Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда
классный час (4 класс)

Куликова Светлана Вячеславовна

Закрепление и расширение знаний учащихся о блокаде Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada_leningrada_4_klass.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Блокада Ленинграда»

ЦЕЛЬ: Закрепление и расширение знаний учащихся о героической обороне Ленинграда

ЗАДАЧИ:

Образовательная:

- Сформировать образное представление о ходе и этапах блокады Ленинграда.

Развивающая:

- Продолжить формирование представления, что война – это не набор каких – то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны

- Способствовать формированию желания познавать многообразие исторических событий отечественной истории на принципах гуманизма, толерантности и открытости;

- Создать условий для формирования отношений дружбы и взаимопомощи между поколениями;
- Формировать  у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества;

Воспитательная:

- Содействовать воспитанию чувств патриотизма, гордости за свою страну.

-Способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейший период и в тяжелейших условиях, и восстановившему страну в послевоенный период;

-  Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

- Сохранить духовное наследие старшего поколения.

ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, проектор, магнитофон, интерактивная доска, наглядный материал- «125,0- норма блокадного хлеба»

Содержание:

1. Вступительное слово учителя.

        Сегодня мы с вами собрались, чтобы еще раз поговорить о тяжелых страницах истории нашей Родины – о войне, а именно о блокаде Ленинграда.

Слайд 1

2. Беседа, показ презентации.

Слайды 2

За окном прекрасная пора, начало лета – солнце, тепло, голубое небо, уже закончились выпускные экзамены в школах, отгремели выпускные вечера, у каждого множество планов на будущее…

Слайды 3, 4,5

Звучит музыка «Довоенный вальс».  

Слайды 6

НО…. 22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. 

Слайды 7,8

Звучит музыка «Вставай страна огромная…»     

Слайды 9

Гитлеровские войска напали на Советский Союз. Все встали на защиту страны, мужчины, женщины, дети, вчерашние студенты и школьники, все шли на фронт. С первых дней войны основными направлениями ударов врага были Москва и Ленинград. Москва - сердце России, а Ленинград – ее душа. «Уничтожим душу, умрет и страна,» - считали фашисты.

Слайды 10

Задачей немцев было полностью разрушить этот город, стереть его с лица Земли. Гитлер планировал взять его к ноябрю и затем снести. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город. 

Слайды  11

Немецкие войска подошли к границам города и уже обстреливали из пушек все ленинградские улицы, город стал фронтом, туда, где шли бои, можно было доехать на трамвае. Начались ежедневные обстрелы и бомбежки.

Слайды 12

Вой сирены 

Слайды 13

Но немцы не просто подошли близко к городу, они его полностью окружили, из города не было возможности выехать ни на поезде, ни на машине. Началась блокада нашего города, которая длилась 900 дней с 8 сентября 1941 до 27 января 1943.

Слайд 14

К началу блокады в городе было недостаточное количество продовольствия и топлива, медикаменты для больниц, уже в августе были введены карточки на продукты – обратить внимание на надпись: «При утрате не возобновляется»

Слайд 15

Карточки печатались в типографии имени Володарского. Немцы пытались разрушить типографию, нарушив тем самым снабжение города хлебом. Хлебная карточка!!! Ей не было цены. Она была дороже золота! В каждом этом талончике была заключена жизнь.

Слайды 16

Да, этот хлеб нельзя было назвать хлебом, он был совсем не такой, как мы с вами привыкли. Хлеб был маленький, но тяжелый и влажный, потому что муки в нём было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха.

Слайды 17

Сначала закончился ячмень, в том числе и ячменный солод с пивных заводов. Потом — овсяная мука из фуражного овса, которым кормят лошадей.

За месяцы израсходовалась соевая и кукурузная мука, а за ними и картофель, даже мороженый. Стали молоть жмых. К концу 41-го года и это всё закончилось, в ход пошла гидроцеллюлоза. Проще говоря, обработанная химическим путем, древесина. Слайды 18

Вот один из рецептов блокадного хлеба   Делали муку и из коры березовых веток, и из сосны, и из семян дикорастущих трав. А в самые тяжелые времена вообще собирали мучную пыль со стен и потолков складов. Ели всё, что попалось- суп из травы, кисель из столярного клея, мышей, кожаные ремни. В городе не было мяса, сахара, овощей. Дети крошили хлеб на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. В городе началась дистрофия, люди падали от голодных обмороков. 

Слайд 19

Только 3 % жителей блокадного Ленинграда погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.

Слайды 20

Но не только с голодом столкнулись ленинградцы. Начались очень морозные зимы, иногда температура достигала минус 40 градусов. Закончилось топливо, замерз водопровод - город остался без света и питьевой воды, нет угля в котельных, поэтому батареи холодные, а. чтобы топить печь – уже нет дров.

