashchihsya.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОЗДАНИЕ КОМФОРТНой среды всех участников образовательного процесса»
Цели:
- создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса, гарантирующих безопасность, здоровье и комфорт его участников;
- повышение эффективности деятельности школы, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, их семей и работников школы.
Задачи:
- выявить и проанализировать ситуацию в школе по теме;
- определить возможности, условия и основные направления совершенствования совместной деятельности по формированию комфортной, безопасной среды для участников образовательной среды;
- разработать меры по реализации Проекта «Создание комфортных условий для участников образовательного процесса».
Проблемы:
Состояние физического и психического здоровья учащихся, наряду со знаниями, умениями, навыками, личностным ростом, является сегодня одним из основных показателей качества образования.
Основными негативными составляющими являются:
- неудовлетворительное состояние материально – технической базы школы;
- наличие факторов образовательной среды, негативно влияющих на состояние здоровья учащихся (чрезмерная учебная нагрузка, нерациональная организация учебной деятельности, нарушение режимов питания и отдыха, низкая двигательная активность школьников, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, низкая функциональная грамотность педагогов, родителей и обучающихся в вопросах формирования культуры здоровья и др.
- проблема эмоционального, психологического и профессионального выгорания педагога.
Участники: педагоги, родители, учащиеся школы.
Подготовка:
- создание инициативной группы по проведению педсовета;
- изучение научно – методической литературы по проблеме;
- проведение анкетирования, тестирования и исследования состояния здоровья участников образовательного процесса;
- анализ уроков и внеклассных мероприятий;
- изготовление наглядного материала, распечатка памяток.
Главным результатом выполнения мероприятий школы, направленных на соблюдение законодательства в области охраны здоровья, безопасности и комфорта учащихся и работников школы, стало приведение в соответствие условий образовательного процесса государственным требованиям, проведены системные меры по обеспечению безопасности: действует «тревожная кнопка», школа оснащена АПС и приборами оповещения о ЧС. Осуществляется работа по привитию навыков безопасного поведения; развитию физической культуры и спорта; система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, употребления ПАВ; большое внимание уделяется организации питания учащихся, просвещения учащихся и родителей по проблемам здоровья и воспитания. Педагогами школы накоплен большой положительный опыт по сохранению и укреплению здоровья учащихся и их семей. В 2009 году был произведен капитальный ремонт и оборудование медицинского кабинета. В школе работает фельдшер, проводится плановая диспансеризация учащихся и сотрудников школы.
Количество классов - комплектов – 29, которые учатся в две смены. Средняя наполняемость классов – 25 человек. Расписание учебных занятий сбалансировано с точки зрения соблюдения санитарных норм, соответствует учебному плану школы, составлено на основе рекомендаций, писем Министерства образования РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» (от 22.02.99 г. № 220/11/12); с использованием компьютерной программы «Хронограф Мастер» для составления расписания. Превышения норм учебной нагрузки в расписании по отношению к учебному плану отсутствуют. В течение нескольких лет педагогами и родителями ведётся эстетическое преобразование классных кабинетов, рекреаций и подсобных помещений, принимаются меры по сохранению чистоты и сохранности имущества школы.
Однако, несмотря на некоторые достижения коллектива школы, задача целенаправленного формирования комфортной развивающей здоровье - сберегающей среды остаётся актуальной.
Серьёзной проблемой является и состояние здоровья педагогов. По результатам диспансеризации учителей нашей школы, из общего количества педагогов лишь 23% оказались практически здоровы, 11% - с риском развития заболеваний, 58% имеют одно или несколько заболеваний и нуждаются в дополнительном обследовании, лечении а амбулаторно – поликлинических условиях.
Без сомнения, физическое и психическое нездоровье детей и педагогов – результат сложнейших социально – экономических процессов и экологических проблем, характерных для России последних десятилетий.
Очень много проблем остаётся, которые не зависят от нас.
Наша задача, уважаемые коллеги, участники педагогического совета – проанализировать ситуацию по теме и найти пути решений школьных проблем комфортности, зависящих от нас, наших детей и родителей.
На протяжении 2009 – 2010 учебного года проводились опросы всех участников образовательного процесса, по различным направлениям вопросов здоровьесбережения, комфортности, удовлетворённости участников образовательного процесса.
Что же такое «комфортная среда» в нашем понимании?
Это место, где человек проводит с пользой для себя и окружающих время.
После сентябрьского анкетирования учащихся и родителей мы получили первые ответы:
- когда в школе уютно, тепло и светло;
- когда в школе много цветов, есть место для отдыха;
- когда есть занятия по интересам и место для их проведения;
- когда все в школе уважают и не обижают друг друга;
- когда учитель, родитель и педагог находят взаимопонимание;
- когда нет давления и унижения…
Почему - «для всех участников образовательного учреждения»?
