Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Папье - маше"
рабочая программа (2 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Папье-маше». Возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс), срок реализации: 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pape_-_mashe.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПОРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Засижьевская средняя школа Ярцевского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета протокола № от | Утверждено Приказ № от директор школы Пчелка Л. Ф. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технологической направленности
«Папье-маше»
возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс)
срок реализации: 1 год
д. Засижье 2023
Актуальность данной программы внеурочной деятельности «Папье - маше» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, Основной образовательной программы школы и Примерной программы внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Практическая значимость состоит в том, что занимаясь творческим моделированием, младшие школьники знакомятся с таким материалом как «бумажная глина». Осваивают различные техники работы с этим материалом, развивают пространственное воображение, измерение, мелкую моторику.
Программа «Папье-маше» неразрывно связана с основами других наук.
Знания и навыки, которые получают учащиеся на уроках кружка, позволяют осмыслить учащимися цветовидение, пропорции предметов, симметрию предметов
Внеурочные занятия по выклейке папье-маше позволят решить многие образовательные и воспитательные задачи. Обязательным условием достижения успеха в работе является хорошее знание руководителем кружка программы трудового обучения начальных классов. Важное значение имеет также знание педагогом объема и уровня трудовых умений и навыков обучающихся, особенно тех умений и навыков, на которые будет необходимо опираться при работе с папье-маше.
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи :
Обучающие:
- познакомить обучающихся с техникой «Папье-маше»;
- углубить знания и умения по технологии обработки бумаги;
- выработать у обучающихся определенные умения и навыки;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
- способствовать приобретению навыков учебно-исследовательской работы;
Развивающие:
- способствовать развитию разносторонних художественных интересов обучающихся, художественного вкуса и эстетических потребностей;
- содействовать развитию индивидуальных способностей ребёнка;
- способствовать развитию потребности к самообразованию и творчеству;
- способствовать развитию целеустремленности, ответственности;
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- развивать умение планировать, организовывать и контролировать свой труд;
Воспитывающие:
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, терпение, уважительное отношение друг к другу и результатам труда;
- осуществлять политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
- прививать культуру общественного поведения, коллективного взаимодействия, сотрудничества.
Особенности возрастной группы детей
Возраст детей, изучающих данный курс - 7-8 лет.
Главная особенность детей этого возраста - первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять.
Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия ученик умеет плохо.
Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.
Место в учебном плане
Возраст учащихся 7-8 лет. Сроки реализации: данная программа ориен6тирована на детей 2 класса общеобразовательной школы. Количество часов в неделю-1 час, в год – 34 часа. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут в соответствии с внутренним режимом работы школы и требованиям СанПиН. Программа рассчитана на 1 год.
Результаты освоения курса
- научатся первоначальным графическимпонятиям;
- узнают технико-технологические свойства бумаги и клея;
- научатся способам и приемам измерений;
- научатся способам и приемам изготовления изделий из бумажной глины
- узнают технику безопасной работы по начальному моделированию;
- будут следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий;
- научатся создавать изделия из бумажной глины;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике паье-маше;
- закрепят знания о моделировании;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формируемые УУД
Личностные результаты:
воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе и способность радоваться успехам одноклассников.
Метапредметными результаты:
Регулятивные УУД:
- осуществление пошагового контроля по результату;
- умение самостоятельно планировать и контролировать выполнение работы.
Познавательные УУД:
- систематизация и расширение представления о новых приёмах технического моделирования и использовании их при создании новых форм;
- развитие творческого воображения;
- соблюдение правил по технике безопасности при работе с клеем и ножницами.
