Программа воспитательной работы
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Программа воспитательной работы «Шаг за шагом к совершенству» (для учащихся 1- 4 классов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty.docx | 75.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с Чернава
Измалковского муниципального района Липецкой области»
Программа воспитательной работы
«Шаг за шагом к совершенству»
(для учащихся 1- 4классов)
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт программы ………....................................................................... 3
2. Пояснительная записка …………………………………………..……... 5
2.1.Актуальность и принципы............................................................. 6
2.2.Цели и задачи программы.............................................................. 6
2.3. Этапы реализации программы.................................................... 6
2.4.Основные направления и ценностные основы воспитания........ 7
3. Содержание программы……....................................................... ……..…10
4. Формы и методы работы………………………………………………… 14
5. Реализация программы ………………………………………………….. 14
6. Планируемые результаты ……………………………………………….. 24
7. Сотрудничество с родителями……………………………………………26
8. Мониторинг …………………………………………………………….. 28
9. Список используемой литературы ………………………………………30
Паспорт Программы
Наименование Программы | Шаг за шагом к совершенству |
Заказчик Программы | |
Разработчик Программы | |
Участники Программы | Коллектив учащихся, родители, классный руководитель |
Цель Программы | Воспитание высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, умеющих и желающих проявить заботу друг о друге, коллективе, о Родине с целью улучшения себя и окружающей жизни |
Задачи | - определить общую стратегию развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития до другой; - создать эмоционально-насыщенную деятельность, адекватную возрастным особенностям младшего школьника, носящую творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками; - развить активность и инициативность, организаторские навыки самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе; - формировать целостное восприятие родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости); - воспитать гражданина своего Отечества, на традициях народа в контексте с его духовной культурой. |
Срок реализации | 2017 – 2021 г.г. |
Этапы реализации | 1 этап - изучение классного коллектива 2 этап - формирование, углубление и развитие творчества учащихся, переход в режим функционирования. 3 этап – обобщение опыта |
Перечень традиционных мероприятий | День знаний, День учителя, День рождения отряда, Праздник Урожая, День Матери, Новогодний утренник, День защитника Отечества, Международный женский 8 Марта, День Победы, Последний звонок |
Ожидаемые конечные результаты | Портрет выпускника начальной школы: •Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; •Владеющий основами умения учиться; •Любящий свой край и свою страну; •Уважающий и принимающий ценности семьи и общества; •Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; •Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение; •Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. |
Пояснительная записка
Программа «Шаг за шагом к совершенству» создана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработана на основе школьной программы воспитания «Стать Человеком» для учащихся 1-11классов.
Программа представляет собой определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогического воздействия.
Программа опирается на следующие принципы:
- Принцип гуманности
- Принцип личностного подхода
- Принцип развития
- Принцип демократичности
- Принцип природосообразности
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Программа воспитательной работы «Шаг за шагом к совершенству»разработана для учащихся начальной школы, которая поможет классному руководителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Актуальность проблемы.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем в очень сложное время. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Возрождение общества возможно только при воспитании у подрастающего поколения высоких моральных качеств. Проблемы воспитания российской молодежи остаются актуальными.
Цели и задачи.
Воспитание высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, умеющих и желающих проявить заботу друг о друге, коллективе, о Родине с целью улучшения себя и окружающей жизни.
Достижение этой цели возможно при создании оптимальных условий для раскрытия и развития личности воспитанника, формировании развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды становления личности, как ученика, так и учителя.
Этапы и организационно-педагогические условия реализации Программы
Программа реализуется через систему классных часов, урочные и внеклассные формы работы; коллективную, групповую, индивидуальную работу.Она направлена на развитие и совершенствование положительных качеств ребёнка через становление и развитие детского самоуправления и разработана по циклическому принципу для обучающихся начальной школы.
Срок реализации – 4 года
1 класс. Познай себя (ребёнок - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих)
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс. Учимся дружить (результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких).
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы;
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления.
3 класс. Коллективная жизнь (воспитание умения жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива).