Слайды 21

У ленинградцев появились печурки-времянки, которые назывались буржуйки но они не держат тепла, кончишь топить и все - опять холод, как на улице.  В домах были выбиты стекла, и чтобы хоть немного укрыться от холода и ветра окна забивали фанерой, поэтому в квартирах было не только холодно, но и темно. 

Слайды 22

Дров тоже было мало, поэтому жгли мебель, книги, доски из разбомбленных домов.

Слайды 23

В лютые морозы городской водопровод замерз и за водой ходили на Неву и другие реки и каналы. Брали с собой ведерки, кастрюльки, чайники, что могли унести, ведь сил у людей совсем не было. Если не могли далеко идти, собирали снег и растапливали его, но он был грязный, ведь в городе были пожары. 

Слайды  24

У мест, где жители брали воду, образовывались огромные ледяные горки от расплесканной на морозе воды. Эти горки были серьезным препятствием для ослабленных от голода людей.

Слайды 25

В Городе были постоянные бомбежки, жители укрывались в бомбоубежищах, нередко в них проходил весь день. Посмотрите, на стене «чёрная тарелка» - это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома, которые означали, что город жив, его сердце бьётся. 

Слайды  26

Метроном. 

Слайды 27

Трудно было жить в это время и страшно. Но город жил. И не просто жил-выживал, но и работал, помогал всей стране.

Слайды 28

Мужчины ушли на фронт, их заменили женщины - они работали на заводах, им помогали старики и дети.

Слайды 29

На заводах непрерывно ремонтировались танки, пушки, пулеметы, выпускали мины, гранаты, снаряды и авиабомбы. Многие после смены оставались ночевать в цехах, до дому не дойти- далеко и нет сил, а городской транспорт не работал.

Слайды 30

Помимо этого ленинградцы шили одежду, вязали теплые вещи солдатам, защищавшим город.

Слайд 31

Вот эту 15 летнюю девочку зовут Вера Тихонова. Она пришла на завод, где работали её отец и братья, которые ушли на фронт, стала токарем 3 разряда и выполняла полторы нормы!  Далеко не каждый взрослый мог это. Эту девочку называли «Блокадной Джокондой» за её загадочную улыбку.

Слайд 32

Дети не только работали на заводах, они дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, оповещали об артобстрелах, работали в госпиталях, помогая раненым, обходили дома, подъезды, квартиры, чтобы помочь совсем ослабленным от голода ленинградцам, которые сами не могли встать с постелей. Всё это после уроков, поскольку хоть и началась война, но как положено, в сентябре начался учебный год. Слайды 33

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров и тёплой одежды, дети продолжали учиться. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В классах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Руки мерзли, превращались в ледяшку, а мел выскакивал из пальцев. Учителя ставили оценки в журнал карандашом. Ученики шатались от голода, но старательно учились под девизом «Ударим 5-кой по врагу!». Большинство школ было разбомблено и нередко занятия проходили в бомбоубежищах.

Слайды 34

       Город спасала только Дорога жизни, прошедшая через Ладожское озеро. 12 сентября 1941 в город по Ладоге прошли первые баржи с продовольствием и боеприпасами. А из города вывозились люди - главным образом, дети. До поздней осени шли баржи.

 Слайды 35

Когда на Ладоге появился лёд, по дороге пошёл конно-санный обоз.  Для машин лед был еще очень хрупок, да и сани в это время нагружали очень мало, потому что лед мог не выдержать, да и животные тоже были голодные и не могли работать в полную силу. Они, как и люди, тоже были блокадниками.  Люди, чтобы облегчить жизнь животным, сами не садились в сани, а шли рядом, помогая своим питомцам, подталкивая сани сзади.

Слайд 36

Чуть позже по Дороге Жизни пошли грузовики. Каждый рейс был подвигом, потому что немцы вели постоянный обстрел этой дороги. В первые дни фашисты безнаказанно обстреливали автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами разбивали лёд на трассе.  К тому Ладога очень своенравное озеро и на нем постоянно были штормы.

Слайды 37

Эти грузовики называли полуторками, потому что они могли провезти только полторы тонны, именно полуторки стали легендарными машинами Дороги жизни. А чтобы привезти больше зерна сзади к грузовикам привязывали сани, на которых тоже были мешки с мукой. Машины не только ввозили продовольствие, но и вывозили из города больных и детей.

Слайды 38

В некоторых местах лед был хрупок и нередко грузовики тонули. Трассы, по которым проезжали машины, постоянно менялись, больше 10-15 дней трасса не выдерживала, потому что лед «уставал» от движения и переставал держать машины, они начинали проваливаться. И тогда дорогу переносили.  