Мы – единая большая СемьЯ = дети + учителя + родители.
Нам всем должно быть в школе ХОРОШО. Тогда жизнь приобретает яркие краски, а настроение становится стабильно хорошим. Проблемы переходят в плоскость поиска варианта решения. Наши решения мы принимаем вместе, так как система управления должна быть простроена на принципе взаимодействия школьной команды: директор имеет команду из членов административного совета, каждый член административного совета имеет свою команду, куда входят дети, учителя и родители. У каждой команды есть свое рабочее место. И как «Театр начинается с вешалки» - мы попробуем определить, что нам не достаёт до полного счастья, т. е. – что нам необходимо, чтобы мы чувствовали себя в школе комфортно и безопасно. Для этого мы составим список 10 главных условий к своему «кабинету»:
1. Кабинеты администрации.
2. Учительская.
3. Классный кабинет.
4. Обеденный зал.
5. Школьный двор.
Проводится обсуждение и зачитывание результатов.
А теперь:
- расположите их в порядке приоритетности;
- определите, что из всего этого можно решить, сделать самим;
- выберите самую «кричащую» проблему.
Результаты выписываются на доске..
Нужно помнить, что создание комфортных условий – это не только горячие обеды, спортзалы, бассейны и школьные автобусы, но и улыбка учителей и родителей, доброжелательная атмосфера в школе и в семье.
Поэтому мы обратимся к нашим исследованиям:
«Комфортность образовательной среды и межличностные отношения участников образовательного процесса» - настоящее исследование, посвященное изучению комфортности образовательной среды и межличностных отношений участников образовательного процесса, проводился в школе в режиме анкетирования.
В данном исследовании мы изучили систему и стиль взаимоотношений между участниками образовательного процесса нашей школы, определили отношение учащихся к учебному заведению, в котором они учатся, оценили микроклимат в ученическом коллективе, проанализировали сложности и проблемы, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной школьной жизни. Все эти аспекты, по сути дела, являются оценкой комфортности образовательной среды в МОУ СОШ № 18.
Кроме того, в исследовании принимали участие и родители учащихся среднего и старшего звена.
(Результаты исследования – Остапенко Т.В.)
Несомненно, цена образовательных достижений – это заболеваемость, перегрузки и стрессы учащихся и учителей школы. Состояние здоровья учащихся волнует всех: и родителей, и педагогов, и общественность, и самих детей.
Еще в 1988 году А.А. Дубровский в статье «Открытое письмо врача учителю» призывает учителей быть ответственными за здоровье своих воспитанников, говоря «о недопустимости малейшего вреда для здоровья учащегося». Двенадцать лет прошло с тех пор... И что же можно сказать о здоровье наших детей сегодня, о влиянии особенностей учебно-воспитательного процесса, о школьных перегрузках на «тот фундамент, который ни при каких обстоятельствах нарушать нельзя»?
Таким образом, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, является причиной возникновения таких неврозов, как истерия, депрессия, фобия.
По данным нашего анкетирования 61% опрошенных учащихся ответили, что оценка используется в качестве наказания, а 31% — что дисциплина достигается с помощью удаления с уроков. Высокую детскую тревожность и страх перед школой родители связывают с неуважением к личности ученика (43,6%); почти 30% учащихся 8 — 11 классов заявили, что приходилось испытывать словесное оскорбление со стороны учителя, а 39% учащихся — шантаж, и только 48% учащихся в школе себя чувствуют комфортно. По мнению родителей (93%), наиболее важные факторы, влияющие на здоровье школьников, — это повышение учебной нагрузки и увеличение потока информации.
О вредном воздействии на здоровье детей учебной перегрузки говорит и тот факт, что в гимназиях, лицеях и других учебных заведениях нового типа (где нагрузка на ребенка — восемь и более уроков) заболеваемость возрастает в 2,5 раза, и на первое место выходят нервно - психические расстройства.
Таким образом, назрела необходимость принятия срочных психолого-педагогических и организационных мер для искоренения такого распространенного заболевания учащихся, как дидактогенный невроз. «Для всех учителей должно стать законом, что никакие новации, никакая инициатива и творчество, никакая интенсификация учительского труда не должны идти впереди здоровья учащегося».
Сегодня, в период глобальной информатизации, когда репродуктивная форма обучения практически изжила себя, перед педагогом стоит задача научить ребенка самостоятельно добывать знания, делая упор на основную функцию человеческого мозга — мышление, а не на вторичную — память.
Любой урок должен быть в большей или меньшей степени проблематичным. Учитель организует особую ситуацию, для решения которой у учащегося нет готовых ответов. Ребенок учится мыслить, приходит к выводу, что знания не имеют завершенности, итоговой стороны, что они всего лишь отправная точка, повод для размышления о многообразии мира и своей роли в нем.