- проявление интеллектуальных способностей на муниципальном и региональном уровне;
- активное участие детей в жизни класса, школы;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей села и района;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс. В единстве – сила (от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков).
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме.
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности:любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
Задачи:
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
- любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
Задачи:
- различение хороших и плохих поступков;
- знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- почтительное отношение к родителям;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
Задачи:
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- первоначальные навыки коллективной работы;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни
Задачи:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Задачи:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- бережное отношение к растениям и животным;
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Задачи:
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Содержание программы
Воспитательные цели и задачи предполагают целостность воспитательной программы, включающей в себя все сферы жизни школьника.
Практически решение данных задач производится в школе одновременно во всех возрастных группах, однако их содержательный вес и иерархия неодинаковы для разных периодов школьной жизни. Данная программа воспитания разработана для начальной ступени на основе школьной программы воспитания «Стать Человеком».
Основное содержание воспитания определено как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина;
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;
- знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина;
- участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
- получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни;
- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями односельчан, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов;
- ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки;
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;
- участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;
- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.
- получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий;
- ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- получение первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества в процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий с учащимися начальной школы;
- участие в экскурсиях по микрорайону, селу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
- изучение профессий своих родителей и прародителей, участие в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
- получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
- приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду;
- обучение творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участие в разработке и реализации различных проектов);
- приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов;
- приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома;
- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями односельчан, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; профилактическая работа:
- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
- участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
- практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки;
- составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания;
- получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
- получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе;
- получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
- посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;
- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России;
- ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;
- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
- обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой;
- получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
- получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
участие в художественном оформлении помещений.
Формы и методы работы:
Тематические классные часы. Экскурсии в школьный музей. Творческие конкурсы и выставки. Беседы, чтение и обсуждение книг. Изучение предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана, в том числе специальный курс «Начала этики». Просмотр кинофильмов. Заочные путешествия по историческим и памятным местам. Сюжетно-ролевые игры. Самообслуживание. Занятия-практикумы, дидактические игры, конкурсы. Спортивные часы, праздники, физкультминутки, соревнования. Работа спортивных секций.
Реализация программы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
1 класс | |
Школьные мероприятия | Классные мероприятия |
2.День солидарности в борьбе с терроризмом 3.День юного героя-антифашиста 4.Дни воинской славы. 5.Участие в Неделях Памяти. 6.Участие в мероприятиях, посвящённых Дню защитника Отечества 7.Участие в мероприятиях «Я – гражданин России» 8.Гагаринский урок «Космос – это мы» 9.Участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы | 1. «Первый раз – в первый класс» 2. Классное собрание «Мы школьниками стали» (о правилах поведения) 3. Классный час «Влияние характера на поступки и поведение человека» 4. «Наш класс-моя семья» (игра-беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками). 5. Устный журнал «Всемирный день прав ребёнка» 6. Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил» |
| |
1.Урок Знаний. Урок мира. 2.Дни воинской славы. 3.Участие в Неделях Памяти. 4.День освобождения села (9.12) 5.Участие в мероприятиях, посвящённых Дню защитника Отечества 6.День памяти Лётчиков 7.Участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы 8.Посещение школьного музея «История села Чернава» 9.Участие в мероприятиях «Я – гражданин России» | 1. Беседа «Человек среди людей» 2. Классный час «Я человек и гражданин» 3. Беседа «Что значит быть счастливым в своей стране» 4. Презентация «История Российского флага» 5. Час поэзии «Мне посчастливилось родиться на Руси» 8. Классный час «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь» |
| |
1.Урок Знаний. Урок мира. 2.Дни воинской славы. 3.Участие в Неделях Памяти. 4.День освобождения села (9.12) 5.Участие в мероприятиях, посвящённых Дню защитника Отечества 6.День памяти лётчиков 7.Участие в мероприятиях «Я – гражданин России» 8.Участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы 9.Посещение школьного музея «История села Чернава» | 1. Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком» 2. Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас» 3. Встреча с интересным человеком: «Орден в твоем доме? О чем рассказал орден» 4. Час рассуждений «Что означает моё имя» 5. Час психолога «Я чувствую себя счастливым, когда…» 6. Классный час «Как я умею преодолевать трудности» 7. Беседа «Мудрые заповеди предков» 8. Конкурс-викторина «О солдатах и генералах» |
| |
11.Участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы 12.Посещение школьного музея «История села Чернава» 13.Участие в проектах «Ветеран в моей семье», «История моей семьи – история моей страны» 14.Участие в военно-спортивной игре «Патриот» | 1. Беседа «Мои сильные и слабые стороны» 2. Классный час «Я и общество», «Всемирный день прав ребёнка» 3. «Встречают по одежке, провожают по уму» (беседа с психологом) 4. «Мое «хочу» и мое «надо» (час доверительного разговора) 5. Классный час «Кто я? Какие мы?» 6. Классный час «Россия – Родина моя» 8. Вахта памяти «Звучит памятный набат» 9. Классный час «След войны в моей семье» |
Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе.
