2 Экскурсия
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Программа: «Родной край»
Авторы: Рычкова Е.В., Колычева И.И., Гнусова С.А., «Тотемская СОШ №3», 2023 год.
Класс: 1В
Тема: виртуальная экскурсия «Памятники города Тотьмы»
Дата: год
Цель: расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний о памятниках города Тотьмы.
Планируемые результаты:
Личностные: сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление уважения и доброжелательности, познавательные интересы, активность; уважительное отношение и интерес к культуре, восприимчивость к разным видам культуры
Предметные: знать достопримечательности города и края;
уметь классифицировать объекты по определённым признакам.
метапредметные:
познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак для классификации;
регулятивные: выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;
Необходимые материалы и оборудование:
для учащихся: маршрутный лист (18), цветные карандаши (красный, желтый, зеленый цвет).
для учителя: компьютер, телевизор, презентация, пазл, карточки, магниты.
Используемые источники:
1) Эрдниева Галина Сергеевна «Тотьма в судьбе Рубцова», []
2) «Интересные места в Тотьме Вологодской области», []
Ход внеурочного занятия
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный Время: 1 минута | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сергей Юрьевич, и сегодня я проведу у вас кружок «Родной край». - Похлопайте в ладоши те, у кого сейчас хорошее настроение. - Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам. - Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать занятие и узнать что-то новое. - Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным. Отлично! | Приветствуют учителя. Выполняют действия: Хлопают в ладоши; Жмут руку соседу; Машут руками; Улыбаются друг другу. |
Этап актуализации знаний и жизненного опыта учащихся Время: 4 минуты | Ребята, вы любите гулять? А почему вы любите гулять? У вас есть любимая улица в нашем городе? У нас очень красивый город, на улицах есть много старинных, но по-своему удивительных и необычных зданий, у которых есть своя история. А еще наши улицы украшают памятники. Что такое памятник? Памятник - это фигура или просто плита, которая помогает нам запомнить и сохранить память о человеке, важном событии, или даже животном в будущем. Памятники придумали в очень далекие времена. В далекой древности люди придумали хороший способ - чтобы не забыть о подвигах того или иного человека ставили камни, на котором было выбито несколько букв - имя и фамилия человека. Памятники часто ставят писателям, благодаря которым мы читаем рассказы, стихотворения, сказки. Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятия? Вы правы! Тема занятия «Памятники города Тотьмы» | Отвечают на вопросы учителя. Делятся своим мнением. Принимают информацию учителя. Называют, что такое памятник. Предполагают тему занятия, называют её. |
Основной этап Памятник Н.М. Рубцову Время: 4,5 минуты Памятник русским мореходам и землепроходцам и И.А. Кускову Время: 8 минут Физ.минутка Время: 1 минута Памятник героям Великой Отечественной войны Время: 3,5 минуты | Сегодня мы прямо из класса попутешествуем к самым интересным памятникам нашего славного города Тотьмы. И первая наша остановка – Памятник Н.М. Рубцову. Ребята, а вы знаете кто такой Н.М. Рубцов? Чем он занимался? Знаете какие-нибудь стихотворения этого поэта? Как вы думаете, почему в нашем городе есть памятник Николаю Рубцову? Верно! Николай Михайлович родом из села Емецк Архангельской области, но своё детство провёл в селе Никола Тотемского района, повзрослев, учился в Тотемском лесотехническом техникуме. Затем, после его окончания, странствовал, но Тотемский край забыть не мог – приезжал сюда, имел друзей, писал стихотворения. В своих стихотворениях Николай Михайлович описывал Тотьму, как город зелёный и тихий, без лишней шумихи, «здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится по земле…» писал он. Скульптуру сидящего задумчивого поэта изготовил известный мастер Вячеслав Клыков. Она стала первым в нашей стране памятником Николаю Рубцову. Ее установили в 1985 году. У вас на партах лежат маршрутные листы. Внимательно посмотрите на них. Найдите первую остановку у