Тема проекта: Коррекция мышления трудовой и экологической деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
классный час (3 класс) на тему
Вид осуществления распространения опыта: мастер-класс на республиканском семинаре от 22 октября 2010 года.
Предлагает: учитель первой категории МОУ «АСОШ № 50» Кошляк Жанна Ивановна.
(2 слайд) Гипотеза: я предположила, что у всех учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний и низкий уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе под влиянием трудовой и экологической деятельности возможно повышение качества мышления.
(3 слайд) Методы исследования: эксперимент, прикладная работа по указанным направлениям
Методологической основой исследования является концепция Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в педагогическом развитии ребенка и реализация принципа деятельностного подхода в организации коррекционно-педагогического процесса в образовательных субстанциях для детей с ЗПР седьмого вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_doklad_microsoft_office_word.doc | 43.5 КБ |
prezentaciya_k_seminaru_rh_microsoft_office_powerpoint.ppt | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: Коррекция мышления трудовой и экологической деятельностью у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Вид осуществления распространения опыта: мастер-класс на республиканском семинаре от 22 октября 2010 года.
Предлагает: учитель первой категории МОУ «АСОШ № 50» Кошляк Жанна Ивановна.
(2 слайд) Гипотеза: я предположила, что у всех учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний и низкий уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе под влиянием трудовой и экологической деятельности возможно повышение качества мышления.
(3 слайд) Методы исследования: эксперимент, прикладная работа по указанным направлениям
Методологической основой исследования является концепция Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в педагогическом развитии ребенка и реализация принципа деятельностного подхода в организации коррекционно-педагогического процесса в образовательных субстанциях для детей с ЗПР седьмого вида.
(4 слайд) Теоретическая и практическая значимость. Значимость данного исследования состоит в том, что проведенная работа позволяют расширить и уточнить знания о развитии мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Результаты в конце исследования могут быть использованы не только методистами-педагогами, но и педагогами, работающими с учащимися с ЗПР. Так же результаты проделанной работы могут быть использованы в практической деятельности других учителей и студентов на практике.
(5 слайд) Цель исследования: изучить особенности мышления младших школьников с ЗПР в ходе двух направлений деятельности: трудового и экологического.
Объект исследования: мышление младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: развитие мышления младших школьников с ЗПР под влиянием обучения труду и экологическому сопереживанию Природе
(6 слайд) Задачи исследования:
1. Проанализировать научные исследования по проблеме умственного развития ребенка;
2. Выявить особенности мышления младших школьников с ЗПР;
3. Разработать ряд примерных занятий и рекомендации в данном ключе с целью эффективного развития мыслительной деятельности детей.
4. Определить степень влияния занятий трудом и экологией на формирование разных видов мышления.
В дополнение к 4 пункту. Начальное обучение детей с ЗПР использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников. Мы всю четверть играем. Ведь большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми с ЗПР определенных знаний.
Рассмотрим ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР, а именно, ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
(7 слайд) Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР [7].
Основные клинические типы этиопатогенетической классификации ЗПР [7] дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:
а) конституционного происхождения;
б) соматогенного происхождения;
в) психогенного происхождения;
г) церебрастенического (церебрально-органического) происхождения.
При всех вариантах ЗПР существует особенность структуры и характера соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.
(8 слайд) Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР:
А)- ребёнок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть;
Б)- не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и её целей, такой ребёнок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности;
В)- информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же её перерабатывает, а для более полного воспроизведения он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребёнок долго не может освоить свёрнутые мыслительные операции;
Г)- у детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объём и темп работы ниже, чем у нормального ребёнка;
Д)- для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствуют темпу их индивидуального развития; в массовой школе такой ребёнок впервые начинает осознавать свою несамостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
Поскольку всестороннее и глубокое познание действительности возможно лишь при участии мышления, которое является познавательным высшим процессом, и это является аксиомой, не требующей доказательств, то, длительное наблюдение за детьми с временной задержкой развития показало, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах.
(9слайд) Специфические задачи обучения труду и экологическому сопереживанию направлены на коррекцию недостатков мышления и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. Как раз в младшем нежном школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, трудовая и экологическая деятельность, направленная на создание определенного продукта.
(10 слайд по 19 слайд) Целенаправленные занятия по формированию мышления, в том числе и экологического мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношение к задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.