Следующим фактором, влияющим на здоровье ребенка в школе, является недостаточная адаптация учебно-воспитательного процесса к индивидуальным психофизическим и психосоциальным особенностям учащихся. Принцип индивидуально-личностного отношения к ребенку предполагает учет акцентуаций характера, зависящих, в первую очередь, от темперамента, конституциональных особенностей, особенностей мышления (лево- и правополушарный тип), особенностей восприятия информации (аудиал, визуал, кинестетик).
Для воплощения принципа личностно-ориентированного образования педагог должен хорошо знать психолого-педагогические особенности детей, владеть технологическими методиками ведения урока с учетом основных психосоциальных и психофизиологических особенностей школьников.
Выступление учителя биологии и химии Зуенко Елены Викторовны.
Существует множество приемов технологии критического творческого мышления и форм обучения, которые снижают стрессовое состояние школьников, повышают степень усвоения материала:
Мозговая атака.
Кооперативное творчество или КТД.
Групповая и индивидуальная работа.
Взаимоопрос и взаимообучение.
Проективные методики.
Свободное письменное задание.
Конкурсы, викторины, игротеки.
Образование через общение и т.д.
Учитель в этой ситуации является лишь направляющим звеном: он подготавливает процесс и предоставляет выбор.
Приемов и методов обучения множество.
В результате введения новых образовательных технологий, интенсификации учебного процесса многократно возросла нагрузка, как на учеников, так и на педагогов. В силу сложившихся экономических обстоятельств учителя работают, как правило, на две ставки и, накапливая усталость, ставят в состояние стресса себя и учеников. В процессе урока забывается порой о профессионально-этических принципах, о необходимости создания на уроке обстановки доверительных, дружеских, эмоционально - положительных отношений. Поэтому, основной задачей педагога остаётся создание комфортной психологической обстановки как на уроках, так и во внеурочное время. Очень важно сохранять бесконфликтное общение с детьми и их родителями.
Своим опытом хотят поделиться наши педагоги.
Выступление педагов начальных классов
Кузьминой О.В. и Кузнецовой Н.В.
"Бесконфликтное общение"
В теории и практике педагогике довольно часто используется термин "воспитанность", под которым, как правило, понимается нравственность личности. Можно выделить несколько составляющих воспитанности, одной из ведущих является – умение общаться: со сверстниками (ученик - ученик), со взрослыми (ученик – учитель)
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания другого человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Одной из самых сложных сторон педагогического труда является общение по линии "ученик - учитель", "учитель - ученик", т.е. нравственно – эстетическая деятельность учителя.
Не во всех ситуациях мы чувствуем себя комфортно. Нередко из-за дискомфорта в общении могут возникнуть конфликты. В школе преобладают конфликты между учителями и учениками, причиной которых становилось непонимание объяснения материала урока, невыполнение домашнего задания, а так же конфликты между учениками.
Наши конфликтные ситуации зависят во многом от эмоционального состояния, в котором мы находимся.
При определении господствующего стиля общения наших коллег 76 % педагогов обладает авторитарным стилем общения. Конечно, профессия педагога откладывает некоторый отпечаток на наш характер.
Итак, рассмотрим несколько ситуаций, которые вполне могли произойти в нашей школе и попробуем выйти из создавшейся ситуации достойно.
1. Вы выставили ученику отрицательную оценку из – за неготового домашнего задания. Ребёнок нагрубил вам, обвиняя в предвзятости и выскочил из класса.
2. В фойе школы во время праздника дети встречают пе6дагогов с улыбками и поздравлениями. Вручают взрослым воздушные шарики. Учитель не принимает подарок со словами?: «Я уже взрослая. Зачем мне это нужно!»
3. После общешкольного мероприятия педагоги высказывают своё возмущение перед детьми о неправильном судействе в некорректной форме…
4. Педагог оскорбляет в присутствии учащихся конкретного ученика, сравнивая его с более успешными товарищами.
5. Члены педагогического коллектива обсуждают «за глаза» неверные наих взгляд решения руководства.
Работа с ситуациями. Обсуждение.
Нужно помнить, что каждый человек о себе хорошего мнения. И общаясь, мы должны подчеркивать своим видом, построением фраз во время беседы, что вы уважаете человека. Необходимо следить за тем, чтобы не было пренебрежительных жестов, снисходительного выражения лица. Не советуйте. Пытайтесь избегать конфликтов. С конфликтными людьми лучше придерживаться строго официальных отношений, разговаривать вежливо, но решительно.
Работая в школе, необходимо научиться общаться со школьниками, грамотно взаимодействовать с коллегами по работе, администрацией, вести конструктивные разговоры с родителями учащихся, от этого зависит, как отмечают психологи, настроение учителя на работе. Взаимоотношения в педагогическом коллективе сильно отражаются на качестве учебно-воспитательного процесса. В подавляющем большинстве случаев переход педагога из одной школы в другую объясняют тем, что не складываются отношения на работе (с директором, завучем, коллегами по работе, учащимися и их родителями).
