Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» с. Московского
Изобильненского района Ставропольского края
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 4» ____________/Т. В. Копалкина/ «___»________________2012г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ № 4» ___________/Л. А. Лосенкова/ «___» _____________ 2012 г. |
Коррекционно-развивающая программа
«Совершенствование движения руки
и сенсомоторное развитие ребенка
с ограниченными возможностями здоровья»
для детей 7 - 9 лет
Квасовой Веры Владимировны
2012 год
Пояснительная записка.
«Какова бы ни была причина умственной отсталости ребёнка,
как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы,
наряду с распадом происходит и развитие»
С. Я. Рубинштейн.
Развитие мелкой моторики руки и сенсорно-перцептивной сферы ребёнка с отклонениями в умственном развитии являются актуальной проблемой для педагогов-дефектологов.
Познание мира и окружающей среды учащимися с отклонениями в развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж, поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.
И. М. Сеченов писал: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Ребёнок, поступающий в первый класс специальной коррекционной школы 8 вида, часто не знает названий цветов, не распознаёт форму предметов, не учитывает их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Такие дети обычно неловки, у них все падает, разрушается. Как правило, они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Учащиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не различают лицевой и изнаночной стороны одежды, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.
Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Такие дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку.
Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с ограниченными умственными возможностями является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация (востребованность в обществе).
В. В. Воронкова (автор «Букваря» для учащихся специальных коррекционных школ 8 вида) говорит о необходимости «серьёзно заняться подготовкой руки ребёнка к обучению письма». Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки В. В. Воронкова начинает в добукварный период.
Данная развивающая программа «Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие ребёнка с отклонениями в развитии» для детей 7- 9 лет рассчитана на два года обучения. Программа строится в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами коррекционной педагогики. А именно:
- принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
- деятельностный принцип коррекции;
- принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности;
- принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
В данной программе используются известные приемы в более рациональной компоновке с учетом особенностей развития познавательных процессов учащихся.
Цели программы:
- Здоровьесбережение ребёнка.
- Развитие познавательных способностей.
- Создание благоприятных условий для коррекционного обучения и воспитания ребёнка с отклонениями в развитии с учетом его индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные функции психики.
- Развитие коммуникативных навыков и социальная адаптация ребёнка.
Программа позволяет решить следующие задачи:
- Развитие мелкой моторики кисти руки, коррекция и формирование умений:
- проводить точные прямые линии от руки в разных направлениях;
- обводить шаблоны и трафареты простой и сложной конфигурации;
- рисовать знакомые предметы, передавать в рисунке форму, раскрашивать с соблюдением границы;
- рисовать геометрические фигуры по клеткам, по словесной инструкции учителя, по памяти, по ориентировочным точкам, по пунктирным линиям;
- составлять орнаменты из геометрических фигур по образцу, по словесной инструкции, по памяти, самостоятельно; располагать орнамент на листе бумаги, раскрашивать в одном направлении с соблюдением границы;
- работать с пластилином (разминать пластилин, отщипывать, резать стекой, раскатывать столбики, скручивать жгутики, лепить по образцу, по инструкции, по представлению);
- работать с бумагой и картоном (сгибать, складывать, рвать бумагу; резать ножницами бумагу и картон по прямым и кривым линиям; склеивать бумагу и картон);
- конструировать из счетных палочек, геометрического материала, природного материала, проволоки, ниток, шпагата, кубиков, собирать картинку из 4-8 частей.
- Сенсорно-перцептивное развитие:
- уточнять и развивать зрительное восприятие;
- формировать и развивать пространственную ориентировку;
- уточнять и совершенствовать представление об основных цветах, форме и величине предмета, развивать умение видеть эти признаки в реальных предметах;
- формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать предметы ближайшего окружения.
- Развитие коммуникативных навыков:
- активизировать словарь учащихся, выражающий понятия и отношения по данной теме;
- создание благоприятной среды, побуждающей ребёнка к речевой активности;
- формировать социальные контакты и развивать способность к совместным действиям;
- вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию;
- создавать условия для развития творческих способностей и воображения.
Развивающая программа «Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие учащихся с отклонениями в развитии » включает в себя ряд этапов.
- Подготовительный этап.
- Диагностический этап.
- Развивающий этап.
- Прогнозирование развития ребенка.
5. Составление индивидуального маршрута развития.
Подготовительный этап предусматривает изучение диагноза ребёнка, продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т. д.). Знакомство с документацией позволяет выявить особенности развития ребенка, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Только после тщательного изучения всех материалов документации можно приступать к личному знакомству с ребенком.
Диагностический этап начинается со знакомства с ребенком и его семьёй. Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный период в его жизни. Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. С этой целью используются игровые моменты, направленные на создание доброжелательного, благоприятного отношения к учителю. Все это способствует достоверному определению уровня развития мелкой моторики и сенсорно-перцептивного развития ребенка. Результаты заносятся в диагностическую таблицу с последующей постановкой коррекционных задач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Основные методы диагностики:
- наблюдение;
- изучение продуктов деятельности (рисунков и т.д.);
- беседа.
