План индивидуальной развивающей работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка

Хроменкова Марина Павловна

План индивидуальной развивающей работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья

(социально-коммуникативное, познавательное направление и ручная моторика)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_vospitateley_na_rebyonka_ovz_zpr.docx45.33 КБ

Предварительный просмотр:

План индивидуальной развивающей работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья

(социально-коммуникативное, познавательное направление и ручная моторика)

Группа «Гномы» 2022-2023 учебный год

Раздел программы

Задачи

Месяц

Игры и упражнения

Социально-коммуникативное развитие

1.Развивать коммуникативную активность в общении с взрослыми и сверстниками.

2.Развивать умение отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. Самостоятельно развивать замысел и сюжетную линию. Доводить игровой замысел до конца.

3. Учить договориться о распределении ролей, в игре использовать ролевую речь. Придерживаться игровых правил в дидактических играх.

4.Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение откликаться на эмоции близких людей и друзей.

5. Учить договариваться, стремится устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками. Самостоятельно выполнять правила поведения в детском саду

6. Формировать первичные гендерные представления.

7.Учить ребенка кратко рассказать о себе и своих близких, их род занятий, осознавать логику семейных отношений (кто кому кем приходится).

8.Формировать навыки самообслуживания умение самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать вещи, вешать одежду, убирать игрушки после игры.

9. При помощи взрослого учить ставит цель, планировать все этапы, контролировать процесс выполнения трудовых действий и результат.

10.Формировать представление о название страны, города и улицы, на которой живет (подробный адрес, телефон).

11.Формировать представление о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства. Знать многие профессии, отражает их в самостоятельных играх.

12. Развивать способность ребенка к выбору безопасных способов деятельности и поведения, связанных с проявлением активности.

Сентябрь

1.Д.И. «Зеркало» (№1)

2. Д.и. «Поймай и скажи» (№11)

Октябрь

1.С.р. .«Поликлиника»(№2)

2.Д.и. «Что сначала, что потом» (алгоритм одевания) (№8)        

Ноябрь

1. Д.и. «Любимая игрушка» (№1)

2. Д.и. «Расскажи о семье» (№7)

Декабрь

1. С.р. «Детский сад» (№2)

2. Д.и.« Ушки на макушке»  (№6)       

3. Д.и. «Волшебная палочка» (№12)

Январь

1.Д.и. «Звериное пианино»(№1)

2. Д.и. «Моя улица» (№10)

Февраль

1. Д.и «Волшебные очки» (№5)

2. Игра-соревнование «Кто первый оденется на прогулку»(№8)

3. Д.и. «Кто живет по этому адресу, хлопни в ладоши»(№10)

Март

1.С.р. «Магазин»(№3)

2. Д.и. «Моя семья» (№7)

3.Д.и. «Назови свой адрес» (№10)

Апрель

1. Д.и.« Как я дома помогаю?»(№6)

2. Д.и.«Помощники».(№11)

3. Н.п.и. «Домино»

Май

1. С.р. «Пираты» (№3)

2. Д.и. «Подарки для Саши и Маши»(№10)

Июнь

1. Д.и.«Вежливые слова»(№4)

2. С.р. «Играем в семью»(№8)

3. Н.п.и «Лото. «Одежда»»(№12)

Июль

1. Д.и.«Волшебная нить» (№5)

2. Д.и.«Отгадай профессию».(№10)

3. Н.п.и. «Лото»

Август

1. Д.и. «Кто я в семье?» (№6)

2. Д.и.  «Отгадай профессию».(№11)

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Сенсорное развитие

1.Развивать знание сенсорных эталонов: называть цвета спектра, оттенки, некоторые промежуточные цвета (коричневый, сиреневый), ахроматические цвета (черный, серый, белый), выстраивать сериационный ряд, оперировать параметрами величины (длина, высота, ширина). Знать и называть геометрические фигуры и тела, используемые в конструировании: шар, куб, призма, цилиндр. Узнавать на ощупь, определять и называть свойства поверхности и материалов.

2.Формировать умение ориентироваться в двух признаках и, совершая группировку по одному из них, абстрагируясь от другого.

