Рабочая программа по кружку "Читаю в поисках смысла" 2 класс.
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа по кружку "Читаю в поисках смысла" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_chitayu_v_poiskah_smysla.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Т. ПОНОМАРЕВА»

 «РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

____________ А.В. Кунавина

протокол № 1

от «___» ____________ 2023 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

_____________ К.Г. Гузикова

 от «___»____________ 2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «СОШ № 22»

_____________ Ж.Н. Микитчук

приказ № ______  

от «___»_____________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

кружка «Читаю в поисках смысла»

во 2«А» классе

учителя начальных классов

Светцевой Ларисы Николаевны

        

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета        

Протокол № ____        

от «___»________________ 2023 г.

                                     

Саратов, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе ООП НОО, годового календарного графика работы школы, положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

На изучение курса внеурочной деятельности «Читаю в поисках смысла» во 2 классе согласно учебному плану отводится 1 час в неделю (всего 34 часа в год).

Цель программы: формирование личности обучающегося, владеющего основными стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку и формирование суждения о тексте.

Задачи программы:

Обучающие:

  • расширение и углубление программного материала;
  • совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
  • коррекция речи младших школьников посредством проведения упражнений, способствующих общему речевому развитию детей:
  • обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.

Воспитательные:

  • воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • повышение общей языковой культуры учащихся;
  • выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

  • развитие интереса к языку как учебному предмету;
  • общего языкового развития младших школьников;

РАЗДЕЛ  I

     

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные:

 У обучающихся будут сформированы:

  • понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках;
  • умение называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных;
  • умение предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине;
  • способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию, предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций;

умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке; способность осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов;

  • способность сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается;
  • умение понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Обучающиеся получат возможность для формирования

  • способность осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.);
  • способность применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
  • умение строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;
  • способность проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач;
  • умение применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения;

способность осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей;

Метапредметные:

Регулятивные

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи занятия в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.

Познавательные

  • считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
  • замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты;
  • сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ);
  • сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;
  • отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения;
  • сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Коммуникативные

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • осознавать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме;
  • проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;

опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

Предметные:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных
  • дилемм
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом повествованием.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

РАЗДЕЛ  II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

34 ЧАСА.

Содержание

Формы организации

Вид деятельности

1

Народный фольклор.

 Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

Саамские сказки. «Чахкли»«Семилетний стрелок из лука» Летописи. Рукописные книги.Былины и сказы о защитниках Отечества

Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке, урок-КВН, подготовка устных журналов; урок-сказка с использованием инсценировки,

творческая работа «Сочини загадку, литературные игры

работа в группах;

характеристика книги;

определение  темы и жанра;

выбор  книги на заданную тему;

2

Книги о Родине и родной природе

(Паустовский К., Житков Б.С. Виталий Бианки М. Пришвин Листопадничек,А. Старостин.Д. Мамин-Сибиряк,Н.Сладков Как медвежонок сам себя напугал,В. Сутеев Палочка – выручалочка, Мешок яблок; Е.Чарушин.Волчишко, Кошка Маруська., Е.Пермяк. Пичугин мост.П.П. Бажов.Уральские сказы

Урок-конкурс, урок-викторина,урок-КВН по прочитанным произведениям;

участие в конкурсах чтецов прозы и стихов;

работа в группах;

самостоятельная работа с книгой; устный отзыв;

классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру;

характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;создание иллюстраций, плакатов;самостоятельное чтение; беседа и рассуждение по прочитанному произведению; слушание,чтение и рассматривание книги;

3

О наших сверстниках

ННосов.Мишкина каша;

Николай Носов. Живая шляпа. Огурцы; М. Пришвин.  Ребята и утята; Толстой Л.Н. Рассказы для детей.

В. Осеева. Волшебное слово. Почему? Синие листья. Сыновья.Динка; Е.Пермяк. Два рассказа; В. Драгунский. Денискины рассказы;

Михалков С.В. Всё начинается с детства; А. Гайдар.Чук и Гек.

Тимур и его команда;

Рыбаков А. Котик, Бронзовая птица,  Выстрел;  Зощенко М.М. Рассказы для детей;

Э.Успенский. Над нашей квартирой;.В.Галявкин. Тетрадки под дождем;Е.Велтисов. Мальчик из чемодана;

Урок-КВН по прочитанным произведениям;

урок-викторина;

театрализации;

занятие-интервью;

урок-проект;

диспут; беседа-дискуссия; литературная игра;

Смысловое чтение; осмысление цели чтения;  выбор вида чтения в зависимости от цели;

оформление книжек-малышек с мини-сочинениями;

подготовка устных журналов;

создание   схемы (модели) отношений героев;

составление вопросов по произведению;

4

Родная  литература

А. Барто .Игрушки; К.ЧуковскийБармалей; С. Маршак. Усатый полосатый. Детки в клетке;

В. Волков. Волшебник  Изумрудного города; А.Губарев Королевство кривых зеркал; Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика; Е. Пермяк. Бумажный змей. Пропавшие нитки и другие сказки;А. Приставкин. Портрет отца;Э. Успенский.Трое из Простоквашино.Чебурашка,  Крокодил Гена и его друзья;

Алексин А.Г. В стране вечных каникул; К. Булычев. Приключения Алисы;  Носов Н.Н. Приключения Незнайки;  Олеша Ю.К. Три толстяка; Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино; С.  Баруздин. Как Алёше учиться надоело;  Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени;

Гераскина Л. В стране невыученных уроков; Н.Шер. Рассказы о русских писателях;Стихи Р. Рождественского;

Урок-КВН по прочитанным произведениям;

урок-викторина;

урок-сказка с использованием инсценировки;

час «тихого чтения»;

устный журнал; диспут; литературная игра; конкурс чтецов;

Смысловое чтение ;выбор вида чтения в зависимости от цели;различие  видов текста; выбор  текста, соответствующий поставленной учебной задаче;монологические высказывания; анализ произведения  с целью выделения признаков (существенных, несущественных); подготовка устных журналов; подготовка

материала для классной газеты; самостоятельная работа с книгой; семейное чтение; самостоятельное чтение;

5

Зарубежная литература

Марк Твен. Принц и нищий;

Перро Ш. Волшебные сказки.  Мальчик с пальчик;

Эрих Распе.Самый правдивый человек на земле, Приключения барона Мюнхгаузена;

Эрнст Теодор Гофман. Щелкунчик и Мышиный король; Ж. Верн Таинственный остров; Р. Киплинг Рики-Тики-Тави,  Кошка, которая гуляла сама по себе;С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями;А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше;

Ганс Христиан Андерсен. Сказки.

Урок-КВН по прочитанным произведениям;

урок-викторина;

урок-сказка с использованием инсценировки;

конкурс-кроссворд;

семейное чтение; литературный ринг; час тихого чтения;

 смысловое чтение;

творческая работа;

аннотация на книгу;

составление «сказочного словаря»;монологические высказывания; семейное чтение; самостоятельная работа с книгой; подготовка  материала для классной газеты;

6

Моя книжная полка

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. Книги-сборники. Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Художники-оформители. Любимая книга.

 Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов; выставка книг «По страницам любимых книг»;мини-проекты;  работа в группах;рукописная книга; творческий урок; библиотечный урок;презентация любимой книги;

конкурс-кроссворд;

Анализ собственной работы; составление  устных монологических высказываний;сравнение иллюстраций  с содержанием текста;

подготовка устных журналов;материалов  для классной  газеты;

практическая работа со справочной литературой;

РАЗДЕЛ  III

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1

Урок-викторина. Роль книги в жизни человека. (1)

08.09

2

Народный фольклор. Книги-сборники. Библиотечный урок  (1)

15.09

3

Русские народные сказки. Инсценировка одной из  сказок. (1)

22.09

4

В. Осеева. Волшебное слово.Схема (модель) отношений героев (3)

29.09

5

М. Пришвин. Листопадничек. Мини – проект  « Осень в моём городе» (2)

06.10

6

Саамские сказки. Литературные игры (1)

13.10

7

Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Урок-КВН.(4)

20.10

8

Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Беседа и рассуждение по прочитанному. (2)

10.11

9

А. Приставкин. Портрет отца. Самостоятельное чтение. (2)

17.11

10

А. Гайдар. Чук и Гек. Подготовка устных журналов.  (3)

24.11

11

Стихи о родной природе. Конкурс чтецов. (2)

01.12

12

Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино. Урок-викторина. (4)

08.12

13

Книги- сборники.  Смысловое чтение. (6)

15.12

14

Э.Успенский. Чебурашка. Сравнение  иллюстраций с содержанием текста. (3)

22.12

15

Урок-викторина.  Алексин А.Г. В стране вечных каникул (3)

12.01

16

Литературная игра. В.В.Бианки. Кто чем поёт? (2)

19.01

17

Е.Пермяк.  Пичугин мост. Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах» (2)

26.01

18

Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля. Библиотечный урок (6)

02.02

19

Н.Носов. Огурцы. Беседа-дискуссия. (3)

09.02

20

Софья Могилевская. Сказка о громком барабане. Составление устных иллюстраций к произведению. (2)

16.02

21

Книги, их типы и виды.  Практическая работа в библиотеке. (6)

01.03

22

Творческая работа.  Очерк о любимой книге.   (6)

01.03

23

Е. Пермяк. Бумажный змей. Рассуждение по прочитанному.  (4)

15.03

24

Андерсен Г.Х.  Пастушка и трубочист. Самостоятельное чтение. (5)

22.03

25

Беседа-дискуссия. Е.Чарушин. Кошка Маруська.(2)

29.03

26

Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Библиотечный урок (6)

05.04

27

Учебная книга и её справочный аппарат. Практическая работа.(6)

12.04

28

Р. Киплинг. Рики-Тики-Тави. Семейное чтение. (5)

19.04

29

Перро Ш. Волшебные сказки. Самостоятельное чтение. (5)

26.04

30

Зощенко М.М. Рассказы для детей  Подготовка устных журналов. (3)

03.05

31

С. Маршак. Детки в клетке. Урок-викторина. (4)

17.05

32

Конкурс «Пословицы о книге и учении». (6)

24.05

33

Выставка книг «По страницам любимых книг» (6)

31.05

34

Презентация любимой книги. (6)

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...