Развивающий этап.
Развивающие занятия проводятся педагогом-психологом еженедельно (1 час в неделю, 30 часов в год).
Занятия строятся с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребёнка с отклонениями в умственном развитии и носят охранительный характер. Формы коррекционной работы – индивидуальная.
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Пальчиковая гимнастика.
- Основная часть.
- Подведение итогов.
Каждое занятие начинается с упражнений для кисти и пальцев рук. Это активизирует работу головного мозга и подготавливает руку к дальнейшей практической деятельности.
Каждое занятие включает в себя смену разнообразных видов деятельности: игры и упражнения на развитие сенсорно-перцептивной сферы и совершенствование движений руки (обводка по шаблону и трафарету, графические упражнения, аппликационные работы, лепка, конструирование, работа с ножницами, рисование).
Физминутки проводятся с целью здоровьесбережения учащегося. Они позволяют предотвратить утомление, способствуют развитию общей моторики и формируют умение ориентироваться в пространстве. Физминутки так же обогащают словарь ребёнка и развивают речь.
Подведение итогов в конце занятия является обязательным. Этот этап занятия позволяет приучать ребёнка к осуществлению самоконтроля и исправлению допускаемых ошибок.
Прогнозирование развития ребенка.
Составление индивидуального маршрута развития.
Повторная диагностика проводится в конце учебного года. Результаты заносятся в диагностическую таблицу. Анализ и сравнение результатов диагностики позволяют составить индивидуальный маршрут развития ребенка и сделать прогноз на будущее.
Систематическая практическая работа по развитию мелкой моторики и сенсорики на коррекционных занятиях позволяет достичь определенных результатов.
Учащийся должен уметь:
- различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
- различать и называть цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой);
- группировать, обобщать и классифицировать предметы по размеру, форме, цвету;
- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки: верх, низ, право, лево;
- конструировать из цветных полосок, палочек, геометрических фигур, составлять картинку из четырех частей;
- обводить по шаблону и трафарету, штриховать в заданном направлении;
- рисовать знакомые детям предметы и раскрашивать с соблюдением контура;
- правильно писать элементы букв, буквы, соединения букв;
- работать с пластилином, владеть приемами лепки;
- работать с ножницами (резать по прямым и кривым линиям);
Способом проверки результатов являются итоговые работы, промежуточная и итоговая диагностики.
Литература:
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995
Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.,
Воронкова В.В Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1995
Воронкова В. В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. – 1997. - № 5
Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М., 1986
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1998
Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С. В., Развиваем руки – чтоб учиться, и писать и красиво рисовать. – Ярославль 2005
Гонеев А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. – М.,2002
Кинаш Е. А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида // Дефектология. – 2002. - № 6
Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает. – М., 1991
1 класс. Тематический план. 30 часов. 1 час в неделю.
№ | Тема. Цель. | Рекомендуемые виды работ: |
1 |
Давайте познакомимся. Цель: Развивать предметно-игровые действия, умение общаться со взрослыми.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игра с мячом «Давайте познакомимся» с целью снижения тревожности, беспокойства, страхов.
- Подвижная танцевальная игра «Делай, как я» на развитие коммуникативных навыков, общей моторики.
- «Вырази свои чувства».
|
2 |
Диагностика.
Цель:
- Создание благоприятных условий, выявление уровня развития мелкой моторики и ручной умелости.
- Выявить умение учащегося различать форму, цвет, величину предметов, умение производить те или иные пространственные отношения между предметами, выбрать соответствующий образовательный маршрут.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Обводка по шаблону и трафарету; штриховка в разных направлениях; раскрашивание с соблюдением контура; рисование бордюров; вычерчивание кривых линий; владение ножницами; работа с бумагой: сгибание и складывание, рвать бумагу, скручивать бумагу в трубочку; работа с пластилином: отщипывать, раскатывать, размазывать.
- Упражнение, игры на выделение предметов по форме, цвету, величине.
- Упражнения на выделение лишнего предмета, группировку предметов по основным признакам (цвету, форме, величине).
- Рисование и окрашивание геометрических фигур и знакомых предметов.
- Работа с цветными палочками.
- Конструирование из геометрических фигур и цветных полосок.
|
3 | Упражнения на формирование умения определять жёлтый цвет. Цель: - Уточнять и развивать умение различать и называть жёлтый цвет, а также самостоятельно определять его.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Создание положительного эмоционального климата между ребёнком и педагогом.
| - Гимнастика для кистей и пальцев рук.
- Штриховка фигур, предметов желтым цветом.
- Упражнения в нахождении предметов жёлтого цвета по наглядному образцу и словесному указанию.
- Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету.