Коммуникативные УУД:
- допускать существование различных точек зрения во время обсуждения;
- формулировать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Система отслеживания и оценивания результатов
Формами подведения итогов и результатов обучения детей выступают на:
- выставках творческих работ;
- во время проведения соревнований и конкурсов;
- на праздниках;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Общее кол-во часов | из них | |
теор | практ | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Рабочее место и его оборудование | 1 | 1 | |
3 | Технология изготовления предметов в технике папье-маше. (Видеофильм) | 1 | 1 | |
4 | «Удивительные фрукты». Изготовление фруктов: яблоко, груша, банан, лимон и др. | 10 | 1 | 9 |
5 | «Удивительные овощи». Изготовление овощей: свеколка, морковочка, болгарский перчик и др. | 10 | 1 | 9 |
6 | Беседа «Основы построения композиции» | 1 | 1 | |
7 | Композиция «В лесном царстве». Грибы: мухомор, боровик и др. | 4 | 1 | 3 |
8 | Композиция «Подводный мир»: рыбка, морская звезда, лягушка, ракушки и др. | 4 | 1 | 3 |
9 | Беседа «История хохломской росписи» | 1 | 1 | |
13 | Выставки, экскурсии, праздники. Дарим поделки родным, друзьям, детскому саду! | 4 | - | 4 |
Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы |
1. Вводное занятие. 1) Показать видеофильм « История возникновения работы с папье -маше». На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления. Показать готовые изделия из папье - маше . 2) Обязательно провести инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кружке. Правила безопасного обращения с острыми инструментами. Правила использования материалов, необходимых для работы. |
2. Рабочее место и его оборудование. Познакомить обучающиеся с рабочим местом и его оборудованием. Показать презентацию, какие материалы и инструменты необходимы для изготовления изделий из папье – маше. Организация учебного процесса и рабочего места. Содержание в порядке рабочего места. |
3. Технология изготовления предметов в технике папье-маше. (Видеофильм) 1.Показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о папье – маше. 2. Технология изготовления предметов из папье-маше. 1) Подготовка бумажной массы. Виды клеевой массы для папье-маше, рецепты приготовления клейстера из муки. Подбор макета или форм для изделий из папье-маше. 2) Лепка (техника лепки из пластилина и глины - учить самостоятельно подготовить материал для работы). 3) Матирование первый раз (техника матирования: можно обклеивать изделия, вылепленные из глины или пластилина, а можно использовать готовые предметы). Основные правила матирования. Использование вазелина, воды для облегчения снятия заготовки с макета или форм. Использование различных видов бумаги (белая, газетная), учет количества накладки слоев. Методы и правила просушки заготовок. 4) Матирование второй раз (научить самостоятельно разрезать оболочку заготовки папье-маше ножом и снимать с помощью учителя). 5) Грунтовка. Виды грунтовки (водоэмульсионный, мелово-клейстерный), правила применения грунтовки. 6) Шлифование. Правила и методы шлифовки изделий из папье-маше. 7)Покраска фона. Правила окраски изделий из папье-маше (учить самостоятельно подбирать палитру для окраски папье-маше); познакомить со цветоведением - основные и дополнительные цвета; теплые и холодные цвета. Подготовка изделий к покраске. Правильный выбор кистей, краски. Промежуточная просушка изделий. 8) Расписывание – рассказать, какие краски применять (гуашь, акварель, масляные краски); украшение теснением; Правильный выбор кистей, краски. Промежуточная просушка изделий. 9) Покрытие лаком. Правила лакирования изделий из папье-маше. Подготовка изделий к лакировке. Правильный выбор кистей лаков. Промежуточная просушка изделий. 10) Правило хранения изделий из папье-маше. Сохранение изделий из папье-маше от сыворотки, ударов. Необходимые требования аккуратного отношения. Сохранения заготовленной впрок массы папье-маше в полиэтиленовых пакетах. |
4. «Удивительные плоды». Беседа «Чем полезны овощи и фрукты». Изготовление фруктов: яблоко, груша, банан, лимон и др. Дети под руководством учатся лепить из пластилина различные фрукты и использовать технику папье – маше для изготовления муляжей. |
5. «Удивительные плоды». Беседа «Что растет на огороде». Изготовление овощей: свеколка, морковочка, болгарский перчик и др. Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжи различных овощей. |
6. Беседа «Основы построения композиции». Понятие о композиции, построение орнамента. Показ презентации, таблиц о построении композиции. |
7. Композиция «В лесном царстве». Показать презентацию о лесных обитателях; посмотреть таблицы «Съедобные и несъедобные грибы». Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжи различных грибов: мухомор, боровик и др. |
8. Композиция «Подводный мир». Показать видеофильм об обитателях подводного мира. Дети используя технику папье – маше, изготавливают муляжи различных обитателей подводного мира: рыбка, морская звезда, лягушка, ракушки и др. |
9. Выставки, экскурсии, праздники. Дарим поделки родным, друзьям, детскому саду! Провести итоговую выставку поделок, потом их подарить родным, друзьям, детям детского сада! |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов | ||
Вводное занятие (1 ч.) | |||||
1 | Техника безопасности при работе на занятиях кружка «Папье-маше» | 07.09 | 1 | ||
Рабочее место и его оборудование (1 ч) | |||||
2 | Использование рабочего места и оборудования | 14.09 | 1 | ||
Технология изготовления предметов в технике папье-маше (1 ч) | |||||
3 | Что такое техника папье-маше? | 21.09 | 1 | ||
«Удивительные фрукты» (10 ч) | |||||
4 | Изготовление апельсина. | 28.09 | 1 | ||
5 | Изготовление апельсина. | 05.10 | 1 | ||
6 | Изготовление яблока | 12.10 | 1 | ||
7 | Изготовление яблока | 19.10 | 1 | ||
8 | Изготовление груши | 26.10 | 1 | ||
9 | Изготовление груши | 09.11 | 1 | ||
10 | Изготовление банана | 16.11 | 1 | ||
11 | Изготовление банана | 23.11 | 1 | ||
12 | Изготовление персика | 30.11 | 1 | ||
13 | Изготовление персика | 07.12 | 1 | ||
«Удивительные овощи»(10 ч.) | 14.12 | ||||
14 | Изготовление свёклы | 14.12 | 1 | ||
15 | Изготовление свёклы | 21.12 | 1 | ||
16 | Изготовление моркови | 28.12 | 1 | ||
17 | Изготовление моркови | 11.01 | 1 | ||
18 | Изготовление баклажана | 18.01 | 1 | ||
19 | Изготовление баклажана | 25.01 | 1 | ||
20 | Изготовление томата | 01.02 | 1 | ||
21 | Изготовление томата | 08.02 | 1 | ||
22 | Изготовление огурца | 15.02 | 1 | ||
23 | Изготовление огурца | 22.02 | 1 | ||
Композиция ( 10 ч) | |||||
24 | Основа построения композиции | 29.02 | 1 | ||
25 | Изготовления грибов: подосиновик, подберёзовик, боровик. | 07.03 | 1 | ||
26 | Изготовления грибов: подосиновик, подберёзовик, боровик. | 14.03 | 1 | ||
27 | Изготовления грибов: подосиновик, подберёзовик, боровик. | 21.03 | 1 | ||
28 | Композиция «В лесном царстве» | 04.04 | 1 | ||
29 | Изготовление жителей подводного мира: рыба, лягушка, ракушка. | 11.04 | 1 | ||
30 | Изготовление жителей подводного мира: рыба, лягушка, ракушка. | 18.04 | 1 | ||
31 | Изготовление жителей подводного мира: рыба, лягушка, ракушка. | 25.04 | 1 | ||
32 | Композиция «Подводный мир» | 02.05 | 1 | ||
33 | Беседа «История хохломской росписи» | 16.05 | 1 | ||
34 | Выставка «дарим поделки родным, друзьям, детскому саду» | 23.05 | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения. [Текст]: программы. Под ред. Е.С.Савинова.—2е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с.
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения. [Текст]: программы. Под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2010. — 204 с.
3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Стандарты второго поколения. [Текст]: пособие для учителя. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. — 204 с. 4. Ясинский, А.В. Организация кружковых занятий. [Текст]: пособие для учителей. А.В.Ясинский. - М.: Просвещение, 1984.-192 с.5.
5. Шалимова, О.Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения. [Текст] // Начальная школа (журнал). №8. – 1989. - с. 69-71.
6. Попова, О.С. Русские художественные промыслы. [Текст]: книга для учителя. О.С. Попова - М.: Знание, 1984. - 144с.
7. Гибсон, Рэй. Поделки. Папье - маше. Бумажные цветы. [Текст]: книга для обучающихся. Рей Гибсон. - РОСМЭН, 1998. – 64 с.
8. Алебастрова, А.А. Лучшие поделки, игрушки и сувениры из папье – маше. Серия «Умелые руки». [Текст]: книга для обучающихся. А.А. Алебастрова. – М.: «Академия развития», 2010. – 192 с.
9. Зайцева, А.А. Папье – маше. Коллекция оригинальных идей. Серия «Азбука рукоделия». [Текст]: книга для обучающихся. А.А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.
10. Лыкова, И.А. Наше папье – маше: детский дизайн. Серия «Мастерилка». [Текст]: книга для обучающихся. И.А.Лыкова. – М.: Карапуз, 2009. – 16с.
Электронные источники: http:www.texnomagia.ru;
www.papp-art.net/objekte.htm; http://handmade.idvz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"
Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет пробудить фантазию ребёнка...
Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе
Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе...
Рабочая программа кружковой деятельности "Игровичок"
Программа физического развития «Игровичок» по кружковой работе в оздоровительном лагере дневного пребывания детей рассчитана на вовлечение детей младшего школьного возраста в игровую...
Рабочая программа кружковой деятельности «Всезнайка»
Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математи...
Рабочая программа кружковой деятельности для обучающихся 2 класса "Тайны природы"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Тайны природы» возраст обучающихся: 7-8 лет (2 класс) срок реализации: 1 го...
Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Удивительное рядом"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Удивительное рядом». Возраст обучающихся: 9-10 лет ( 4 класс), срок реализа...
Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Радуга творчества"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Радуга творчества». Возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс),срок реализаци...