Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Радуга творчества"
рабочая программа (2 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Радуга творчества». Возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс),
срок реализации: 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_tvorchestva.docx | 68.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПОРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Засижьевская средняя школа Ярцевского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета протокола № от | Утверждено Приказ № от директор школы Пчелка Л. Ф. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технологической направленности
«Радуга творчества»
возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс)
срок реализации: 1 год
д. Засижье 2023
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Моделирование и конструирование способствуют познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску, технической деятельности.
Программа «Техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует научно-техническую направленность. Творческая деятельность на занятиях в кружке позволяет ребенку приобрести чувство уверенности и успешности, социально- психологическое благополучие.
Актуальность данной программы в том, что объединение начального технического моделирования является наиболее удачной формой приобщения младших школьников к техническому творчеству, т.к. в условиях школы дети не могут удовлетворить в полной мере свои интересы в техническом творчестве. Данный кружок даёт возможность учащимся познакомиться с различными видами техники, приобрести начальные умения и навыки постройки и запуска моделей.
Практическая значимость состоит в том, что занимаясь техническим моделированием, младшие школьники знакомятся с большим количеством материалов и инструментов для технического творчества, приобретая, таким образом, полезные в жизни практические навыки.
Начальное техническое моделирование – это своеобразный компас на дороге технического творчества, который не определяет конечную цель, не говорит, куда и как идти, он указывает только направление движения, задает правильный вектор.
Дополнительное образование технической направленности детей имеет значительные образовательные возможности, обеспечение доступности этой направленности для детей с разным уровнем материального обеспечения.
Программа «Техническое моделирование» неразрывно связано с основами других наук. Знания же и навыки, которые получают учащиеся на уроках кружка позволяют осмыслить учащимся необходимость применения на практике знаний по математике, изобразительному искусству и т.д.
Программа предоставляет широкую возможность не только для адаптации школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами. Занятия техническим моделированием решают проблему занятости детей, развивают у них такие черты характера, как: терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели,
трудолюбие.
Техническое творчество способствует также расширению политехнического кругозора школьников, что предполагает получение информации о технических новинках и способах решения технических задач из разных источников – специальной литературы, консультации специалистов, электронных источников и т.д.
Вид программы - модифицированная.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия техническим
творчеством.
Задачи:
Обучающие:
- создание условий для усвоения ребёнком практических навыков работы с материалами;
- обучение первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме;
- сформировать умение планировать свою работу;
- обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.
Воспитательные:
- развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;
- вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;
- воспитание творческой активности;
- воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.
Развивающие:
- создать условия к саморазвитию обучающихся;
- содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству;
- развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора;
- пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов;
Особенности возрастной группы детей
Возраст детей, изучающих данный курс - 7-8 лет.
Главная особенность детей этого возраста - первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять.
Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия ученик умеет плохо.
Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.
Место в учебном плане
Возраст учащихся: 8 лет. Сроки реализации: данная программа ориентирована на детей 2 класса общеобразовательной школы. Количество часов в неделю – 1 час, в год – 34 часа. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут в соответствии с внутренним режимом работы школы и требованиям СанПиН. Программа рассчитана на 1 год.
Результаты освоения курса Первый уровень результатов:
- научатся первоначальным графическим понятиям;
- узнают технико-технологические свойства бумаги и картона;
- научатся способам и приемам измерений;
- научатся способам и приемам изготовления изделий из разных материалов (бумага, картон, ткань);
- узнают технику безопасной работы по начальному техническому моделированию;
- будут следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- научатся создавать изделия технического моделирования, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике моделирования;
- закрепят знания о техническом моделировании;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формируемые УУД
Личностные результаты:
воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе и способность радоваться успехам одноклассников.
Метапредметными результаты:
Регулятивные УУД:
- осуществление пошагового контроля по результату;
- умение самостоятельно планировать и контролировать выполнение работы.
Познавательные УУД:
- систематизация и расширение представления о новых приёмах технического моделирования и использовании их при создании новых форм;
- развитие творческого воображения;
- соблюдение правил по технике безопасности при работе с клеем и ножницами.
