ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся
учебно-методический материал

Кудревич Виктория Артёмовна

Представлены разработки методических материалов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Туристско-краеведческая направленность

Возраст учащихся

10-12 лет

Дата проведения занятия

Тема занятия

«Групповое и личное снаряжение туриста»

Тип занятия

занятие по передаче знаний.

Цель занятия

познакомить обучающихся с основным туристским групповым и личным снаряжением.

Задачи занятия

#1054;бразовательные: познакомить с основным туристским групповым и личным снаряжением.

#1056;азвивающие: вырабатывать у учащихся навыки пользованиями снаряжением, умение работать в команде.

#1042;оспитательные: воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи, повысить интерес к изучению малой Родины, воспитывать чувство патриотизма.

Планируемые достижения занятия

Предметные: обучающиеся знают, что снаряжение; обучающиеся знают, в чем различия туристических снаряжений

Метапредметные: воспитание бережного отношения к природе, самосохранению собственной жизни и здоровья в походе.

Личностные: осуществление потребности в творческой деятельности, проявление интереса к новому.

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

Материально – техническое обеспечение: колонки, интерактивная доска, компьютер. Раздаточный материал: карточки, раздатка для рефлексии, листы белой бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

I

Подготовительный этап

Педагог 1: Здравствуйте ребята! Сегодня для вас проведёт занятия – Виктория Артёмовна и Валерия Евгеньевна.

Педагог 2: Перед началом занятия, хочется вам напомнить, не забывайте про правила и технику безопасности на занятии!

Педагог 1: Однажды ранним утром, Чуть занялся восход, Я с ветерком попутным Отправился в поход. Пошёл я полем, рощей, Дорогу пересёк. Журчит, скрываясь в чаще Прозрачный ручеёк. В неведомые дали Романтика зовёт. И к новым созиданьям Продолжу я поход.

Педагог 2: Ребята, о чём это стихотворение?

Педагог 2: Правильно! Стихотворение о походе! Предлагаем и вам, отправиться в поход!

Педагог 1: Закройте пожалуйста все глаза и представьте, что вы в лесу в походе.

Педагог 1: Светит яркое солнце, очень душно, и вдруг начинается сильный дождь вы мокнете под дождём. Какие ощущения вы бы испытали, находясь в такой ситуации?

Педагог 2: Сейчас откройте глаза и скажите, что вам нужно было взять с собой чтобы не промокнуть?

Педагог 1: А как вы думаете кроме дождя могут быть ещё какие-то ситуации в походе?

Педагог 1: А чтобы природные явления и другие ситуации не приносили дискомфорта что нам нужно, было взять с собой?

Педагог 2: А как всё, что вы перечислили можно назвать одним словом? Как вы думаете о чём мы с вами сегодня будем говорить?

Педагог 1: Верно! Поход невозможно совершить, не имея туристского снаряжения, которое помогает удовлетворить основные потребности человека в еде, сне, движении, познании окружающего мира.

Педагог 1: Конечно! Тема нашего занятия "Туристское снаряжение. Групповое и личное снаряжение"

Педагог 1: Ну а цель нашего занятия познакомиться со снаряжением каждого туриста, выбрать самое важное и нужное!

- Здравствуйте!

- О туристах и походах?

-Здорово!

Обучающиеся закрывают глаза

- Зонтик и дождевик

- Гроза?

- Зонтик, дождевик, сапоги, теплые вещи

- Нужно было взять снаряжение? И будем говорить о снаряжении в поход!

- Здорово!

II

Основной этап

Просмотр видеоролика

Педагог 1: А так как вы уже туристы и обязательно отправитесь в настоящий поход нам важно знать группы на которые делится всё снаряжение. Как думаете, какие это группы?

Педагог 1: Этих групп всего две. Одна из групп - это то снаряжение, которым мы пользуемся все вместе. А вторая группа-это то снаряжение которым каждый из вас пользуется сам (то есть отдельно).

Педагог 2: Все туристическое снаряжение делится на личное, групповое и специальное. Давайте узнаем подробнее, чем же они все отличаются!

Педагог 1: Личное снаряжение — это рюкзаки, спальные принадлежности (спальный мешок, туристический коврик), одежда, умывальные принадлежности, и другие предметы индивидуального пользования (личная электроника, пауэрбанки, мобильные телефоны, кружка, миска, ложка и т. д.).

Педагог 2: К групповому снаряжению относятся палатки, горелки, топоры, каны для приготовления пищи, навигаторы, спутниковые телефоны и другие предметы общего пользования.

Педагог 1: К специальному снаряжению относятся предметы как группового, так и личного пользования, необходимость которых вызывается спецификой того или иного маршрута: спасательные жилеты, веревки, альпинистское снаряжение т. п. Необходимость в специальном снаряжении обычно появляется в походах высоких категорий сложности.

Педагог 2: А чтобы разобраться в вопросе какое снаряжение, к какой группе относиться, вам нужно будет разделиться на 2 группы, и выполнить задание

Педагог 1: Каждая группа получит карточки с наименованием туристического снаряжения.

Педагог 1: Задание для первой группы: Вам нужно будет в карточках найти такое снаряжение, которым мы будем пользоваться все вместе. Объяснить свой выбор. Подумайте, как может называться ваша группа снаряжения.

Педагог 2: Задание для второй группы: Вам нужно будет в карточках найти такое снаряжение, которым вы будете пользоваться каждый сам. Объяснить свой выбор. Подумайте, как может называться ваша группа снаряжения

Обучающиеся выполняют задание

Педагог 2: Перед тем, как проверить ваши выполненные задания, давайте немного разомнемся!

Физминутка. "Групповое - личное"

Педагог 1: Педагог называет предметы снаряжения, а вы выполняете приседания - если это относится к личному снаряжению, и поднимаете руки вверх - если это групповое снаряжение.

Педагог 2: С физминуткой справились, теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. Отвечает первая группа. Вторая группа внимательно слушает.

Педагог 1: Какое снаряжение вы выбрали? Почему вы именно так разделили предложенное вам снаряжение? Как можно назвать вашу группу снаряжения

Педагог 1: Молодцы! Теперь отвечает вторая группа. Первая группа внимательно слушает. Какое снаряжение вы выбрали? Почему именно эти предметы вы определили в свою группу И как вы думаете, как можно назвать вашу группу снаряжений.

Педагог 2: Молодцы все отлично справились с заданием. Можете теперь мне сказать на какие группы делиться всё туристическое снаряжение?

Педагог 2: А теперь следующее задание для вас: Вы разделились на группы и каждая группа отправляется в поход.

Педагог 1: Представьте: первая группа отправляется в трёхдневный поход по заболоченной местности в период дождей, а вторая группа отправляется тоже в трёхдневный поход, но в зимний период времени. И как вы думаете, какое будет задание?

Педагог 1: Правильно, нужно выбрать, какое снаряжение вам необходимо в данных условиях. Но при этом вам ещё нужно определить какое из снаряжения будет личным, то есть необходимо именно вам, а какое групповым.

Обучающиеся выполняют задание

Педагог 1: Давайте посмотрим, какое снаряжение у вас получилось. Каждая группа по очереди зачитывает полученное снаряжение и объясняет, почему вы сделали такой выбор. А вторая группа внимательно слушает и задаёт вопросы, если они у вас есть. Давайте выслушаем первую группу:

Педагог 2: Вторая группа вы согласны с выбором первой группы. Если нет, то почему?