Сентябрь

 Д.и. «Найди цвет» (№1)

Октябрь

Д.и «Найди самую длинную дорожку»(№1)

Ноябрь

Д.и. «Ассоциации. Геометрические фигуры» (№1)

Декабрь

Д. и. «Найди самую широкую полоску»(№2)

Январь

Д.и. «Разложи по цвету»(№2)

Февраль

Д.и. «Разложи по форме»(№2)

Март

Д.и. «Разложи по величине»(№2)

Апрель

Д.и. «Чудесный мешочек»(№1,2)

Май

Д.и. «Узнай на ощупь» (Шерсть, перо, ткань, дерево, металл) (№1)

Июнь

Д.и. «Покажи и назови такую же фигуру»(№1)

Июль

Конструирование по замыслу.(№1)

Август

Д.и. «Разложи по цвету, форме, величине…»(№2)

Познавательно-исследовательская деятельность

1.Учить устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранение и изменение, порядок следования, преобразование, пространственные изменения.

2.Развивать любознательность, желание экспериментировать, способность в процессе познавательно-исследовательской деятельности понимать проблему, анализировать условия и способы решения проблемных ситуаций.  

3.Развивать способность строить предвосхищающие образы наблюдаемых процессов и явлений.

Сентябрь

1. «Узнай по запаху». Дать представление об органах чувств (нос).

2. «Поиграем с ветерком». Учить умению обнаруживать движение воздуха.

Октябрь

1. «Разноцветная водица». Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить.

2. «Тяжелый – легкий». Учить определять и группировать предметы по весу.

Ноябрь

1. «Узнай по звуку». Определять и называть издаваемые звуки.

2. «Чудесный мешочек». Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

Декабрь

1. «Откуда сосулька». Познакомить детей об образовании льда.

2. «Какой это снег». Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).

Январь

1. «Как превратить снег в воду». Формировать простейшие представления о свойствах снега.

2. «Превращение воды». Закрепить свойства воды (превращение в лёд).

Февраль

1. «Ветер, ветер ты могуч» Познакомить с природным явлением – ветер.

2. «Плавает или тонет» Учить определять тяжелые и легкие предметы.

Март

1. «Свойство бумаги» Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.

2. «Посадим лук» Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

Апрель

1. «Что тонет, а что плавает»

2. «Поиграем с солнечным зайчиком» Дать представление о том, что это луч солнечного света.

Май

1. «Деревянные предметы и их свойства» Учить определять свойства деревянных предметов.

2. «Веточки сирени» Наблюдать за появлением листочков на веточках

Июнь

1. «Почва». Познакомить со свойствами почвы.

2. «Поиграем с песком». Дать представление о свойствах песка.

Июль

1. «Ткань, её свойства и качества» Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.

2. «Мы печём пироги» Расширять знания о свойствах песка.

Август

1. «Игры с соломинкой» Дать представление о том, что воздухом дышат.

2. «Отчего вода имеет вкус» Дать детям представление о сладкой и соленой воде.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1. Формировать представления о себе и семье: о своих имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей.

2. Формировать первичные представления о малой родине и родной стране, представления о ее столице, государственном флаге и гербе, об основных государственных праздниках, ярких исторических событиях, героях России.

3.Формировать интерес к сказкам, песням, играм разных народов, толерантность по отношению к людям разных национальностей.

4.Формировать представления о других странах и народах мира, интерес к жизни людей в разных странах.

5. Увеличивать объем представлений о многообразии мира растений, животных и потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище).

6.Учить сравнивать растения и животных по разным основаниям, признакам и свойствам, относит их к определенным группам: деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые. Устанавливать признаки отличия и некоторые признаки сходства между ними.

7.Учить устанавливать последовательность сезонных изменений в неживой и живой природе, в жизни людей.

Сентябрь

1. Д.и. «Моих родителей зовут…» (№1)

2. Д/и «Знаешь ли ты приметы осени» (№7)

3.Чтение украинской сказки «Рукавичка» (№3)

Октябрь

1.Д.и. «Расскажи о своей семье» (№1)

2. Рассматривание иллюстраций «Наш посёлок» (№2)

3. Н/п. игра «Живая природа» (№5,6)

Ноябрь

1.Д.и. «Собери флаг» (№2)

2.Д.и. «Мой адрес» (№1)

3. Чтение таджикской сказки «Коза — кудрявые ножки» (№3)

Декабрь

1.Д.и. «Кто рядом живёт» (№5,6)

2. Чтение сербской сказки «Почему у месяца нет платья» (№3)

Январь

1.Д.и. «Рыбы, птицы, звери» (№5,6)

2.Д.и. «Собери семью» (№1)