Обучение, направленное на развитие мышления, включающее в себя овладение детьми конструктивно-технологическими, трудовыми, организационными и экологическими знаниями и умениями, оказывает большое влияние на речевое, эмоциональное, мыслительное (а именно. наглядно – образное мышление) развитие ребенка.
Поскольку основные принципы обучения детей с ЗПР включают коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса в целом, индивидуальную коррекцию недостатков развития, а также предусматривают специальную работу по мышления средствами трудовой деятельности, мы предприняли следующее. (Рассказ о работе в парке)
(20 слайд) Формирование общетрудовых умений должно осуществляться уже на начальной ступени обучения (Программа 1-4 классов специальных коррекционных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения) и включать в себя овладение детьми конструктивно-технологическими, организационными, контрольными и оценочными умениями в единстве их структурных компонентов (знаний и конкретно-трудовых умений).
Поэтому то в педагогической практике уместен деятельностный подход к разработке коррекционных программ по мышлению детей младшего школьного возраста с ЗПР.
(21 слайд по 27 слайд и раздаточный материал 1, 2) В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В младшем школьном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический характер. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Поэтому, выстраивая занятия с детьми, нужно организовывать познание окружающего мира так, чтобы дети могли получить возможность осознать динамичность среды на яву, могли бы совершать действия с реальными предметами, например, перемещая их в прстранстве, при этом преодолевая статичность своего восприятия, могли бы воздействовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с теми задачами, которые перед детьми ставит взрослый.
Такая ситуация непосредственного воздействия ребенка на окружающие объекты создает благоприятные условия для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления.
После вышеуказанной практической работы в парке, т.е. наяву, ребята, по замыслу взрослого разыгрывают подобную ситуацию в виртуале. Преодолевают статичность своего восприятия, воздействуя на предметы виртуального мира, схожего с настоящим. Развивают умение планировать, изготавливая поделку, используют реальный опыт, закрепляют мысли о правильном и неправильном в живой и неживой природе, и таким образом, как раз в этой ситуации, как в одной из многих, создается благоприятное условие для соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления. К чему и стремились.
(32 слайд) Как видно, на учебно-инструкционной карте в предметно-наглядной форме указаны все основные операции, последовательность работы и требования, которым должно соответствовать выполнение задания на каждом этапе работы. Познакомимся с современной пошаговой методикой проведения занятия по труду Э. А. Фарапо. (Практическая работа гостей – педагогов по изготовлению агитационной открытки «Братья наши меньшие»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГИПОТЕЗА У всех учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний и низкий уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе под влиянием трудовой и экологической деятельности возможно повышение качества мышления.
Методы исследования : эксперимент, прикладная работа по указанным направлениям Методологической основой исследования является концепция Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в педагогическом развитии ребенка и реализация принципа деятельностного подхода в организации коррекционно-педагогического процесса в образовательных субстанциях для детей с ЗПР седьмого вида.
Теоретическая и практическая значимость . Значимость данного исследования состоит в том, что проведенная работа позволяет расширить и уточнить знания о развитии мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Результаты в конце исследования могут быть использованы не только методистами-педагогами, но и педагогами, непосредственно работающими с учащимися с ЗПР. Так же результаты проделанной работы могут быть использованы в практической деятельности других учителей и студентов на практике.
Цель исследования : изучить особенности мышления младших школьников с ЗПР в ходе двух направлений деятельности: трудового и экологического. Объект исследования : мышление младших школьников с ЗПР. Предмет исследования : развитие мышления младших школьников с ЗПР под влиянием обучения труду и экологическому сопереживанию Природе
Задачи исследования: 1. Проанализировать научные исследования по проблеме умственного развития ребенка; 2. Выявить особенности мышления младших школьников с ЗПР; 3. Разработать ряд примерных занятий и рекомендации в данном ключе с целью эффективного (насколько это возможно, ведь мы «не боги») развития мыслительной деятельности данной группы детей 4.Определить степень влияния занятий трудом и экологией на формирование перехода текущего «инфантильного» вида мышления учащихся ( т.е наглядно – образного) в более прогрессивное состояние мышления (т.е словесно – логическое);
Основные клинические типы этиопатогенетической классификации ЗПР [7] дифференцируются по этиопатогенетическому принципу: а) конституционного происхождения; б) соматогенного происхождения; в) психогенного происхождения; г) церебрастенического (церебрально-органического) происхождения.