Коммуникативные УУД:
- допускать существование различных точек зрения во время обсуждения;
- формулировать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Система отслеживания и оценивания результатов
Формами подведения итогов и результатов обучения детей выступаютна:
- выставках творческих работ;
- во время проведения соревнований и конкурсов;
- на праздниках;
- в ходе проектной деятельности.
Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.
На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию.
Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы. Работа, выполненная своими руками - огромная
радость для ребят.
Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность ребенка.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
-игра,
-труд,
-учение,
-общение,
-творчество.
При этом соблюдаются следующие правила:
-виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных
интересов членов группы;
-деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на
роли лидеров, чьѐ влияние благотворно;
-необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
-воспитывающего характера труда;
-научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
-связи теории с практикой;
-систематичности и последовательности;
-учѐт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
-доступности и посильности;
-сознательности и активности;
-наглядности;
-прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
В процессе обучения в кружке у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:
- политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;
- общетрудовые: организаторские, конструкторские;
- специальные: обработка бумаги, картона, ткани, использование вторсырья, природных (гербарий, ракушки, песок, крупы, камушки, зерновые, бобовые) и пластичных материалов (пластилин, солѐное тесто, глина);
- овладение различными техниками работы с акварелью, гуашью.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, выставка, экскурсия, творческая мастерская.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый или эвристический, исследовательский.
Педагогические приемы:
-формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
-организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
-стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
-сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнѐрами в увлекательном процессе образования;
-свободного выбора.
В результате реализации рабочей программы кружка декоративно – прикладного творчества разработанной для организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учащиеся получат возможность более глубокого и расширенного знакомства:
- с художественными материалами и техникой работы художественными
материалами (гуашь, восковые мелки, акварель, цветная бумага, фломастеры, бумагопластика);
- с цветоведением: основные и составные цвета;
- с декоративно – символической ролью цвета в декоративно-прикладном искусстве;
- с пропорциями: соотношение целого и частей;
- с произведениями декоративно – прикладного искусства.
Формы подведения итогов реализации данной программы:
выставки, творческие отчѐты и проекты.
Технологии обучения в кружке:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- техология разноуровнего обучения;
- информационные технологии.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Форма организации внеурочной деятельности по программе «Радуга творчества» в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать свое понимание.
Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.
Решение проблем социального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия и практические занятия:
- творческие конкурсы
- выставки декоративно-прикладного искусства
- коллективные творческие дела
- проектная деятельность
- экскурсии
- творческая мастерская
Содержание курса
Вводное занятие (1 ч).
Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем и другими инструментами и материалами. Повторение элементов, изученных в прошлом учебном году.
Аппликация из геометрических фигур (12 ч.)
Знакомство с видами бумаги. Выбор картона и бумаги. Разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки.
Аппликация из кругов «Божья коровка». Аппликация из кругов «Сова». Аппликация из кругов «Аистенок». Сюжетная композиция из кругов, квадрата «Рыбки в аквариуме»
Сюжетная композиция из треугольников «Деревья» Сюжетная композиция
«Космос. Ракета». Сюжетная композиция «Наш дом»
Оригами (8 ч.)
История оригами. Азбука оригами. Условные обозначения Квадрат – основная форма оригами. Базовая форма: «Треугольник». Лисёнок и собачка. Базовая форма: «Воздушный змей». Сова. Базовая форма: «Двойной треугольник». Рыбка и бабочка. Базовая форма
«Конверт». Пароход и подводная лодка. Композиция «В море». Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».
Поделки из разного материала (6ч.)
Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Инструменты и материалы. Изготовление из стаканчиков. Подставка под ручки. Ваза. Знакомство с историей использования спичек, с техникой изготовления поделок. Работа со спичками. Стул, стол.
Объёмное моделирование. (7ч.)
Знакомство с Лего. Исследователи цвета и формы, кирпичиков. Волшебные кирпичики. Строим стены. Исследуем устойчивость. Модель «Пирамида». Легофантазия. Раз, два, три, четыре, пять или строим цифры. Работа с пластилином. Моделирование геометрических тел из пластилина. Конус. Шар. Цилиндр. Пирамида. Моделирование из пластилинового листа. Макет жилища. Выставка детских работ.
Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Радуга творчества»
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов |
Вводное занятие (1 час) | |||
1 | Техника безопасности при работе на занятиях. Знакомство с материалами и инструментами | 05.09 | 1 |
Аппликация из геометрических фигур (12 часов) | |||
2 | Бумага. Виды бумаги. Способы работы с бумагой. | 12.09 | 1 |
3 | Аппликация из кругов «Божья коровка» | 19.09 | 1 |
4 | Аппликация из кругов «Медвежонок» | 26.09 | 1 |
5 | Аппликация из кругов «Сова» | 03.10 | 1 |
6 | Сюжетная композиция из кругов, квадрата, треугольников «Рыбки в аквариуме» | 10.10 | 1 |
7 | Аппликация из кругов «Аистёнок» | 17.10 | 1 |
8 | Аппликация из квадратов и треугольников «Городок» | 24.10 | 1 |
9 | Сюжетная композиция из треугольников «Деревья» | 07.11 | 1 |
10 | Сюжетная композиция «Космос. Ракета» | 14.11 | 1 |
11 | Сюжетная композиция «Наша школа» | 21.11 | 1 |
12 | Сюжетная композиция «Наш дом» | 28.11 | 1 |
13 | Итоговое задание. Выставка детских работ. | 05.12 | 1 |
Оригами (8 часов) | |||
14 | История оригами. Азбука оригами. Условные обозначения. | 12.12 | 1 |
15 | Квадрат-основная форма оригами. | 19.12 | 1 |
16 | Базовая форма: «Треугольник». Лисенок и собачка. | 26.12 | 1 |
17 | Базовая форма: «Воздушный змей». Сова. | 09.01 | 1 |
18 | Базовая форма «Двойной треугольник». Рыбка и бабочка. | 16.01 | 1 |
19 | Базовая форма «Конверт». Пароход и подводная лодка. | 23.01 | 1 |
20 | Пароход и подводная лодка. Композиция «В море» | 30.01 | 1 |
21 | Итоговое занятие. Выставка детских работ. | 06.02 | 1 |
Поделки из разного материала (6 часов) | |||
22 | Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. | 13.02 | 1 |
23 | Изготовление из втулок. Подставка под ручки. | 20.02 | 1 |
24 | Изготовление из стаканчиков. Ваза. | 27.02 | 1 |
25 | Изготовление из одноразовых тарелок. Декоративные часы. | 05.03 | 1 |
26 | Изготовление из ватных палочек. Цветы | 12.03 | 1 |
27 | Итоговое занятие. Выставка детских работ. | 19.03 | 1 |
Объемное моделирование (7 часов) | |||
28 | Знакомство с Лего. Исследователи цвета и формы кирпичиков. | 02.04 | 1 |
29 | Волшебные кирпичики. Строим стены. | 09.04 | 1 |
30 | Исследуем устойчивость. модель «Пирамида» | 16.04 | 1 |
31 | Легофантазия. Строим цифры | 23.04 | 1 |
32 | Работа с пластилином. Моделирование геометрических тел из пластилина. Конус, шар, цилиндр. | 07.05 | 1 |
33 | Моделирование из пластилинового листа. Макет жилища. | 14.05 | 1 |
34 | Итоговое занятие. Выставка детских работ. | 21.05 | 1 |
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение
Для учителя:
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение,2017.
- Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек ,2017.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение,2017.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь: цветную бумагу, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей, зубочистка, спички, конструктор
«Лего».
Инструменты: ножницы, карандаши простые, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"
Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе
Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе...
Рабочая программа кружковой деятельности "Игровичок"
Программа физического развития «Игровичок» по кружковой работе в оздоровительном лагере дневного пребывания детей рассчитана на вовлечение детей младшего школьного возраста в игровую...
Рабочая программа кружковой деятельности «Всезнайка»
Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математи...
Рабочая программа кружковой деятельности для обучающихся 2 класса "Тайны природы"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Тайны природы» возраст обучающихся: 7-8 лет (2 класс) срок реализации: 1 го...
Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Папье - маше"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Папье-маше». Возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс), срок реализации: 1 г...
Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Удивительное рядом"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Удивительное рядом». Возраст обучающихся: 9-10 лет ( 4 класс), срок реализа...