План индивидуальной развивающей работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка
План индивидуальной развивающей работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
(социально-коммуникативное, познавательное направление и ручная моторика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.33 КБ |
Предварительный просмотр:
План индивидуальной развивающей работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
(социально-коммуникативное, познавательное направление и ручная моторика)
Группа «Гномы» 2022-2023 учебный год
Раздел программы | Задачи | Месяц | Игры и упражнения |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Развивать коммуникативную активность в общении с взрослыми и сверстниками. 2.Развивать умение отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. Самостоятельно развивать замысел и сюжетную линию. Доводить игровой замысел до конца. 3. Учить договориться о распределении ролей, в игре использовать ролевую речь. Придерживаться игровых правил в дидактических играх. 4.Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение откликаться на эмоции близких людей и друзей. 5. Учить договариваться, стремится устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками. Самостоятельно выполнять правила поведения в детском саду 6. Формировать первичные гендерные представления. 7.Учить ребенка кратко рассказать о себе и своих близких, их род занятий, осознавать логику семейных отношений (кто кому кем приходится). 8.Формировать навыки самообслуживания умение самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать вещи, вешать одежду, убирать игрушки после игры. 9. При помощи взрослого учить ставит цель, планировать все этапы, контролировать процесс выполнения трудовых действий и результат. 10.Формировать представление о название страны, города и улицы, на которой живет (подробный адрес, телефон). 11.Формировать представление о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства. Знать многие профессии, отражает их в самостоятельных играх. 12. Развивать способность ребенка к выбору безопасных способов деятельности и поведения, связанных с проявлением активности. | Сентябрь | 1.Д.И. «Зеркало» (№1) 2. Д.и. «Поймай и скажи» (№11) |
Октябрь | 1.С.р. .«Поликлиника»(№2) 2.Д.и. «Что сначала, что потом» (алгоритм одевания) (№8) | ||
Ноябрь | 1. Д.и. «Любимая игрушка» (№1) 2. Д.и. «Расскажи о семье» (№7) | ||
Декабрь | 1. С.р. «Детский сад» (№2) 2. Д.и.« Ушки на макушке» (№6) 3. Д.и. «Волшебная палочка» (№12) | ||
Январь | 1.Д.и. «Звериное пианино»(№1) 2. Д.и. «Моя улица» (№10) | ||
Февраль | 1. Д.и «Волшебные очки» (№5) 2. Игра-соревнование «Кто первый оденется на прогулку»(№8) 3. Д.и. «Кто живет по этому адресу, хлопни в ладоши»(№10) | ||
Март | 1.С.р. «Магазин»(№3) 2. Д.и. «Моя семья» (№7) 3.Д.и. «Назови свой адрес» (№10) | ||
Апрель | 1. Д.и.« Как я дома помогаю?»(№6) 2. Д.и.«Помощники».(№11) 3. Н.п.и. «Домино» | ||
Май | 1. С.р. «Пираты» (№3) 2. Д.и. «Подарки для Саши и Маши»(№10) | ||
Июнь | 1. Д.и.«Вежливые слова»(№4) 2. С.р. «Играем в семью»(№8) 3. Н.п.и «Лото. «Одежда»»(№12) | ||
Июль | 1. Д.и.«Волшебная нить» (№5) 2. Д.и.«Отгадай профессию».(№10) 3. Н.п.и. «Лото» | ||
Август | 1. Д.и. «Кто я в семье?» (№6) 2. Д.и. «Отгадай профессию».(№11) | ||
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Сенсорное развитие | 1.Развивать знание сенсорных эталонов: называть цвета спектра, оттенки, некоторые промежуточные цвета (коричневый, сиреневый), ахроматические цвета (черный, серый, белый), выстраивать сериационный ряд, оперировать параметрами величины (длина, высота, ширина). Знать и называть геометрические фигуры и тела, используемые в конструировании: шар, куб, призма, цилиндр. Узнавать на ощупь, определять и называть свойства поверхности и материалов. 2.Формировать умение ориентироваться в двух признаках и, совершая группировку по одному из них, абстрагируясь от другого. | Сентябрь | Д.и. «Найди цвет» (№1) |
Октябрь | Д.и «Найди самую длинную дорожку»(№1) | ||
Ноябрь | Д.и. «Ассоциации. Геометрические фигуры» (№1) | ||
Декабрь | Д. и. «Найди самую широкую полоску»(№2) | ||
Январь | Д.и. «Разложи по цвету»(№2) | ||
Февраль | Д.и. «Разложи по форме»(№2) | ||
Март | Д.и. «Разложи по величине»(№2) | ||
Апрель | Д.и. «Чудесный мешочек»(№1,2) | ||
Май | Д.и. «Узнай на ощупь» (Шерсть, перо, ткань, дерево, металл) (№1) | ||
Июнь | Д.и. «Покажи и назови такую же фигуру»(№1) | ||
Июль | Конструирование по замыслу.(№1) | ||
Август | Д.и. «Разложи по цвету, форме, величине…»(№2) | ||