1 класс | |
Школьные мероприятия | Классные мероприятия |
1.Ролевые и дидактические игры 2.Праздник Урожая 3.Занятия в объединениях по интересам 4.Неделя детской книги 5.Участие в проектной деятельности | 1. Беседа-представление «Я и мои таланты» 2. Классный час «Мы славим труд» 3. Классный час «Каждой вещи -своё место», «У кого в порядке книжки и тетрадки» 4. Практическое занятие «Учебная книга – наш друг» 5. Викторина – игра «Мои любимые уроки» 6. Классный час «Трудно ли учиться в школе |
2 класс | |
1.Ролевые и дидактические игры 2.Праздник Урожая 3.Занятия в объединениях по интересам 4. Неделя детской книги 5. Экскурсия «Профессия моих родителей» 6. Участие в проектной деятельности | 1. Классный час «Путь нашей тетрадки» 2. Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе» 3. Презентация «Мой любимый сказочный герой» 4. Мероприятие«Мы труд воспеваем и славим работу» 5. Диспут «Школа – мой второй дом» 6. Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза» 7. Классный час «Как мы выполняем домашние задания» 8. Игровой час «Учимся быть организованными» |
3 класс | |
1.Ролевые и дидактические игры 2.Праздник Урожая 3.Занятия в объединениях по интересам 4. Неделя детской книги 5. Проект «Профессия моих родителей» 6. участие школьников в конкурсах декоративно-прикладного творчества 7. Участие в проектной деятельности | 1. «Мир моих увлечений» 2. Игра «Умники и умницы» 3.КВН по русскому языку 4.Классный час «Хвала рукам, что пахнут хлебом» 5. Классный час«Люби книгу!»/ «Культура умственного труда в классе и дома» 6. Устный журнал «Путешествие в страну неразгаданных тайн» 7. «Почему их так называют?» Внеклассное занятие по русскому языку и окружающему миру. «Считай, смекай, отгадывай» |
4 класс | |
1.Ролевые и дидактические игры 2.Праздник Урожая 3.Занятия в объединениях по интересам 4. Неделя детской книги 5. Участие школьников в конкурсах декоративно-прикладного творчества 6. Участие в благоустройстве школьной территории 7. Участие в проектной деятельности |
2. Праздник «Музыкальная гостиная» 3. Классный час «Все работы хороши – выбирай на вкус» 5. Час психолога «Отчего прибавляется счастья» 6. Конкурс знатоков «Турнир Шерлока Холмса» 7. Доверительная беседа «Невидимые враги человека, которые мешают жить» 8. Час-игра«Путешествие по Королевству любимых предметов» |
Воспитание нравственных чувств, духовности и достойного отношения к семье
1 класс | |
Школьные мероприятия | Классные мероприятия |
1.Ведение курса «Начала этики» 2.Клубные часы. Часы чтения (в рамках мероприятий ГПД) 3.Просмотр видео и мультфильмов о доброте и милосердии. 4.Посещение выставки творческих работ «Как прекрасен этот мир!» | 1.Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем» 2.Классный час «Правила поведения в общественных местах» 3. «Мои родные» выставка рисунков 4. «Семейные праздники» (рассказы и рисунки) 5.Викторина «О наших бабушках, мамах, сестрах» 6.Доверительная беседа с психологом «Друг в моей жизни» 7.Классный час«Спешите делать добро» |
2 класс | |
1.Ведение курса «Начала этики» 2.Клубные часы. Часы чтения (в рамках мероприятий ГПД) 3.Просмотр видео и мультфильмов о доброте и милосердии. 4. Участие в фольклорных праздниках (Масленица, Троица) | 1. Час общения «Тепло семейного очага» 2. Час разговора«Доброе слово- что ясный день» 3. Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?» 4. Круглый стол«Что такое правила хорошего тона» 6.Семейный праздник «Род, родные, Родина» 7. Диспут «Что такое хорошо?!» 8.Час общения«Порадовать близких – как это просто |
3 класс | |