памятника Рубцову. Поднимите руку, кто не нашёл. Возьмите цветные карандаши, и закрасьте круг с памятником зелёным цветом, если вам было интересно, и вы узнали что-то новое; желтым цветом, если вам было интересно, но информация для вас не новая; и красным цветом, если вам было неинтересно, непонятно. На выполнение задания вам 15 секунд. Приступайте. Поднимите руку, кому было интересно на этой станции, и вы узнали новое. Молодцы! Наше путешествие продолжается. Кто-нибудь знает, что это за памятник? Это памятник русским мореходам и землепроходцам. Ребята, вы знаете, где он находится? Правильно! Памятник находится в самом центре города, на главной площади. Поднимите руки, кто видел его в городе. Вы можете сказать, кто такие мореходы? А землепроходцы? Обратите внимание на этот красивый памятник. На гранитной колонне находится земное полушарие, а на нём лодка из двух рук. Они держат символ России – двуглавого орла. Парус лодки украшен видами тотемских храмов. Этот памятник показывает мужество и бесстрашие русских людей, в том числе тотемских путешественников, которые покоряли новые земли. Ребята, какое животное изображено на гербе нашего города? (черная лиса) А как вы думаете, почему именно черная, ведь в наших лесах можно встретить только рыжих? Да. Именно тотемские землепроходцы, покоряли Алеутские земли и привозили пушнину этого необычного животного в город, впоследствии чего императрица Екатерина II, наградила их и наш город таким гербом, который мы имеем сейчас. И одним из великих путешественников и землепроходцев является человек, которому поставлен этот памятник. Ребята, как зовут этого человека? Знаете? (И.А. Кусков) Это Иван Александрович Кусков. Вы знаете, с чем связано его имя? (Его имя связано с созданием русского торгового флота в американских владениях, с крепостью Форт-Росс в Калифорнии, США.) Вы, наверное, слышали, что несколько лет подряд в день рождения нашего города проходил телемост, связывающий наш город с крепостью, и тогда воедино сливались звоны колоколов нашего Входоиерусалимского храма и крепости Форт-Росс. В 1990 году в Тотьме появился бюст И.А. Кускову из розового гранита. Автором является талантливый московский скульптор Н.Н. Мухатаева. Обратимся к маршрутному листу. Посмотрим, насколько внимательно вы меня слушали. Находим второй памятник. Вы заметили, что вокруг его есть еще 5 изображений? Сейчас в течение 30 секунд зеленым карандашом закрасьте те, которые относятся к И. А. Кускову. Приступайте. Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Посмотрите на слайд. Молодцы! Вы очень внимательные! Возьмите цветные карандаши и закрасьте круг с памятником зелёным цветом, если вам было интересно, и вы узнали что-то новое; желтым цветом, если вам было интересно, но информация для вас не новая; и красным цветом, если вам было неинтересно, непонятно. На выполнение задания вам 15 секунд. Приступайте. Раз, два, три, четыре, пять, (шагаем) Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) Тем временем, мы подходим к последнему на сегодня памятнику. Похлопайте в ладоши, кто видел его в городе. Как вы думаете, каким событиям он посвящён? Храбро сражаясь на полях Великой Отечественной войны, сразу семь жителей Тотемского района удостоились звания Героев Советского Союза. В их честь в 1992 году в сквере Борцов за свободу в нашем городе был воздвигнут этот памятник – памятник героям Великой Отечественной войны. Рассмотрим его внимательнее: на фоне белой стелы с датами страшной войны и памятной надписью изображены две фигуры – мужчины-бойца и женщины. Интересный факт: во время Великой Отечественной войны в здании школы располагался детский дом для детей, чьи родные и близкие погибли. Вернёмся к маршрутному листу. Закрасьте круг с памятником зелёным цветом, если вам было интересно, и вы узнали что-то новое; желтым цветом, если вам было интересно, но информация для вас не новая; и красным цветом, если вам было неинтересно, непонятно. На выполнение задания вам 15 секунд. Приступайте. Поднимите руку, кому было интересно на этой станции, и вы узнали новое. Молодцы! Ну, а мы вернулись в школу. Встаньте те, кому понравилось на экскурсии. Спасибо, присаживайтесь. | Принимают информацию учителя. Отвечают на вопросы о Н.М. Рубцове.