Типичные особенности Инфантилизм Демотивация Медлительность при переработке информации Низкий уровень общеучебных характеристик Проблемы в массовой школе
На что направлены специфические задачи обучения труду и экологическому сопереживанию в совокупности? Коррекция недостатков мышления Коррекция речевой деятельности Повышение познавательной активности Формирование важных положительных черт человека
Территория парка № 1, требующая уборки. Пластик, полиэтилен, бумага, металл, ткань… Если не мы, то кто? Вот это, да!!! 21 килограмм мусора
Территория №1 после уборки Вот так результат!
Территория № 2 на набережной реки, требующая уборки.
Бумага, никотин, стекло…
ПЛАСТИК,ПОЛИЭТИЛЕН,МЕТАЛЛ…
БОЛЬШЕ ТЫСЯЧИ ОКУРКОВ…
ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ ЧИСТОТЫ
ОТХОДЫ МУСОРА НЕ ПОТЕКУТ В РЕКУ
Территория № 2 после уборки МЫ МОЛОДЦЫ!
Урна – специальное место для мусора!
ВЗРОСЛЫЕ! НЕУЖЕЛИ СОБЛЮДАТЬ ЧИСТОТУ ТАК ТРУДНО? НА ТЕРРИТОРИИ НАБЕРЕЖНОЙ 20 УРН! ПРОТЯНИТЕ РУКУ!
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ТЕМУ: «ВРЕД МАТЕРИАЛОВ, ПРОИЗВЕДЕН-НЫХ РУКАМИ ЧЕЛОВЕКА, ДЛЯ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ» НА ОТКРЫТОМ ДЛЯ ГОСТЕЙ ИНТЕГРИРОВАННОМ УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА»
Спасаем рыб, решая задачи Думаем и размышляем… ПОМОГУ ПРИРОДЕ ! Убираем виртуальный мусор
ВЫСАЖИВАЕМ ДЕРЕВЬЯ
МАСТЕРИМ ПТИЦ
Листовки – открытки: «Братья наши меньшие мечтают о чистом доме! Давайте осуществим их мечту!»
В нашем экологически чистом уголке МИРА все животные счастливы и довольны!
Мастер – класс для ВАС
Как показывают экспериментальные работы Э. А. Фарапо - новый, важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное развитие абстрактного мышления, - это обучение учащегося на уроках труда планированию . Почему дана половина туловища птицы? На какую основную деталь будет приклеиваться вся птица? Могут ли дырочки на крыльях и хвосте получиться, если деталь перегнем и прорежем отверстия как на снежинке? Когда приклеиваем птице лапки: одновременно со вторым туловищем или после?
Учебно – инструкционная карта. Шаг первый. Крупное и малое туловище.
Верный или неверный вариант? 1. 2. Приготовим крупное (на картоне) и малое тело на цветной бумаге
Приклеиваем малую деталь на крупную .
1. 2. 3. 4. Еще одно малое тело другого цвета на бумаге.
5 . 6. Прорезаем ромбики и капельки 7. 8. Отгибаем клюв сначала так
9. 10. Затем переворачиваем туловище и снова отгибаем треугольники клюва в другую сторону Наносим клей на « тело с дырочками», но не капельки на клюв!
Должно получиться! Дело за малым: лапки, чубчик и шляпка или кепка…Фантазируем !
Желаю ВАМ творческого полёта в вашей нелёгкой профессии!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Актуальные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста» Тема: Значимость компьютера в создании учебных проектов.
Статья на тему "Значимость компьютера в создании учебных проектов"...
Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В статье рассматривается проблема преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста....
Программа развития и коррекции внимания для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание очень важно. При наличии внимания мыслительные процессы ...
Игровая коррекция агрессивного поведения детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Педагоги школ ломают голову над тем, как можно снизить агрессивное поведение школьников и подобрать психолого - педагогические меры, позволяющие эффективно решать конфликтные ситуации. Самой труд...
Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Беспокойство , тревога , страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение, гнев, удивление , печаль. Детские страхи , если к ним прави...
Селимова Р.Ф. "Учусь создавать проект" 0 - 4 классы. Инновационные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Рабочие тетради курса "Учусь создавать проект" для детей дошкольного и младшего школьного возраста - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ...