Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"
методическая разработка по теме
Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет пробудить фантазию ребёнка, даст толчок творческому проявлению его индивидуальности.Данная программа рассчитана на один год обучения, и разработана с учётом психо-физических возможностей детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Волшебное тесто" | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработчик программы:
Изотова Елена Константиновна,
воспитатель.
Пояснительная записка
В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам, зачастую почти забытым. Сейчас всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста.
Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки, и многие другие удивительные вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а также простота техники.
Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми.
Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет пробудить фантазию ребёнка, даст толчок творческому проявлению его индивидуальности.
Актуальной эта программа является ещё и потому, что работа с солёным тестом это- доступный, экологически чистый и приятный на ощупь материал, который не пачкает одежду, лёгок в обработке , а ещё это отличное «лекарство для души» . И несомненно поделки из солёного теста могут стать прекрасным подарком и украсить интерьер любого дома.
Данная программа рассчитана на один год обучения, и разработана с учётом психо-физических возможностей детей. Для воспитанников посещающих группу компенсирующей направленности(ЗПР). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов).
С самого начала процесса обучения нужно обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности труда при работе с инструментами необходимыми для работы с тестом (нож, скалка, формочки, кисти и др.)
Программа рассчитана на получение основных теоретических и практических сведений. Дети должны аккуратно и правильно замешивать тесто, лепить узоры и сами их составлять, уметь оформить изделие.
Работа с тестом очень кропотливая, требует большого терпения, поэтому программа составлена так, чтобы дети могли на каждом занятии увидеть результаты своего труда. Изучив несколько приёмов работы с тестом, они уже могут изготовить несложные изделия, украшения на свой вкус. Большое внимание уделяется сохранению здоровья детей. С этой целью используется чередование видов деятельности для снятия утомляемости.
Содержание курса
направлено на решение следующих целей и задач:
ЦЕЛЬ:
Создание условий для духовно-нравственного развития личности ребёнка и раскрытие творческого потенциала посредством приобщения к тестопластике.
ЗАДАЧИ:
- ознакомление с различными видами работ с тестом (изготовление теста и окрашивание, лепка простых и сложных деталей, создание фактуры), с помощью которых можно изготовить различные украшения;
- воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, трудолюбие и умение доводить начатое до конца;
- расширение и совершенствование знаний и навыков в области лепки;
- изготовление различных украшений, сувениров, элементов оформления рамок для фотографий и картин);
- воспитывать уважительное и бережное отношение к традиционной и народной культуре;
- ознакомление с историей возникновения лепки, развитием искусства в России;
- ознакомление с правилами подбора различных цветовых гамм;
- правила хранения и восстановления изделий из теста;
- воспитывать у детей усидчивость, аккуратность.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы работы. Обучение построено по принципу: от простого к сложному. В основном при проведении занятий применяются объяснительно-иллюстративный, наглядный метод и сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися. Практические занятия различаются по степени сложности и распределяются в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Дети учатся работать не только по образцу, но и создавать свой вариант изделий, всячески развивая фантазию и воображение.
Для расширения кругозора и развития эстетического вкуса проводятся беседы, выставки.
Для установления благоприятного психологического климата в коллективе работа проводится под музыку, а для стимуляции интереса к ручному труду и демонстрации достигнутых успехов проводятся выставки работ.
Занятия строятся таким образом, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. Перед практическими работами проводится инструктаж по правилам безопасности труда.
Подтверждением итогов в конце учебного года является выставка работ учащихся.
Содержание программы обучения
Вводное обучение.
Ознакомление детей с планом работы в кружке.
Организация рабочего места.
Инструктаж по ТБ
Инструменты и материалы.
Материалы для лепки. Инструменты и приспособления. Правила поведения на занятиях, техника безопасности труда.
Беседа «История возникновения лепки из солёного теста».
Как появилась идея и первые изделия.
Разновидности изделий из теста (украшения, сувениры, различные фигурки).
Виды работ с тестом:
- Готовим тесто.
Теоретические сведения: состав теста, классический рецепт теста, способы замеса. Добавки, полезные советы по приготовлению теста. Вымешивание теста. Цветное тесто: полезные советы по окрашиванию. Хранение теста.
Практика: замешивание теста, количество воды необходимое для качественного теста. Сравнение разного состава теста. Подбор различных цветовых гамм.
- Техника лепки.
Теоретические сведения: техника и порядок работы с тестом, инструменты. Зарисовка шаблонов для изделий.
Практика: определение количества нужного теста для изделия, распределение окрашенного теста для отдельных деталей. Освоение простых приёмов изготовления элементов; освоение сложных приёмов и лепка элементов. Создание фактуры. Сушка.
- Лепка изделий.
Теоретические сведения: просмотр образцов и иллюстраций, образец готового изделия, подбор инструментов, определение количества теста.
Практика: лепка простых и сложных изделий, изготовление шаблонов, освоение различных способов скрепления деталей.
- Комбинирование изделий.
