Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
рабочая программа (1 класс)
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального и среднего общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Баламутова Елена Ивановна
(МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №56»
г.Курска)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Программа индивидуального сопровождения ребенка
с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, тьюторы, социальные педагоги, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2014 год
-2-
Оглавление
1. Глава I……………………………………………………… 3
1.1. Пояснительная записка ………………………………… 3
1.2. Цели программы………………………………………… 3
1.3. Задачи программы……………………………………… 3
1.4. Объекты программы …………………………………… 4
1.5. Принципы программы…………………………………… 4
1.6. Направления работы………………………………………5
1.7. Этапы реализации программы………………………… 6
1.8. Механизмы реализации программы…………………….. 7
1.9. Структура и содержание программы…………………… 8
1.10. Требования к условиям реализации программы… . 14
1.11. Нормативно-правовая база……………………………..18
2. Глава II …………………………………………………… 19
2.1. Характеристика обучающегося………………………….19
2.2. Индивидуальный план сопровождения……………… 20
3. Литература ……………………………………………… 23
-3-
Глава 1
Пояснительная записка
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального и среднего общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования (коррекция различного рода затруднений; содействие в решении актуальных задач развития, социализации; создание здоровьесберегающих условий для
-4-
успешного обучения и развития ребёнка в ситуации школьного взаимодействия).
Задачи программы:
— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
— обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья дляуспешной социализации;
— поддерживать в решении задач личностного самоопределения и саморазвития обучающихся;
— оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
Объекты программы: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; учителя-предметники; классные руководители; родители.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации,
-5-
обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработку по организации индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
- реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
-6-
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Теоретико-методологической основой программы коррекционной
-7-
работы является взаимосвязь трех подходов:
● нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
● комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
● междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного
-8-
учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1.Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-
-9-
развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды(контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
-10-
Внутренний механизм взаимодействия в школе
Р Родители детей с ОВЗ |
Педагоги- ческий совет, админи- страция школы |
Психолого-медико-педагогическая комиссия |
Психолог | Логопед | Врач | Учитель | |||
Психолог-медико-педагогическая служба сопровождения |
Дети, обучающиеся на дому |
Дети, обучающиеся в общеобразовательных классах |
-11-
Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психологомедико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это консилиумы и службы сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;сотрудничество со средствами массовой информации, а также с
-12-
негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сотрудничество с родительской общественностью.
Структура и содержание программы:
Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.
Концептуальный модуль раскрывает сущность медико–психолого–педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.
Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами–дефектологами) и консультативную деятельность.
Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание психолого-педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально–типологическими особенностями.
Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно–гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.
Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.
Рассмотрим содержание каждого модуля.
-13-
Концептуальный модуль
В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.
Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.
Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребенка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Диагностико-консультативный модуль
В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Педагог-психолог выявляет трудности, которые испытывают дети в обучении, и условия, при которых эти трудности могут
-14-
быть преодолены; отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог-психолог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (дефектологу, психоневрологу).
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются.
2. Изучение истории развития ребенка.Выявление обстоятельств, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
3. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
4. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
5. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально–диагностических случаях проводятся повторные обследования.
6. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование
-15-
произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.
Коррекционно-развивающий модуль
Содержание и формы коррекционной работы педагога-психолога:
● наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
● поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
● составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
● составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
● формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
-16-
● ведение документации.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять для обучающихся начальной школы;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
● создание условий для развития сохранных функций;
● формирование положительной мотивации к обучению;
● повышение уровня общего развития;
● коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
-17-
● воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.
1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих(стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
- Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
- Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога-психолога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.
3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
4. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого
-18-
ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей.
6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся.
Лечебно–профилактический модуль
Модуль предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно–профилактических действий в зависимости от нарушения.
-19-
Социально–педагогический модуль
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов (выступления на педагогических советах, методических объединениях и т.д.)
2. Психотерапевтическая работа с семьей. Цель – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится на индивидуальных консультациях, на родительских собраниях.
Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.
Этапы создания и реализации программы
коррекционной работы
Реализация программы осуществляется в четыре этапа: концептуальный, проектный, технологический, заключительный.
Первый этап – концептуальный– направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы.
Второй этап – проектный–знакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы(карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений).
Проектный этапреализуетсяпо нескольким направлениям: диагностическое, проектное, аналитическое.
-20-
Направления | Задачи исследовательской работы | Содержание и формы работы | Ожидаемые результаты |
Диагностическое | Повышение компетентности педагогов; диагностика школьных трудностей обучающихся; дифференциация детей по уровню и типу их психического развития | Реализация спецкурса для педагогов; изучение индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики; анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение | Характеристика образовательной ситуации в школе; диагностические портреты детей (карты медико-психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей); характеристика дифференцированных групп учащихся |
Проектное | Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования | Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения и коррекции | Индивидуальные карты медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ |
Аналитическое | Обсуждение возможных вариантов решения проблемы; построение прогнозов эффективности программ коррекционной работы | -21- Медико-психолого-педагогический консилиум | План заседаний медико-психолого-педагогического консилиума школы |
На третьем этапе – технологическом осуществляется практическая реализация программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей, родителей, логопеда, медицинских работников.
Четвертый этап – заключительный (аналитико-обобщающий) включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию.
Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с ОВЗ планируемых результатов успешного вхождения в социум.
Требования к условиям реализации программы коррекционной работы
Психолого-педагогическое обеспечение:
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная
-22-
направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение специализированных условий, направленных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Методические материалы:
- набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития;
- набор игрушек и настольных игр (кубики, лото, домино, пазлы);
- библиотека практического психолога;
- раздаточный информационный материал для обучающихся, родителей, учителей.
Технические средства:
- компьютер, обучающие диски;
- магнитофон с набором аудиозаписей.
-23-
Документация:
- график работы;
- журналы учёта (первичного приёма, посещаемости, групповых занятий с детьми, работы с родителями и педагогами);
- анкеты по изучению развития ребёнка;
- индивидуальная карта психолого-педагогической помощи ребёнку.
Описание перечня методического обеспечения: анкеты для выявления проблемных и трудных детей; анкеты для выявления индивидуальных особенностей психического развития детей; социометрия и оценка группы; диагностические диктанты (слуховые, зрительные); карта психологического обследования ребёнка, опросник ACВ (анализ семейного воспитания); анкета определения школьной мотивации; методика определения умственной работоспособности; ориентировочный тест по определению школьной зрелости; методика определения ведущего типа мотивации.
Ожидаемые результаты:
- овладение обучающимися с ОВЗ приёмами психологической регуляции;
- гармоничное развитие обучающихся и максимальная эффективность обучения.
-24-
Направление | Задачи | Содержание и формы работы | Ожидаемые результаты |
Диагностическое |
| - изучение индивидуальных медицинских карт; - диагностика, анкетирование, тестирование; - беседы с родителями, классными руководителями. | Характеристика образовательной ситуации. Психологические карты детей с ОВЗ. Составление рекомендаций для учителей и родителей. |
Коррекционно-развивающее | 1.Развитие УУД (познавательных, личностных, коммуникативных). 2.Разработка индивидуальных коррекционных программ по выявленным трудностям. | -25- Коррекционные-развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ: - групповые; - индивидуальные. | Повышение уровня социально-психологической адаптации. Оказание психологической помощи обучающимся, имеющим трудности в освоении УУД. Психологическая поддержка обучающихся с ОВЗ. |
Профилактическое | 1.Повышение психологической компетенции (родителей, педагогов, обучающихся). 2.Снятие психологических перегрузок. 3.Предупреждение трудностей нарушений. | -26- Выступления на методических объединениях, классных часах, родительских собраниях. | Разработка рекомендаций по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся с ОВЗ. Создание положительного эмоционального фона для обучающихся с ОВЗ. |
Консультативное | 1.Консультирование индивидуальное и групповое. | -27- Консультации педагогов по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия обучающихся школы (1-11 классы), а также по итогам проведенных диагностик. Консультационная работа с обучающимися с ОВЗ 1-11 классов (по запросу). Консультации родителей по вопросам семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей (1-11 классы). | Помощь в преодолении трудностей в обучении, семейном воспитании, социальной адаптации, профессиональном самоопределении. |
Экспертная и организационно-методическая работа | 1.Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ. | -28- Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария. Разработки коррекционно-развивающих программ. Участие в городском МО педагогов-психологов, участие в научно-практических семинарах, конференциях. Психолого-педагогическая диагностика обучающихся школы с ОВЗ в рамках ПМПК. | Построение психолого-педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ коррекции. Предупреждение отклонений и трудностей в развитии ребенка. |
- повышение уровня учебных мотивов, самостоятельности, самоорганизации;
- формирование у обучающихся навыков и умений в общении, стрессоустойчивости, разрешения межличностных конфликтов,
-29-
- конфликтных ситуаций в социуме, преодоления неуверенности в себе;
- осуществление самоопределения обучающихся и их профессиональной ориентации;
- проведение анализа работы за отчетный период и написание отчетов.