Познавательно-исследовательская деятельность | 1.Учить устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранение и изменение, порядок следования, преобразование, пространственные изменения. 2.Развивать любознательность, желание экспериментировать, способность в процессе познавательно-исследовательской деятельности понимать проблему, анализировать условия и способы решения проблемных ситуаций. 3.Развивать способность строить предвосхищающие образы наблюдаемых процессов и явлений. | Сентябрь | 1. «Узнай по запаху». Дать представление об органах чувств (нос). 2. «Поиграем с ветерком». Учить умению обнаруживать движение воздуха. |
Октябрь | 1. «Разноцветная водица». Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить. 2. «Тяжелый – легкий». Учить определять и группировать предметы по весу. | ||
Ноябрь | 1. «Узнай по звуку». Определять и называть издаваемые звуки. 2. «Чудесный мешочек». Развивать умение на ощупь определять твердый предмет. | ||
Декабрь | 1. «Откуда сосулька». Познакомить детей об образовании льда. 2. «Какой это снег». Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый). | ||
Январь | 1. «Как превратить снег в воду». Формировать простейшие представления о свойствах снега. 2. «Превращение воды». Закрепить свойства воды (превращение в лёд). | ||
Февраль | 1. «Ветер, ветер ты могуч» Познакомить с природным явлением – ветер. 2. «Плавает или тонет» Учить определять тяжелые и легкие предметы. | ||
Март | 1. «Свойство бумаги» Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства. 2. «Посадим лук» Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо. | ||
Апрель | 1. «Что тонет, а что плавает» 2. «Поиграем с солнечным зайчиком» Дать представление о том, что это луч солнечного света. | ||
Май | 1. «Деревянные предметы и их свойства» Учить определять свойства деревянных предметов. 2. «Веточки сирени» Наблюдать за появлением листочков на веточках | ||
Июнь | 1. «Почва». Познакомить со свойствами почвы. 2. «Поиграем с песком». Дать представление о свойствах песка. | ||
Июль | 1. «Ткань, её свойства и качества» Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства. 2. «Мы печём пироги» Расширять знания о свойствах песка. | ||
Август | 1. «Игры с соломинкой» Дать представление о том, что воздухом дышат. 2. «Отчего вода имеет вкус» Дать детям представление о сладкой и соленой воде. | ||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора | 1. Формировать представления о себе и семье: о своих имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей. 2. Формировать первичные представления о малой родине и родной стране, представления о ее столице, государственном флаге и гербе, об основных государственных праздниках, ярких исторических событиях, героях России. 3.Формировать интерес к сказкам, песням, играм разных народов, толерантность по отношению к людям разных национальностей. 4.Формировать представления о других странах и народах мира, интерес к жизни людей в разных странах. 5. Увеличивать объем представлений о многообразии мира растений, животных и потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). 6.Учить сравнивать растения и животных по разным основаниям, признакам и свойствам, относит их к определенным группам: деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые. Устанавливать признаки отличия и некоторые признаки сходства между ними. 7.Учить устанавливать последовательность сезонных изменений в неживой и живой природе, в жизни людей. | Сентябрь | 1. Д.и. «Моих родителей зовут…» (№1) 2. Д/и «Знаешь ли ты приметы осени» (№7) 3.Чтение украинской сказки «Рукавичка» (№3) |
Октябрь | 1.Д.и. «Расскажи о своей семье» (№1) 2. Рассматривание иллюстраций «Наш посёлок» (№2) 3. Н/п. игра «Живая природа» (№5,6) | ||
Ноябрь | 1.Д.и. «Собери флаг» (№2) 2.Д.и. «Мой адрес» (№1) 3. Чтение таджикской сказки «Коза — кудрявые ножки» (№3) | ||
Декабрь | 1.Д.и. «Кто рядом живёт» (№5,6) 2. Чтение сербской сказки «Почему у месяца нет платья» (№3) | ||
Январь | 1.Д.и. «Рыбы, птицы, звери» (№5,6) 2.Д.и. «Собери семью» (№1) 3. Чтение мордовской сказки «Как собака друга искала» (№3) | ||
Февраль | 1.Д.и. «Что сначала, что потом» (№7) 2.Д.и. «Путешествие по посёлку Самусь» (№2) 3. Чтение нанайской сказки «Айога» (№3) | ||
Март | 1.Д.и. «Найди и покажи флаг и герб России» (№2) 2.Д.и. «Путешествие по глобусу» (№4) 3.Чтение украинской сказки «Коза-дереза» (№3) | ||
Апрель | 1. Д/и «Знаешь ли ты приметы весны» (№7) 2.Н/п игра «Мир животных» (№5,6) 3. Чтение белорусской сказки «Пых» (№3) | ||
Май | 1. Н/п. игра «Лото» («Дикие животные», «Домашние животные») (№5,6) 2. Д.и. «Какие праздники ты знаешь? (№2) 3.Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях» (№3) | ||