Педагог 1: Теперь давайте послушаем вторую группу. Я напоминаю, вам нужно было выбрать снаряжение для трёхдневного похода в зимний период. И определить, какое из выбранного вами снаряжения личное, а какое групповое

Педагог 1: А теперь хочется спросить первую группу: согласны ли вы с их выбором?

Педагог 1: Вы отлично справились с заданием!

- Личные и для всех?

-Давайте!

- Здорово!

Обучающиеся выполняют задание

Обучающиеся выполняют физминутку "Групповое - личное"

Обучающиеся отвечают на вопросы

Обучающиеся отвечают на вопросы

Обучающиеся отвечают на вопросы

- Выбрать снаряжение?

Обучающиеся выполняют задание

Обучающиеся отвечают на вопросы

Обучающиеся отвечают на вопросы

III

Заключительный этап

Педагог 1: Сегодня на занятии вы отлично поработали, и мы надеемся наше занятие было для вас полезным и интересным!

Педагог 2: Сейчас я вас хочу спросить о чём было наше занятие? На какие группы мы делили снаряжение?

Обучающимся раздаются листочки со знаками+,-,?

Педагог 1: У вас появились листочки, и ваша задача подумать и написать в них свои эмоции и пожелания. В графу со знаком + запишите всё, что вам понравилось, в графу со знаком - всё то, что показалось скучным, не интересным, в графу со знаком? всё то, что осталось вам непонятным (можно записать то, о чём бы вы хотели узнать более подробно)

Педагог 2: Спасибо за вашу вовлеченность в работу! До свидания! До новых встреч!

- Спасибо!

Обучающиеся отвечают на вопросы

Обучающиеся описывают рефлексию

- До свидания!



Предварительный просмотр:

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Туристско-краеведческая направленность

Возраст учащихся

10-12 лет

Дата проведения занятия

Тема занятия

«Правильное питание туристов в походе»

Тип занятия

занятие по передаче знаний.

Цель занятия

расширить представление обучающихся о походной деятельности путем изучения питания юного туриста в походе.

Задачи занятия

  1. Образовательные:

- сформировать знания у обучающихся о режиме и рационе питания в походе;

- объяснить обучающимся важность питания и водно-солевого режима на маршруте.

  1. Воспитательные

- воспитывать у обучающихся чувства товарищества, взаимовыручки, культуры общения.

3. Развивающие

- развивать у обучающихся умение работать в группах;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету.

Планируемые достижения занятия

Предметные: обучающиеся знают, что такое режим и рацион питания в походе; обучающиеся знают, что такое водно-солевой режим;

обучающиеся знают, как упаковать, хранить и транспортировать продукты

Метапредметные: воспитание бережного отношения к природе, рациональному использованию продуктов, самосохранению собственной жизни и здоровья в походе.

Личностные: развитие навыков общения в коллективе.

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

Материально – техническое обеспечение: колонки, интерактивная доска, компьютер. Раздаточный материал: карточки с ребусами, карточки с информацией в таблицах, карточки с анаграммами, памятки о примерном меню, раздатка для рефлексии «Кубик Блум», листы белой бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

I

Подготовительный этап

Здравствуйте ребята! Сегодня для вас занятие проведу я- Виктория Артёмовна.

Перед началом занятия, хочется вам напомнить, не забывайте про правила и технику безопасности на занятии!

А для того, чтобы узнать тему занятия, предлагаем разгадать вам ребус!

Разгадка ребуса

Молодцы! У вас получилось слово «питание».

Как вы думаете, как «питание» связано с каждым туристом?

Правильно! А чем же питаются туристы в походе?

Верно! Тогда как будет называться тема нашего занятия?

Педагог 1: Вы огромные молодцы! Тема нашего занятия «Питание туриста в походе»

Так, тему занятия узнали…тогда какая же может стоять перед нами цель?

Именно! Цель занятия – узнать больше о питании, а тем более о питании в походе.

- Здравствуйте!

- Хорошо!

Обучающиеся отгадывают ребус

-У нас получилось слово питание!

- Важно чем-то питаться чтобы была энергия и сила.

- Тушенкой, сухарями…

- Питание в походе?

- Мы угадали!

- Узнать о питании?

II

Основной этап

Человек может обходиться без пищи в течение достаточно продолжительного времени (некоторые около 2 месяцев). Но как это влияет на здоровье?

Именно, многодневное голодание, в особенности при недостатке воды, ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли. В многодневном походе расход энергии у туристов значительно возрастает.

Говоря про энергию, при ходьбе в среднем темпе с рюкзаком массой до 15 кг энергии расходуется в 5 раз больше, чем при покое, при ходьбе на лыжах со скоростью до 10 км/ч без рюкзака – в 10 раз больше.

Поэтому питание должно покрывать расход энергии туристов во время путешествия. Как правило, этот расход в условиях даже несложного маршрута составляет ежедневно на каждого человека 2500-4000 килокалорий. В отдельных случаях в сложных походах суточный расход энергии может доходить до 8000 килокалорий.

Ну и конечно же продукты должны быть правильно подобраны, включать оптимальное количество жиров, белков, углеводов, насыщены витаминами и минеральными солями и, кроме того, обладать минимальным весом, хорошей транспортабельностью, иметь длительный срок хранения. Основное требование к подбору продуктов для похода — легкость и быстрота приготовления различных блюд.

Как думаете, что не стоит брать в поход из продуктов питания?

Вы правы! Не стоит брать в поход продукты, которые не подлежат длительному хранению: молоко и молочные продукты, сырое мясо, вареную колбасу, домашние пирожки, кондитерские изделия с кремом, пресервы (нестерилизованные рыбные консервы; не подлежат длительному хранению) и т.д. Лучше воздержаться от покупки молочных, мясных и рыбных продуктов у частных лиц – никто не даст гарантии их качества. В последнее время значительно ухудшилось качество продаваемой тушенки. Перед покупкой большой партии на поход следует произвести контрольные закупки и выбрать оптимум.

Ребята, скажите пожалуйста, а какой продукт питания самый распространенный для туриста в походе?

Верно, это продукты из консервных банок (тушенка и тд)

А вы знаете, что на консервных банках есть собственный шифр?

Тогда мы вам сейчас все расскажем!

Если дата выработки большинства консервов не имеет значения (они могут храниться в обычных условиях годами), то дата изготовления консервированной кильки, сельди в различных пряных соусах, салаки пряного посола, а также консервированного сгущенного с сахаром молока, какао и кофе не безразлична туристу, поскольку рыбные консервы можно хранить в обычных условиях несколько недель, а молочные консервы не более шести месяцев.

Дату изготовления консервов можно узнать по шифру на крышке банки. На одной из крышек наносится буква и несколько цифр (до четырех). Буквы обозначают:

К - консервный завод

М - завод мясо-молочной промышленности

Р – рыбокомбинат

Последняя цифра обозначает год (из текущего десятилетия), в котором изготовлены консервы; предыдущие цифры - постоянный номер, присвоенный заводу-изготовителю.

Цифра, стоящая после буквы, - специальный индекс, говорящий лишь специалистам торговли о наименовании продукта, содержащегося в банке.

