Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"
методическая разработка по теме

Изотова Елена Константиновна

Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка, даст толчок творческому проявлению его индивидуальности.Данная программа рассчитана на один год обучения, и разработана с учётом психо-физических возможностей детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок "Волшебное тесто"211 КБ

Предварительный просмотр:

                     


                                                                                       

                   

Разработчик программы:            

Изотова Елена Константиновна,

                                                                                                                                                                      воспитатель.

Пояснительная записка

В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам, зачастую почти забытым. Сейчас всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста.

Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки, и многие другие удивительные вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а также простота техники.

Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми.

Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка, даст толчок творческому проявлению его индивидуальности.

Актуальной эта программа является ещё и потому, что работа с солёным тестом это- доступный, экологически чистый и приятный на ощупь материал, который не пачкает одежду, лёгок в обработке , а ещё это отличное «лекарство для души» . И несомненно поделки из солёного теста могут стать прекрасным подарком и украсить интерьер любого дома.  

Данная программа рассчитана на один год обучения, и разработана с учётом психо-физических возможностей детей. Для воспитанников посещающих группу компенсирующей направленности(ЗПР). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (68 часов).

С самого начала процесса обучения нужно обратить внимание на соблюдение правил  техники безопасности труда при работе с инструментами необходимыми для работы с тестом (нож, скалка, формочки, кисти и др.)

Программа рассчитана на получение основных теоретических и практических сведений. Дети должны аккуратно и правильно замешивать тесто, лепить узоры и сами их составлять, уметь оформить изделие.

Работа с тестом очень кропотливая, требует большого терпения, поэтому программа составлена так, чтобы дети могли на каждом занятии увидеть результаты своего труда. Изучив несколько приёмов работы с тестом, они уже могут изготовить несложные изделия, украшения на свой вкус. Большое внимание уделяется сохранению здоровья детей. С этой целью используется чередование видов деятельности для снятия утомляемости.

Содержание курса

направлено на решение следующих целей и задач:

ЦЕЛЬ:

           Создание условий для духовно-нравственного развития личности       ребёнка и раскрытие творческого потенциала посредством приобщения к тестопластике.

ЗАДАЧИ:

  • ознакомление с различными видами работ с тестом (изготовление теста и окрашивание, лепка простых и сложных деталей, создание фактуры), с помощью  которых можно изготовить различные украшения;
  •   воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, трудолюбие и умение доводить начатое до конца;
  •   расширение и совершенствование знаний и навыков в области лепки;
  •   изготовление различных украшений, сувениров, элементов оформления рамок для фотографий и картин);
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к традиционной и народной культуре;
  •  ознакомление с историей возникновения лепки, развитием искусства в России;
  •   ознакомление с правилами подбора различных цветовых гамм;
  •   правила хранения и  восстановления изделий из теста;
  •   воспитывать у детей усидчивость, аккуратность.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы работы. Обучение построено по принципу: от простого к сложному. В основном при проведении занятий применяются объяснительно-иллюстративный, наглядный метод и сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися. Практические занятия различаются по степени сложности и распределяются в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Дети учатся работать не  только по образцу, но и создавать свой вариант изделий, всячески развивая фантазию и воображение.

Для расширения кругозора и развития эстетического вкуса проводятся беседы, выставки.

Для установления благоприятного психологического климата в коллективе работа проводится под музыку, а для стимуляции интереса к ручному труду и демонстрации достигнутых успехов проводятся выставки работ.

Занятия строятся таким образом, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. Перед практическими работами проводится инструктаж по правилам безопасности труда.

Подтверждением итогов в конце учебного года является выставка работ учащихся.

               Содержание программы обучения

Вводное обучение.

Ознакомление детей с планом работы в кружке.

      Организация рабочего места.

Инструктаж по ТБ

Инструменты и материалы.

