"Роль игры в экологическом воспитании младших школьников"
учебно-методический материал

Хандакова Людмила Петровна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_ekologicheskom_vospitanii_mladshih_shkolnikov.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.Роль игры в экологическом воспитании младших школьников

Слайд 2.Природа – единственная книга,

каждая страница, которой

полна глубокого содержания.

И. В. Гёте

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем сохранить самое удивительное ее творение – жизнь на земле.

Главной целью  экологического воспитания является формирование экологической культуры. Младший школьный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются нравственно – экологические основы. 

Слайд 3.Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста предполагает:

- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе;

- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;

- бережное отношение к своему здоровью.

На основе вышесказанного у детей углубляются экологические понятия, формируется новое отношение к природе.

В жизни детей младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является игра. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит  игра. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, развлекает и дает отдых. Но одна из первых ее задач – обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства практических ситуаций с целью их освоения. Она является эффективным средством формирования личности младшего школьника, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Слайд 4.А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр : «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому, первый момент, который объединяет игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой -нибудь другой игры. Усвоение знаний при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Для повышения эффективности экологического воспитания используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов – экологические игры.

Слайд 5.Экологические игры – это форма, экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующей высокий уровень мотивации, интереса к природе и эмоциональной включенности.

Слайд 6.Существуют разные виды экологических игр характерных для детского возраста:

- дидактические игры;

- подвижные;

- сюжетно – ролевые,

- творческие;

- интеллектуальные ;

- игры – путешествия и т.д

В работе с младшими школьниками большое значение имеют дидактические игры. Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. Они, формируя основу умственной деятельности, повышают интерес ребенка к игре и имеют двойное значение – познавать, играя. Каждая дидактическая игра имеет целенаправленные задания. В ходе игры развиваются наблюдательность, любознательность, фантазия. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, семена, камни и т. д., картинки с изображением растений и животных. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально.

В своей работе я использую такие дидактические игры : «Когда это бывает», «Фрукты и овощи», 

-Слайд 7 «Четвертый лишний»,  

- Слайд 8(с мячом, «Воздух, земля, вода» , «Рыба, птица или зверь»,

Слайд 9«Съедобное-несъедобное) и другие; 

Слайд 10 настольно – печатные: разрезные картинки, лото- «Цветы», «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные» «Домашние животные» и т.д

Очень важны для развития детей  сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевая экологическая игра – это игра, которую придумали школьники. В игре отражено впечатление, представление школьника о природе. В нее входят: темы, игровые замыслы, сюжеты, содержание и роль.

Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дети быстрее усваивают новый материал. Сюжетно – ролевые игры характеризуются следующими особенностями:

- игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей;

- игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок;

- игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

Также можно организовать следующие сюжетно – ролевые игры :

Слайд11 «Хитрая лиса»; «Изобрази животное» «»«Ферма»«На птичьем дворе» и другие.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе можно использовать  Слайд 12 подвижные игры:«У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Кошка и мышка» и другие.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Подобные игры всегда вызывают интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении игр этого вида. Гуляя с детьми полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей.

 Интеллектуальные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков. К ним относятся: конкурсы, КВН, викторины, «Что? Где? Когда?»«Поле чудес» и др. 

Еще одним важным видом экологической игры являются игры – путешествия. В процессе игр – путешествий дети посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе. Педагог в этой игре выполняет главную роль – экскурсовода, заведующего фермой и т. д.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их нужно ориентироваться на знания детей. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Мы играем с детьми, учим их игровым действиям и выполнению правил игры. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в игре сюжету, должен быстро сообразить, как поступить в сложившейся ситуации. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им - ребенок учится играя.

Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания должен носить не случайный, а специально организованный характер. Только тогда можно достичь хороших результатов.

На этапе младшего школьного возраста складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка сами, обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Слайд 13.Общие правила использования игры как средства формирования ответственного отношения младших школьников к природе:

  Игра должна приносить радость. Нельзя ребенка заставлять играть, нужно создавать условия, чтобы он захотел играть.

  Желательно, чтобы школьники готовились к игре заранее и самостоятельно: учили слова, роли, подбирали дополнительный материал по природе, наблюдали.

  В игру желательно вносить сказку, стихи, песенки, волшебную палочку – все то, что придаст необычность, праздничность, желанность.

  В игре использовать занимательный природоведческий материал.

  В основе игры должны лежать личные наблюдения школьников за природой.

  После игры желательно учащихся оценить, похвалить, особенно если похвала будет от лиц животного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

роль игры в патриотическом воспитании младших школьников

Надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообраз...

роль игры в патриотическом воспитании младших школьников

Надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообраз...

«Роль игры в экологическом воспитании младших школьников»

Использование игры как формы организации обучения и воспитания....

Педагогический потенциал игры в экологическом воспитании младших школьников

   Экологическое воспитание – педагогически управляемая составляющая процесса становления экологической культуры личности. В этой статьях раскрываются педагогические потенц...

Роль экскурсий в экологическом воспитании младших школьников

1.Значение экскурсий.2.Значение экскурсий - один из видов занятий и основные формы организации работы (первичное представление о взаимосвязи вприроде. Задача экскурсии - освоение детьми системы элемен...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....