Например, на одной из крышек банки имеется обозначение Р1574. Это значит, что консервы сделаны рыбкомбинатом №157 в 1974 году. На другой крышке выштамповано: 102М155. Это означает, что консервы изготовлены первой сменой 2 ноября. В специальном справочнике можно узнать, что шифры 155 означают "Копченая салака в масле".

А теперь, попробуйте сами расшифровать таблицы. Не забудьте ответить на вопросы, указанные ниже.

А следующим заданием будет решить анаграммы. То есть отгадать слова, и вычеркнуть лишнее

Обучающиеся выполняют задание.

Помимо того, что мы уже с вами узнали. Чему следует еще уделить особое внимание?

Следует уделить внимание подходящей для похода упаковке продуктов, в которой их удобно переносить и в которой они будут оптимально сохраняться. Стандартная торговая упаковка для туристических походов не подходит.

Как думаете, какую упаковку запрещено использовать в походе?

Верно, категорически запрещено брать в поход стеклянную тару: она тяжелая, объемная, хрупкая, может представлять опасность для человека, а в природе выброшенное стекло сохраняется до 1000 лет. По возможности весь мусор за собой необходимо из леса вынести до ближайшего контейнера в населенном пункте.

Некоторые современные консервные банки полностью сгорают в костре. Другие после использования необходимо обжечь в костре, расплющить и закопать в землю – так они значительно быстрее переработаются. Сгущенное молоко можно заменить сухим молоком, оно значительно легче, а каша на нем получается не менее вкусная. Для добавления в кофе или какао банок нужно значительно меньше. Можно вообще исключить банки сгущенки, взяв с собой готовые пакетики кофе «3 в 1» или какао (горячий шоколад) (количество сахара в таком случае тоже несколько сокращается).

Крупы, макаронные изделия, хлеб, сыр, сало, сухофрукты можно упаковать в матерчатые мешочки с завязками, а сверху, чтобы не промокли, в плотный полиэтиленовый пакет.

Для растительного масла также подойдет пластиковая бутылка (но не та, в которой оно продавалось, там ненадежная крышка), но необходимо предварительно проверить ее герметичность, можно сделать резиновые прокладки для крышки и дополнительно упаковать емкость в полиэтиленовый мешок.

Про упаковку проговорили, но что еще важно сделать перед походом? Да, это - Распределение продуктов по рюкзакам. Оно может осуществляться по нескольким принципам:

1) дежурные несут свои продукты;

2) по приемам пищи: завтрак, обед, ужин, перекус;

3) по дням;

4) у каждого определенный набор продуктов.

Нежелательно, чтобы жизненно важные продукты были только у одного человека в рюкзаке

Например, соль должны нести 2-3 человека

Также важно соблюдать Режим питания в походных условиях. Как вы считаете, как определяется режим питания?

Он определяется конкретными особенностями маршрута, зависит от температуры воздуха, наличия топлива и укрытий от непогоды, от продолжительности светового дня.

В однодневный поход можно взять продукты из дома, а на костре приготовить чай. На привале в этом случае устраивается общий стол.

В несложном путешествии распорядок дня обычно предусматривает трехразовое горячее питание. В этом случае на обед отводится 40% дневного рациона, на завтрак — 35%, на ужин — 25%. На зимних маршрутах в отдельных случаях также целесообразно делать плотный завтрак и ужин, а обед превращать в легкий перекус, желательно с горячим чаем.

Если путешествие проходит по населенной местности, целесообразно брать меньше продуктов, чем запланировано на весь маршрут.

Так как в пути можно купить хлеб, сахар, крупы, сухари, соль и т. п. Однако на случай временного отсутствия в одном из населенных пунктов какого-либо продукта необходимо иметь с собой определенный резерв. Во время путешествия запас продуктов может пополняться также за счет свежих ягод, рыбы, овощей, фруктов, молока, творога, яиц и т. д.

А сейчас давайте немного разомнёмся! Давайте встанем, я по очереди буду называть слова. Пол – значит вы присаживаетесь, потолок – поднимаете высоко-высоко ручки, нос – дотрагиваетесь пальцем до своего носа. Давайте начнем!

Про продукты поговорили, а что же мы упустили? Что важно соблюдать в походе?

Верно, Водно-солевой режим!

Вода составляет 50-70% массы тела человека. Вода – растворитель множества органических и неорганических веществ, она обеспечивает деятельность живых клеток, участвует в окислении и восстановлении, разносит во все уголки организма кислород и питательные вещества, помогает избавиться от вредных продуктов обмена, обеспечивает деятельность системы кровообращения, пищеварения и др.

Вы уже знаете, что без пищи человек может прожить несколько недель, тогда сколько без воды?

А без воды - до 7 дней. Суточная потребность организма человека в воде составляет около 2,5 л. Отсутствие воды в течение суток (особенно в жарких районах) отрицательно сказывается на моральном состоянии человека, снижает его волевые качества, вызывает быструю утомляемость. 25%-ная потеря воды от массы тела приводит к смерти. При средней температуре воздуха 32°С минимальная потребность в воде составляет 3 литра в сутки

Но как же узнать если в организме недостаток воды?

На недостаток воды в организме указывают следующие признаки:

Обезвоживание (в % к массе тела) Признаки

1-5 Жажда, плохое самочувствие, замедление движений, сонливость, покраснение кожи в отдельных местах, повышение температуры, тошнота, расстройство желудка.

6-10 Одышка, головная боль, покалывание в руках и ногах, отсутствие слюноотделения, потеря способности двигаться, нарушение логики речи.

11-20 Бред, спазмы мышц, распухание языка, притупление слуха и зрения, охлаждение тела.

Движение по маршруту, преодоление сложных препятствий, особенно в длительных походах и в жаркие дни, сопровождается значительным потоотделением. Это приводит к большим потерям организмом воды и минеральных элементов. Поэтому соблюдение рационального питьевого режима в туристском походе является важнейшим условием обеспечения выносливости его участников.

Ребята, запомните: на завтрак перед выходом на маршрут нужно выпить не более 1 стакана воды медленно, маленькими глотками. Тем, кто испытывает постоянную жажду, перед завтраком нужно съесть 5-10 г соли и запить ее водой.

А что же делать, в случае недостатка воды?

Верно, много не есть, особенно мясных блюд; пищу употреблять небольшими порциями; воду употреблять в пределах установленной нормы только утром и вечером, днем ограничиться только смачиванием губ и полости рта; в жаркое время ограничить передвижения, держаться в тени; не снимать верхней одежды и головного убора для наименьшего потоотделения.

Про составляющее питания поговорили. А теперь самое интересное! Каждый из участников похода должен уметь составить типовое меню, знать, как готовятся основные походные блюда, рассчитать, сколько и каких продуктов необходимо купить для похода, где их лучше покупать и примерную стоимость, что и как можно использовать в пищу из «даров природы».

Дары природы – это ягоды, грибы

Сейчас мы предлагаем вам выполнить практическое задание. Мы делим вас на 3 группы. Вам необходимо составить собственное меню на однодневный поход. Не забудьте распределить между собой обязанности. В каждой группе назначьте заведующего питанием.