- Игра «Подарки принца из Жёлтого царства».
|
4 | Обводка по шаблону геометрических фигур разного размера. Штриховка. Цель: - Учить обводить по шаблону геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
- Штриховать в разных направлениях, раскрашивать заданным цветом с соблюдением контура.
- Ориентироваться на листе бумаги.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Обводка по шаблону геометрических фигур разного размера.
- Штриховка, раскрашивание определенным цветом.
- составление из геометрических фигур узора в полосе по образцу.
- игры на развитие внимания: «Лишняя фигура», «Какой фигуры не стало?»
|
5 |
Упражнения на формирование умения определять красный цвет. Цель: - Уточнять и развивать умение различать и называть красный цвет, а также самостоятельно определять его.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Создание положительного эмоционального фона занятия
| - Гимнастика для кистей и пальцев рук.
- Раскрашивание предметов красным цветом.
- Упражнения в нахождении предметов определённого цвета по наглядному образцу и словесному указанию.
- Упражнения в самостоятельном определении цвета и словесном обозначении.
- Игра «Подарки принца из Красного царства».
- Конструирование из цветных полосок.
|
6 | Обводка по трафарету геометрических фигур разного размера. Раскрашивание.
Цель: - Учить обводить по трафарету геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
- Раскрашивать заданным цветом с соблюдением контура, ориентироваться на листе бумаги.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Обводка по трафарету геометрических фигур разного размера, раскрашивание определенным цветом.
- Составление из геометрических фигур узора в квадрате.
- Конструирование геометрических фигур из счетных палочек;
- Выполнение графических упражнений «Дорожки», Клубочки», Паутинка», различные бордюры.
|
7 | Упражнения на формирование умения определять синий цвет. Цель: - Уточнять и развивать умение различать и называть синий цвет, а также самостоятельно определять его.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Создание положительного эмоционального фона занятия.
| - Гимнастика для кистей и пальцев рук.
- Штриховка фигур, предметов синим цветом.
- Упражнения в самостоятельном определении цвета и словесном обозначении.
- Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету.
- Аппликация из готовых деталей.
- Игра «Подарки принца из Синего царства».
|
8 | Обводка по шаблону фруктов (яблоко). Размазывание пластилина внутри контура, выкладывание контура предмета тонким столбиком пластилина. Цель: - Учить обводить шаблон,
- Подбирать пластилин нужного цвета,
- Размазывать пластилин с соблюдением контура предмета,
- Раскатывать из пластилина тонкие столбики и выкладывать ими контур предмета.
|
- Пальчиковая гимнастика.
- Отгадывание загадок о яблоке.
- Сравнение яблок по размеру и цвету.
- Обводка по шаблону, штриховка в заданном направлении,
- Подбор пластилина нужного цвета, размазывание в контуре, выкладывание контура тонкими столбиками пластилина.
|
9 | Упражнения на формирование умения определять зелёный цвет.
Цель: - Уточнять и развивать умение различать и называть изученные цвета, а также самостоятельно определять их.
- Развитие общей и мелкой моторики.
| - Гимнастика для кистей и пальцев рук.
- Штриховка геометрических фигур, предметов заданным цветом.
- Упражнения в самостоятельном определении цвета и словесном обозначении.
- Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету.
- Игра «Одень Катю».
- Конструирование из цветных полосок.
|
10 | Обводка по шаблону овощей (огурец). Размазывание пластилина внутри контура, выкладывание контура предмета тонким столбиком пластилина. Цель: - Учить обводить шаблон, подбирать пластилин нужного цвета, размазывать пластилин с соблюдением контура предмета.
- Раскатывать из пластилина тонкие столбики и выкладывать ими контур предмета.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Отгадывание загадок об огурце.
- Игры «Фрукты-овощи», «Волшебный мешочек».
- Обводка по шаблону, штриховка в заданном направлении.
- Подбор пластилина нужного цвета, размазывание в контуре, выкладывание контура тонкими столбиками пластилина.
|
11 | Упражнения на формирование умения определять форму предметов. Круг, квадрат.
Цель: - Познакомить с геометрическими фигурами: кругом и квадратом.
- Формировать умение различать форму геометрических фигур, определять форму реальных предметов с помощью геометрических фигур.
- Развитие общей и мелкой моторики.
|
- Упражнения для кистей и пальцев рук.
- Упражнения в нахождении предметов круглой и квадратной формы по наглядному образцу.
- Упражнения в самостоятельном определении формы предметов способом прикладывания, наложения одного предмета на другой.
- Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по их форме.
- Упражнения с цветными палочками, нитками в конструировании круга и квадрата.
- Лепка предметов определённой формы.
|
12 | Аппликация. Узор из геометрических фигур в квадрате.
Цель: - Развивать общую и мелкую моторику.
- Подбирать фигуры заданного цвета.