Слайды 39

Большинство рейсов проводилось ночью, когда немецким войскам было сложнее бомбардировать машины. На озере также установили зенитные орудия, большое количество зенитных пулеметов и наши войны смогли дать отпор гитлеровской армии. На трассе круглосуточно дежурили автослесари - работала «скорая помощь» для машин, регулировщики, показывающие путь и контролирующие ситуацию на дороге. 

Слайды 40

Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Сейчас на Ладожском озере находится музей и памятник «Цветок жизни»

Слайд 41

Одной из самых знаменитых блокадниц была Таня Савичева – ленинградская школьница, которая с начала блокады начала вести дневник в записной книжке. В дневнике всего 9 страниц, на шести из них даты смерти близких людей: матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей.

Слайды 42

… 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра… Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня…  Осталась одна Таня…Эти страшные строки нельзя читать спокойно. В августе 1942 года Таню эвакуировали, два года врачи боролись за её жизнь, но Таня умерла от истощения и голода, не дожив до победы.

Слайд 43

Город жил… 

Город жил своей, особенной, сложной, в какие-то моменты страшной жизнью, но он жил и дышал….

Девушки старшеклассницы собирали посылки для солдат красной армии, младшие школьники помогали раненным в госпиталях.

Слайды 44

В городе работала танцевальная студия под руководством Аркадия Орбанта. Хотя много детей было эвакуировано, по разным причинам в городе остались дети. Руководитель ансамбля нашел своих воспитанников. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, потом они смогли приступить к репетициям. Уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. За время блокады ансамбль дал около 3000 тысяч концертов. Артисты выступали в госпиталях, совсем близко к передовой линии фронта, и чтобы не привлекать врага лишним шумом, полы застилали сеном и танцевали без музыки...

Слайды 45

Бойцы. видевшие многое за время войны, не могли без слез смотреть на этих маленьких героев! Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда». В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда»

Слайд 46

В городе работали музеи, театры - Театр музыкальной комедии, Большой Академический театр, театр им. Комиссаржевской. Это было необходимо, чтобы доказать врагу, что город жив, блокада не убьёт его!

Слайды 47

Во время блокады была написана известнейшая 7-ая симфония Дмитрия Шостаковича, она получила название «Ленинградская». В Ленинграде работал симфонический оркестр. 

Звучит музыка Ленинградской симфонии 

Слайды 48

В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, а симфония длилась 80 минут наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета. На концерт пришли моряки, пехотинцы, простые ленинградцы, труженики блокадного города. Это сочинение Шостаковича потрясло слушателей, многие плакали и не скрывали своих слёз.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио и через громкоговорители по всему городу. Её слушали и фашисты. Позже, уже в мирное время один из  бывших Солдатов немецкой армии, признался, именно в этот день 9 августа 1942 года, мы поняли - Ленинград нам не взять, не победить.

Слайды 49

Время шло, советская армия постепенно набирала силу, немцы отступали. Постоянно наши войска предпринимали множество усилий, чтобы прорвать блокадное кольцо. И вот наступил этот долгожданный день. Это удалось 18 января 1943 года.

Слайды 50

 Весь мир слушал сообщение советского радио «После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда…»

Блокада полностью была снята и 27 января прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.

Слайды 51 

В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое большое Пискаревское, на нём похоронено 470 тысяч человек. Там лежат ленинградцы, которые не смогли дожить до победы - мирные жители, солдаты, защищавшие город. Женщины, мужчины, дети, старики. Многие могилы неизвестны.

Слайды 52,53

Как минимум, три раза в год ленинградцы приходят на Пискаревское кладбище, где сооружен огромный мемориальный памятник, чтобы вспомнить тех, кто не вернулся с войны. В день Победы (9 мая), в день начала блокады (8 сентября) и в день полного снятия блокады (27 января). В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей матери. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Слайды 54 

И мы с Вами должны помнить, какой ценой нам достался этот мир. Ведь если человек не знает и не ценит прошлого, у него нет и будущего. Давайте почтим память всех погибших солдат и ленинградцев минутой молчания.

Звучит метроном. Минута молчания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда.

Литературная композиция, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда.Воспитательная работа....

Презентация для проведения классного часа, посвящённого Дню снятия Блокады Ленинграда

27 января мы отмечаем годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Эта дата важна не только для жителей Ленинграда, но и для всей страны, потому что стойкость жителей явила величай...

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда.

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда, для начальной школы....

Методическая разработка:" Открытый урок, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда".

В презентации представлены упражнения по работе с безударными гласными на основе лексического материала, посвящённого блокаде Ленинграда....

Мероприятие, посвящённое памяти снятия Блокады Ленинграда

Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны,  воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою страну...