"Бюджет семьи"
классный час (3 класс)

Зайцева Александра Игоревна

Пояснительная записка.

Гражданское и патриотическое воспитание учащихся  является неотъемлемой частью программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в начальной школе МБОУ Нижнецасучейской СОШ.  Главной целью гражданского и патриотического воспитания является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого инициативного, компетентного гражданина своей страны, России. Одной из задач нравственно-патриотического воспитания является элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России, интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе.

Ценностные установки духовно-нравственного , гражданского и патриотического развития учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми безусловно являются ценности, такие как: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служению Отечеству); социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание старших и младших, забота о продолжении рода).  А также  ценности науки, культуры, искусства, природы и человечества. И процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требуют включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Темой воспитательного мероприятия стало гражданское и патриотическое воспитание. Данное мероприятие имеет огромный потенциал. Я недаром выбрала тему «бюджет семьи», так как 2024 год Указом Президента России Владимира Путиным объявлен годом семьи. Миссия года – сохранить и защитить традиционные семейные ценности.

В последнее время все больше внимания стало уделяться финансовой грамотности современного общества, экономическому образованию, так как без этого сложно решить важнейшие экономические проблемы развития общества. Финансовая грамотность – это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:  готовностью успешно взаимодействовать  с изменяющимся  окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей  грамотности, к дальнейшему образованию.

Сущностью финансовой грамотностью становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Данное мероприятие составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные; предметные.

Данный классный час направлен на формирование навыков функциональной грамотности именно в младшем школьном возрасте, духовных ценностях человека, взаимосвязи поколений.

Целевая аудитория – младшие школьники 3-4 класс. Форма проведения – игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Цель классного часа: научить детей правильно планировать семейный бюджет.

Задачи:

- познакомить с понятиями бюджет, доход, расход, семейный бюджет;

- в  ходе игры научить как правильно планировать семейный бюджет;

- формировать самостоятельности, ответственности, доброжелательного отношения друг к другу всех участников группы.

Планируемые результаты.

Личностные: бережно относиться к бюджету семьи, ценить труд всех членов семьи; овладение детьми первоначальными навыками финансовой грамотности; личной ответственности за свои решения перед другими участниками; развитие навыков сотрудничества со всеми участниками мероприятия.

Предметные: умело планировать финансы семьи; понимать и правильно использовать в речи финансовые понятия; сформируется представление о роли денег в обществе и конкретной семьи.

Метапредметные:

Регулятивные результаты: понимание цели своих, и своих участников, действий в игре; адекватное восприятие предложений всех участников игры.

Познавательные результаты:  овладение логическими действиями обобщения, сравнения, анализа, построения рассуждений.

Коммуникативные результаты: умение слушать собеседника и вести диалог; умение признавать возможность существования различных путей решения; умение излагать свою точку зрения и аргументировать её; умение договариваться со всеми участниками игры.

Форма проведения классного часа – групповая. Время проведения – 45 минут.

  1. Орг.момент

-Посмотрите на меня ! Сегодня с вами работаю я

АЛЕКСАНДРА ИГОРЕВНА

Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я путь!

Взять все знания в дорогу! И улыбку не забудь!

- улыбнитесь нашим гостям и друг другу

И пусть наш классный час

Будет для нас полезным

И пригодится в дальнейшей в нашей жизни.

  1. Вводная часть. Ведение в тему.

Мы с вами разбились на 3 группы

Это значит, что  каждая группа работает

Дружно. Ваша работа должна быть построена

на сотрудничестве. Решаем всё сообща.

Тема нашего занятия зашифрована в ребусе.

Слайд

- что вы видите?

Верблюд – в этом слове берем 4, 6,7 буквы

Слова верблюд.

В слове жираф возьмем только первую букву

В слове билет – 4 и 5 буквы.

Что получилось? БЮДЖЕТ

Что такое бюджет? Ответы детей

Слайд

Бюджет – это доходы и расходы ( государства, фирмы, семьи, или отдельного лица).

Слайд

Обратите внимание какие бывают уровни бюджета( государственный, региональный, местный, семейный)

- как называются деньги, которые поступают в бюджет?

- а деньги, которые тратятся из бюджета?

- ребята, а приходилось ли вам в магазине наблюдать, как маленький ребенок клянчит у родителей какую-то игрушку, дети постарше просят, к примеру, планшетный компьютер, а родители отвечают, что это не вписывается в наш семейный бюджет?

- а что такое семейный бюджет?

Слайд

А вы знаете какой год, в 2024 объявлен президентом?

Слайд Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!

Как вы думаете о чём пойдет разговор?

Тема нашего классного часа «семейный бюджет».

А чему бы вы хотели научиться, и что узнать на этом классном часе?

Слайд. Цель: Научиться правильно планировать семейный бюджет.

  1. Основная часть. Работа над темой. Практическая работа № 1.

- из чего складывается семейный бюджет? ( ответы детей)

Из доходов и расходов.

Слайд.

- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

- вы  будете сейчас не просто группами, а семьями.

Правила семьи:

  1. Семья должна быть дружной.
  2. При принятии решения учитываются мнения каждого члена семьи.
  3. Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.
  4. В семье при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.

- У нас сегодня 3 семьи: ПЕТРОВЫ, ИВАНОВЫ И СИДОРОВЫ. Слайд.

У вас на столах папочки с карточками, откройте их и выложите содержимое.

Перед вами два кошелька: доход и расход. А также карточки. Задача вашей семьи распределить карточки по  их назначению. Так карточка – зарплата мамы будет – доход. А карточка образование – расход. Приступаем,  даю вам 5 мин. Если закончите раньше поднимите руку.

- что вы выбрали в доход?( ответы детей) выслушать все 3 семьи.  Слайд.

Если сложить всё вместе – зарплату мамы, зарплату папы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, пособия, проценты от сбережений, то получается доход, составляющий семейный бюджет.

- а куда тратится семейный бюджет. Что составило у вас расход?( ответы детей). выслушать все 3 семьи. Слайд.

-Так что такое доход семьи? Слайд.

- семейный бюджет – это сумма, заработанная членами семьи за месяц.

- почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (предположения детей).

Правильно не умеют планировать свой семейный бюджет.

Физкультминутка. « сигнальщики»

Практическая работа № 2.

- у вас у каждой семьи , есть список товаров и услуг. Выберите и отметьте галочкой то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд  услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц.

Семейный бюджет у вас составляет 1 тыс рублей в месяц.

Даю вам 5 мин. Кто раньше всё сделает, то поднимите руку.

- выслушаем, что у вас получилось.

-Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

- добропорядочные законопослушные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги и платежи.

- а теперь разверните листочки и подсчитайте, какая сумма у вас получилась.

Ребята с помощью калькулятора считают сумму, и учитель фиксирует её на доске.

- что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составил 1 т руб. сумели ли вы уложиться в эту сумму? У кого сумма больше или меньше получилась?

3. Нахождение  лучшей формулы семейного бюджета.

- перед вами 3 формулы распределения доходов и расходов. Слайд.

- какая формула будет наилучшей? ( та, в которой доходы больше, чем расходы)

- в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

- выясним значение этих слов. Найдите на карточках подсказках, что такое дефицит.

-- что в этом случае нам делать? (если дефицит- нужно на чём-то сэкономить)

- Что такое экономия. - что в этом случае нам делать?

( если экономия- можно отложить сбережения).

- а как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?

Практическая работа № 3. Советы по экономии семейного бюджета.

- на чем мы можем сэкономить? ( ответы детей)

- Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят: «без труда – не выловишь и рыбку из пруда».

Итог.

- что же такое бюджет? ( доходы и расходы)

Давайте вспомним цель нашего классного часа. (Цель: научиться правильно планировать семейный бюджет.

Как вы думаете мы выполнили с вами эту цель, научились как правильно планировать семейный бюджет? ( ответы детей).

Слайд. Цитата.

Рефлексия: зажмите руки в кулак и…..

  • Кому было интересно – разогните мизинец
  • Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
  • Кто хорошо работал - средний
  • Кто помогал работе в группе – указательный
  • Кому понравился классный час – большой

А теперь покажите, что у вас получилось, поднимите руки вверх.

Мне очень приятно, что мы с вами достигли цели, а об этом говорят ваши разжатые кулачки. Я очень рада была работать с вами и хотелось бы вам вручить не большие сюрпризы, благодарность со смыслом… вот такие мотивирующие блокноты с ручкой. Ведь бюджет – это…слайд

У вас наверняка тоже есть свой бюджет, который вы можете планировать, записывать  в этих блокнотах. В этих блокнотах вы найдёте пословицы о бюджете. Успехов вам. Я надеюсь, что я вам помогла стать финансово грамотными.

Источники:

  1. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности/М.В Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета , 2023г.
  2. Функциональная грамотность. Тренажер для школьников.3 класс. 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект црока по СБО на тему "Бюджет семьи"

Это конспект урока по СБО для старших классов специальной (коррекционной) школы. Он так же может быть использован на уроках в начальной школе....

Программа социальной адаптации детей – сирот, модуль «Дом. Семья. Россия» «Бюджет семьи»

 Научить  детей  следующим  понятиям: «бюджет», «доходы», «расходы»;развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсужден...

Бюджет семьи

На уроке формируются понятия о бюджете семьи....

Бюджет семьи

В наше время стремительно растет потребление. Научить ребят разумным тратам и расходу денежных средств поможет материал занятия....