1.Ведение курса «Начала этики» 2.Клубные часы. Часы чтения (в рамках мероприятий ГПД) 3.Просмотр видео и мультфильмов о доброте и милосердии. 4. Участие в фольклорных праздниках (Масленица, Троица) 5. Участие в праздничных концертах 6. Посещение концертов Липецкой филармонии | 1. «День рождения моей семьи» 2. Беседа «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» 3. Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир» 4. Классный час «Благодарность это…» 5. Рождественские встречи 6. Классный час «Давайте жить дружно»/ или «Мое и чужое в школьной жизни» 8. Классный час «Путешествие в страну справедливости» 9. Ролевая игра «Учимся дружить» |
4 класс | |
1.Ведение курса «Начала этики» 2.Участие в работе объединений по интересам 3.Просмотр видео и мультфильмов о доброте и милосердии. 4. Участие в фольклорных праздниках (Масленица, Троица) 5. Участие в праздничных концертах 6. Посещение концертов Липецкой филармонии 7. Проведение совместных с родителями мероприятий (Папа, мама, я – активная семья, проектная деятельность) | 1. Исследовательская работа «Родословная моей семьи» 2. Классный час«Школа вежливости» 3. Праздник «Я песню милой маме пою» 4. Беседа «Без друга в жизни туго» 5. Беседа – диспут «За что уважают в семье и обществе»/или «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» 6. Семейная гостиная «Традиции моей семьи» 7.Доверительная беседа «Мои мечты, мои желания» |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
1 класс | |
Школьные мероприятия | Классные мероприятия |
1.Участие в мероприятиях «День Земли», «День птиц» 2.Посещение выставки «Край родной» 3.Участие в конкурсе рисунков «Рисуем Родину» | 1. Экскурсия «Вот и осень пришла» 2. Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво» 3. «Пусть будет чистым родной край» практическое задание 4. Классный час «Природа и человек»/ «Наши друзья животные» 5. День защиты Земли 6. Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу» |
2 класс | |
1.Участие в мероприятиях «День Земли», «День птиц» 2.Посещение выставки «Край родной» Участие в конкурсе рисунков «Рисуем Родину» 3. Виртуальная экскурсия «Природа родного края» | 1. «Люби и охраняй природу» 2. Викторина «Путешествие в мир животных» 3. Экологическое заочное путешествие 4. Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки» 5. Акция «Птицы наши друзья» (изготовление кормушек для пернатых) 6. Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения» 7. Поле чудес «Зеленая планета» 8. «Животные нашего края» (викторина) |
3 класс | |
1. Участие в мероприятиях «День Земли», «День птиц» 2. Посещение выставки «Край родной» 3.Участие в конкурсе рисунков «Рисуем Родину» 4.Виртуальная экскурсия «Природа родного края» 5.Участие в акциях «Покормите птиц» 5.Выставка фотографий, рисунков, плакатов «Край мой любимый…» | 1. Экскурсия «Природные сообщества и их взаимодействия» 2. Конкурс знатоков природы. 3. Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?» 4. Заочное путешествие «Чем богат наш край?» 5. Игровой час «Лесная карусель» 7. Брейн-ринг«Природа нашей Родины» |
4 класс | |
1. Участие в мероприятиях «День Земли», «День птиц» 2. Участие в озеленении школьной территории 3. Конкурс чтецов стихотворений о природе 4. Экскурсия «Природа родного края» 5.Участие в акциях «Покормите птиц» 6.Выставка фотографий, рисунков, плакатов «Край мой любимый…» 7.Участие в акциях «Живи, родник», «Посади деревце» и др) 8. Участие в школьных экологических конференциях | 1. Викторина «Растительный мир земного шара» 2. Беседа «Растения – синоптики» 3. Викторина «Животный мир земного шара» 4. Экскурсия «Весна! Весна! И все ей радо!» 5. Обсуждение ситуации «Планета Земля в опасности» 6. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом» 7. Экологический плакат «Гармония в природе» 8. Мини-конференция «Маленькие тайны большой природы» 9. Путешествия по родному краю |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Профилактическая работа с учащимися