Общаясь с учениками, их родителями, коллегами по работе, а так же в зависимости от условий складывающейся ситуации учитель занимает определенную коммуникационную позицию: позицию «над», «наравне» и «под». Позиция «над» подразумевает, что учитель проявляет инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации, реализует свои цели. Партнер по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общения. Этот тип коммуникации характерен для взаимодействия «учитель-ученик». Позиция «наравне». Это когда оба партнера проявляют инициативу и активность, стараются учитывать интересы и цели друг друга, вступают в отношения взаимозависимости. Наиболее часто это характерно для взаимодействия «учитель-учитель».
Позиция «под», когда учитель занимает подчиненное положение относительно партнера по общению, характерно в его коммуникативных контактах с руководителем и администрацией.
В реальной жизни часто имеют место нарушения позиций и правил общения, поэтому для успешного выполнения своей деятельности нужно уметь занимать правильную коммуникационную позицию в зависимости от того, с кем и когда происходит общение.
Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.
Процесс повышения уровня здоровья в школе не может быть эффективным до тех пор, пока он практически не касается здоровья педагогов, работающих в школе. Известна четкая закономерность зависимости не только психического, но и физического здоровья детей, в том числе их иммунореактивного статуса, от личностных характеристик воспитателя или педагога.
Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Мы наблюдали ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.
Выступление педагога – психолога Остапенко Т.В.
Чтобы долго оставаться в строю, чувствовать себя комфортно, давайте все вместе выработаем основные правила для комфортной, безопасной жизни школы:
Работа творческих групп.
Зачитывание Советов раздражительному учителю
Предлагаемые вам советы помогут в дальнейшем приобрести душевное спокойствие и равновесие. Повторяйте их чаще и верьте в них!
1 совет – не впадайте в гнев.
2 совет – старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями.
3 совет – умейте отвлечься от забот на время.
4 совет – не предъявляйте чрезмерных требований.
5 совет – иногда нужно и уступить.
6 совет – нельзя быть совершенством абсолютно во всём.
7 совет – больше двигайтесь.
8 совет – работайте физически, а не только умственно.
9 совет – не забывайте о прогулках.
10 совет – практикуйте контрасты.
11 совет – улыбайтесь.
12 совет – занимайтесь аутогенной тренировкой.
13 совет – бросьте курить!
14 совет – будьте трезвыми всегда!
В соответствие с поставленными задачами мы с вами попытались разработать ряд мероприятий, результатом которых явилось создание условий для полноценного и успешного функционирования школы, создания комфортных условий:
- Поэтапное формирование школьного интерьера, с учётом особенностей школы и потребностей учащихся, педагогов и родителей (1 этап – к 10.08.2010 года, 2 этап – до 01.05.2011 года)
- проведение ежегодного конкурса «Лучший классный кабинет»;
Создать постоянно действующую рабочую группу по проблеме «Комфортная школа» с участием учащихся и родителей в рамках Управляющего совета школы с мая 2010 года;
Разработать личностно - ориентированную концепцию воспитательной работы с учащимися, родителями, основанной на здоровьесберегающих технологиях – ШВР до 01.09.2010 года;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Улучшение социально-психологического климата в школе.
Изменение характера взаимоотношений между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и учениками. 3. Усиление ориентации школы на запросы и оценки родителей и учащихся.
4. Изменение критериев оценки школы у родителей, ориентация на гуманистические и демократические принципы.
5. Улучшение условий труда работников школы.
6. Рост престижа и общественной поддержки школы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
АНКЕТА
для выявления затруднений и возможностей педагога
в организации комфортной среды для воспитанников
Уважаемая (ый) коллега! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, используя следующую шкалу оценки:
2 – справлюсь легко;
1 – испытываю затруднения;
0 – не справлюсь.
№ 1 | Как вы оцениваете свою педагогическую деятельность по следующим аспектам: | баллы |
а | - формирование у учащихся гуманистических идеалов и смысла жизни; | 2 | 1 | 0 |
б | Воспитание у учащихся мотивов, потребностей гуманистического отношения к окружающим; | 2 | 1 | 0 |
в | - выработка с учащимися индивидуальных добротворческих и созидательных программ; | 2 | 1 | 0 |
г | - умение готовить учащихся к самопознанию, самоанализу, самооценке; | 2 | 1 | 0 |
д | - обеспечение учащимся условий для самореализации и самоутверждения; | 2 | 1 | 0 |
№ 2 | В какой степени вы владеете технологией гуманистического воспитания: |
а | - создание ситуаций личностного успеха ученика; | 2 | 1 | 0 |
б | - формирование позитивного отношения к непопулярным в коллективе детям; | 2 | 1 | 0 |
в | - ненасильственные методы воспитания; | 2 | 1 | 0 |
г | - психолого – терапевтическое воздействие на учащихся; | 2 | 1 | 0 |
д | Доброжелательное отношение к ученикам независимо от уровня их развития и манеры поведения; | 2 | 1 | 0 |
№ 3 | Охарактеризуйте свои возможности гуманистического отношения к учащимся и коллегам: | 2 | 1 | 0 |
а | - устранять эмоциональную напряжённость в ученическом и педагогическом коллективах; | 2 | 1 | 0 |
б | - избегать психологического и морального насилия над ребёнком и коллегой; | 2 | 1 | 0 |
в | - предупреждать в коллективе сплетни, ложь, бесчестность; | 2 | 1 | 0 |
г | - предотвращать в детской среде попытки преднамеренного унижения личности ученика. | 2 | 1 | 0 |
№ 4 | Удаётся ли Вам в своей работе с учащимися реализовывать возможности педагогического общения, в частности: |
а | - переживать невзгоды и радости своих учащихся; |
б | - создавать благоприятную атмосферу в коллективе учащихся; |
в | - избегать конфликтов с учениками и их родителями; |
г | Учитывать эмоциональное состояние собеседника; |
д | Уметь ставить себя на место другого, понимать его состояние. |
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей учащихся
1.Укажите, пожалуйста, номер класса, в которой учится Ваш ребенок_________
3.Как бы Вы охарактеризовали Ваши отношения с ребенком? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Дружеские, доверительные
2. Деловые, спокойные, без конфликтов
3. Напряженные, конфликтные
4.Считаете ли Вы необходимым рассказывать ребенку о своих мыслях, чувствах, событиях своей жизни? (отметьте, пожалуйста, только один ответ)
1. Да
2. Иногда, в зависимости от ситуации
3. Нет
5.По чьей вине у Вас чаще возникают разногласия в семье? (отметьте, пожалуйста, только один ответ)
1. Чаще по вине ребенка
2. Чаще по вине матери
3. Чаще по вине отца
4. По вине братьев, сестер, других родственников
5. У нас не бывает разногласий
6.Что, по Вашему мнению, чаще всего осложняет Ваши отношения с ребенком? (можете выбрать столько вариантов ответа, сколько считаете нужным)
1. Плохие оценки в школе
2. Друзья, которые Вам не нравятся
3. Требование денег или какой-нибудь вещи
4. Курение
5. Моя грубость, резкость
6. Способы проведения свободного времени, которые Вы родители не одобряете
7. Плохое поведение в школе
8. Лень, невыполнение домашних обязанностей
9. Возвращение домой поздно
10. Употребление спиртного
11. Внешний вид, неопрятность
12. Грубое и резкое поведение ребенка
7.Бывают ли в Вашей семье следующие ситуации… (отметьте один вариант ответа в каждой строке)
| довольно часто | иногда | практически никогда |
1. Чрезмерная строгость, придирчивость к ребенку со стороны родителей |
2. Несправедливость, незаслуженные наказания |
3. Грубость, крик, оскорбления в адрес ребенка |
4. Рукоприкладство, телесные наказания |
5. Нечестность, невыполнение обещаний с Вашей стороны |
6. Безразличие к делам и проблемам ребенка |
7. Чрезмерная опека, множество запретов и контроля |
8.С какими проблемами межличностных отношений чаще всего сталкивается Ваш ребенок? (можете выбрать столько вариантов ответа, сколько считаете нужным.)