Июнь | 1. Н/п. игра «Лото» («Фрукты, ягоды, орехи») (№5,6) 2. Д/и «Знаешь ли ты приметы лета» (№7) 3. Чтение финской сказки «Лиса-нянька» (№3) | ||
Июль | 1. Н/п. игра «Лото»(«Зоопарк») (№5,6) 2. Д.и. «Когда это бывает» (№7) 3. Чтение узбекской сказки «Упрямые козы» (№3) | ||
Август | 1. Н/п. игра «Чей домик» (№5,6) 2. Д.и. «Кто, где живёт?» (№4) 3. Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка» (№3) | ||
Художественно-эстетическое развитие (Развитие конструктивной деятельности) | 1.Учить устанавливать связь между самостоятельно создаваемыми постройками и тем, что видит в окружающей жизни, макетах, иллюстрациях. Отражать результаты своего познания в конструктивно-модельной деятельности, создавая наглядные модели. 2.Учить конструировать из строительного материала по условиям и замыслу, учитывая выделенные основные части и характерные детали конструкций. 3. Учить работать коллективно, объединяя поделки в соответствии с общим замыслом, договариваясь, кто какую часть работы будет выполнять. Комментировать в речи свои действия. | Сентябрь | 1.Д.и. «Строим дом для котенка» 2.(LEGO-конструирование) «Дерево в осеннем лесу» |
Октябрь | 1.Д.и. «Постройка дороги для грузовика» 2. (LEGO-конструирование) "Домик" | ||
Ноябрь | 1.Д.и. «Мост для пешеходов» 2. (LEGO-конструирование) "Парусник" | ||
Декабрь | 1.Д.и. «Построй по модели» 2. (LEGO-конструирование) "Крокодил и лев" | ||
Январь | 1.Д.и. «Строим забор» 2. (LEGO-конструирование) "Цифры 1, 2, 3" | ||
Февраль | 1.Д.и. «Построим дом для животных» 2. (LEGO-конструирование) "Кораблик" | ||
Март | 1.Д.и. «Гараж» 2. (LEGO-конструирование) "Птица" | ||
Апрель | 1.Д.и. «Красивые здания» 2. (LEGO-конструирование) "Избушка на курьих ножках" | ||
Май | 1.Д.и. «Детский городок» 2. (LEGO-конструирование) "Дом" | ||
Июнь | 1.Д.и. «Построим домик в деревне» 2. (LEGO-конструирование) "Жираф" | ||
Июль | 1.Д.и. «Построим магазин для игрушек» 2.Д.и. «Постройка по замыслу» | ||
Август | 1.Д.и. «Теремок» 2. (LEGO-конструирование)" Подъёмный кран" | ||
Физическое развитие (Развитие ручной моторики) | 1. Развивать технику тонких движений в «пальчиковой гимнастике», побуждать выполнять упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением. 2. Применять игровые упражнения для расслабления мышц пальцев и кистей рук при утомлении. 3. Развивать динамический праксис, чередование позиций рук «кулак – ладонь», «камень – ножницы» и др.); 4. Учить ребёнка выполнению элементов самомассажа каждого пальца от ногтя к основанию; 5.Формировать базовые графические умения: проводить простые линии – дорожки в заданном направлении, точки, дуги, соединять элементы на нелинованном листе, а затем в тетрадях в крупную клетку с опорой на точки. 6.Развивать зрительно-моторную координацию при проведении различных линий по образцу: проводить непрерывную линию между двумя волнистыми и ломаными линиями, повторяя изгибы; проводить сплошные линии с переходами, не отрывая карандаш от листа. 7. Развивать точность движений, учить обводить по контуру различные предметы, используя трафареты, линейки, лекала. 8. Развивать графические умения и целостность восприятия при изображении предметов, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу. | Сентябрь | 1. Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик погулять", Осенние листья" 2. «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. 3.Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам" |
Октябрь | 1. Пальчиковая гимнастика "Осенний букет" 2. «Засолка капусты»- движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак. «Согреем руки» - движения, как при растирании рук. 3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам" | ||
Ноябрь | 1. Пальчиковая гимнастика "Кормушка", "Снежок" 2. «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди. «Гуси щиплют травку»- пальцы правой руки пощипывают кисть левой. 3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам" | ||
Декабрь | 1. Пальчиковая гимнастика "Мы лепили снежный ком", "Ёлочка" 2. «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д. 3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам" | ||
Январь | 1. Пальчиковая гимнастика "Мы во двор пошли гулять", "Наши ручки замерзают" 2. «Кулак – ребро – ладонь»- последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). 3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам" | ||
Февраль | 1. Пальчиковая гимнастика "Мороз" 2. «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. 3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам" | ||