3. Чтение мордовской сказки «Как собака друга искала» (№3)

Февраль

1.Д.и. «Что сначала, что потом» (№7)

2.Д.и. «Путешествие по посёлку Самусь» (№2)

3. Чтение нанайской сказки «Айога» (№3)

Март

1.Д.и. «Найди и покажи флаг и герб России» (№2)

2.Д.и. «Путешествие по глобусу» (№4)

3.Чтение украинской сказки «Коза-дереза» (№3)

Апрель

1. Д/и «Знаешь ли ты приметы весны» (№7)

2.Н/п игра «Мир животных» (№5,6)

3. Чтение белорусской сказки «Пых» (№3)

Май

1. Н/п. игра «Лото» («Дикие животные», «Домашние животные») (№5,6)

2. Д.и. «Какие праздники ты знаешь? (№2)

3.Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях» (№3)

Июнь

1.  Н/п. игра «Лото» («Фрукты, ягоды, орехи») (№5,6)

2. Д/и «Знаешь ли ты приметы лета» (№7)

3. Чтение финской сказки «Лиса-нянька» (№3)

Июль

1.  Н/п. игра «Лото»(«Зоопарк») (№5,6)

2. Д.и. «Когда это бывает» (№7)

3. Чтение узбекской сказки «Упрямые козы» (№3)

Август

1. Н/п. игра «Чей домик» (№5,6)

2. Д.и. «Кто, где живёт?» (№4)

3. Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка» (№3)

Художественно-эстетическое развитие

(Развитие конструктивной деятельности)

1.Учить устанавливать связь между самостоятельно создаваемыми постройками и тем, что видит в окружающей жизни, макетах, иллюстрациях. Отражать результаты своего познания в конструктивно-модельной деятельности, создавая наглядные модели.

2.Учить конструировать из строительного материала по условиям и замыслу, учитывая выделенные основные части и характерные детали конструкций.

3. Учить работать коллективно, объединяя поделки в соответствии с общим замыслом, договариваясь, кто какую часть работы будет выполнять. Комментировать в речи свои действия.

Сентябрь

1.Д.и. «Строим дом для котенка»

2.(LEGO-конструирование) «Дерево в осеннем лесу»

Октябрь

1.Д.и. «Постройка дороги для грузовика»

2. (LEGO-конструирование) "Домик"

Ноябрь

1.Д.и. «Мост для пешеходов»

2. (LEGO-конструирование) "Парусник"

Декабрь

1.Д.и. «Построй по модели»

2. (LEGO-конструирование) "Крокодил и лев"

Январь

1.Д.и. «Строим забор»

2. (LEGO-конструирование) "Цифры 1, 2, 3"

Февраль

1.Д.и. «Построим дом для животных»

2. (LEGO-конструирование) "Кораблик"

Март

1.Д.и. «Гараж»

2. (LEGO-конструирование) "Птица"

Апрель

1.Д.и. «Красивые здания»

2. (LEGO-конструирование) "Избушка на курьих ножках"

Май

1.Д.и. «Детский городок»

2. (LEGO-конструирование) "Дом"

Июнь

1.Д.и. «Построим домик в деревне»

2. (LEGO-конструирование) "Жираф"

Июль

1.Д.и. «Построим магазин для игрушек»

2.Д.и. «Постройка по замыслу»

Август

1.Д.и. «Теремок»

2. (LEGO-конструирование)" Подъёмный кран"

Физическое развитие

(Развитие ручной моторики)

1. Развивать технику тонких движений в «пальчиковой гимнастике», побуждать выполнять упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением.

2. Применять игровые упражнения для расслабления мышц пальцев и кистей рук при утомлении.

3. Развивать динамический праксис, чередование позиций рук «кулак – ладонь», «камень – ножницы» и др.);

4. Учить ребёнка выполнению элементов самомассажа каждого пальца от ногтя к основанию;

5.Формировать базовые графические умения: проводить простые линии – дорожки в заданном направлении, точки, дуги, соединять элементы на нелинованном листе, а затем в тетрадях в крупную клетку с опорой на точки.

6.Развивать зрительно-моторную координацию при проведении различных линий по образцу: проводить непрерывную линию между двумя волнистыми и ломаными линиями, повторяя изгибы; проводить сплошные линии с переходами, не отрывая карандаш от листа.

7. Развивать точность движений, учить обводить по контуру различные предметы, используя трафареты, линейки, лекала.