1 класс | |
Школьные мероприятия | Классные мероприятия |
1.Курс внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления 2.Организация подвижных игр, спортивных соревнований. 3.Проведение физкультминуток, спортивных часов 4.Участие в профилактической работе (по плану) | 1.ПДД «Мой путь домой» 2.Классный час «Береги здоровье смолоду» 3.Беседа «Почему сон – это важно» 4. Богатырские забавы 5. Беседа «О вкусной и здоровой пище» 6. Классный час «Личная безопасность» 7. Музыкально-спортивный час «Если хочешь быть здоровым» 8. Прогулка в лес, игры на свежем воздухе. |
| |
1.Курс внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления 2.Организация подвижных игр, спортивных соревнований. 3.Проведение физкультминуток, спортивных часов 4.Участие в профилактической работе (по плану) | 1.Игра «Азбука безопасного поведения на улице» 2. Операция «Чистый двор» 3. Классный час «Мы- за здоровый образ жизни» 4. Классный час «О личной гигиене» 5. Мероприятие «Путешествие в страну Здоровья» 6. Весёлые старты«Быстрее, выше, сильнее» 7.ПДД «Что значит быть ответственным» |
| |
1.Курс внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления 2.Организация подвижных игр, спортивных соревнований. 3.Проведение физкультминуток, спортивных часов 4.Участие в профилактической работе (по плану) | 1. ПДД «Мы - пешеходы» 2. Час общения «Режим – это скучно или необходимо» 3. Утренник«В гостях у доктора Айболита» 4. Классный час«В здоровом теле – здоровый дух» 5. «Светофор здоровья» 6. Беседа«Овощи – кладовая витаминов» 7. Практикум«Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье» 9. Игры на воздухе «Мой веселый звонкий мяч» |
| |
1.Курс внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления 2.Организация подвижных игр, спортивных соревнований. 3.Проведение физкультминуток, спортивных часов 4.Участие в профилактической работе (по плану) | 1. ПДД «Школа светофорных наук»
6. Беседа «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят», «Чистота – залог здоровья» 7. Весенний марафон «Будь здоров», «Футбол для всех» 8. Спектакль «Дорожный патруль» |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
1 класс | |
Школьные мероприятия | Классные мероприятия |
1.Посещение выставки творческих работ «Как прекрасен этот мир!» 2.Участие в праздничных концертах 3.Посещение концертов Липецкой филармонии | 1. Конкурс рисунков«Счастливое детство» 2. «В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала) 3. Беседа«Удивительное рядом» 4. «Творческие родники» (мастер-класс для детей) 5. Новогодняя карусель 6. Мир моих увлечений 7. Чтение сказок народов мира «Сказка-ложь, да в ней намёк» |
2 класс | |
1. Ведение курса «Начала этики» 2.Клубные часы. Часы чтения (в рамках мероприятий ГПД) 3.Посещение выставки творческих работ «Как прекрасен этот мир!» 4. Участие в фольклорных праздниках (Масленица, Троица) 5. Участие в праздничных концертах 6. Посещение концертов Липецкой филармонии | 1. Конкурс поделок «Короб чудес» 2. Праздник красок и карандашей 3. Викторина «Что за прелесть эти сказки» 4. Путешествие в мир танца (мастер-класс от хореографа) 6. Инсценированный классный час «Чудеса народного искусства» 7. Чудо своими руками«У фантазии нет границ» 8. Классный час«В солнечном царстве, эстетическом государстве» |
3 класс | |
