«Вовлечение родителей через совместную деятельность всех участников образовательного процесса (ученик + родитель + учитель)» в рамках межмуниципальных педагогических чтений «Современное образование: вызов времени»
статья на тему

Харжевская Елена Константиновна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vovlechenie_roditeley_cherez_sovmestnuyu_deyatelnost.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Вовлечение родителей через совместную деятельность всех участников образовательного процесса (ученик + родитель + учитель)» в рамках межмуниципальных педагогических чтений «Современное образование: вызов времени»  

                                                                                                   

«По моему глубокому убеждению,

педагогика должна стать наукой для всех-

                                                                          для учителей, и для родителей».

 В.А.Сухомлинский

           Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации.

       Семья и школа играют главную роль в жизни ребёнка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

       Ведущей идеей системы работы педагогического коллектива нашей школы с родителями – это  установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

          Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

             В своей работе использую различные формы вовлечения родителей  в образовательный процесс:
-
родительские собрания;

 - консультации;  

- совместные семейные проекты;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии, поездки, организованные родителями;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок
- работа с родительским комитетом и др.
        Нельзя достичь поставленной цели без проектирования своей деятельности с новым коллективом, с новым родительским составом. И чтобы правильно выстроить совместные планы, начинаю с анкетирования, которое провожу во время нашей первой встречи.

             Проведя анкетирование детей и родителей, сделала выводы,  что интересы детей и заинтересованность родителей, направлены на развитие взаимопонимания, взаимодействия. Поэтому очень важно было создать условия для развития внутреннего партнерства между школой и родителями, учащимися и классным руководителем через организацию совместной плодотворной деятельности.

         Сегодня изменилась исходная позиция: больше детей вовлечено в различные внеклассные и внешкольные мероприятия, разностороннюю кружковую, научно-исследовательскую  и досуговую деятельность.

По результатам анкетирования для себя выделила три группы родителей:

  1. Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  3. Родители – наблюдатели, равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».  

Появляется возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

И школа, и семья заботятся об одном – вырастить детей хорошими людьми, подготовить их к жизни, вооружить знаниями и убеждениями. Именно, каждое мероприятие провожу  только вместе с родителями, где последние активные участники.

Участие во внеклассной  работе для родителей оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет им увидеть изнутри проблемы детей, трудности во взаимоотношениях,  апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

        В решении этой задачи мне помогли конкурсы «Лучший ученик», «Лучшая тетрадь», участие в конкурсах художественной самодеятельности, неделе театра,  семейные проекты, участие в научно-практических конференциях и др.

 Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее , на родительских собраниях готовлю видео обзор, подводя итоги предыдущих мероприятий.  Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает  лучше узнать наших учеников.
       Сейчас у меня третьеклассники. Конечно, за три года была проведена огромная работа. И мне есть чем поделиться.  Это участие в научно-практических конференциях, ( школьный уровень, муниципальный, региональный), во Всероссийских олимпиадах и конкурсах, ( родители сами находят, интересуются),  выступления на праздничных мероприятиях. В прошлом году совместно с родителями было подготовлено  четыре семейных проекта: «Сказочная гжель», «История возникновения денег», «Вязание в моей семье», «Клумба для школьного двора», «Стиляги» и др. Подготавливая  то или иное мероприятие, родители делятся на группы, распределяют обязанности между собой. Одна группа находит информацию, музыкальное сопровождение, вторая  занимается художественным оформлением, шьёт костюмы и т.д.

Экскурсии, походы, поездки в театр, цирк, организованные родителями, семейные праздники просто необходимы для сплочения коллектива.

                На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и моими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения.
Они стали проявлять искренний интерес к жизни класса, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Вовлечение родителей в совместную деятельность привело к положительным результатам, которые имеют количественную и качественную характеристики. В классе сформирован дружный детский коллектив. Налажены партнерские отношения с родителями, которые из пассивных наблюдателей перешли в категорию моих союзников и помощников. Это, безусловно,  повлияло на показатели качества знаний учащихся, уровень сформированности  компетенций младших школьников.
Таким образом, только в тесном гармоничном взаимодействии школы и семьи, возможно, выполнить требования современных стандартов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цели: -        создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса, гарантирующих безопасность, здоровье и комфорт его ...

ФГОС: изменение в деятельности в участников образовательного процесса

Эта статья поможет учителям ,которые начинают работать по ФГОС....

Педсовет «Формирование и развитие толерантности у всех участников образовательного процесса»

Цель: Повышение уровня методической подготовки педагогического коллектива в вопросах воспитания толерантности у школьников.Задачи: Актуализировать, расширить и углубить знания о сущности понятия &laqu...

Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса в сохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов».

Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса всохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов»....

«Взаимодействие всех участников образовательного процесса в воспитании обучающихся»

В статье раскрывается ключевая роль и функции педагогов, принимающих участин в процессе воспитания обучающихся школы- интерната....

«Взаимодействие всех участников образовательного процесса класса в воспитании обучающихся».

В условиях школы – интерната воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания обучающихся с ОВЗ при...