Материалы для лепки. Инструменты и приспособления. Правила поведения на занятиях, техника безопасности труда.

              Беседа «История возникновения лепки из солёного теста».

Как появилась идея и первые изделия.

Разновидности изделий из теста (украшения, сувениры, различные фигурки).

                                                            Виды работ с тестом:

  • Готовим тесто.

Теоретические сведения: состав теста, классический рецепт теста, способы замеса. Добавки, полезные советы по приготовлению теста. Вымешивание теста. Цветное тесто: полезные советы по окрашиванию. Хранение теста.

Практика: замешивание теста, количество воды необходимое для качественного теста. Сравнение разного состава теста. Подбор различных цветовых гамм.

  • Техника лепки.

Теоретические сведения: техника и порядок работы с тестом, инструменты. Зарисовка шаблонов для изделий.

Практика:  определение количества нужного теста для изделия, распределение окрашенного теста для отдельных деталей. Освоение простых приёмов изготовления элементов; освоение сложных приёмов и лепка элементов. Создание фактуры. Сушка.

  • Лепка изделий.

Теоретические сведения: просмотр образцов и иллюстраций, образец готового изделия, подбор инструментов,  определение количества теста.

Практика: лепка простых и сложных изделий, изготовление шаблонов, освоение различных способов скрепления деталей.

  • Комбинирование изделий.

Теоретические сведения:  повторение различных приёмов изготовления отдельных деталей, просмотр картин и сложных работ из теста, изготовленных из  плоских и объёмных деталей. Знакомство с композицией. Сочетание цветовой гаммы в картине, подбор фона, драпировки и рамки.

Практика: выбор иллюстрации для картины, изготовление шаблонов, подбор цветов. Лепка деталей, склеивание их в одно целое, составление композиции. Раскрашивание работы, оформление в рамку.

  • Хранение и восстановление изделий.

Теоретические сведения:  условия хранения изделий из теста, температура воздуха, необходимая для хранения. Уход за изделиями. Причины повреждения и способы их устранения.

Практика: ремонт и восстановление повреждённых изделий.

  • Заключительное занятие.

Итоговая выставка. Подведение итогов за год. Задания и рекомендации на период летних каникул.

   

                               Обучающиеся должны знать и уметь:

Знать:

технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.

Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.

Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план. Основные приемы лепки.

Способы соединения деталей из различных материалов.

Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.

Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.

Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.

Приемы разметки по тесту.

Приемы использования каркаса.

Уметь:

Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.

Работать с опорой на рисунок-план.

Соединять детали из соленого теста различными способами.

Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.

Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.

Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.

Собирать сборные конструкции из соленого теста.

Изготовлять небольшую картину из соленого теста.

Самостоятельно определять технологию изготовления поделки.

Работать как под руководством воспитателя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.

Анализировать готовое изделие. Творчески подходить к выполнению работы.

                                               

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Теорети-ческих

Практи-ческих

Выстав-ки

Всего

1

Вводное занятие.

1

-

-

1

2

Организация рабочего места. Инструктаж по ТБ. Инструменты и материалы.

1

-

-

1

3

История возникновения лепки из солёного теста.

1

-

-

1

4

Виды работ с тестом:

1.Готовим тесто.

2.Техника лепки.

3.Лепка изделий.

4.Комбинированные изделия.

5.Хранение и восстановление изделий из теста.

1

2

2

2

1

3

7

26

16

2

-

-

-

  1

     

      -

4

      9

      28

      19

     

       3

5

Заключительное занятие. Итоговая выставка. 

1

     1

2

Итого:

11

55

2

68

                     Календарно-тематическое планирование

    Сентябрь «Путешествие в мир ремесла по тестопластике» 

             ТЕМА:

                Цель:

    Дата провидения

1.Тема: Водные занятия «Королева Мука в гости детей позвала»

Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

2.Тема:«В гостях у принцессы Солечки». 

Продолжаем знакомить детей с особенностями лепки из соленного теста.

3.Тема:Вкусное печенье.

Познакомить детей с приёмами лепки: сплющивание в диск и полусферу.

4.Тема:Шоколадные конфеты.

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Учить находить приёмы изменения формы для передачи формы конфет (сплющивание, вытягивание, сдавливание)

5. Тема: Фруктовое мороженое

Формировать навыки скатывания и раскатывания соленого теста. Развивать мелкую моторику рук.

6. Тема: «Выставка готовых работ»

воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, трудолюбие и умение доводить начатое до конца.

           Октябрь «Выпекали мы в печи пироги и калачи»

             ТЕМА:

               Цель:

   Дата провидения

1.Тема:Хлеб душистый, тёплый, золотистый. 

Познакомить детей с основным способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из солённого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т. д.

2.Тема: « Выпекали мы в печи пироги и калачи».

Развивать самостоятельность и активность при выборе способов оформления изделий (украшение пирогов косами, сетками, жгутами, и т. д.) .

3.Тема: « Не красна изба углами, а красна пирогами».

Формирование умения лепить открытый яблочный пирог.

4. Тема:Лепим посуду для чаепития.

Учить детей способам и приемам лепки чайных приборов (чашка, блюдце) Развивать инициативность, самостоятельность, активность при выборе детьми способов украшения посуды, используя бисер, сухоцветы, роспись.

                Ноябрь. «Осень, осень на прощанье в гости просим».

1. Тема:Осень – время собирать урожай. Витаминки с грядки (лепка овощей и фруктов)

Продолжать знакомить детей со свойствами соленного теста. Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер, цвет) ; использовать знакомые приемы и способы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание.

2. Тема:Лучок, чесночок и перчик (оформление общей связки)

Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее приемы. Познакомить детей со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием. Развивать умение оценивать свою работу.

3. Тема: Корзинка с грибами.

Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

4. Тема:Осенний листопад (коллективная композиция)

Продолжать прививать интерес к тестопластике. Учить детей вырезать лист по шаблону, развивать умение составлять композицию из разноцветных листочков.

                                     Декабрь «Ох, ты зимушка- зима».

                ТЕМА:

             Цель:

    Дата провидения

1. Тема: « Снеговик»

Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

2. Тема:«Праздник в дом к нам спешит».Ёлочные украшения.

Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования.

3.Тема: «Снегурочка»

Учить детей лепить Снегурочку рациональным способом – из конуса. Показать возможности передачи движения путем изменения положения рук. Развивать чувство формы, пропорций.

4. Тема:Дед Мороз.

Продолжать учить детей лепить конструктивным способом, передавать форму туловища и головы.

                         Январь «наши любимые сказочные герои».

               ТЕМА:

                Цель:

  Дата провидения

1. Тема: Лепка по мотивам сказки «Три медведя».

Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику.

2. Тема: «Сказочная птица».

Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение.

3. . Тема: Панно «Репка». 

Продолжать учить детей раскатывать пласты теста скалкой, вырезать стекой репку по шаблону, выравнивая края палочкой либо стекой.

                                Февраль «Делу время – потехе час ».

               ТЕМА:

                Цель:

   Дата провидения

1.Тема: «Праздник круглый год. То грустно, то смешно…»

Учить детей лепить из соленного теста рожицы с разной мимикой (грустно, весело, удивление) . Продолжать учить находить приемы изменения формы (сплющивание, вытягивание, сдавливание, развивать воображение, фантазию.

2.Тема: «Валентинки». 

Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой,  прикладывать и обводить   шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. 

3. Тема: «Рамка для фотографии (подарок папе)». 

Упражнять в сочетании различных видов оформления, развитие фантазии и воображения.

4. Тема: Сделаем игру своими руками (коллективная работа) .

Предложить детям сделать развивающее лото своими руками. Вызвать интерес к лепке из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать соленое тесто разными приемами (круговыми, прямыми и т. д.) .