1.Ведение курса «Начала этики» 2.Клубные часы. Часы чтения (в рамках мероприятий ГПД) 3.Просмотр видео и мультфильмов о доброте и милосердии. 4. Посещение выставки творческих работ «Как прекрасен этот мир!» 5. Участие в фольклорных праздниках (Масленица, Троица) 6. Участие в праздничных концертах 7. Посещение концертов Липецкой филармонии | 1. Конкурс рисунков«Мир глазами детей» 2. Музыкальный праздник «Колокольчики добра» 3. Творческий час«Зажги свою звезду» 4. Игровой час«Тропою сказок» 5. Этика общения «Кто опрятен, тот приятен» 6. Весёлая игротека «Счастливый случай» 7. Классный час «Цени прекрасные мгновенья» 9. Конкурс на лучшую поздравительную открытку |
4 класс | |
1. Ведение курса «Начала этики» 2.Клубные часы. Часы чтения (в рамках мероприятий ГПД) 3.Просмотр видео и мультфильмов о доброте и милосердии. 4. Посещение выставки творческих работ «Как прекрасен этот мир!» 5. Участие в фольклорных праздниках (Масленица, Троица) 6. Участие в праздничных концертах 7. Посещение концертов Липецкой филармонии | 1. Моя мечта 2. КВН по сказкам «Там на неведомых дорожках» 3. Утренник«Вместе весело шагать» 4. Рыцарский турнир 5. Утренник«Мартовская капель» 6. Русские традиции в песнях, играх и обрядах 7. «Путешествие в мир мудрых мыслей» 8. Классный час«Настроение не пустяк» 9. Час общения«Что для тебя красота?» 10. Инсценированный классный час «В гостях у царевны Эстетики» |
Планируемые результаты воспитания учащихся.
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания:
1 .Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3.Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Сотрудничество с родителями
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
• участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Основные направления | Формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей | родительские университеты |
индивидуальные и тематические консультации | |
тренинги | |
конференции | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел | |
родительское общественное патрулирование | |
шефская помощь | |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе родительского комитета |
участие в работе общественного совета содействия семье и школе |
Родительские собрания
1 класс
1.Младший школьник: особенности развития.
2.Трудности адаптации первоклассников.
3.Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?
4.Перелистывая страницы учебного года.
2 класс
1. Родительское собрание «Проектная деятельность учащихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы»
2. Родительское собрание «Ребёнок учится тому, что видит у себя дома»
3. Родительское собрание «Уроки первой отметки»
4. Родительское собрание «Как преодолеть застенчивость и неуверенность»
3 класс
1.Родительское собрание «Умел дитя родить, умей и научить»
2.Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании
3.Родительское собрание «Воспитание созидательной дисциплины»
4.Семейный праздник «Род, родные, Родина»
4 класс
1. Родительское собрание – доверительная беседа с врачом «Мой ребенок становится взрослым»
2. Родительское собрание «О детской дружбе»
3. Родительское собрание «Домашнее задание»
4. Родительское собрание «Капризы и неврозы детей» (ситуационная норма)
Индивидуальные консультации и беседы с родителями –
одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей.
Индивидуальные консультации:
- особенности здоровья ребенка
-его увлечения, интересы
-предпочтения в общении в семье
-поведенческие реакции
-особенности характера
-мотивация учения
-моральные ценности семьи
Тематические консультации
1. Ребенок не хочет учиться.
2. Как развить плохую память ребенка.
3. Единственный ребенок в семье.
4. К чему может привести тревожность детей.
5. Талантливый ребенок в семье.
Мониторинг
Под мониторингом понимается форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы в классном коллективе, обеспечивающей непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Цель мониторинга: выявить уровень воспитанности учащихся класса.
Задачи:
- определить состояние уровня воспитанности учащихся на начало учебного года и по его окончании;
- по результатам мониторинга на начало учебного года наметить план воспитательной работы на учебный год и составить модель воспитательной системы класса;
- по результатам мониторинга на конец учебного года отследить уровень эффективности и результативности проведённых мероприятий и определить цели и задачи на новый учебный год в процессе анализа воспитательной работы.
Основные методы исследования, используемые в системе мониторинга: наблюдение, беседа, анкетирование.
Участники мониторинга: классный руководитель, воспитатель ГПД, обучающиеся 1-4 классов, родители обучающихся.
Предложенная программа мониторинга эффективности воспитательной работы позволит спланировать, организовать, отследить результаты воспитательной работы, вносить коррективы.
Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения учащихся и родителей, что позволяет мотивировать детей к самосовершенствованию и самоактуализации.
Структура мониторинга воспитательной деятельности
Мониторинг уровня воспитанности состоит из 2 основных разделов:
1. Изучение уровня воспитанности учащихся индивидуально.
2. Выявление уровня воспитанности классного коллектива в целом
Для двух блоков используются одинаковые методики. Каждая методика показывает уровень воспитанности учащегося по отдельному параметру, анализ результатов всех методик дает представление о воспитывающем потенциале классного коллектива в целом.
План работы по проведению мониторинга
Направления | Наименование методики | Формы и методы | Сроки реализации |
Изучение общего уровня воспитанности учащихся 1-4 классов | Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности учащихся» | Наблюдение, самооценка | Сентябрь-октябрь; Апрель-май |
Изучение классного коллектива учащихся 1-4 классов. | - Методика «Социометрия» - Методика «Отношение к школе» - Анкетирование «Мнение о моём классе» | Тестирование, Анкетирование, | Сентябрь-октябрь; Апрель-май |
Изучение уровня сформированности нравственных ценностей и предпочтений у учащихся 1-4 классов | - Методика «Пословицы»; - Методика «Прояви сочувствие» | Тестирование, Анкетирование, | Сентябрь-октябрь; Апрель-май |
Изучение уровня сформированности потребности в ЗОЖ учащихся 1-4 классов | - Методика «Оценка готовности к ЗОЖ» | Анкетирование | Сентябрь-октябрь; Апрель-май |
Ожидаемые результаты
1. Получение достоверной информации о нравственном развитии, о самочувствии воспитанников школе (внутренний комфорт ), о результатах уровня воспитанности
2. Фиксация и отслеживание происходящих изменений в личности воспитанников во времени и выявление тенденций развития и воспитания личности.
3. Определение наиболее эффективных педагогических средств воспитательного процесса, которые в наибольшей степени повлияли на положительную динамику уровня воспитанности на конец учебного года в сравнении с началом учебного года.
5. Оценка результативности воспитательной системы класса
6. Определение целеполагания, планирования, выбор содержания, методов и форм воспитательной деятельности.
Список используемой литературы
- Воспитание детского коллектива. 4 класс: программа, родительские собрания, классные часы, коллективные творческие дела / авт.-сост.: Григорьева Д.В.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
- Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Методический конструктор внеурочной деятельности школьников. Пособие для учителей.-М.:Просвещение, 2010
- Журнал классного руководителя. В помощь классному руководителю. Л. В Голубева. Волгоград «Учитель» 2006г.
- Киладзе, Е. И. Катаева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 175 с.
- Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
- Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.
- Конаржевский Ю.А. «Технологии педагогического анализа учебно-воспитательного процесса», часть II, М., «Пед.поиск», 1997.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Москва «Просвещение» 2010г.
- Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
- Уроки Лихачёва. Санкт-Петербург, издательский дом «Бизнес-пресса», 2006 г.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5, 2005.
- Сайт Pandia.ru Уровень воспитанности http://pandia.ru/text/78/268/48554.php
- Сайт Gigabaza.ru Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников http://gigabaza.ru/doc/31745.html
- Сайт Педпортал Библиотека материалов для работников школы:Диагностика сформированности и развития коллектива классаhttp://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/diagnostika-sformirovannosti-i-razvitiya-kollektiva-klassa-727802
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...