- Учить располагать на листе бумаги геометрические фигуры по образцу.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игры на развитие пространственной ориентации.
- Игры с геометрическим лото (размер, форма, цвет).
- Расположение узора в полосе (по образцу, по словесной инструкции, по памяти),
- Выполнение графических упражнений «Дорожки», «Дождик», «Клубочки»
- Аппликация «Узор в квадрате»
|
13 | Итоговое занятие. 1 полугодие. Изготовление бус для украшения елки. Цель: - Учить соединять по точкам (пунктирной линии), резать по прямым линиям бумагу (треугольники).
- Скручивать треугольник трубочкой в виде бусины, работать с клеем, нанизывать на проволоку бусины из бумаги.
|
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры на развитие внимания, отгадывание загадок про елочные украшения (шарик, бусы, сосулька, часы).
- Изготовление бус для украшения елки.
|
14 | Упражнения на формирование умения определять форму предмета. Треугольник, прямоугольник.
Цель: - Познакомить с геометрическими фигурами: треугольником и прямоугольником.
- Формировать умение различать форму геометрических фигур, определять форму реальных предметов с помощью геометрических фигур.
- Развивать мелкую моторику.
| - Упражнения для кистей и пальцев рук.
- Упражнения в самостоятельном определении формы предметов.
- Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по форме.
- Упражнения с цветными палочками в составлении геометрических фигур.
- Упражнение «Соедини по точкам».
- Лепка предметов заданной формы.
- Игра с салфетками «Преврати квадрат в треугольник»
|
15 | Упражнения на формирование умения работать ножницами.
Цель: - Учить резать по прямым и кривым линиям,
- Учить подбирать «дорожку» нужной длины.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Отгадывание загадки про ножницы.
- Обведение по шаблону прямых и кривых «дорожек».
- Резание по прямым и кривым линиям.
- Игра «Проведи зайца домой» - подбор «дорожек» разной длины до домика зайца.
|
16 | Упражнения на формирования умения определять форму предметов.
Цель: - Закрепить умения различать форму предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- Развивать мелкую моторику.
|
- Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения на обобщение и группировку по разным признакам геометрических фигур (форма, цвет, размер).
- Конструирование заданной фигуры из палочек
- Игры на развитие внимания и памяти: «Какой фигуры не стало?», «Лишняя фигура» и др.
- Игра с салфеткой «преврати квадрат в прямоугольник»
|
17 | Упражнения на формирование умения работать с бумагой.
Цель: - Учить сгибать и складывать бумагу.
- Учить рвать и резать бумагу.
- Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения по пространственной ориентации на листе бумаги (правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.).
- Графическое упражнение «Паутинка».
- Упражнения в сгибании и складывании бумаги
- Упражнения в разрыве бумаги по линии сгиба и без линии сгиба.
- Упражнения в резании бумаги ножницами.
|
18 | Упражнения на формирование умения определять размер предмета.
Цель: - Формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, длинный – короткий».
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать мелкую моторику.
| - Упражнения для кистей и пальцев рук.
- Упражнения в нахождении предметов определённой длины и размера по наглядному образцу.
- Упражнения в самостоятельном определении длины и размера предмета способом прикладывания, приравнивания, наложения одного предмета на другой.
- Упражнения на обобщение, классификацию, группировку предметов по размеру и длине Рисование одинаковых предметов разной величины.
- Конструирование.
|
19 | Отработка написания элементов букв в контуре знакомого детям предмета (домик). Дорисовывание и раскрашивание предмета.
Цель: - Учить правильно писать элементы буквы.
- Дорисовывать предмет, штриховать и раскрашивать с соблюдением контура.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игры на развитие внимания, пространственной ориентации, ориентировка на листе бумаги.
- Отгадывание загадок про предмет, который изображен на листе ребенка контуром ( домик).
- Штриховка крыши, окошек в заданном направлении. Отработка написания элементов букв в контуре предмета.
- Дорисовывание предмета с опорой на образец. Раскрашивание предмета с опорой на образец.
|
20 | Упражнения на формирование умения определять размер предмета. Цель: - Формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, широкий – узкий».
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать мелкую моторику.
| - Упражнения для кистей и пальцев рук.
- Упражнения в нахождении предметов определённой ширины и размера по наглядному образцу.
- Упражнения на обобщение, классификацию, группировку предметов.
- Упражнение «Закончи предложение» с использованием слов «большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий».
- Лепка предметов определённой величины.
|
21 | Отработка написания букв, включающих элемент овал. Дорисовывание и раскрашивание предмета (кот).
Цель: - Учить правильно писать и соединять буквы.
- Дорисовывать предмет, выполнять штриховку, раскрашивать с соблюдением контура.
- Развивать пространственную ориентировку.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игры на развитие внимания, пространственной ориентации, ориентировка на листе бумаги.
- Отгадывание загадок про предмет, который изображен на листе ребенка контуром (кот).
- Дорисовывание предмета по словесной инструкции учителя с опорой на образец. Отработка написания и соединения букв внутри контура с соблюдением границы.
- Раскрашивание предмета с опорой на образец.
|
22 | Упражнения на формирование умения определять размер предмета.
Цель: - Формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, высокий-низкий».
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать мелкую моторику.
|
- Упражнения для кистей и пальцев рук.
- Упражнения в самостоятельном определении высоты предмета.
- Рисование одинаковых предметов разной высоты.
- Конструирование.
- Упражнение «закончи предложение» с использованием слов «большой – маленький, высокий – низкий».
- Лепка предметов определённой высоты.
|
23 | Обводка шаблонов сложной конфигурации (рубашка). Штриховка в заданном направлении. Выкладывание контура тонкими столбиками пластилина.
Цель: - Учить обводить шаблон сложной конфигурации.
- Выполнять штриховку в разных направлениях.
- Раскатывать тонкие столбики пластилина и выкладывать ими контур предмета (рубашка).
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игры, на формирование пространственной ориентации.
- Отгадывание загадки про рубашку
- Обводка шаблона сложной конфигурации, (выполнение штриховки в разных направлениях),
- Раскатывание из пластилина тонких столбиков и выкладывание контура платья.
|
24 | Упражнения на закрепление умений определять размер предмета.
Цель: - Закрепить умения различать и сравнивать предметы по размеру, длине, ширине, высоте.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать мелкую моторику.
| - Упражнения для кистей и пальцев рук.
- Упражнения на обобщение, классификацию, группировку предметов.
- Рисование одинаковых предметов разного размера.
- Аппликация из готовых деталей разного размера.
- Упражнение «Закончи предложение» с использованием слов «большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий –низкий».
|
25 | Конструирование теремка из пластилина (работа жгутиками). Украшение природными материалами. Цель: - Раскатывать пластилин в тонкие столбики, переплетать между собой (жгутик).
- Конструировать из жгутиков теремок
- Работать с природными материалами.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Рассказывание сказки «Теремок» по опорным картинкам.
- Конструирование теремка (работа в парах) из жгутиков пластилина.
- Украшение теремка различными природными материалами (горох, рис, желуди, каштаны и т. д.).
|
26 | Упражнения на формирование пространственного восприятия. Цель: - Развивать представление о расположении предметов в пространстве.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать коммуникативную функцию речи.
| - Упражнения для кистей и пальцев рук.
- Упражнения в расположении предметов в пространстве по образцу, по словесной инструкции.
- Бумажная аппликация из растительных форм.
- Словесные игровые упражнения «Закончи предложение».
|
27 | Упражнения на формирование умения работать ножницами. Цель: - Учить обводить по шаблону геометрические фигуры (квадрат, треугольник)
- Вырезать фигуры по контуру
- Выполнять аппликационные работы.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Конструирование из палочек геометрических фигур
- Обводка по шаблону квадратов и треугольников.
- Вырезание фигур по контуру.
- Упражнения на формирование пространственной ориентировки.
- Аппликация «Узор в прямоугольнике».
|
28 | Упражнения на формирование пространственного восприятия. Цель: - Развивать представление учащихся о расположении предметов в пространстве (первый, второй, последний).
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать коммуникативную функцию речи.
| - Упражнения для кистей и пальцев рук.
- Упражнения в расположении различных предметов в пространстве (по образцу, самостоятельно).
- Работа с игрушками.
- Рисование предметов в определенной последовательности.
- Словесные игровые упражнения «Закончи предложение».
|
29 | Повторная диагностика. Цель: - Определение уровня сенсомоторного развития и навыков ручной умелости.
- Составление индивидуального маршрута развития ребёнка.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Обводка по шаблону и трафарету; штриховка в разных направлениях; раскрашивание с соблюдением контура; рисование бордюров; вычерчивание кривых линий; владение ножницами; работа с бумагой: сгибание и складывание, рвать бумагу, скручивать бумагу в трубочку; работа с пластилином: отщипывать, раскатывать, размазывать.
- Упражнение, игры на выделение предметов по форме, цвету, величине.
- Упражнения на выделение лишнего предмета, группировку предметов по основным признакам (цвету, форме, величине).
- Рисование и окрашивание геометрических фигур.
|
30 | Итоговое занятие. Аппликация. Цветы в вазе.
Цель: - Учить вырезать маленькие треугольники на готовых деталях (круг).
- Подбирать цвет бумаги.
- Развивать пространственную ориентировку.
|
- Пальчиковая гимнастика.
- Игра «Раз цветок, два цветок», подбор цветной бумаги, вырезание по краю круга мелких треугольников.
- Распределение деталей аппликации на листе украшение вазы геометрическими фигурами (треугольники, квадраты).
|
2 класс. Тематическое планирование. 30 часов.