1. Нет любимого человека
2. Нет друзей, испытывает чувство одиночества
3. Ему не нравится его компания, круг общения
4. Испытывает трудности в общении с преподавателями
5. Сложная обстановка в семье, нет взаимопонимания с родителями
6. Часто ссорится с друзьями из-за пустяков и потом сожалеет об этом
9.Одобряете ли Вы его выбор друзей? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Да
2. Нет
3. Я в это не вмешиваюсь
4. Затрудняюсь ответить
10.С каким настроением Ваш ребенок обычно идет в школу? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. С удовольствием, в хорошем настроении
2. Без особого интереса, в силу необходимости
3. Без настроения, отбывать «учебную повинность»
11.Как бы Вы определили отношение Вашего ребенка к учебе? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Учиться ему нравится, учится с удовольствием
2. Учеба ему, в общем, безразлична, но старается учиться нормально, поскольку это необходимо
3. Совсем не нравится, если бы была возможность, не ходил бы на занятия
12.Как Вы оцениваете отношения между учениками в классе? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
5. Класс дружный и сплоченный
6. Отношения, в целом, доброжелательные, но сплоченным его не назовешь
7. Класс разделен на обособленные группы
8. Взаимоотношения в классе напряженные, часто бывают ссоры, конфликты
9. Затрудняюсь ответить
13.Как Вы оцениваете взаимоотношения Вашего ребенка с учителями ? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. С большинством учителей у него хорошие, доверительные отношения
2. С большинством учителей у него сугубо деловые отношения
3. Со многими учителями у него нет контакта и взаимопонимания
4. Многие учителя вызывают у него антипатию
14. Как складываются, в целом, Ваши отношения… (отметьте один вариант ответа в каждой строке)
По массиву |
| скорее, положительно | скорее, отрицательно | затрудняюсь ответить |
1. С учителями |
2. С классным руководителем |
3. Администрацией школы (директор, завучи) |
15.Что, по Вашему мнению, чаще всего осложняет отношения учеников с учителями? (можете выбрать столько вариантов ответа, сколько считаете нужным)
1. Нарушение учениками дисциплины
2. Плохая успеваемость
3. Невыполнение требований к внешнему виду учеников
4. Опоздания учеников на уроки, прогулы
5. Невыполнение учениками домашних заданий
6. Высокие требования учителей к знаниям учеников
7. Занижение учителями оценок
8. Резкие высказывания учителей о личностных особенностях учеников
9. Выделение учителями «любимчиков»
10. Резкая критика учителями ошибок учеников
11. Отсутствие взаимного уважения между учениками и учителями
16.Приходилось ли Вашему ребенку сталкиваться с проявлениями некорректности со стороны…? (отметьте один вариант ответа в каждой строке)
| часто | иногда | никогда |
6. Учителей |
7. Классного руководителя |
8. Администрации школы (директора, завучей) |
9. Одноклассников |
10. Учеников старших классов |
17.Бывают ли у Вашего ребенка конфликты с учителями? (отметьте, пожалуйста, только один ответ)
1. Да, часто
2. Иногда
3. Практически не бывает
18.Что Вы понимаете под конфликтом? (отметьте не более трех позиций)
1. Спор, несовпадение мнений
2. Столкновение интересов
3. Борьба за лидерство
4. Разговор на повышенных тонах
5. Взаимные оскорбления
6. Рукоприкладство, драка
7. Соревнование, состязание
8. Неприязнь, нежелание общаться
19.Определите, пожалуйста, Ваше отношение к конфликтам… (отметьте, пожалуйста, только один ответ)
1. Отношусь положительно, мне нравится испытывать сильные эмоции
2. Отношусь спокойно, стараюсь улаживать конфликты
3. Стараюсь не вступать в конфликты, но в случае необходимости могу за себя постоять
4. Боюсь конфликтов, ухожу от них любыми способами
20.Если Вы сделали что-нибудь плохое, способны ли Вы признать свою вину? (отметьте, пожалуйста, только один ответ)
1. Да, могу извиниться, признать, что был не прав
2. Даже если был виноват, извиняться не буду
3. Если у меня были для этого причины, то моей вины нет
21.Какой способ решения разногласий Вы считаете для себя оптимальным? (отметьте, пожалуйста, только один ответ)
1. Доказательство своей правоты и достижение победы любыми способами
2. Достижение решения, которое устраивает всех участников конфликта
3. Прекращение спора любой ценой
22.Какова успеваемость Вашего ребенка? (отметьте, пожалуйста, только один вариант ответа)
1. Учится только на «четыре» и «пять»
2. Имеет несколько «троек»
3. Учится в основном на «тройки»
23.Укажите пол Вашего ребенка
1. Мужской
2. Женский
24 Ваша семья…
1. Полная
2. Неполная
Предварительный просмотр:
Анкета для учащихся
1.Укажите, пожалуйста, номер школы, в которой Вы учитесь _____________
2. В каком классе Вы учитесь?
1. 8-м
2. 10-м
3.С каким настроением Вы обычно идете в школу? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. С удовольствием, в хорошем настроении
2. Без особого интереса, в силу необходимости
3. Без настроения, отбывать «учебную повинность»
4.Как бы Вы определили свое отношение к учебе? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Учиться мне нравится, учусь с удовольствием
2. Учеба мне, в общем, безразлична, но стараюсь учиться нормально, поскольку это необходимо
3. Совсем не нравится, если бы была возможность, не ходил бы на занятия
5.Как Вы оцениваете отношения между учениками в классе? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Наш класс дружный и сплоченный
2. В нашем классе отношения, в целом, доброжелательные, но сплоченным его не назовешь
3. Наш класс разделен на обособленные группы
4. Взаимоотношения в классе напряженные, часто бывают ссоры, конфликты
7.Есть ли в Вашем классе ребята, которых Вы боитесь или избегаете?