Теоретические сведения: повторение различных приёмов изготовления отдельных деталей, просмотр картин и сложных работ из теста, изготовленных из плоских и объёмных деталей. Знакомство с композицией. Сочетание цветовой гаммы в картине, подбор фона, драпировки и рамки.
Практика: выбор иллюстрации для картины, изготовление шаблонов, подбор цветов. Лепка деталей, склеивание их в одно целое, составление композиции. Раскрашивание работы, оформление в рамку.
- Хранение и восстановление изделий.
Теоретические сведения: условия хранения изделий из теста, температура воздуха, необходимая для хранения. Уход за изделиями. Причины повреждения и способы их устранения.
Практика: ремонт и восстановление повреждённых изделий.
- Заключительное занятие.
Итоговая выставка. Подведение итогов за год. Задания и рекомендации на период летних каникул.
Обучающиеся должны знать и уметь:
Знать:
технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.
Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.
Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план. Основные приемы лепки.
Способы соединения деталей из различных материалов.
Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.
Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.
Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.
Приемы разметки по тесту.
Приемы использования каркаса.
Уметь:
Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.
Работать с опорой на рисунок-план.
Соединять детали из соленого теста различными способами.
Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.
Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.
Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.
Собирать сборные конструкции из соленого теста.
Изготовлять небольшую картину из соленого теста.
Самостоятельно определять технологию изготовления поделки.
Работать как под руководством воспитателя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
Анализировать готовое изделие. Творчески подходить к выполнению работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Теорети-ческих | Практи-ческих | Выстав-ки | Всего |
1 | Вводное занятие. | 1 | - | - | 1 |
2 | Организация рабочего места. Инструктаж по ТБ. Инструменты и материалы. | 1 | - | - | 1 |
3 | История возникновения лепки из солёного теста. | 1 | - | - | 1 |
4 | Виды работ с тестом: 1.Готовим тесто. 2.Техника лепки. 3.Лепка изделий. 4.Комбинированные изделия. 5.Хранение и восстановление изделий из теста. | 1 2 2 2 1 | 3 7 26 16 2 | - - - 1
- | 4 9 28 19
3 |
5 | Заключительное занятие. Итоговая выставка. | 1 | 1 | 2 | |
Итого: | 11 | 55 | 2 | 68 |
Календарно-тематическое планирование | ||
Сентябрь «Путешествие в мир ремесла по тестопластике» | ||
ТЕМА: | Цель: | Дата провидения |
1.Тема: Водные занятия «Королева Мука в гости детей позвала» | Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста. | |
2.Тема:«В гостях у принцессы Солечки». | Продолжаем знакомить детей с особенностями лепки из соленного теста. | |
3.Тема:Вкусное печенье. | Познакомить детей с приёмами лепки: сплющивание в диск и полусферу. | |
4.Тема:Шоколадные конфеты. | Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Учить находить приёмы изменения формы для передачи формы конфет (сплющивание, вытягивание, сдавливание) | |
5. Тема: Фруктовое мороженое | Формировать навыки скатывания и раскатывания соленого теста. Развивать мелкую моторику рук. | |
6. Тема: «Выставка готовых работ» | воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, трудолюбие и умение доводить начатое до конца. | |
Октябрь «Выпекали мы в печи пироги и калачи» | ||
ТЕМА: | Цель: | Дата провидения |
1.Тема:Хлеб душистый, тёплый, золотистый. | Познакомить детей с основным способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из солённого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т. д. | |
2.Тема: « Выпекали мы в печи пироги и калачи». | Развивать самостоятельность и активность при выборе способов оформления изделий (украшение пирогов косами, сетками, жгутами, и т. д.) . | |
3.Тема: « Не красна изба углами, а красна пирогами». | Формирование умения лепить открытый яблочный пирог. | |
4. Тема:Лепим посуду для чаепития. | Учить детей способам и приемам лепки чайных приборов (чашка, блюдце) Развивать инициативность, самостоятельность, активность при выборе детьми способов украшения посуды, используя бисер, сухоцветы, роспись. | |
Ноябрь. «Осень, осень на прощанье в гости просим». | ||
1. Тема:Осень – время собирать урожай. Витаминки с грядки (лепка овощей и фруктов) | Продолжать знакомить детей со свойствами соленного теста. Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер, цвет) ; использовать знакомые приемы и способы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание. | |
2. Тема:Лучок, чесночок и перчик (оформление общей связки) | Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее приемы. Познакомить детей со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием. Развивать умение оценивать свою работу. | |
3. Тема: Корзинка с грибами. | Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику. | |
4. Тема:Осенний листопад (коллективная композиция) | Продолжать прививать интерес к тестопластике. Учить детей вырезать лист по шаблону, развивать умение составлять композицию из разноцветных листочков. | |
Декабрь «Ох, ты зимушка- зима». | ||
ТЕМА: | Цель: | Дата провидения |
1. Тема: « Снеговик» | Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. | |
2. Тема:«Праздник в дом к нам спешит».Ёлочные украшения. | Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. | |
3.Тема: «Снегурочка» | Учить детей лепить Снегурочку рациональным способом – из конуса. Показать возможности передачи движения путем изменения положения рук. Развивать чувство формы, пропорций. | |
4. Тема:Дед Мороз. | Продолжать учить детей лепить конструктивным способом, передавать форму туловища и головы. | |
Январь «наши любимые сказочные герои». | ||