Обращают внимание на слайд. Воспринимают информацию. Работают с маршрутным листом. Отмечают цветными карандашами круг с памятником. Отвечают на вопросы учителя. Воспринимают информацию. Называют животное, находящиеся на гербе города. Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы учителя. Воспринимают информацию. Работают с маршрутным листом. Отмечают цветными карандашами круг с памятником. Обращают внимание на слайд, сверяются с эталоном. Работают с маршрутным листом. Отмечают цветными карандашами круг с памятником. Повторяют движения за учителем. Отвечают на вопросы учителя. Воспринимают информацию. Работают с маршрутным листом. Отмечают цветными карандашами круг с памятником. |
Этап подведения итогов Время: 5 минут | Сейчас предлагаю вам проверить насколько внимательны вы были на экскурсии. Посмотрите, на доске есть часть пазла. Нам нужно его собрать из предложенных частей. (Памятник русским мореходам и землепроходцам) Что это за памятник? Кому он посвящен? Молодцы! Следующее задание. Соедините памятник и его название. (Памятники Н.М. Рубцову, Героям ВОВ, И.А. Кускову) Вы очень внимательные! Со всеми заданиями справились на ура! Давайте подумаем, кому бы вы поставили памятник в нашем городе, если бы у вас была такая возможность? Как вы считаете, нужно ли сохранять памятники? А как? (1. Поддерживать чистоту и порядок вокруг памятников. 2. Не повреждать памятники и не рисовать на них. Это может нанести серьезный вред и стать причиной их разрушения. 3. Сообщить о любых повреждениях или угрозах для памятников. 4. Принимать участие в добровольческих работах по реставрации и охране памятников). | Принимают условия заданий учителя. Собирают пазл на доске. Отвечают на вопросы. Соединяют памятник с названием. Размышляют, думают над поставленным вопросом. Делятся своими мыслями. Предлагают варианты защиты и сохранения памятников. |
Рефлексия Время: 3 минуты | Итак, ребята, какая была тема нашего занятия? Чем мы сегодня занимались? Что вы узнали нового, интересного? У вас на партах лежат солнышко и тучка. Поднимите вверх солнышко, если вы довольны своей работой на занятии, и у вас отличное настроение, и тучку, если у вас ничего не получилось и испортилось настроение. На этом наше занятие заканчивается. Благодарю вас за работу! | Подводят итог. Отвечают на вопросы учителя. Выбирают солнышко и тучку в зависимости от настроения. |
Подпись учителя ___________/ С.А. Гнусова/
Подпись методиста ____________/А.Н. Новоселова/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-112457-1362324441.jpg)
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».
Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру "Экскурсия в зимний лес" (Правописание ь после шипящих на конце имен существительных + заочная экскурсия "Птицы родного края")
"Начальная школа XXI века", 3 класс...
Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )
Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379440-1389369993.jpg)
Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"
Экскурсия в посёлок Гузерипль поможет детям проявить интерес к истории родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/30/picture-134376-1409427883.jpg)
Экскурсии по окружающему миру: ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)
Примеры экскурсий по окружающему миру ("ПРИРОДА И МЫ" ; Экскурсия в парниково-тепличное хозяйство городской организации "Зеленстрой" (зима)) помогут молодым учителм и студентам при подг...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/19/picture-1146659-1571500481.jpg)
Разработка экскурсии "Көзге экскурсия"
Укучыларны үсемлекләрдәге көзге үзгәрешлр, яфраклардагы көзен төсләр төрлелеген күререгә өйрәтү.Яфраклы һәм ылыслы агачларга аңлатма бирүТуган ягыбызда үсүче агачлар белән танышуУкучыларда ихтибарлылы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-360602-1411196990.jpg)
Создание виртуальной экскурсии инструментами сайтостроения на примере обзорной экскурсии по школьному музею
Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подрост...