Нормативно-правовой и документальной основой программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- ФГОС ООН и ФГОС ООО;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
- Положение о службе практического психолога в системе образования от 22.10.1999 г.;
- Должностные обязанности педагога-психолога;
- Рекомендуемые временные нормативы коррекционной и диагностической деятельности педагога-психолога.
-30-
Глава 2
План
индивидуального сопровождения на обучающегося с задержкой психического развития
Александр К.
Заключение ПМПК: несформированность высших психических функций смешанного типа
Рекомендации ПМПК: обучение по программе специального (коррекционного) класса.
Дата рождения: 24 августа 2004 года
Класс: 1
Особенности поведения, общения, привычки, интересы: ярко выраженных интересов не выявлено, несколько замкнут
Сформированность социально-бытовой ориентировки: ориентация в пространстве находится на социально-бытовом уровне (родственные связи устанавливает); последовательность, признаки времен года путает ; общая осведомленность на низком уровне; отсутствует понимание отношений, выраженных сложными предлогами.
Моторная ловкость, ведущая рука: уровень развития тонкой моторики слабый, ведущая рука – правая
Характеристика деятельности:
Мотивация: учебная мотивация находится на низком уровне, приоритетной деятельностью является игровая
Критичность: несформированность отношения к себе как к школьнику
Работоспособность: быстро утомляется, задания выполняет с неохотой.
Темп деятельности: темп работы медленный, рассеян
-31-
Особенности внимания: не способен удерживать внимание на деталях; низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания, часто отвлекается.
Особенности памяти: преобладает зрительная память, объем запоминаемого материала ниже возрастной нормы, нуждается в многократном повторении.
Качественная характеристика речи: речевое развитие не соответствует возрастной норме
Характеристика интеллектуального развития: словесно-логическое мышление на низком уровне; операции анализа и синтеза развиты слабо; обобщение и «4-й лишний» выполняет на простом материале; причинно-следственные отношения не устанавливает; умозаключения не делает.
Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях : пространственно-временные отношения сформированы на бытовом уровне; зрительное восприятие преобладает над слуховым; низкий уровень произвольности; несформированность приемов учебной деятельности .
Характерные ошибки: навыки письма не сформированы, не читает, буквы знает плохо, путает; счет и знание цифр в пределах 10; математические задачи и примеры не решает.
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности: возрастную дистанцию удерживает; задания выполняет с неохотой, часто отказывается.
-32-
Программа индивидуального сопровождения на обучающегося Александра К. рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 раз в неделю по 40мин).