№ | Кол-во часов. | Тема. Цель. | Рекомендуемые виды работ. |
1 | 1 | Диагностика.
Цели: - Выявить умение различать форму, цвет, величину предметов, умение производить те или иные пространственные отношения между предметами, выбрать соответствующий образовательный маршрут.
- Выявить уровень развития мелкой моторики.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Обводка по шаблону и трафарету; штриховка в разных направлениях; раскрашивание с соблюдением контура; рисование бордюров; вычерчивание кривых линий; владение ножницами; работа с бумагой: сгибание и складывание, рвать бумагу, скручивать бумагу в трубочку; работа с пластилином: отщипывать, раскатывать, размазывать.
- Упражнение, игры на выделение предметов по форме, цвету, величине.
- Упражнения на выделение лишнего предмета, группировку предметов по основным признакам (цвету, форме, величине).
- Рисование и окрашивание геометрических фигур.
|
2 | 1 | Упражнения на коррекцию и развитие умения определять основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
Цели: - Уточнять и развивать умение различать и называть основные цвета, а также самостоятельно определять цвет предметов.
- Развивать мелкую моторику.
| - Гимнастика для кистей и пальцев рук.
- Раскрашивание предметов определённым цветом.
- Упражнения в нахождении предметов определённого цвета по наглядному образцу и словесному указанию.
- Упражнения в самостоятельном определении цвета и словесном обозначении.
- Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету.
- Коллективная аппликация из готовых деталей « Радуга».
- Конструирование из цветных полосок.
|
3 | 1 | Обводка по шаблону геометрических фигур из цветной бумаги. Вырезание. Цель: - Учить обводить по шаблону геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
- Учить определять цвет бумаги по инструкции учителя и самостоятельно.
- Учить вырезать фигуры по контуру.
| - Пальчиковая гимнастика
- Игры на развитие восприятие цвета «Что бывает такого цвета?»
- Обводка по шаблону геометрических фигур определенного цвета.
- Вырезание фигур по контуру
- Игра на формирование пространственного представления «Первый-красный, второй-зеленый и т.д.»
|
4 | 1 | Упражнения на знакомство с промежуточными цветами. Формирование умения определять их (розовый, голубой).
Цели: - Познакомить с розовым и голубым цветами.
- Учить различать и называть эти цвета.
- Называть основные цвета, самостоятельно определять цвет предметов.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения в нахождении предметов определенного цвета по образцу.
- Упражнения в самостоятельном определении цвета предметов.
- упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету.
- Упражнения с цветными палочками в составлении геометрических фигур, предметов определённой формы.
- Рисование и раскрашивание предметов определённым цветом.
- Игра на сравнение цветов (красный - розовый, синий - голубой).
|
5 | 1 | Аппликация «Подушка». Узор из геометрических фигур в квадрате. Цель: - Учить обводить по шаблону и вырезать геометрические фигуры.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги квадратной формы.
- Составлять по образцу узор в квадрате.
- Подбирать цветовую гамму.
|
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры на развитие пространственных представлений.
- Обводка геометрических фигур.
- Вырезание фигур по контуру.
- Аппликация.
|
6 | 1 | Упражнения на знакомство с промежуточными цветами (оранжевый, фиолетовый).
Цель: - Познакомить учащихся с оранжевым и фиолетовым цветами.
- Учить различать и называть эти цвета.
- Развитие мелкой моторики.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения в нахождении данного цвета по образцу и самостоятельно.
- Рисование и раскрашивание предметов определенным цветом.
- Упражнения в разрывании и скатывании бумаги в шарик. (Оранжевый и фиолетовый цвета).
- Аппликация «Украсим фартук для бабушки» (украшение смятыми « шариками»).
|
7 | 2 | Отработка написания букв, соединения букв в контуре знакомого детям предмета (петух, корзина). Дорисовывание и раскрашивание предмета.
Цель: - Коррекция написания и соединения букв с элементом линия закругления внизу.
- Штриховать и дорисовывать предмет.
- Раскрашивать с соблюдением контура.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игра «Полубуковка», игра «Сосчитай все буквы», «Буква спряталась».
- Игры на формирование тактильного восприятия (письмо букв на ладони)
- Отгадывание загадки про петуха, корзину.
- Обводка шаблона петуха, корзины штриховка в разных направлениях (гребешок, перья хвоста).
- Коррекция написания и соединения букв.
- Раскрашивание.
|
8 | 2 |
Упражнения на определение формы предмета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Цель: - Развивать умение определять форму предмета.
- Развивать умение находить реальные предметы определенной формы.
- Развивать мелкую моторику.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Конструирование геометрических фигур из палочек, ниток, природного материала на подкладном листе.
- Упражнение «Соедини по точкам», обводка и штриховка геометрических фигур.
- Игры на обобщение, группировку и классификацию предметов по их форме.
- Лепка предметов круглой, треугольной формы (овощи-фрукты)
|
9 | 1 |
Изготовление рамки из картона для картинки. Украшение рамки природным материалом.
Цель: - Учить вырезать по контуру полоски определенной длины и ширины.
- Развивать пространственную ориентировку.
- Украшать рамку природными материалами.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игры на развитие пространственной ориентировки.
- Упражнения в откладывании по линейке определенной длины полос картона.
- Резание ножницами по прямым линиям.
- Приклеивание и украшение рамки.
|
10 | 1 | Упражнения на определение формы и называние геометрических фигур. Знакомство с овалом.
Цель: - Познакомить с фигурой овал.
- Учить находить реальные предметы овальной формы.
- Закрепить умение определять форму предметов.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения в нахождении предметов овальной формы по образцу, самостоятельно.
- Упражнения на группировку, обобщение и классификацию предметов по форме.
- Игра «Каждую фигуру на свое место», игры с геометрическим лото, игра «Найди такой же узор».
- Упражнение «Соедини по точкам».
- Лепка предметов овальной формы (яйцо, огурец).
|
11 | 1 | Упражнения на резание ножницами бумаги и картона. Закладка для книг. Украшение аппликацией.
Цель: - Учить проводить прямые линии по линейке.
- Учить резать картон и бумагу по прямым линиям.
- Обводить шаблон и вырезать детали аппликации.
|
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры на формирование пространственной ориентировки «Что изменилось?», «Выложи по образцу».
- Упражнения на складывание, сгибание и разрывание бумаги.
- Упражнения на проведение прямых линий по линейке.
- Резание бумаги и картона.
- Аппликация.
|
12 | 1 | Упражнения на определение формы предмета. Куб. Шар. Цель: - Познакомить с фигурами куб и шар.
- Учить находить в окружающем мире предметы в форме куба и шара.
- Развивать мелкую моторику.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения в нахождении предметов в форме куба и шара по образцу и самостоятельно.
- Конструирование из кубиков.
- Игра на формирование зрительного восприятия куба и шара «Что катится, что не катится».
- Лепка куба и шара.
|
13 | 1 | Итоговое занятие. Симметричное вырезание фигурок человечков. Веселый хоровод. Цель: - Учить обводить шаблон.
- Учить симметрично вырезать.
- Раскрашивать, приклеивать человечков, образуя хоровод.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игры на развитие пространственной ориентировки «Кто спрятался в правом верхнем углу?» и т.д.
- Обводка шаблона человечка, симметричное вырезание.
- Раскрашивание лица и одежды человечка.
- Соединение человечков в хоровод.
|
14 | 1 | Отработка написания букв, соединения букв в контуре знакомого детям предмета (дерево, клоун). Дорисовывание и раскрашивание предмета. Цель: - Учить правильно писать и соединять буквы.
- Дорисовывать предмет, раскрашивать с соблюдением контура.
- Формирование коммуникативных навыков.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игры на развитие внимания, пространственной ориентации.
- Отгадывание загадок про предмет (дерево, клоун).
- Дорисовывание предмета по словесной инструкции учителя с опорой на образец.
- Отработка написания и соединения букв внутри контура.
- Раскрашивание предмета с опорой на образец.
- Разучивание четверостишия про дерево.
|
15 | 1 | Упражнения на формирование умений определять размер предмета.
Цель: - Формировать умения различать и сравнивать предметы по размеру, длине, ширине, высоте.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие.
- Развивать мелкую моторику.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игра «Что такой длины? Что такой высоты? Что такой ширины?»
- Игра «Друзья идут в гости» - подбор дорожек по длине.
- Рисование знакомых предметов разного размера (узкая - широкая лента, высокий - низкий дом, длинный - короткий шарф).
- Упражнение «Составь предложение» с опорой на картинку.
|
16 | 1 | Аппликация из геометрических фигур «Разноцветный ковер».
Цель: - Развивать пространственную ориентировку.
- Развивать творческие способности.
- Развивать мелкую моторику.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игры на развитие пространственной ориентировки в классе. «Что лежит на нижней полке?», «Что находится впереди?» и т.д.
- Игры на развитие пространственной ориентировки на листе бумаги.
- Конструирование «ковриков» по образцу, по памяти.
- Самостоятельное составление узора для коврика, аппликация.
|
17 | 1 | Лепка « Чашка для бабушки» из жгутиков. Цель: - Отрабатывать навык работы с пластилином.
- Развивать мелкую моторику.
- Формирование коммуникативных навыков.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игры на развитие внимания «Что изменилось?», «Продолжи ряд.
- Беседа на тему «Защитники Родины».
- Лепка чашки.
|
18 | 2 | Поздравительная открытка маме. Веточка мимозы.
Цель: - Учить работать с разными материалами (вата, картон, цветная бумага, акварельные краски).
- Развивать пространственную ориентировку.