                                           Март «Мы фантазеры».

               ТЕМА:

                Цель:

   Дата провидения

1.Тема:  «Праздник мам. Букет в вазочке» (подарок мамам и бабушкам) .

Учить лепить цветы из соленого теста (ромашки). Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

2. Тема: « Бусы и браслеты» (в подарок девочкам)

Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений.

3. Тема: «Маленькие штучки для настоящей принцессы».

Предложить детям изготовить из соленого теста атрибуты для игры «Салон красоты». Продолжать учить детей лепить разными способами: раскатывание колбаски- браслет, кольцо, шарика- бусы, перстни, пользоваться скалкой.

4. Тема: «Роспись готовых фигурок».

Развивать воображение, творчество. Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски.

                                   Апрель: «Волшебница весна».

               ТЕМА:

                Цель:

   Дата провидения

1.Тема: Праздник круглый год. Лепка и роспись пасхальных яиц.

Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с народными пасхальными традициями. Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста.

2. «Насекомые». (улитка

Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины)

3. Тема: «Бабочка и пчелка».

Продолжить учить детей лепить насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски. Закреплять умение применять в работе знакомые способы лепки.

4. Тема: «Жучок – паучок».

Совершенствование умений пользоваться известными приемами лепки: раскатывание шара, сплющивание, умение пользоваться стекой.

                                          Май. «Красавица весна»

               ТЕМА:

                Цель:

   Дата провидения

1. Тема: В гостях у Феи цветов. «Ромашки и маки».

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму: шар, и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки.

2. Тема: «Васильки и одуванчики».

Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий. Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике.

3. Тема: Макет «Весенние цветы». 

Продолжать учить детей отбирать наиболее выразительные работы для составления композиций.

4. Тема: Подготовка и проведение выставки .

Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Воспитывать дружелюбие, желание помочь друг другу.

                                                           

Этап

Цель

Методы, приёмы

1. Орг.момент.Приветствие

Создать атмосферу доверия и принятия.

Коллективные упражнения, направленные на развитие произвольности.

2. Основной этап.

Настроить на

продуктивную групповую деятельность. Активизация детей и снятие чрезмерного эмоционального возбуждения, развитие и коррекция мелкой моторики.

Изобразительные упражнения и изотехники направленные на установление эмоционального контакта между всеми участниками.

3. Практическая часть.

Развитие психических процессов, формирование навыков работы с солёным тестом.

Игры, исследования, творческие дела и т.д.

4. Заключительный этап.

       Рефлексия.

Оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе.

Анализ каждой работы. Выставка работ. Обсуждение какие были трудности, а что было легко. Какие чувство и настроение испытывал во время работы и в конце занятия.

                                                     Литература.

  1. Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  2. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
  3. Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  4. Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.
  5. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  6. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
  7. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.
  8. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
  9. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984

                                         

                              Как приготовить соленое тесто
Основной материал для изготовления изделий  из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ).
Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл  (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст.ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным. 
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

Для раскраски  просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается безцветным  быстро сохнущим глянцевым лаком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковых занятий «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Рабочая программа по кружку «Умелые ручки» для 1 класса....

Рабочая программа кружковой работы "Занимательная литература"

Рабочая программа кружковой работы  "Занимательная литература"  для 4го класса...

Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе

Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе...

рабочая программа кружковой работы "Леопольд"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувс...

Рабочая программа кружковой деятельности "Игровичок"

Программа физического развития «Игровичок» по кружковой работе в  оздоровительном лагере дневного пребывания детей рассчитана на вовлечение детей младшего школьного возраста в игровую...

Рабочая программа кружковой деятельности «Всезнайка»

Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математи...

План-программа кружковой работы «Волшебное тесто»

Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества. В последнее время очень популярным материалом для лепки стало солёное тесто.Тесто – это прекрасный, экологически чистый, мягкий,...