Роль игры в экологическом воспитании детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
статья (3, 4 класс)
В данном материале показана роль игры в экологическом воспитании детей, а также представлен подбор игр по разным направлениям экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_ekologicheskom_vospitanii_detey_s_ovz_mladshego_shkolnogo_vozrasta.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игры в экологическом воспитании детей с ОВЗ младшего школьного возраста
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках»
В. А. Сухомлинский.
Как показывают наблюдения, беседы, в большинстве семей недостаточно прививается детям нравственного отношения к природе, у детей скудный запас знаний об окружающей действительности. Поэтому важная задача начальной школы – знакомство детей с природой, экологическое воспитание, формирование экологической культуры.
У детей с ОВЗ, имеющим сочетанные нарушения (нарушения в интеллектуальной, двигательной, нервно-психической и эмоциональной сфере) наблюдаются трудности в общении друг с другом, со взрослыми и низкая познавательная активность. У таких детей недостаточная сформированность внимания, памяти, но у них как правило хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные образы и события. Поэтому необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников с ОВЗ является обеспечение наглядности, доступности игровой деятельности.
Основная часть (игровая деятельность)
Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является игровая. Игры способствуют развитию познавательных способностей, расширению имеющихся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных, развитию памяти, внимания, наблюдательности. В игре происходит познание взаимоотношений между объектами живой и неживой природы.
Классификация экологических игр
-ролевые;
-соревновательные;
-дидактические;
-игры-путешествия.
Особенности ролевых экологических игр
В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности. Например, целью ролевой игры «Строительство города» является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.
Особенности соревновательных экологических игр
Соревновательные экологические игры такие как: КВН, конкурсы, «Поле чудес», Экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.
Особенности экологических игр-путешествий
В практической деятельности школьных образовательных учреждений часто применяются игры-путешествия.
В экологических играх-путешествиях школьники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т.д.
Особенности экологических дидактических игр
Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в работе с детьми.
Узнать об особенностях приспособления животных к среде обитания помогут игры: « Летает, бегает, прыгает», «Кто где живет?»;
усвоить знания об экосистемах поможет игра: «У кого какой дом»;
способствовать усвоению знаний о росте и развитии живых организмов будут игры: «Что сначала, что потом», «Птицы-рыбы-звери», «Живое - неживое»;
о правилах поведения в природе расскажет игра «Выбери правильно дорогу».
Критериями выбора и подбора игр являются:
-программа, по которой ведется работа в ОУ;
-возможности образовательного учреждения;
-предпочтения педагога;
-уровень подготовленности детей.
Эффективность применяемых игровых приемов зависит от разнообразия и интересного содержания игровых действий.
Игровые приемы обучения, так же как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.
Педагог, играя с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры. В игре детям просто необходимо быть внимательными к стремительно развивающемуся сюжету. Игра требует от детей запоминать множество обозначений и быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры.
Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.
В экологических играх целесообразно применять художественно оформленный наглядный материал, придумывать интересные игровые сюжеты, привлекать детей к совместному решению единой задачи, прибегать к помощи сказочных героев и музыкального сопровождения.
Дидактическая игра «Звездный зоопарк»
Цель игры: знакомство детей с созвездиями, формирование умения составлять созвездия; дать представления о взаимосвязи человека с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы (если обвести их контуры можно увидеть силуэты птиц, животных).
Оборудование: набор для каждого ребенка, включающий в себя лист бумаги с наклеенными квадратиками из бархатной бумаги в форме созвездия и небольшие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий.
Ход игры: Детям раздаются наборы для игры. Далее детей просят составить созвездия, опираясь на квадратики бархатной бумаги и угадать его название. Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание и скажет правильное название созвездия.
Дидактическая игра «Рассели животных по Земле»
Цель игры: познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических зонах, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям.
Оборудование: глобус (карта мира), фигурки (картинки) животных, изображение материков, фишки.
Ход игры: Каждому ребенку предлагается выбрать один из материков и отобрать животных, обитающих там. После чего дети сочиняют рассказ о жизни животных.
Получает фишку тот, кто безошибочно расселил животных на материке и сочинил интересный содержательный рассказ.
Выигрывает ребенок набравший большее количество фишек.
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Игра построена таким образом, чтобы дети смогли сами понять и объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, питание и повадки.
Оборудование: фигурки (картинки) животных, карта мира, фишки.
Ход игры: педагог намеренно с ошибками располагает игрушки (картинки) животных на карте мира. Задача детей найти и исправить ошибки. За каждый правильный ответ выдается фишка. Победителем становится ребенок, правильно нашедший и исправивший большее количество ошибок.
Дидактическая игра «Кто поможет путешественнику?»
Цель: уточнить знания детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.
Оборудование: картинки животных, кубик, карта мира.