направления деятельности | задачи | режим и формы работы | показатели достижений | формы оценки результатов работы |
развитие внимания | развитие концентрации внимания, увеличение его объема, тренировка распределения, развитие навыка переключения внимания | работа с текстами, содержащими различные типы ошибок «по невнимательности», работа с карточками, картинками, узорами, наборами букв и цифр. Развивающие игры и упражнения | на занятиях концентрирует внимание на задании, легко переключается с одного вида деятельности на другой | на уроке более внимателен и сосредоточен |
развитие памяти | развитие логической памяти обучающегося увеличение ее объема | развивающие игры, упражнения, | умение удерживать внимание в течение 15 минут, запоминание 7 слов из 10 | наблюдение за ходом занятия, срезовая диагностика |
умственное развитие | развитие способности к анализу, становление внутреннего плана действий, развитие рефлексии | -33- развивающие игры и упражнения | умение выполнять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи и развитие образного мышления | Положительная динамика ребенка, отмечена родителями, учителями |
работа по развитию тонкой моторики пальцев рук | развитие двигательных функций ребенка, графическое копирование букв в тетради | пальчиковая гимнастика, упражнения для развития тонкой и крупной моторики и зрительно-двигательных координаций | соблюдает строку, действует в соответствии с требованиями учителя | Задания выполняет самостоятельно |
коррекция настроения и поведения обучающегося | определить наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения | -34- строить свою работу с обучающимся, исходя из содержания действующего мотива: анализ отрывков из художественных текстов, содержащих описание трудных ситуаций и особенностей действий в них человека, моделирование ситуаций деятельности в затрудненных условиях с целью отработки «знаемых» способов поведения, введения элементарных элементов аутотренинга | формирование социальных навыков общения | продуктивно общается с группой сверстников (вместе играет, общение носит положительный эмоциональный характер) |
развитие восприятия и воображения | развитие адекватного восприятия эмоциональной сферы | -35- развивающие игры, упражнения | умение слушать учителя, понимать инструкции после однократного прослушивания | положительная динамика в выполнении заданий, связанных с самоконтролем |
развитие зрительной ориентировки в пространстве | различение лево-право; вверх-вниз; под, перед, на | развивающие игры (работа с картинками) | правильная ориентировка на листе бумаги, правильное расположение на листе бумаги | включенное наблюдение в ходе занятий, беседа с другими специалистами, проверочные занятия (в виде игры) |
формирование социальных навыков общения | развитие коммуникабельности, развитие умения продуктивно общаться со сверстниками | -36- тренинги, развивающие игры | общение носит положительный эмоциональный характер, участвует в совместных творческих проектах | включен в работу |
формирование эмоционально-волевой сферы | снижение негативного отношения ребенка, к возникающим трудностям, адекватное отношение к критики сверстников | аутотренинги, ролевые игры | снижено негативное отношения к неуспехам | положительная динамика, наблюдение учителя на уроках и занятиях |
Ожидаемые результаты:
- Развитие у обучающегося способности к анализу и синтезу (умение классифицировать, обобщать, делать выводы).
- Увеличение объема памяти, запоминание большего количества материала.
- Развитие умения концентрировать внимание на изучаемом материале, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
-37-
- Сформированность у обучающегося положительного отношения к школе (мотивация к обучению).
- Введение ребенка с особыми образовательными потребностями в школьную среду.
Заключение: Обучающемуся Александру К. необходима специльно-адаптированная образовательная программа с учетом его индивидуальных психологических особенностей. Оценка результатов осуществляется мониторингом успеваемости и динамики развития на основе анализа документов и проведения психологической диагностики.
Список литературы:
1.Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
2 Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. – М.: Дрофа, 2008.
3 Ямбург Е.А., Забрамная С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации (практико-ориентированная монография). – М.: Бослен, 2013
4.Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
-38-
5.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования.: Методическое пособие /Под общ.ред. М.М. Семаго. – 2-е изд. – Москва : Айрис-Дидактика, 2006.
6. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.
7. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.
Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....
Рабочая программа. психологического сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) по курсу «120 уроков психологического развития младших школьников» для обучающихся 1-4 класса.
Позновательно - линостное развитие школьников, на котором формируются умения осуществлять различные умственые действия....
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, как часть адаптированной общеобразовательной программы.
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.Право на качественное образование &nda...
Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Пример разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с УО....
Мастер-класс "Разработка и реализация индивидуального маршрута сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи, в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума"
Цель мастер-класса - поделиться опытом планирования коррекционно-развивающей работы в рамках сопровождения учащегося с ОВЗ специалистами школьного ППк. Мастер-класс направлен на отработку алгори...
Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе.
Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе....