СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gabboeva_a.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Габбоева А.И.

учитель начальных классов

МОУ «Начальная школа - детский сад»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Природа является источником добра, её красота влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой - добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью к злу. Красота природы воспитывает утончённость чувств, помогает ощущать красоту человека.

В.А. Сухомлинский.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережного отношения к природе.

В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне.

Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизации» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.

Для повышения эффективности экологического образования и воспитания необходимо дополнить базовое образование в этой области дополнительными формами, вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, использовать взаимосвязь классно - урочных, внеклассных и внешкольных форм работы.

Дополнительное экологическое образование проводится по следующим направлениям:

1. Разработка программы по дополнительному экологическому образованию учащихся. Программа реализуется в виде факультативных занятий в учебное время. В содержание программы включен материал о гармонии мира, роли человека в природе, о закономерностях окружающего мира, своеобразии местного природного комплекса. При реализации программы используются различные методические приёмы обучения: просмотр видеофильмов, экскурсии, творческие разработки.

2.        Разработка и реализация экологических проектов. Работа по проекту
предполагает значительную самостоятельность участников и не требует пров
едения постоянных занятий на базе учебного заведения. Участники проекта самостоятельно выполняют определённые виды работ творческой и практической деятельности. Им предлагается:

- выпустить информационный листок или стенную газету о проблемах своего города;

- подготовить информационный материал по экологии своего места проживания;

- провести беседу в детском коллективе (классе) на экологическую тему;

-        составить экологическую карту исследуемого микрорайона города,
улицы, двора;

-        подготовить собственный экологический проект (очистка реки, родника, ликвидация свалок и т.д.).

Заключительный этап - это подведение итогов и награждение победителей.

3.        Новой формой экологического воспитания является организация до-
полнительного экологического образования учащихся в каникулярное время на базе детского оздоровительного лагеря. На базе летнего лагеря «Дружба» реб
ята вместе с педагогическим коллективом организовали профильный отряд «Юный эколог» в составе 20 человек. Совместными усилиями была разработана и подготовлена реклама «Экограда», жителями которого являются члены отряда «Юный эколог» и издан Указ. Чтобы воплотить в жизнь замысел жителей «Экограда» и соответствовать всем пунктам Указа в отряде проводятсязапланированные мероприятия.

Экологическое воспитание на современном этапе развития школы -проблема актуальная. Современная экологическая этика ищет решение проблем человечества в душе человека. Уважение к жизни, к природе - вот принцип этой этики. С чего же она начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и перешагиваем осторожно трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или на асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы - дети природы, и с малых лет должны познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею. И наша цель, цель учителя, неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили её и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.

В нашем учреждении подготовка начинается с детского сада. Проводятся недели экологии, где дети получают элементарные экологические знания в игровой форме. В начальной школе мы стараемся повысить общий уровень экологической культуры детей. Для этого проводим развлекательные программы, которые имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры. Подготовка к любому празднику требует большой работы, но дети любят активно участвовать в них. Они устают быть зрителями, им интересно самим быть героями, выступать перед своими одноклассниками. Праздники имеют большое воспитательное значение. Подготовительный материал расширяет их кругозор.

Для того чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета - наш дом и о нём надо заботиться, в классах заводятся дневники «Растём вместе». Дети очень чувствительны к переменам. Они гордятся тем, что растут, гордятся своими успехами. Этот дневник помогает в наблюдениях за природой, в частности, за одним деревом. На первой страничке дневника каждый рисует себя, пишет своё имя, рост. Детям предлагается выбрать себе зелёного друга - деревце, за которым он будет наблюдать в течение года. Каждый ребёнок зарисовывает своё деревце, придумывает ему имя. Эта работа продолжается в течение всего обучения в начальной школе.

Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.

Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение природы своего края, знание «своих корней», «своих» растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы своего края даёт возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению её жалеть, сохранять, любить.

Базовые государственные программы для курсов природоведения дополнены включением эколого-краеведческих знаний. Особое внимание уделено проведению экскурсий. Доброй традицией стали поездки на природу с целью расширения кругозора знаний учащихся и знакомства с достопримечательностями КМВ и ближайших регионов. Дети нашей школы побывали на Чегемских водопадах, на горе Кольцо, на Малокарачаевском конезаводе. Медовых водопадах, в окрестностях г. Пятигорска, посетили в краеведческом музее выставочный зал «Природа Ставрополья».

Каждая экскурсия вызывает всплеск эмоций, создаёт приподнятое настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе детей.

Переплетение экологии и краеведческой работы позволяет расширить границы познания учащимися средствами предметного освоения окружающего мира как бы по спирали - от родного «гнезда», родного края к Отечеству. Такой принцип освоения мира тесно связан с физиологическими и психологическими возможностями детей.

В процессе подобной эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребёнка, его внутренний мир, отношение к одноклассникам.

Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля - вот главное в этой работе. Важно донести до учащихся мысль, принадлежащую Антуану де Сент - Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдётся сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом убеждают нас слова В. А. Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

Методическое пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методическое пособие создано в помощь   педагогам, занимающимся проблемами профилактики   дорожно-транспортного травматизма с  детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

Анкета для родителей и их детей дошкольного и младшего школьного возраста "Опросник Мойдодыра"

Увважаемы родители дошколят и ребят младшего школьного возраста! Хотите проверить обладают ли Ваши дети навыками гигиены. Предложите им заполнить анкету "Опросник Мойдодыра". Рекомендуется обсудить по...

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Плоскостопие является самым распространённым заболеванием опорно-двигательного аппарата. Оно заключается в деформации стопы, приводящей к уплощению последней. В результате стопа всеми своими точками к...