Завпит, помимо всего вышеперечисленного, организует закупку продуктов (предварительно определив, что необходимо нести с собой, а что можно купить в пути), распределяет продукты между участниками (и всегда готов ответить, кто, что и сколько несет из продуктов), помогает расфасовать продукты, может дать советы по их упаковке и транспортировке, ведет четкий учет покупки и расходования продуктов, своевременно напоминает руководителю о том, что нужно докупить, владеет информацией, где и что можно докупить в пути, участвует в закупке и распределении продуктов на маршруте; в отчет о походе предоставляет меню, список продуктов, рекомендации для других групп по возможности пополнения запаса продуктов на данном маршруте. Давайте начнем! А мы, конечно же, будем вам помогать!

Обучающиеся выполняют задание

- Это вредно для здоровья!

- Молочные продукты, сладкие торты

-Тушенка?

-Дата производства? Мы не знаем

- Хорошо!

Обучающиеся выполняют задание. Отвечают на вопросы

- Упаковке продуктов? Или может хранению?

- Стеклянную?

- А не промокнут ли продукты?

- Убрать куда-то продукты? Проверить все ли взяли?

- А какие продукты жизненно важные?

- От времени года?

- А почему?

Физ, минутка

- Пить много воды?

- 3 дня?

- Будет жажда?

- Не есть соленое?

- А что такое дары природы?

- Кто такой заведующий питанием?

- Хорошо!

Обучающиеся выполняют задание

III

Заключительный этап

У вас здорово получается!

Наше занятие подходит к концу. Предлагаем вам подкинуть кубик Блума, и ответить на выпавший вам вопрос:

Что нового вы узнали? Какая цель занятия была? Что вы сегодня узнали? Какое настроение у тебя после сегодняшнего занятия?

Ребята! Спасибо вам за вашу работу! До новых встреч, и не забывайте о важности питания!

- Спасибо!

Обучающиеся подкидывают кубик. Рефлексия

- До свидания!



Предварительный просмотр:

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Туристско-краеведческая

Возраст учащихся

9-10 лет

Дата проведения занятия

Тема занятия

«Штурм Кенигсберга»

Тип занятия

Обобщение знаний, умений и навыков

Цель занятия

Изучение истории штурма Кенигсберга

Задачи занятия

  1. Обучающие:
  • - обобщить знания о заключительном этапе Восточно-Прусской операции

Развивающие:

- развивать творческие способности и умственную деятельность

Воспитательные:

  • - воспитывать чувство патриотизма, уважение к подвигам предков.

Планируемые достижения занятия

  1. Предметные:
  • обучающиеся обобщили знания о штурме Кенигсберга.
  1. Метапредметные:
  • воспитание бережного отношения к истории, уважение к подвигам предков
  1. Личностные:
  • развитие навыков общения в коллективе

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

Интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Ход занятия

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

Время, мин

I

Подготовительный этап

5

- Здравствуйте, ребята!

- тема нашего занятия «Штурм Кенигсберга». Скажите, знаете ли вы, когда начался штурм Кенисберга?

- верно, вы абсолютно правы

Дети здороваются с педагогом.

Дети отвечают на вопрос педагога.

II

Основной этап

30

С давних времён на нашей земле жили немцы – замечательный, трудолюбивый народ. Одним из немецких городов был Кёнигсберг. Это был очень красивый город.

(показ фотографий Кёнигсберга)

В нём было множество домов с остроконечными крышами. Дороги были вымощены камнями. Вокруг была чистота, зелень и цветы. Однажды правителем Германии стал человек по имени Гитлер. Он решил завоевать весь мир. Вот какой он был жадный! Он собрал сильную армию, призывая в неё даже тех, кто не хотел воевать, и пошёл войной на маленькие страны. После этого его армия стала ещё сильней. Вот теперь-то он добрался и до нашей страны, России. Война была долгая, страшная.

(показ фотографий с изображением Великой Отечественной войны; воспитатель комментирует)

Гремели взрывы от снарядов, рушились дома, небо было чёрным от огня. Гибли не только солдаты, но и беззащитные дети, их мамы.

Вся страна помогала бойцам на фронте

-А сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и размяться..

79 – летию Калининградской области посвящается

Слайд #1042; 1945 году отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но не меркнет слава тех дней, не ослабевает интерес к героическим боевым делам воинов, отстоявших свободу и независимость Родины.

Слайд 2. Одной из славных страниц героического прошлого нашего народа является Восточно – Прусская операция Советской армии и особенно её заключительный этап – штурм Кёнигсберга 6 апреля 1945 года.

Кёнигсберг – это история преступлений Германии. Всю свою многовековую жизнь город жил разбоем. Другая жизнь ему была неведома.

Слайд 3. Вокруг города – крепости выросли тяжёлые, громоздкие сооружения крепостной обороны. Гитлеровцы бесновались. Во что бы то ни стало хотели они отбросить наши войска от города, но крепка была хватка советских войск. Гитлеровцы начали лихорадочно возводить укрепления на улицах и площадях. Всё мужское население, способное поднять оружие, мобилизовано в фолькс – штурм. Из арсеналов выкатывались пушки. Минировались окраины. Дворцы в городе и виллы в окрестностях приспосабливались к бою. Город замуровывался.

Слайд 4. Весь мир внимательно следил за продвижением Советских войск на запад по Европе.

Слайд 5. 6 апреля 1945 года. Утро. Тишина. Неуловимый трепет проносился по окопам – священны тайные минуты перед битвой … Гвардейцы прильнули к орудиям. В эти мгновения всё вокруг Кёнигсберга молчало. Сотни тысяч глаз, десятки тысяч стволов орудий и пулемётов в безмолвии смотрели на Кёнигсберг со всех сторон.

Слайд 6. И всё было готово к прыжку.

По рукам гвардейцев ходила тетрадь. Они брали её, каждый записывал несколько слов и передавали товарищу. Тетрадь называлась: «Слово гвардейцев перед штурмом прусской столицы».

Слайд 7. Слова клятвенные:

«Гвардия будет в городе Кёнигсберг! Я заявляю об этом. Гвардии ефрейтор Самсыкин Петр».

Кругом было тихо, и лишь слышался с немецкой стороны мокрый стук насосов. Немцы откачивали воду из траншей.

Девять часов утра.

Атака Кёнигсберга началась …

Слайд 8.

9 апреля гарнизон Кенигсберга капитулировал- Сдался и сам Лаш, что спасло его от приговора Гитлера. Вместе с Лашем в плену оказались 93853 солдата и офицера. Около 42 тыс. немецких военнослужащих гарнизона крепости погибло

Победа!!!

Сокрушена прусская твердыня! Это победа советского солдата, солдатского военного таланта, победа советской техники!!!

Слайд 9. ПРИКАЗ

ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО

Командующему войсками 3 –го Белорусского фронта начальнику штаба генерал – полковнику Покровскому

Войска 3-го Белорусского фронта после упорных уличных боёв завершили разгром кёнигсбергской группы немецких войск и сегодня, 9 апреля, штурмом овладели крепостью и главным городом Восточной Пруссии – Кёнигсбергом – стратегически важным узлом обороны немцев на Балтийском море.

За день боёв к 20 часам войска фронта взяли в плен свыше 27 тысяч немецких солдат и офицеров, а также захватили большое количество вооружения и разного военного имущества.

Остатки Кёнигсбергского гарнизона во главе комендантом крепости генералом от инфантерии Ляшем и его штабом сегодня, в 21 час 30 минут, прекратили сопротивление и сложили оружие …

В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение городом крепостью Кёнигсберг, представит к присвоению наименования «Кёнигсбергских» и к награждению орденами.

Сегодня, 9 апреля, в 24 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 3-го Белорусского фронта, завершим завершил разгром кёнигсбергской группы немецких войск и овладевшим городом, и крепостью Кёнигсберг, - двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трёхсот двадцати четырёх орудий.

За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за овладение городом и крепостью Кёнигсберг.

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!

Смерть немецким захватчикам!

Верховный главнокомандующий,

Маршал Советского Союза И. Сталин

9 апреля 1945 года № 33

Слайд 10. Всё дальше и дальше уходят те дни, когда у стен Кёнигсберга, на его улицах и площадях гремели бои.

Слайд 11. С 17 июля по 2 августа 1945 года в Потсдаме под Берлином состоялась конференция трёх великих держав – победительниц: Союза Советских Социалистических Республик, Соединённых Штатов Америки и Великобритании. Выражая волю народов, сражавшихся против фашизма, приняла решение о ликвидации Восточной Пруссии, в течении многих веков служивший форпостом германской агрессии против восточных соседей. Согласно этому решению северная часть Восточной Пруссии вместес городом Кёнигсбергом площадью более 15 тысяч квадратных километров, или одна треть территории, была передана Советскому Союзу.

Слайд 12. 7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР»

4 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Кёнигсберг был переименован в Калининград; а область – в Калининградскую.

Дети слушают педагога.

Дети внимательно слушают педагога.

Дети внимательно слушают педагога.

Физминутка

Дети слушают педагога

III

Заключительный этап

10

- вы сегодня хорошо постарались!

- о чем мы говорили на нашем занятии?

- на этом наше занятие подходит к концу. До новых встреч!

Дети отвечают на вопросы педагога.

Дети прощаются с педагогом и друг с другом.



Предварительный просмотр:

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Туристско-краеведческая направленность

Возраст учащихся

10-12 лет

Дата проведения занятия

Тема занятия

«Юный турист»

Тип занятия

занятие-путешествие

Цель занятия

расширить представление обучающихся о походной деятельности путем интеллектуальной игры

Задачи занятия

  1. Образовательные:

- расширять знания воспитанников о видах туризма, о его роли в познании мира и родного края

Воспитательные

- воспитывать у обучающихся чувства товарищества, взаимовыручки, культуры общения.

3. Развивающие

- развивать у обучающихся умение работать в группах;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету.

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

Материально – техническое обеспечение: колонки, интерактивная доска, компьютер. Раздаточный материал: карточки; карточки – пазл; раздатка для рефлексии

Ход занятия

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

I

Подготовительный этап

Педагог 1: Здравствуйте ребята, нас зовут Валерия Евгеньевна и Виктория Артёмовна. Сегодня мы проведем интересное занятия, но для начала игры вам нужно разделиться на команды

Детей делят на 2-3 команды, при помощи жеребьевки

Педагог 2: Вам раздаются конверты, и вам необходимо собрать пазл, собрав который вы даете название своей команде

Педагог 1: На команды поделились, пазл собрали, с названиями определились! И сейчас вы отправляетесь в поход, только не по-настоящему, а понарошку, это репетиция настоящего похода.

- Здравствуйте!

Обучающиеся делятся на 2-3 команды, при помощи жеребьевки

Обучающиеся собирают пазл

- Здорово!

II

Основной этап

Педагог 2: Для начала нам надо собраться в путешествие, а что вы с собой возьмете?

Педагог 2: Вам необходимо выбрать вещи, которые нужно положить в рюкзак туристу. Каждой команде выдается листок с наименованиями. Нужно отметить нужные вещи.

Обучающиеся выполняют задание

Педагог 1: А теперь ответьте на следующие вопросы:

1. Почему вы взяли именно эти вещи? Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да)

2. Без чего можно обойтись в походе? Какие вещи нужно положить ближе к спине? (мягкие и ровные)

3. А без чего точно не обойтись в походе! Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперёд).

Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака).

Педагог 2: Все собрались, теперь можно отправляться в путешествие.

Педагог 1: Когда турист отправляется в поход, он всегда берет с собой карту маршрута и компас. Однако карта — это не фотография и изображения на ней нанесены с помощью специальных знаков – топознаков.

Презентация с информацией о топографических знаках

Педагог 2: С топографическими знаками познакомились, теперь давайте проверим, что вы успели запомнить!

Командам выдаются карточки с топознаками. Необходимо написать, что означает каждый топознак.

Педагог 2: Без чего не обходится каждый поход? Конечно же без питания! Вам раздаются мешочки с крупами, пощупав их вы должны определить, где что находится.

Обучающиеся выполняют задание

Педагог 1: Туристы - отважные люди,

Для них не бывает преград,

Любые дороги осилят,

Но всё же вернутся назад.

Они одержимы мечтою,

В душе - к путешествиям страсть.

Желаем больших приключений,

Чтоб жизнь на все сто удалась!

Педагог 2: Сейчас мы проведем для вас интеллектуальную игру. За каждый правильный ответ вашей группе будет выдаваться жетон. Команда, набравшая больше всего жетонов – будет победителем

Педагог 2: Ну что, начинаем!

Презентация с интеллектуальной игрой

- Личное и групповое снаряжение, продукты питания

Обучающиеся выполняют задание

Обучающиеся отвечают на вопросы

Обучающиеся слушают педагогов, изучают информацию на слайдах

Обучающиеся выполняют задание

Обучающиеся выполняют задание

Интеллектуальная игра

III

Заключительный этап

Педагог 1: Вот и подошло наше путешествие к концу. И пришло время подвести итоги нашего путешествия

(посчитать жетоны) (награждение грамотами)

Педагог 2: До новых встреч! До свидания!

Награждение и подведение итогов

- До свидания!



Предварительный просмотр:

Управления образования администрации муниципального образования

«Черняховский городской округ»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр г. Черняховска»

Принята на заседании методического (педагогического) совета от «___» _____________ 20____г.

 Приказ № _________________


Утверждаю:

Директор

Трофимова Е.С /ФИО/

«___»__________________20____г.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности

«Поколения туристов»

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год


Автор-составитель:

Кудревич Виктория Артëмовна,

педагог дополнительного образования

г. Черняховск

                                            г. Черняховск, 2023.

Пояснительная записка

Краеведение - всесторонние познание своего края (области, района, города, села, микрорайона), изучение и учет его природных, экономических и культурных ресурсов, географических, этнографических и демографических особенностей, его истории, общественной жизни и перспектив развития.

Предметом изучения краеведения является территория, местность, а объектами географического краеведения – природа, население, хозяйство, история, археология края.

Сущность краеведения заключается в комплексном изучении природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. Природа края и отдельные компоненты, население и хозяйство изучают во взаимосвязи и развитии, т.е. с исторических позиций. Природа, население, хозяйство края изучаются как часть более крупных историко-природно-социально-хозяйственных районов страны.

Ведущая идея программы – расширять кругозор обучающихся, знакомить их с хозяйственной жизнью России, Калининградской области, родного района. Воспитывать любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Направленность программы. Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Поколения туристов» имеет туристско-краеведческую направленность.

Уровень освоения программы – стартовый.

Актуальность программы заключается в том, что туристские

 походы и экскурсии очень привлекательны для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит образовательно-развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья обучающихся.

Психолого-педагогическая целесообразность. Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Поколения туристов» предусматривает дифференцированный подход к обучению. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. А также данная программа включает в себя элементы практико-ориентированной деятельности, знакомит с основами туризма и ориентирования на местности, предполагает работу по краеведению и оказанию первой медицинской помощи.

Практическая значимость программы. Обучающиеся получат навыки в области основной физической подготовки. При помощи походов научаться выживать в условиях леса, освоят основные правила похода, приобретут представление о самостоятельности. Также в процессе освоения программы обучающиеся научаться оказывать первую медицинскую помощь.

Принципы отбора содержания образовательной программы.

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности; - принцип наглядности; - принцип взаимодействия и сотрудничества;

 - принцип комплексного подхода.

Отличительные особенности данной программы данной заключаются в том, что ее содержание  дополнено разделом "Общая физическая подготовка", в результате освоения которого обучающиеся приобретают навыки начальной физической подготовки, приобщаются к здоровому образу жизни, а также вовлечением родителей в деятельность детей путем проведения общих мероприятий.

Цель программы: развитие интеллектуальных и физических качеств в процессе обучения основам туристско-краеведческой деятельности.

Задачи программы:

-познакомить обучающихся с основами туристско-краеведческой деятельности;

-воспитывать потребности узнавать о культурных ценностях родного края;

-развивать элементарные навыки и умение ориентироваться в пространстве.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 7 - 8 лет.

 Набор детей в объединение – свободный.

Форма обучения – очная.

Режим занятий. Занятия проводятся в группе по два раза в неделю. Продолжительность 45 минут, с обязательным перерывом 15 минут.

Уровень реализации программы – стартовый .

Механизм оценивания образовательных результатов.

1. Уровень теоретических знаний.

- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы. - Высокий уровень.

Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

 2. Уровень практических навыков и умений. Работа с туристическими принадлежностями, техника безопасности.

 - Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности.

- Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать с туристическими принадлежностями.

- Высокий уровень. Четко и безопасно работает туристическими принадлежностями.

Содержание учебно - тематического  плана

Раздел 1. Введение  (2 часа)

1.1.Вводное занятие. Туристско-краеведческая деятельность учащихся

1.2. Теоретическое занятие (2 часа)

Знакомство с деятельностью объединения "Туристы - краеведы", определение понятий туризм и краеведение. Виды  туризма:  пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный,  спелеотуризм.  Туризм самодеятельный, экскурсионный, международный. Понятие о спортивном туризме. Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека.

Знакомство детей с помещениями (учебным классом, спортивным залом) и сооружениями (туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки. Правила поведения и меры безопасности во время занятий в учебном кабинете, спортивном зале, на местности, в парке (лесу). Инструктаж по технике безопасности.

По завершению темы предусмотрен устный опрос.

Раздел 2. Начальная туристская  подготовка  (28 часов)

2.1.Основы безопасности и правила поведения туристов - краеведов (2 часа)

Теоретическое занятие (1 час)

Правила поведения юных туристов на экскурсиях, туристских прогулках и походах. Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Основы безопасности в природной среде. Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк (лес). Основные законы и правила поведения юных туристов. Права и обязанности юных туристов, их соблюдение в процессе занятий, традиции туристов. Взаимопомощь в туристской группе. Общественно полезная работа туристов -краеведов.

Практическое занятие (1 час)

Прогулка в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведения во время занятий и на природе, выработки навыков наблюдательности.

 2.2.Организация и проведение туристских прогулок и походов (6 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Поход - основная форма  туристско-краеведческой деятельности. Правила организации и проведения туристских походов. Планирование нитки маршрута и разработка плана–графика похода. Формирование туристской группы. Основные туристские должности и обязанности в группе, распределение обязанностей. Походная документация. Подведение итогов похода, путешествия. Разбор действий группы. Требования к отчету. Обработка собранных материалов. Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе.

Ритм и темп движения туристской группы, организация привалов. Взаимопомощь в туристской группе. Распорядок дня юного туриста в походе.  Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники. Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте. Способы безопасного преодоления препятствий с туристским рюкзаком. Техника преодоления препятствий. Основные туристские узлы, их назначение и применение.

Практические занятия (4 часа):

Туристская прогулка (экскурсия). Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Строевой и походный шаг. Выбор пути движения, передвижение в составе группы. Отработка техники движения  и практических умений и навыков преодоления естественных препятствий: канав, завалов, оврагов и др. Узлы: простой и двойной проводник, восьмерка, прямой,  булинь, схватывающие узлы, встречный и др. Техника вязания узлов.  

Сбор группы и прогулка по микрорайону в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям.  

2.3.Туристское снаряжение (4 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Личное и групповое снаряжение юного туриста. Основные требования к снаряжению: легкость, прочность, удобство, гигиеничность, эстетичность. Требования к  одежде и обуви. Палатки и тенты, их виды и назначение. Устройство палаток, тентов и правила ухода за ними. Рюкзак: виды рюкзаков, основные требования ним; правила укладки рюкзака. Костровое и кухонное оборудование. Хранение и переноска режуще-колющих инструментов. Оборудование для краеведческой исследовательской работы: фотоаппарат, бинокль,  видеокамера...  Уход за снаряжением, его хранение и ремонт. Состав ремонтного набора.  Назначение предметов ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии).  Завхоз туристской группы и его обязанности на туристской прогулке.  

Практические занятия (2 часа)

Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за личным снаряжением. Подготовка группового снаряжения к походу, ремонт туристского снаряжения. Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во время туристской прогулки.: установка и снятие палатки, натягивание тента, приемы обращения с костровым оборудованием и режуще-колющими инструментами.  Подготовка оборудования для наблюдений и исследовательских работ. Упаковка продуктов для перекуса. Укладка рюкзака.

2.4. Организация туристского быта ( 6 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Привалы и ночлеги, требования к местам привалов и ночлегов. Организация мест отдыха и туристской стоянки. Требования к туристской стоянке: наличие питьевой воды, дров, безопасность при различных природных явлениях, эстетические и гигиенические требования. Типовая планировка территории туристской стоянки. Правила разведения костра. Типы костров и их назначение. Организация питания и питьевой режим в походе. Требования к упаковке продуктов для перекуса, соблюдение гигиенических требований. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.

Практические занятия (4 часа)

Фасовка и упаковка продуктов, воды и соблюдение гигиенических требований. Планирование и организация места отдыха на местности во время туристской прогулки. Устройство и оборудование туристской стоянки: места для установки палаток, кострища, приготовления и приема пищи, отдыха, умывания, забора воды и мытья посуды, туалеты. Уборка мест  привалов  и стоянок. Заготовка дров, разведение костра и соблюдение мер безопасности. Приготовление пищи на костре. Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья, рациональное расходование воды и соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки).

2.5.Топографическая подготовка и ориентирование (6 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Рисунок и простейший план местности (парка или своей улицы). Изображение местности на рисунке, фотографии, схеме или плане. Простейшие условные знаки.  Знакомство с топографической картой, масштаб, условные знаки. Роль топографа в туристской группе. Легенда туристского маршрута .