Март | 1. Пальчиковая гимнастика "Весёлые пальчики" 2. Нанизывание бус, пуговиц, колечек на шнурок в определенной последовательности. 3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам" | ||
Апрель | 1. Пальчиковая гимнастика "Моя семья" 2. Игры с мелкими предметами и игрушками разной фактуры: кручение, нанизывание, щелчки, вращение и др. 3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам" | ||
Май | 1. Пальчиковая гимнастика "Цветы" 2. Нанизывании бус, пуговиц, колечек на шнурок в определенной последовательности. 3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам" | ||
Июнь | 1. Пальчиковая гимнастика "Улитка", "Паучок" 2. Игры с мелкими предметами и игрушками разной фактуры: кручение, нанизывание, щелчки, вращение и др. 3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам" | ||
Июль | 1. Пальчиковая гимнастика "Жук", "Оса" 2.Игра "Топни-Хлопни"(если я подниму синий флажок - топни, а если красный - хлопни в ладоши) 3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам" | ||
Август | 1. Пальчиковая гимнастика "Компот" 2. Игра "Топни-Хлопни"(если я подниму зелёный флажок - топни, а если желтый - хлопни в ладоши; 3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам" |
Перечень дидактического материала, используемого в развивающей работе по познавательному развитию, развитию общей и мелкой моторики, с ребенком с ОВЗ
Раздел | Дидактический материал |
Социально-коммуникативное развитие | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Семья», «Поликлиника» и др. Мяч, настольно-печатные игры «Домино», «Лото». Карточки «Что сначала, что потом» (алгоритм одевания), иллюстрации членов семьи, профессий. |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки; шишки, салфетки, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. Две стеклянные банки с почвой (одна – с сухой, другая – с влажной почвой), лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, карточка, карандаши. Магнит, мелкие деревянные предметы, зеркало, чудесный мешочек. |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора | Семейные фотографии; картинки с изображением животного мира, птиц, листьев деревьев, явлений природы, растений; песок сухой и влажный; снег. Настольная игра "Лото" (животные, растения, ягоды, фрукты, орехи, зоопарк). Карточки - истории "Что сначала, что потом"; глобус, фотографии посёлка Самусь, иллюстрации флага и герба РФ; сказки разных народов. |
Сенсорное развитие | Блоки Дьенеша, геометрические фигуры, большие и маленькие мячи; мозайка, широкие и узкие полоски, длинные и короткие полоски. Предметы из шерсти, перья, ткань, дерево, металл; чудесный мешочек. |
Развитие конструктивной деятельности | Деревянный конструктор, конструктор «Лего»; картотека |
Развитие ручной моторики | Картотека пальчиковых игр, разноцветные флажки; картинки, штриховки для рисования по точкам, дорожки для развития зрительно-моторной координации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-262902-1386343934.jpg)
Коррекционно-развивающая программа «Совершенствование движения руки и сенсомоторное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья» для детей 7 - 9 лет
Данная развивающая программа «Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие ребёнка с отклонениями в развитии» для детей 7- 9 лет рассчитана на два года обучения. Программа строится в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/14/picture-973304-1510610996.jpg)
«Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
Доклад на тему: «Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникал...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/08/picture-1172512-1570554256.jpg)
Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Образование детей с ОВЗ предусматривает:1. Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования;2. Воспитание;3. Лечение и озд...
Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Пример разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с УО....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-1275556-1603872944.jpg)
Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе.
Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-1281160-1603662152.jpg)
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-817225-1484737241.jpg)
Реализация программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В школе разработана и реализуется Программа развития МБОУ на 2019-2024 г., утверждена приказом.Одно из направлений работы программы развития называется «Успех каждого ребенка&r...