- Формировать коммуникативные навыки.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игра «Выбираем подарки». Подбор из предложенных детям предметов подарка маме, бабушке, сестренке.
- Графические упражнения по словесной инструкции «Подарочная коробка», «Узор для скатерти».
- Симметричное вырезание цифры 8 из цветной бумаги.
- Расположение деталей открытки на листе картона по образцу.
- Скатывание шариков из ваты, приклеивание в форме мимозы, раскрашивание желтой краской.
- Заучивание четверостишия про маму.
|
19 | 1 | Конструирование по образцу человечков, зверей, птиц, геометрических фигур.
Цель: - Учить конструировать по образцу, по словесной инструкции учителя, по памяти.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать творческое воображение.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения на формирование тактильного восприятия. «Рисование» геометрических фигур на тыльной стороне руки, на спине соседа.
- Упражнения на классификацию, обобщение, группировку геометрических фигур.
- Конструирование по образцу, по памяти, самостоятельно.
|
20 | 1 | Коллаж «Магазин игрушек» (вырезание изображений из открыток, цветных обложек тетрадей).
Цель: - Формировать умение вырезать детали сложной конфигурации.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие мелкой моторики.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения на формирование пространственной ориентировки.
- Упражнения на группировку, классификацию, обобщение составление осколочной картинки.
- Вырезание изображений по выбору.
- Составление сюжетной картинки «Магазин игрушек» на листе с целью развития творческого воображения.
- Придумывание продолжения рассказа с опорой на коллаж.
|
21 | 1 | Работа с бумагой и картоном. Голубь.
Цель: - Учить складывать бумагу во много слоев (гофрирование).
- Формировать умение вырезать детали сложной конфигурации.
- Развивать мелкую моторику.
|
- Пальчиковая гимнастика.
- Игра «Воздух, земля, вода».
- Упражнения на формирование пространственной ориентировки.
- Обводка по шаблону тела голубя, вырезание.
- Складывание листа бумаги во много слоев (веер).
- Сборка голубя.
|
22 | 1 | Работа с разными материалами«К нам весна шагает»..
Цель: - Учить работать с разными материалами (макароны, пластилин, бумага).
- Формировать коммуникативные навыки.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игра «Продолжи ряд», «Четвертый лишний».
- Изготовление бус с чередованием материалов (макаронина, пластилиновый шарик).
- Резание полос по длине листа бумаги без разметки.
- Изготовление бантиков путем складывания бумаги во много слоев.
- Украшение заранее приготовленного на листе ватмана недорисованного изображения Весны. (Волосы - из нарезанных полос бумаги, бусы - из макарон и пластилиновых шариков, украшение волос, воротника бантиками.
- Разучивание стихотворения Е. Благининой «К нам весна шагает».
|
23 | 1 | Аппликация «Фрукты в вазе».
Цель: - Учить работать с цветной бумагой.
- Учить работать с ножницами.
- Развивать эстетический вкус.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Игра «Съедобное - несъедобное», «Фрукт - овощ».
- Обводка деталей по шаблону по выбору.
- Склеивание деталей с целью получения объемного фрукта.
- Расположение фруктов в вазе, заранее изготовленной учителем на листе ватмана.
- Отгадывание загадок про фрукты.
|
24 | 1 | Работа с пластилином. Лепка самолетов, машин ко дню Победы.
Цель: - Отрабатывать приемы лепки.
- Развивать мелкую моторику.
- Воспитывать патриотизм.
|
- Пальчиковая гимнастика.
- Рассаказ о Великой Отечественной войне.
- Лепка самолетов, танков, военных машин по выбору детей с опорой на наглядность.
- Игры на формирование пространственной ориентировки.
|
25 | 2 | Диагностика. Прогноз развития. | - Пальчиковая гимнастика.
- Обводка по шаблону и трафарету; штриховка в разных направлениях; раскрашивание с соблюдением контура; рисование бордюров; вычерчивание кривых линий; владение ножницами.
- Работа с бумагой: сгибание и складывание, рвать бумагу, скручивать бумагу в трубочку; работа с пластилином: отщипывать, раскатывать, размазывать.
- Упражнение, игры на выделение предметов по форме, цвету, величине.
- Упражнения на выделение лишнего предмета, группировку предметов по основным признакам (цвету, форме, величине).
- Рисование и окрашивание геометрических фигур.
|
26 | 1 | Итоговое занятие. Коллаж «Лето в деревне» (вырезание изображений из открыток, цветных обложек тетрадей).
Цель: - Формировать умение вырезать детали сложной конфигурации.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие мелкой моторики.
| - Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения на формирование пространственной ориентировки.
- Игра «Бывает - не бывает», составление осколочной картинки.
- Вырезание изображений по выбору детей.
- Составление сюжетной картинки «Лето в деревне» на листе с целью развития творческого воображения учащихся.
- Придумывание продолжения рассказа с опорой на коллаж.
|