"Дымковская игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста"
статья (1 класс)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина».
Родина, для каждого человека, воплощается в своих личных и дорогих сердцу образах: территории и природе, традициях, обрядах и просто в привычках народа, особенностях языка и быта, народно-прикладном искусстве и фольклоре.
Источником таких ярких образов для детей дошкольного и младшего школьного возраста является приобщение их к культуре своей страны.
В культуре каждого народа, как известно, есть игрушки, которые сопровождают ребенка на протяжении всего детства - это народные игрушки.
Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей.
Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей.
Детство – это время игры и нет ничего целесообразнее, как использовать народную игрушку в игровой деятельности детей для ознакомления с историей и культурой русского народа.
Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине.
Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство.
Блестящую художественную и педагогическую функцию в истории русского народного творчества представляет Дымковская глиняная игрушка.
В век научно-технического прогресса, информационных технологий и электроники народная игрушка стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка.
Я предлагаю в рамках клубного часа познакомить детей с русским народным творчеством и проведение мастер-класса по созданию Дымковской игрушки. В виду отсутствия глины и возможности обжига, мы будем делать Дымковскую барышню, используя подручные материалы-пластиковую бутылку и пластилин. С ходом проведения занятия можно ознакомиться в презентации.
Данное занятие дает возможность познакомить детей с историей возникновения Дымковской игрушки, с особенностью росписи, ее отличительными особенностями.
Изготовление игрушки способствует развитию творческих способностей и коммуникативных навыков. Но самое важное, что народная игрушка способствует формированию патриотических чувств.
Литература:
- Абраменкова, В. В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребёнок в игровой цивилизации. - М.: АСТ, 2001. - 148 с.
- В.И. Даль «Толковый словарь живого великого русского языка». – М.: Русский язык, 1978 г., 700с, Т. 2.1997г.
- Т.С. Комарова, «Народное искусство в воспитании детей». – М.: Педагогическое общество России, 2000 г., 256с.
- Ожегов С.И. «Словарь русского языка». – М.: Русский язык, 1989 г., 797с.
- Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». – Киев: «Радянська школа», 1974г., 288с.
- Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду». – М.: Просвещение, 1999 г.,79 с.
- Флерина Е.А., «Игра игрушка» - М .: Просвещение, 1974 г., 48 стр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дымковская игрушка | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу. Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки. История Дымковской игрушки
Изначально д ымковцы изготавливали только фигурки животных – Медведей, лошадок, баранов, петухов. Они верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.
Для дымковской игрушки использовали цвета: желтый зеленый синий оранжевый розовый черный Роспись представляет собой броский, контрастный орнамент. О н состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки.
Дымковская игрушка из пластилина и пластиковой бутылки
Нам потребуется: 1. Горлышко пластиковой бутылки 2. Пластилин 3. Стек для пластилина
Этапы работы: 1. Делаем юбку барышни 2. Делаем тело и руки 3. Делаем голову и кокошник барышни
Вот такие барышни-модницы из пластилина и пластиковой бутылки можно сделать. Воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 547 Соболева Т.Е.
Использовано : https://razvivashka.online/poznavatelnoe/istoriya-pro-dymkovskuyu-igrushku https://vk.com/wall-115417173_65269
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Представляемая модель развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...
«Актуальные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста» Тема: Значимость компьютера в создании учебных проектов.
Статья на тему "Значимость компьютера в создании учебных проектов"...
«Воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста любви к книге, чтению»
У чтения и детской литературы в современном мире появилось много конкурентов в виде различных кружков, секций, студий раннего развития, а также телевидения и интернета.Как же сделать так, чтобы ...
Средства и методы преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Статья об опыте преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...
Игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Роль игрушки в воспитании детей дошкольного возраста....