ТЕМА: | Цель: | Дата провидения |
1. Тема: Лепка по мотивам сказки «Три медведя». | Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. | |
2. Тема: «Сказочная птица». | Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение. | |
3. . Тема: Панно «Репка». | Продолжать учить детей раскатывать пласты теста скалкой, вырезать стекой репку по шаблону, выравнивая края палочкой либо стекой. | |
Февраль «Делу время – потехе час ». | ||
ТЕМА: | Цель: | Дата провидения |
1.Тема: «Праздник круглый год. То грустно, то смешно…» | Учить детей лепить из соленного теста рожицы с разной мимикой (грустно, весело, удивление) . Продолжать учить находить приемы изменения формы (сплющивание, вытягивание, сдавливание, развивать воображение, фантазию. | |
2.Тема: «Валентинки». | Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. | |
3. Тема: «Рамка для фотографии (подарок папе)». | Упражнять в сочетании различных видов оформления, развитие фантазии и воображения. | |
4. Тема: Сделаем игру своими руками (коллективная работа) . | Предложить детям сделать развивающее лото своими руками. Вызвать интерес к лепке из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать соленое тесто разными приемами (круговыми, прямыми и т. д.) . | |
Март «Мы фантазеры». | ||
ТЕМА: | Цель: | Дата провидения |
1.Тема: «Праздник мам. Букет в вазочке» (подарок мамам и бабушкам) . | Учить лепить цветы из соленого теста (ромашки). Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме. | |
2. Тема: « Бусы и браслеты» (в подарок девочкам) | Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений. | |
3. Тема: «Маленькие штучки для настоящей принцессы». | Предложить детям изготовить из соленого теста атрибуты для игры «Салон красоты». Продолжать учить детей лепить разными способами: раскатывание колбаски- браслет, кольцо, шарика- бусы, перстни, пользоваться скалкой. | |
4. Тема: «Роспись готовых фигурок». | Развивать воображение, творчество. Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски. | |
Апрель: «Волшебница весна». | ||
ТЕМА: | Цель: | Дата провидения |
1.Тема: Праздник круглый год. Лепка и роспись пасхальных яиц. | Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с народными пасхальными традициями. Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста. | |
2. «Насекомые». (улитка | Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины) | |
3. Тема: «Бабочка и пчелка». | Продолжить учить детей лепить насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски. Закреплять умение применять в работе знакомые способы лепки. | |
4. Тема: «Жучок – паучок». | Совершенствование умений пользоваться известными приемами лепки: раскатывание шара, сплющивание, умение пользоваться стекой. | |
Май. «Красавица весна» | ||
ТЕМА: | Цель: | Дата провидения |
1. Тема: В гостях у Феи цветов. «Ромашки и маки». | Совершенствовать умение расплющивать исходную форму: шар, и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки. | |
2. Тема: «Васильки и одуванчики». | Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий. Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике. | |
3. Тема: Макет «Весенние цветы». | Продолжать учить детей отбирать наиболее выразительные работы для составления композиций. | |
4. Тема: Подготовка и проведение выставки . | Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Воспитывать дружелюбие, желание помочь друг другу. | |
Этап | Цель | Методы, приёмы |
1. Орг.момент.Приветствие | Создать атмосферу доверия и принятия. | Коллективные упражнения, направленные на развитие произвольности. |
2. Основной этап. | Настроить на продуктивную групповую деятельность. Активизация детей и снятие чрезмерного эмоционального возбуждения, развитие и коррекция мелкой моторики. | Изобразительные упражнения и изотехники направленные на установление эмоционального контакта между всеми участниками. |
3. Практическая часть. | Развитие психических процессов, формирование навыков работы с солёным тестом. | Игры, исследования, творческие дела и т.д. |
4. Заключительный этап. Рефлексия. | Оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе. | Анализ каждой работы. Выставка работ. Обсуждение какие были трудности, а что было легко. Какие чувство и настроение испытывал во время работы и в конце занятия. |
Литература.
- Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
- Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
- Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.
- Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984
Как приготовить соленое тесто
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ).
Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст.ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.
Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается безцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковых занятий «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Рабочая программа по кружку «Умелые ручки» для 1 класса....
Рабочая программа кружковой работы "Занимательная литература"
Рабочая программа кружковой работы "Занимательная литература" для 4го класса...
Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе
Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе...
рабочая программа кружковой работы "Леопольд"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувс...
Рабочая программа кружковой деятельности "Игровичок"
Программа физического развития «Игровичок» по кружковой работе в оздоровительном лагере дневного пребывания детей рассчитана на вовлечение детей младшего школьного возраста в игровую...
Рабочая программа кружковой деятельности «Всезнайка»
Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математи...
План-программа кружковой работы «Волшебное тесто»
Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. В последнее время очень популярным материалом для лепки стало солёное тесто.Тесто – это прекрасный, экологически чистый, мягкий,...