Горизонт и стороны горизонта. Компас, правила пользования им. Определение сторон горизонта по компасу, Солнцу, объектам растительного и животного мира и по местным признакам.  Ориентирование с помощью карты в походе. Разведчик туристской группы, его обязанности и действия на туристской прогулке (экскурсии).

Практические занятия  (4 часа)

Рисовка плана кабинета. Знакомство с планом улицы и поселка. Зарисовка топографических условных знаков. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на местности, в парке. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) на местности. Рисовка условными знаками поляны, лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии. Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристской прогулки. Составление легенды движения группы условными знаками.  Выработка навыков определения сторон горизонта по компасу, солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса). Ориентирование на местности. Ориентирование по описанию (легенде). Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где герои использовали планы местности или рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей).

2.6. Медико-санитарная подготовка (2 часа)

Теоретические занятия (1  час)

Личная гигиена юного туриста. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов. Обязанности санитара туристской группы. Состав медицинской аптечки. Организация первой доврачебной помощи.

Практические занятия (1 час)

Комплектование медицинской аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка срока годности медикаментов, их упаковки. Изучение приемов оказания доврачебной помощи при порезах, ушибах, ожогах, тепловых и солнечных ударах. Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).

Раздел 3.  Краеведческая работа в походе  (24 часа)

3.1.Общая характеристика края   (4  часа)

Теоретические занятия (1 час)

Знакомство с картой Краснодарского края. Территория и географическое расположение края. История края, района, своего населенного пункта; памятные исторические места. Особенности природы края: климат, растительность, животный мир, полезные ископаемые.. Туристские возможности края и района.

Практические занятия (3 часа)

Определение границ края и района на карте, просмотр фото, видео материалов, обзорная экскурсия. Экскурсия по своему населенному пункту, в краеведческий музей.  

3.2. Культура и народные традиции  (4 часа)

Теоретические занятия (1 час)

Родословие. Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники.  Население края, этнический состав. Культура и  традиции кубанских казаков. Народные традиции и обряды, праздники и гуляния. Искусство кубанского народа, выдающиеся деятели культуры.

Практические занятия (3 часа)

Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Составление древа рода. Народные игры наших предков и правила их проведения, игры на местности. Изучение культурных достопримечательностей Северского района и своего поселка.

3.3. Природа и экология ( 4 часа)

Теоретические занятия (1 час)

Природные сообщества. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Кавказский государственный биосферный заповедник. Экология и охрана природы. Правила поведения на природе. Охрана природы на туристской прогулке, при организации привалов и туристских стоянок.  Природоохранная деятельность туристов.

Практические занятия (3 часа).                                                                

Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы, заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) в своем микрорайоне (населенном пункте). Экологические игры. Посадка зеленых насаждений. Очистка лесов, родников. Охрана памятников природы. Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц.

3.4. Сбор краеведческого материала в походе (12 часов)

Теоретические занятия (2 часа)

Краеведческая работа - один  из  видов  общественно-полезной деятельности. Ведение краеведческой работы в походе. Методы сбора краеведческого материала: наблюдение, фотографирование, ведение дневника и путевых записей, описание экскурсионных объектов. Простейшие приборы для краеведческой и исследовательской работы. Проведение наблюдений за климатом, погодой, сезонными изменениями в природе в своей местности.

Практические занятия (10 часов).

Организация наблюдений во время туристских прогулок, экскурсий и походов., ведения календаря наблюдений. Метеорологические наблюдения, изучение народных примет и местных признаков погоды. Зоологические наблюдения: наблюдение за обитателями леса, степи, гор, рек и водоемов в разные времена года. Наблюдение и исследование растительного мира своей местности, сезонных изменений в природе. Фотографирование и ведение дневника наблюдений. Посещение краеведческого музея в ст. Северской, памятников истории и культуры своей местности, памятников природы и мест, интересных своеобразным проявлением природы. Составление описаний экскурсионных объектов. Встречи со старожилами-краеведами, с ветеранами и  интересными людьми.  Оформление  туристко - краеведческой   газеты. Подготовка, организация  и выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.)  по ходу экскурсии или туристской прогулки.  

Раздел 4. Общая физическая подготовка (16 часов)

4.1. Значение физической подготовки и закаливания (1 час)

Теоретические занятия (1  час)

 Значение общей физической подготовки, закаливания в  оздоровлении организма. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности. Комплекс утренней физической зарядки. Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Закаливание организма..

4.2. Общая физическая подготовка (10 часов)

Практические занятия (10 часов)

Практические занятия по освоению навыков физической подготовки.   Общеукрепляющие упражнения. Подвижные игры и эстафеты. Легкая  атлетика.  Спортивные  и народные игры. Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий.

- Комплекс утренней физической зарядки.

- Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.

 - Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

-  Упражнения для туловища в различных исходных положениях на формирование правильной осанки: наклоны, повороты и вращения туловища, в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.

- Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.

-  Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперед, назад, на одной и обеих ногах, прыжки с поворотами в приседе и полуприседе. Упражнения с набивными мячами — бросать и ловить в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями.

-  Подвижные игры и эстафеты: игры с мячом; игры бегом с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий, с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча; игры на внимание, сообразительность, координацию.

- Спортивные ( в том числе народные) игры: ручной мяч, баскетбол, футбол, волейбол, лапта.

-  Ходьба по пересеченной местности. Движение по лесным массивам.

  Преодоление завалов.

-  Преодоление простых водных преград (ручьев, канав).

-  Техника преодоления крутых склонов (спуски, подъемы).

- Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям), по кочкам.

- Переправа по бревну.

   

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

                                                                   1 год обучения

Раздел 1. Введение.

2

2

-

1.1

Туристско-краеведческая деятельность учащихся

2

2

-

Диагностика уровня подготовки учащихся

Раздел 2. Основы туристкой подготовки

30

9

21

2.1

Основы безопасности и правила поведения туристов - краеведов

2

1

1

2.2.

Организация и проведение туристских прогулок и походов

6

2

4

2.3.

Туристское снаряжение

4

2

4

Укладка рюкзака

2.4.

Организация туристского быта.

4

1

7

Учебно -тренировочный поход

2.5.

Топографическая подготовка и ориентирование

6

2

4

Контрольные задания на местности

2.6.

Медико-санитарная подготовка, гигиена

1

1

3.

Раздел 3. Краеведческая работа в походе

24

4

20

3.1.

Общая характеристика края: история, география, природа

4

1

3

Тестирование

3.2.

Культура и народные традиции

4

1

3

3.3.

Природа и экология, охрана природы

4

1

3

3.4.

Сбор краеведческого материала

12

1

11

Краеведческое задание

4.

Раздел 4.Общая физическая подготовка

16

1

15

4.1.

Значение физической подготовки и закаливания.

2

2

-

4.2.

Общая физическая подготовка

14

-

15

Контрольные упражнения

Итого

72

16

56

Календарный учебный график

Раздел №1. Туристско-краеведческая деятельность учащихся.

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.1

Сентябрь

01

10:00-10:45

Беседа

1

Введение

МАУ ДО ДЮЦ г.Черняховск

Кабинет №5

Опрос

Раздел №2. Основы туристкой подготовки.

2.1

Сентябрь

05,09

16:00-16:45;

10:00-10:45

       Беседа

2

Основы безопасности и правила поведениятуристов - краеведов

МАУ ДО ДЮЦ г.Черняховск

Кабинет №5

Викторина,

тестирование

2.2

Сентябрь

11,15,18,22,25,29

10:00-10:45;16:00-16:45;

-10:00-10:45;16:00-16:45; 10:45;16-45.

10:00-10:45;16:00-16:45

Беседа

6

Организация и проведение туристских прогулок и походов

МАУ ДО ДЮЦ г.Черняховск

Кабинет №5

Групповая игра

2.3

Октябрь

03,07,10,14

10:00-10:45;16:00-16:45;

-10:00-10:45;16:00-16:45;

Учебно-практические занятия

4

Туристское снаряжение

МАУ ДО ДЮЦ г.Черняховск

Кабинет №5

Укладка рюкзака

2.4

Октябрь

17,21,24,28

10:00-10:45;16:00-16:45;

-10:00-10:45;16:00-16:45;

Учебно-практические занятия

4

Организация туристского быта.

Поход в лесную зону

Калининградской области

Учебно-тренировочный поход

2.5

Октябрь,

Ноябрь

31,

04,07,11

10:00-10:45;16:00-16:45;

-10:00-10:45;16:00-16:45;

Учебно-практические занятия

Топографическая подготовка и ориентирование

МАУ ДО ДЮЦ г.Черняховск

Кабинет №5

Контрольные задания на местности

Раздел №3. Краеведческая работа в походе.

3.1

Декабрь,

Январь

01,16,17

13,16,17

10:00-10:45;16:00-16:45;

-10:00-10:45;16:00-16:45; 10:45;16-45.

10:00-10:45;16:00-16:45

Беседа

6

Общая характеристика края: история, география, природа

МАУ ДО ДЮЦ г.Черняховск

Кабинет №5

Тестирование

3.2

 Январь,

Февраль

23,27

06,17

10:45;16-45;

10:45;16-45.

Беседа

4

Культура и народные традиции

МАУ ДО ДЮЦ г.Черняховск

Кабинет №5

Викторина

3.3

Февраль,

Март

20,24

06,10

10:45;16-45;

10:45;16-45.

       Лекция

4

Природа и экология, охрана природы

МАУ ДО ДЮЦ г.Черняховск

Кабинет №5

Опрос

3.4

Март

13,17,20,24,27,31

10:45;16-45;

10:45;16-45; 10:45;16-45.

Групповая работа

6

Сбор краеведческого материала

МАУ ДО ДЮЦ г.Черняховск

Кабинет №5

Опрос

Раздел №4. Общая физическая подготовка.

4.1

Апрель

03

10:00-10:45

Лекция

1

Значение физической подготовки и закаливания.

МАУ ДО ДЮЦ г.Черняховск

Кабинет №5

Тестирование

4.2

Апрель,

Май

10,14,17,21,28

15,19,22,26,29

10:00-10:45;16:00-16:45;

-10:00-10:45;16:00-16:45; 10:45;16-45.

10:00-10:45;16:00-16:45; 10:45;16-45.

10:00-10:45;16:00-16:45

Учебно-практическое занятие

10

Общая физическая подготовка

МАУ ДО ДЮЦ г.Черняховск

Спортивный зал

Зачёт

                                                                                                                                                                      Итого: 72 часа

Форма календарного плана воспитательной работы

Название мероприятия, события

Направление воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Инструктаж по технике безопасности в учебном кабинете

Безопасность жизнедеятельности

В рамках занятий

Сентябрь

2.

Организация и проведение туристских походов

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь

3.

Беседа о сохранении

материальных ценностей,

бережном отношении к туристическому

оборудованию

Гражданско-патриотическое

воспитание, нравственное

воспитание

В рамках занятий

Октябрь

4.

Участие в соревнованиях различного уровня, связанные с туристической деятельностью

Интеллектуальное воспитание

В рамках занятий

Октябрь - март

5.

Зачёт по теме «Оказание первой медицинской помощи»

Здоровьесберегающее воспитание

В рамках занятий

Декабрь - январь

6.

Беседа о предстоящих праздниках

Гражданско-патриотическое

воспитание

В рамках занятий

Февраль - май

7.

Туристический поход в лесную зону на 2 суток

Безопасность и здоровый образ жизни, здоровьесберегающее воспитание

В рамках занятий

 Май

Список литературы

1.         Алексеев А.А.  Питание в туристском походе.- М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.

2.        Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт, 1983

3.        Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат,  1985.

4.        Алтухов М.Д., Литвинская С.А. Охрана растительного мира на Северо-Западном Кавказе. – Краснодарское книжное издательство, 1989 г.

5.        Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани.-  Краснодар, 2006.

6.        Ковешников В.Н. Путешествия  по красавице Кубани.-  Краснодар, 2012 г.

7.        Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения, № 1, 2003 г.-  Краснодар.

8.        Кубанский вестник детского и юношеского туризма и краеведения, № 3, 2004 г.- Краснодар.

9.        Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. -  Москва, «Физкультура и спорт», 1990.

10.        Коструб А.А.  Медицинский справочник туриста. - М.:Профиздат, 1997.

11.        Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.

12.         Кудряшов Б. . Энциклопедия выживания. Один на один с природой. - Краснодар: Советская Кубань, 2001 г

13.        Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. -  М.: ЦДЮТиК, 2003.

14.        Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря.- М.: ВЛАДОС, 2000.  

15.         Отдых и путешествия на Кубани. Энциклопедия. Ред. А.Н. Пахомов и др.- Краснодар: Традиция, 2010.

16.        Самойленко А.А. Детско-юношеский туризм. Учебное пособие. - Краснодар, 2016 г.

17.        Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель. - Краснодар: Платонов, 2008 г.

18.        Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998.  

19.         Твердый А.В. Кавказ в именах.-  Краснодар: Платонов, 2008 г.

20.        Харченко В. О чем молчит Собер? Легенды и быль Северского района. - Ростов-на-Дону, 2007 г.

21.        Харченко В., Харченко А., Кистерев Я. У подножия Собера. История Северского района Краснодарского края (с древнейших времен до наших дней). - Харченко В.А., 2005 г.

22.        Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.  

23.        Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева  Туристско-краеведческая деятельность в школе. - Москва, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы 1 класс Начальная школа 21 век с учетом ФГОС

рабочие программы по предметам 1 класс начальная школа 21 век с учетом ФГОС...

Научно-методические материалы. Рабочая программа для 1 класса.

Рабочая программа по окружающему миру . 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"....

Учебно-тематическое планирование учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры".

В учебно-тематическом планировании представлены: темы уроков, предметные и метапредметные УУД....

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса и т.д.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно - познавательное напрвление) «Мир профессий» для 1 класса. Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познават...

ПМ 04. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, ос

рабочая программа внеурочной деятельности по 1-2 направлениям; календарно – тематическое планирование;технологическую карту урока с учетом  особенностей возраста, класса и отдель...

Методическая разработка. Рабочая программа воспитателя группы продленного дня.

Рабочая программа воспитателя группы продленного дня . 3-4 класс....