Рабочая программа по кружку "Читаю в поисках смысла" 2 класс.
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по кружку "Читаю в поисках смысла" 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_chitayu_v_poiskah_smysla.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Т. ПОНОМАРЕВА»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ____________ А.В. Кунавина протокол № 1 от «___» ____________ 2023 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР _____________ К.Г. Гузикова от «___»____________ 2023 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «СОШ № 22» _____________ Ж.Н. Микитчук приказ № ______ от «___»_____________2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Читаю в поисках смысла»
во 2«А» классе
учителя начальных классов
Светцевой Ларисы Николаевны
Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № ____ от «___»________________ 2023 г. |
Саратов, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе ООП НОО, годового календарного графика работы школы, положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
На изучение курса внеурочной деятельности «Читаю в поисках смысла» во 2 классе согласно учебному плану отводится 1 час в неделю (всего 34 часа в год).
Цель программы: формирование личности обучающегося, владеющего основными стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку и формирование суждения о тексте.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширение и углубление программного материала;
- совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
- коррекция речи младших школьников посредством проведения упражнений, способствующих общему речевому развитию детей:
- обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
- воспитание чувства патриотизма;
- повышение общей языковой культуры учащихся;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
- развитие интереса к языку как учебному предмету;
- общего языкового развития младших школьников;
РАЗДЕЛ I
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках;
- умение называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных;
- умение предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине;
- способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию, предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций;
умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке; способность осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов;
- способность сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается;
- умение понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Обучающиеся получат возможность для формирования
- способность осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.);
- способность применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
- умение строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;
- способность проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач;
- умение применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения;
способность осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей;
Метапредметные:
Регулятивные
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи занятия в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
Познавательные
- считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
- замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты;
- сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ);
- сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;
- отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения;
- сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
Коммуникативные
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- осознавать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме;
- проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
Предметные:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных
- дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом повествованием.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
- осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
РАЗДЕЛ II
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
34 ЧАСА.
№ | Содержание | Формы организации | Вид деятельности |
1 | Народный фольклор. Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Саамские сказки. «Чахкли»«Семилетний стрелок из лука» Летописи. Рукописные книги.Былины и сказы о защитниках Отечества Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке, урок-КВН, подготовка устных журналов; урок-сказка с использованием инсценировки, творческая работа «Сочини загадку, литературные игры | работа в группах; характеристика книги; определение темы и жанра; выбор книги на заданную тему; |
2 | Книги о Родине и родной природе (Паустовский К., Житков Б.С. Виталий Бианки М. Пришвин Листопадничек,А. Старостин.Д. Мамин-Сибиряк,Н.Сладков Как медвежонок сам себя напугал,В. Сутеев Палочка – выручалочка, Мешок яблок; Е.Чарушин.Волчишко, Кошка Маруська., Е.Пермяк. Пичугин мост.П.П. Бажов.Уральские сказы | Урок-конкурс, урок-викторина,урок-КВН по прочитанным произведениям; участие в конкурсах чтецов прозы и стихов; | работа в группах; самостоятельная работа с книгой; устный отзыв; классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру; характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;создание иллюстраций, плакатов;самостоятельное чтение; беседа и рассуждение по прочитанному произведению; слушание,чтение и рассматривание книги; |
3 | О наших сверстниках ННосов.Мишкина каша; Николай Носов. Живая шляпа. Огурцы; М. Пришвин. Ребята и утята; Толстой Л.Н. Рассказы для детей. В. Осеева. Волшебное слово. Почему? Синие листья. Сыновья.Динка; Е.Пермяк. Два рассказа; В. Драгунский. Денискины рассказы; Михалков С.В. Всё начинается с детства; А. Гайдар.Чук и Гек. Тимур и его команда; Рыбаков А. Котик, Бронзовая птица, Выстрел; Зощенко М.М. Рассказы для детей; Э.Успенский. Над нашей квартирой;.В.Галявкин. Тетрадки под дождем;Е.Велтисов. Мальчик из чемодана; | Урок-КВН по прочитанным произведениям; урок-викторина; театрализации; занятие-интервью; урок-проект; диспут; беседа-дискуссия; литературная игра; | Смысловое чтение; осмысление цели чтения; выбор вида чтения в зависимости от цели; оформление книжек-малышек с мини-сочинениями; подготовка устных журналов; создание схемы (модели) отношений героев; составление вопросов по произведению; |
4 | Родная литература А. Барто .Игрушки; К.ЧуковскийБармалей; С. Маршак. Усатый полосатый. Детки в клетке; В. Волков. Волшебник Изумрудного города; А.Губарев Королевство кривых зеркал; Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика; Е. Пермяк. Бумажный змей. Пропавшие нитки и другие сказки;А. Приставкин. Портрет отца;Э. Успенский.Трое из Простоквашино.Чебурашка, Крокодил Гена и его друзья; Алексин А.Г. В стране вечных каникул; К. Булычев. Приключения Алисы; Носов Н.Н. Приключения Незнайки; Олеша Ю.К. Три толстяка; Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино; С. Баруздин. Как Алёше учиться надоело; Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени; Гераскина Л. В стране невыученных уроков; Н.Шер. Рассказы о русских писателях;Стихи Р. Рождественского; | Урок-КВН по прочитанным произведениям; урок-викторина; урок-сказка с использованием инсценировки; час «тихого чтения»; устный журнал; диспут; литературная игра; конкурс чтецов; | Смысловое чтение ;выбор вида чтения в зависимости от цели;различие видов текста; выбор текста, соответствующий поставленной учебной задаче;монологические высказывания; анализ произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных); подготовка устных журналов; подготовка материала для классной газеты; самостоятельная работа с книгой; семейное чтение; самостоятельное чтение; |
5 | Зарубежная литература Марк Твен. Принц и нищий; Перро Ш. Волшебные сказки. Мальчик с пальчик; Эрих Распе.Самый правдивый человек на земле, Приключения барона Мюнхгаузена; Эрнст Теодор Гофман. Щелкунчик и Мышиный король; Ж. Верн Таинственный остров; Р. Киплинг Рики-Тики-Тави, Кошка, которая гуляла сама по себе;С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями;А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше; Ганс Христиан Андерсен. Сказки. | Урок-КВН по прочитанным произведениям; урок-викторина; урок-сказка с использованием инсценировки; конкурс-кроссворд; семейное чтение; литературный ринг; час тихого чтения; | смысловое чтение; творческая работа; аннотация на книгу; составление «сказочного словаря»;монологические высказывания; семейное чтение; самостоятельная работа с книгой; подготовка материала для классной газеты; |
6 | Моя книжная полка Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. Книги-сборники. Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Художники-оформители. Любимая книга. | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов; выставка книг «По страницам любимых книг»;мини-проекты; работа в группах;рукописная книга; творческий урок; библиотечный урок;презентация любимой книги; конкурс-кроссворд; | Анализ собственной работы; составление устных монологических высказываний;сравнение иллюстраций с содержанием текста; подготовка устных журналов;материалов для классной газеты; практическая работа со справочной литературой; |
РАЗДЕЛ III
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Урок-викторина. Роль книги в жизни человека. (1) | 08.09 | |
2 | Народный фольклор. Книги-сборники. Библиотечный урок (1) | 15.09 | |
3 | Русские народные сказки. Инсценировка одной из сказок. (1) | 22.09 | |
4 | В. Осеева. Волшебное слово.Схема (модель) отношений героев (3) | 29.09 | |
5 | М. Пришвин. Листопадничек. Мини – проект « Осень в моём городе» (2) | 06.10 | |
6 | Саамские сказки. Литературные игры (1) | 13.10 | |
7 | Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Урок-КВН.(4) | 20.10 | |
8 | Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Беседа и рассуждение по прочитанному. (2) | 10.11 | |
9 | А. Приставкин. Портрет отца. Самостоятельное чтение. (2) | 17.11 | |
10 | А. Гайдар. Чук и Гек. Подготовка устных журналов. (3) | 24.11 | |
11 | Стихи о родной природе. Конкурс чтецов. (2) | 01.12 | |
12 | Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино. Урок-викторина. (4) | 08.12 | |
13 | Книги- сборники. Смысловое чтение. (6) | 15.12 | |
14 | Э.Успенский. Чебурашка. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (3) | 22.12 | |
15 | Урок-викторина. Алексин А.Г. В стране вечных каникул (3) | 12.01 | |
16 | Литературная игра. В.В.Бианки. Кто чем поёт? (2) | 19.01 | |
17 | Е.Пермяк. Пичугин мост. Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах» (2) | 26.01 | |
18 | Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля. Библиотечный урок (6) | 02.02 | |
19 | Н.Носов. Огурцы. Беседа-дискуссия. (3) | 09.02 | |
20 | Софья Могилевская. Сказка о громком барабане. Составление устных иллюстраций к произведению. (2) | 16.02 | |
21 | Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. (6) | 01.03 | |
22 | Творческая работа. Очерк о любимой книге. (6) | 01.03 | |
23 | Е. Пермяк. Бумажный змей. Рассуждение по прочитанному. (4) | 15.03 | |
24 | Андерсен Г.Х. Пастушка и трубочист. Самостоятельное чтение. (5) | 22.03 | |
25 | Беседа-дискуссия. Е.Чарушин. Кошка Маруська.(2) | 29.03 | |
26 | Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Библиотечный урок (6) | 05.04 | |
27 | Учебная книга и её справочный аппарат. Практическая работа.(6) | 12.04 | |
28 | Р. Киплинг. Рики-Тики-Тави. Семейное чтение. (5) | 19.04 | |
29 | Перро Ш. Волшебные сказки. Самостоятельное чтение. (5) | 26.04 | |
30 | Зощенко М.М. Рассказы для детей Подготовка устных журналов. (3) | 03.05 | |
31 | С. Маршак. Детки в клетке. Урок-викторина. (4) | 17.05 | |
32 | Конкурс «Пословицы о книге и учении». (6) | 24.05 | |
33 | Выставка книг «По страницам любимых книг» (6) | 31.05 | |
34 | Презентация любимой книги. (6) | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...