8. Развивать графические умения и целостность восприятия при изображении предметов, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу.

Сентябрь

1. Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик погулять", Осенние листья"

2.    «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

3.Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам"

Октябрь

1. Пальчиковая гимнастика "Осенний букет"

2. «Засолка капусты»- движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам"

Ноябрь

1. Пальчиковая гимнастика "Кормушка", "Снежок"

2.   «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку»- пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам"

Декабрь

1. Пальчиковая гимнастика "Мы лепили снежный ком", "Ёлочка"

2.  «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам"

Январь

1. Пальчиковая гимнастика "Мы во двор пошли гулять", "Наши ручки замерзают"

2. «Кулак – ребро – ладонь»- последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам"

Февраль

1. Пальчиковая гимнастика "Мороз"

2. «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам"

Март

1. Пальчиковая гимнастика "Весёлые пальчики"

2. Нанизывание бус, пуговиц, колечек на шнурок в определенной последовательности.

3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам"

Апрель

1. Пальчиковая гимнастика "Моя семья"

2. Игры с мелкими предметами и игрушками разной фактуры: кручение, нанизывание, щелчки, вращение и др.

3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам"

Май

1. Пальчиковая гимнастика "Цветы"

2. Нанизывании бус, пуговиц, колечек на шнурок в определенной последовательности.

3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам"

Июнь

1. Пальчиковая гимнастика "Улитка", "Паучок"

2. Игры с мелкими предметами и игрушками разной фактуры: кручение, нанизывание, щелчки, вращение и др.

3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам"

Июль

1. Пальчиковая гимнастика "Жук", "Оса"

2.Игра "Топни-Хлопни"(если я подниму синий флажок - топни, а если красный - хлопни в ладоши)

3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам"

Август

1. Пальчиковая гимнастика "Компот"

2. Игра "Топни-Хлопни"(если я подниму зелёный флажок - топни, а если желтый - хлопни в ладоши;

3. Графическое упражнение "Проведи дорожку", "Обведи по точкам"

Перечень дидактического материала, используемого в развивающей работе по познавательному развитию, развитию общей и мелкой моторики, с ребенком с ОВЗ

                Раздел

                                                                    Дидактический  материал

Социально-коммуникативное развитие

 Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Семья», «Поликлиника» и др. Мяч, настольно-печатные игры «Домино», «Лото». Карточки «Что сначала, что потом» (алгоритм одевания), иллюстрации членов семьи, профессий.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки; шишки, салфетки, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. Две стеклянные банки с почвой (одна – с сухой, другая – с влажной почвой), лупа, пластинка из оргстекла, лопаточка, карточка, карандаши. Магнит, мелкие деревянные предметы, зеркало, чудесный мешочек.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

 Семейные фотографии; картинки с изображением животного мира, птиц, листьев деревьев, явлений природы, растений; песок сухой и влажный; снег. Настольная игра "Лото" (животные, растения, ягоды, фрукты, орехи, зоопарк). Карточки - истории "Что сначала, что потом"; глобус, фотографии посёлка Самусь, иллюстрации флага и герба РФ; сказки разных народов.

Сенсорное развитие

Блоки Дьенеша, геометрические фигуры, большие и маленькие мячи; мозайка, широкие и узкие полоски, длинные и короткие полоски. Предметы из шерсти, перья, ткань, дерево, металл; чудесный мешочек.

Развитие конструктивной деятельности

 Деревянный конструктор, конструктор «Лего»; картотека

Развитие ручной моторики

Картотека пальчиковых игр, разноцветные флажки; картинки, штриховки для рисования по точкам, дорожки для развития зрительно-моторной координации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа «Совершенствование движения руки и сенсомоторное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья» для детей 7 - 9 лет

Данная развивающая программа «Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие ребёнка с отклонениями в развитии» для детей 7- 9 лет рассчитана на два года обучения.  Программа строится в...

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Доклад на тему: «Учет возрастных и индивидуальных особенностей  ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникал...

Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Образование детей с ОВЗ предусматривает:1. Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и возможности для получения образования;2. Воспитание;3. Лечение и озд...

Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Пример разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с УО....

Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе.

Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создан...

Реализация программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В школе разработана и реализуется  Программа развития МБОУ  на 2019-2024 г., утверждена приказом.Одно из направлений  работы программы развития называется «Успех каждого ребенка&r...