1. Да
2. Нет
8. По каким причинам это происходит? (можно отметить любое количество вариантов)
1. Грубые в общении
2. Неумные, плохо учатся
3. Лживые, ненадежные, могут подвести в трудную минуту
4. Нудные, думают только об учебе
5. Не нравится их внешний вид (одежда, манера поведения)
6. Имеют вредные привычки (курят, употребляют алкоголь, наркотики…)
7. Малообеспеченные, из бедных семей
8. Агрессивные, часто применяют физическую силу, могут ударить, избить
9. Могут унизить, высмеять, оскорбить
10. Могут отнять деньги, телефоны, вещи
11. Слишком послушные и тихие
12. Из богатых семей, заносчивы, высокомерны
13. Замкнутые, необщительные
14. Не дают списывать
15. Жадные, завистливые, эгоистичные, думают только о себе
16. У них «крутые», опасные друзья
17. Из неблагополучной семьи
18. Жалуются учителям, родителям
19. С ними не общаются мои друзья
20. Другое
9.Есть ли в вашем классе признанные лидеры? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Да
2. Нет
3. Не знаю
10.Являетесь ли Вы лидером? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Да
2. Нет
3. Не знаю
11.Если Вы не являетесь лидером, то хотели бы им стать? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Да
2. Нет
3. Не знаю
12. С какими проблемами межличностных отношений чаще всего сталкиваетесь именно Вы? (можете выбрать столько вариантов ответа, сколько считаете нужным.)
1. Нет любимого человека
2. Нет друзей, испытываю чувство одиночества
3. Не нравится моя компания, круг общения
4. Испытываю трудности в общении с преподавателями
5. Сложная обстановка в семье, нет взаимопонимания с родителями
6. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом сожалею об этом
13.Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с учителями? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. С большинством учителей у меня хорошие, доверительные отношения
2. С большинством учителей у меня сугубо деловые отношения
3. Со многими учителями у меня нет контакта и взаимопонимания
4. Многие учителя вызывают у меня антипатию
14.Что, по Вашему мнению, чаще всего осложняет отношения учеников с учителями? (можете выбрать столько вариантов ответа, сколько считаете нужным)
1. Нарушение учениками дисциплины
2. Плохая успеваемость
3. Невыполнение требований к внешнему виду учеников
4. Опоздания учеников на уроки, прогулы
5. Невыполнение учениками домашних заданий
6. Высокие требования учителей к знаниям учеников
7. Занижение учителями оценок
8. Резкие высказывания учителей о личностных особенностях учеников
9. Выделение учителями «любимчиков»
10. Резкая критика учителями ошибок учеников
11. Отсутствие взаимного уважения между учениками и учителями
15.Бывают ли у Вас конфликты с педагогами? (отметьте, пожалуйста, только один ответ)
1. Да, часто
2. Иногда
3. Практически не бывает
16.Встречаетесь ли Вы с подобными ситуациями? (отметьте один вариант ответа в каждой строке)
| часто | иногда | никогда |
1. Отношение многих учителей к ученику зависит от его успеваемости |
2. Некоторые учителя часто удаляют учеников из класса во время урока или не допускают до урока |
3. В нашей школе некоторые учителя постоянно повышают голос, кричат на учеников |
4. Некоторые учителя ставят оценки не в зависимости от знаний, а от поведения учащихся |
5. Некоторые учителя могут высмеивать или отчитывать ученика перед всем классом |
6. Классный руководитель и учителя угрожают ученикам исключением из школы или переходом в другую школу |
7. Некоторые учителя позволяют себе общаться с учащимися в грубых, оскорбительных выражениях |
8. Бывали случаи, когда в школе меня наказывали незаслуженно или слишком сурово |
17.Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями некорректности со стороны…? (отметьте один вариант ответа в каждой строке)
| часто | иногда | никогда |
1. Учителей |
2. Классного руководителя |
3. Администрации школы (директора, завучей) |
4. Одноклассников |
5. Учеников старших классов |
18.Чувствуете ли Вы себя в безопасности…(отметьте один вариант ответа в каждой строке)
| да | нет |
1. В школе, на переменах |
2. По дороге в школу или из школы |
19.Как бы Вы охарактеризовали Ваши отношения с родителями? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Дружеские, доверительные
2. Деловые, спокойные, без конфликтов
3. Напряженные, конфликтные
20.Одобряют ли родители Ваш выбор друзей? (отметьте, пожалуйста, один вариант ответа)
1. Да
2. Нет
3. Им безразлично
4. Затрудняюсь ответить
21.Считаете ли Вы необходимым рассказывать родителям о своих мыслях, чувствах, событиях своей жизни? (отметьте, пожалуйста, только один ответ)
1. Да
2. Иногда, в зависимости от ситуации
3. Нет
22.По чьей вине у Вас чаще возникают разногласия в семье? (отметьте, пожалуйста, только один ответ)
1. Чаще по моей
2. Чаще по вине матери
3. Чаще по вине отца
4. По вине братьев, сестер, других родственников
5. У нас не бывает разногласий
23.Что, по Вашему мнению, чаще всего осложняет Ваши отношения с родителями? (можете выбрать столько вариантов ответа, сколько считаете нужным)
1. Плохие оценки в школе
2. Друзья, которые не нравятся родителям
3. Требование денег или какой-нибудь вещи
4. Курение
5. Грубость, резкость родителей
6. Способы проведения свободного времени, которые не одобряют родители
7. Плохое поведение в школе
8. Лень, невыполнение домашних обязанностей
9. Возвращение домой поздно
10. Употребление спиртного
11. Внешний вид, неопрятность
12. Моя грубость, резкое поведение
24.Бывают ли в Вашей семье следующие ситуации…(отметьте один вариант ответа в каждой строке)
| довольно часто | иногда | практически никогда |
1. Чрезмерная строгость, придирчивость к Вам со стороны родителей |
2. Несправедливость, незаслуженные наказания |
3. Грубость, крик, оскорбления в Ваш адрес |
4. Рукоприкладство, телесные наказания |
5. Нечестность, невыполнение обещаний со стороны родителей |
6. Безразличие к Вашим делам и проблемам |
7. Чрезмерная опека, множество запретов и контроля |
25.Что Вы понимаете под конфликтом? ( отметьте не более трех позиций)
1. Спор, несовпадение мнений
2. Борьба за лидерство
3. Взаимные оскорбления
4. Соревнование, состязание
5. Столкновение интересов
6. Разговор на повышенных тонах
7. Рукоприкладство, драка
8. Неприязнь, нежелание общаться
26.Определите, пожалуйста, Ваше отношение к конфликтам… (отметьте, пожалуйста, только один ответ)
1. Отношусь положительно, мне нравится испытывать сильные эмоции
2. Отношусь спокойно, стараюсь улаживать конфликты
3. Стараюсь не вступать в конфликты, но в случае необходимости могу за себя постоять
4. Боюсь конфликтов, ухожу от них любыми способами
27.Если Вам кто-нибудь из одноклассников сказал что-нибудь оскорбительное, то, вероятнее всего, я …
1. Отвечу тем же
2. Постараюсь ответить с юмором, переведу все в шутку
3. Проявлю физическую силу (например, ударю)
4. Затаю обиду
5. Пожалуюсь родителям
6. Обращусь за помощью к друзьям
7. Объясню, что он не прав
8. Промолчу, сделаю вид, что ничего не произошло
9. Промолчу, но потом отомщу
10. Могу заплакать от обиды
11. Обращусь за помощью к учителям
12. Не буду больше общаться с этим человеком
28.Если Вы сделали что-нибудь плохое, способны ли Вы признать свою вину? (отметьте, пожалуйста, только один ответ)
1. Да, могу извиниться, признать, что был не прав
2. Даже если был виноват, извиняться не буду
3. Если у меня были для этого причины, то моей вины нет
29.Какой способ решения разногласий Вы считаете для себя оптимальным? (отметьте, пожалуйста, только один ответ)
1. Доказательство своей правоты и достижение победы любыми способами
2. Достижение решения, которое устраивает всех участников конфликта
3. Прекращение спора любой ценой
30.Какое настроение у Вас бывает чаще всего? (отметьте, пожалуйста, только один ответ)
1. У меня всё хорошо, с оптимизмом смотрю в будущее
2. Дела обстоят нормально, без особых проблем. Дальше – время покажет
3. Есть много проблем, настроение неважное
31.Какова Ваша успеваемость? (отметьте, пожалуйста, только один вариант ответа)
1. Учусь только на «четыре» и «пять»
2. У меня есть несколько «троек»
3. Учусь в основном на «тройки»
32.Ваш пол
1. Мужской
2. Женский
33. Вы проживаете:
1. С отцом и матерью (в полной семье)
2. С одним из родителей (в неполной семье)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Учебно - воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»
Дааная работа использовалась на педагогическом совете....
Педсовет «Формирование и развитие толерантности у всех участников образовательного процесса»
Цель: Повышение уровня методической подготовки педагогического коллектива в вопросах воспитания толерантности у школьников.Задачи: Актуализировать, расширить и углубить знания о сущности понятия &laqu...
Доклад "Причины возникновения конфликтов среди участников образовательного процесса и способы их решения"
Из личного опыта....
Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса в сохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов».
Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса всохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов»....
«Взаимодействие всех участников образовательного процесса в воспитании обучающихся»
В статье раскрывается ключевая роль и функции педагогов, принимающих участин в процессе воспитания обучающихся школы- интерната....
«Взаимодействие всех участников образовательного процесса класса в воспитании обучающихся».
В условиях школы – интерната воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания обучающихся с ОВЗ при...