«Роль игры в экологическом воспитании младших школьников»
статья
Использование игры как формы организации обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_vospitanii.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Тема «Роль игры в экологическом воспитании младших школьников»
Составитель: педагог-организатор
МУ ЦДТ г. Дмитрова С.И. Румянцева
Использование игры как формы организации обучения и воспитания, сознательное облачение процесса обучения и воспитания в форму игры известно на протяжении многих веков. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С. Тикеева, Р.И. Жуковская, Д.В. Менжирицкая и другие.
Опора на игру, как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность позволяет педагогу наиболее органично и безопасно для психики детей и в то же время прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей вести работу над становлением их общеучебных умений. Тем более что игра, уступив ведущее место в жизни младших школьников учению, не исчезает бесследно. Желание учиться и желание играть у них мирно сосуществует друг с другом, а поэтому, по мнению П.Ф. Каптерева, «следует постоянно пользоваться при обучении результатами благодетельного влияния игр на развитие ума детей и « на школе игры» строить и развивать новую и более серьезную, более широкую «школу мышления».
Игра необычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «раскрывает» ребенку о нем самом педагогу. В игре все «как будто понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. В процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач. Отход от стандартного мышления, стереотипа действий позволяет развить стремление к знаниям, создает мотивацию к обучению. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей. Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимся.
Детство без игры и вне игры аномально и аморально. Лишение игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата отношений, коммуникативности, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира природы и экологии. И независимо от того, что дошкольнику свойственен антропоморфизм, а у младших школьников он постепенно заменяется субъектификацией, у тех и других непременным спутником выступает любознательность и интерес к природе. Исследования психологов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Б.Д. Эльконина, В.С. Мухина, С.Д. Дерябо и других) доказали возможность формирования в период детства значительно более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных чувств. Этому отвечают и возрастные особенности младших школьников – их эмоциональность и легкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к фантазии, творчеству, переключаемость внимания. Таким образом, игра, методика ее использования должны стать органической частью экологического образования младших школьников. Учитывая положительные стороны игры, надо отдать ей должное как важнейшему средству воспитания экологической этики, культуры отношений человека с природой.
Обратимся конкретно к такой форме, как экологическая игра, и ее использованию в воспитании экологической культуры. Экологические игры – это форма, экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса к природе и эмоциональной включенности.
Основные задачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем: формировании системы знаний о природе; мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе; коммуникативных умений и навыков.
Анализ методической литературы показывает наличие великого множества экологических игр. Одни – серьезные, деловые – подходят для подростков, юношества и взрослых. Другие – дидактические, познавательные, их используют на различных этапах обучения школьников. Третьи – сюжетно-ролевые, или просто ролевые, соревновательные – интересны для всех возрастов – и младшего, и подросткового. В практике начальной школы особенно часто используются дидактические, обучающие игры и несколько реже – ролевые и сюжетно-ролевые. Они имеют большие потенциальные возможности для экологического образования младших школьников.
Смысл дидактических игр в том, что познавательные задачи в них как бы спрятаны, замаскированы. Например, игры с загадками. Большая часть загадок имеет экологическую направленность. Они знакомят детей со всем многообразием окружающего мира, его закономерностями и связями, учат думать и принимать решения. Результатом дидактических игр становится приобретение детьми личностных качеств, приобретаются новые установки и ценности в сохранении окружающей среды, желание помочь природе. Даже опыт принятия экологически грамотных решений можно привить игрой, не говоря уже об усвоении в процессе игры моральных норм и правил поведения в окружающей среде. Такие игры уже созданы – «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Лесные Робинзоны», «В травяных джунглях», «Тайны лесной тропинки» - и показали свою эффективность в экологическом образовании младших школьников.
Сюжетно-ролевые и ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и так далее. Они инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли из реальной жизни. Успех проведения таких игр во многом зависит от предварительной подготовки. Среди активных методов обучения, способствующих воспитанию экологической культуры детей, определенное место занимают подвижные игры с элементами имитации. По мнению Д.Т. Кавторадзе, такие игры «разворачивают проблемы в динамике, позволяют их участникам прожить десятки условных лет в сжатой по времени и событиям реальности. Во время игры каждый участник сам делает ошибки и сам находит удачные решения, обогащая свой личный опыт».
Основой имитационных экологических игр является моделирование экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Они позволяют погрузить учащихся в активное контролируемое обучение, где они проявляют свою сущность и учатся взаимодействию с другими людьми и природой.
Соревновательные экологические игры – это тип экологических игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений. Особой популярностью у педагогов и школьников пользуются различные конкурсы экологической направленности. Это могут быть конкурс-аукцион, конкурс проектов, конкурс кроссвордов, конкурс-марафон, экологические викторины и т. д.
В процессе игры детьми (по Д.Б. Эльконину) осваивается, прежде всего, сюжет, что обеспечивает трансляцию определенного элемента культуры как сюжета. Если этим сюжетом является природа, ее экология, то становится возможным через игровую деятельность осуществлять воспитание экологической культуры.
Особенно эффективны игры по экологии и охране природы, которые не только представляют учащимся возможность получить определенные знания, но и воспитывают в них экологическую грамотность, осознанное отношение к природе, активизируют интерес к проблемам защиты окружающей среды, формируют нравственные качества личности.
В целом можно сказать, что в эколого-природоведческом образовании в период детства через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на сплаве знаний, чувств, действий. Поэтому в эколого-природоведческие игровые занятия, уроки включаются научно-познавательный, ценностный, нормативный и практически-деятельностный компоненты.
Ценности природной среды не следует рассматривать только с утилитарно-практических позиций полезности. Такой подход обедняет отношение у детей к природе, снижает любознательность, эстетическую отзывчивость и сочувствие. Специфика экологических ценностных ориентаций состоит в их универсальности: они охватывают свойства природы как всеобщей ценности – не только практические, утилитарные, но и познавательные, и эстетические.
Естественно, что субъективная оценка ценности природы человеком не всегда совпадает с ее объективной ценностью. Поэтому так важно понимание детьми уникальной ценности природной среды и формирование экологической ответственности. В личностном аспекте ответственность выступает как существенное нравственное психологическое качество человека, одно из важнейших черт его характера. Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и представляет как сознательные, избирательные его связи с природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребности, а также эмоциональных отношений любви, привязанности.
Таким образом, в жизни дошкольников и младших школьников игра занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности. При условии методически корректного отношения к ней она способна стать в руках педагога универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процесс становления экологической культуры личности, то есть формирование у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру.
Список литературы
- Степанова О.А. Игровая школа мышления. Методическое пособие. - М: НИЦ ИНФРА-М, 2017
- Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001
- Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М: Просвещение, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
роль игры в патриотическом воспитании младших школьников
Надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообраз...
роль игры в патриотическом воспитании младших школьников
Надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообраз...
Педагогический потенциал игры в экологическом воспитании младших школьников
Экологическое воспитание – педагогически управляемая составляющая процесса становления экологической культуры личности. В этой статьях раскрываются педагогические потенц...
Роль экскурсий в экологическом воспитании младших школьников
1.Значение экскурсий.2.Значение экскурсий - один из видов занятий и основные формы организации работы (первичное представление о взаимосвязи вприроде. Задача экскурсии - освоение детьми системы элемен...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....