Ход игры: Ведущий выбирает одно животное, например медведя и помещает его в «чужие условия» - в море. Место обитания выбирается случайно с помощью кубика. Детям предлагается помочь животному вернуться домой. Для спасения путешественника требуется найти других животных, обитающих в той среде, куда попало животное. Например, поможет дельфин, кит, краб. Выигрывает тот, кто нашел большее количество животных-помощников.
Экологическая игра «ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ»
Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания животных в природе.
Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой — иллюстрации различных растений и животных, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное — корм для него).
Ход игры: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары. При правильном ходе ребёнка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся. Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.
Экологическая игра «Зоологический стадион»
Цель игры: закрепить знания детей о различных видах животных, их питании, месте обитания в природе.
Материал: планшет, на котором по кругу изображены две беговые дорожки, старт, финиш и девять ходов; в центре стадиона шесть секторов с иллюстрациями животных: один — белка, две — пчела, 3 — ласточки, 4 — медведь, 5 — муравей, 6 — скворец.
На отдельных карточках изображены иллюстрации корма для данных животных и их убежищ (дупло, улей, берлога, муравейник, скворечник и др.). В наборе имеется также кубик для определения хода.
Ход игры: в игре участвуют два ребенка. С помощью кубика они поочередно определяют сектор с заданием и делают по три хода: первый — назвать животное, второй — определить корм для данного животного, третий — назвать его убежище в природе. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.
Экологическое лукошко «Аптека Айболита»
Цель игры: продолжать формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (зверобой, подорожник, крапива, шиповник, ромашка и др.).
Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют "Зеленым доктором".
Аналогичные игры можно проводить на такие темы как: "Грибы", Съедобные-несъедобные грибы", "Ягоды", "Цветы луговые" и др.
Дидактическая игра «Найди, что назову»
Тема: Фрукты.
Оборудование: Овощи и фрукты разложить по столу, чтобы хорошо была видна их величина, форма. Для игры лучше взять фрукты и овощи одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок), разной величины с постоянной окраской.
Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого фрукта или овоща. Например: «Покажи желтую репку.
Дидактическая игра "Кто чем питается?"
Тема: Питание.
Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе.
Материал: планшет, на котором по кругу размещены разные виды корма для различных животных. В его центре укреплена движущая стрелка, с обратной стороны в конверте помещены карточки с иллюстрациями необходимых животных.
Ход игры: В игре участвуют двое и более детей. Поочередно по загадке воспитателя ребята находят соответствующую картинку с изображением животного и с помощью стрелки указывают вид корма, которым оно питается. За правильный ответ - фишка. Выигрывает тот, у кого к концу игры будет большее количество фишек.
Дидактическая игра «Времена года»
Тема: Природное сообщество.
Цель: формировать представления о моделях времен года в соответствии с продолжительностью светового дня; показать взаимосвязь светового дня и явлений, происходящих в природе в разные сезоны.
Материал: четыре планшета разного цвета, соответствующего временам года (белый, красный, зеленый, желтый), на которых представлены модели продолжительности светового дня каждого сезона; кармашки для иллюстраций явлений природы, характерных для данного сезона.
Ход игры:
Дети рассматривают планшеты, определяют сезон каждого в соответствии с цветом и траекторией солнца на небосводе: летом - самая большая траектория, зимой - маленькая; осенью и весной - равноденствие. Определив время года, дети должны разложить в кармашки иллюстрации явлений природы данного сезона и рассказать о них.
Выводы
Опыт моей работы показал, что целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников с применением игровой деятельности в интересной, занимательной форме помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть ее тайны и законы, развить в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом, развить познавательную активность детей.
Дети все больше понимают, что человек и природа неразрывно связаны. И оттого, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Литература
- Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] / О.М. Барковская-- Начальная школа. – 2006. - №2.
- Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников [Текст] / Л.Д. Бобылева. – Владимир, 2006.
- Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания [Текст] / Л.Д. Бобылева. - Биология в школе. – 2008. - №3.
- Большакова, М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями [Текст] /М.Д. Большакова.- Начальная школа. – 1996. - №3.
- Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы [Текст] / Н.Ф. Виноградова.- Начальная школа. – 2009. - №4.
- Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст] / А.Н. Захлебный– М.: Педагогика, 2010
- Салеева, Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе [Текст]/ Л.П. Салеева: – М.: 2009
- Николаева Н.В. «Экологическое образование младших школьников», Учитель, 2012
- Цветкова И. В. «Экологическое воспитание младших школьников. Теория и практика внеурочной работы», Педагогическое общество России, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Представляемая модель развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...
Тема проекта: Коррекция мышления трудовой и экологической деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Вид осуществления распространения опыта: мастер-класс на республиканском семинаре от 22 октября 2010 года. Предлагает: учитель первой категории МОУ «АСОШ № 50» Кошляк Жанна Ивановна. (2 слай...
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Чтобы человек на...
Роль театрально-игровой деятельности в развитии фонематического слуха и слухового внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Содержание Введение ...
«Роль игры в экологическом воспитании младших школьников»
Использование игры как формы организации обучения и воспитания....
"Дымковская игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствует кра...