Рабочая программа кружковой деятельности для обучающихся 2 класса "Тайны природы"
рабочая программа (2 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Тайны природы» возраст обучающихся: 7-8 лет (2 класс) срок реализации: 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_prirroody.docx | 99.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПОРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Засижьевская средняя школа Ярцевского района Смоленской области
Принято на заседании педагогического совета протокола № от | Утверждено Приказ № от директор школы Пчелка Л. Ф. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технологической направленности
«Тайны природы»
возраст обучающихся: 7-8 лет (2 класс)
срок реализации: 1 год
Составила учитель начальных классов Козловская Наталья Сергеевна
д. Засижье 2023
Актуальность: природа нашей планеты имеет большое значение в жизни человека. Воды рек озер используются человеком достаточно широко. Леса, поля луга, активно используются в деятельности человека. Но мало кто задумывается о последствиях активного пользования ресурсами природы.
Кружок «Тайны природы» позволит детям познакомиться с наиболее распространенными проблемами нашей планеты, последствиями активного пользования ее ресурсами. Научит бережно относиться к природе и ее ресурсам. Занятия в данном кружке способствуют развитию детской осведомленности, создают условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе.
Практическая значимость состоит в том, что занимаясь исследовательской работой, младшие школьники знакомятся с большим количеством новой информации, приобретают новые знания о природе и ее проблемах.
Программа «Тайны природы» позволяет сформировать у обучающихся чувство бережного отношения к окружающему миру, участвовать в работе по защите природы. Распространять информации о необходимости бережного отношения к окружающему нас миру.
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для развития личности ребенка, для развития детской познавательной инициативности и самостоятельности в познании окружающего мира..
Задачи:
Обучающие:
- создание условий для усвоения ребенком новой информации об окружающем мире;
- обучение первоначальным навыкам по сохранению природы;
- сформировать умение планировать свои действия и свою работу.
Воспитательные:
- развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде;
- вовлечение детей в исследовательскую деятельность;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру;
Развивающие:
- Развивать детскую чувствительность к феномену основ разнообразного движения живых организмов, как одной из основ возникновения вопросов познавательного характера
- Развивать детскую учебную вопросительность, выводя её в область проблем и загадок окружающего мира.
- Расширить детскую осведомлённость о мире живой и неживой природы с обязательным предоставлением возможности самому ребёнку разбираться в этой информации, искать её, экспериментировать
- Поддержать и развить детские интуиции
- Развить способность детей к выстраиванию собственных гипотез о явлениях природы и к диалогу по поводу странностей жизни животных и явлений природы
- Развивать исследовательскую позицию у школьников.
Особенности возрастной группы детей
Возраст детей, изучающих данный курс - 7-8 лет.
Главная особенность детей этого возраста - первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять.
Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Обучающийся хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия ученик умеет плохо.
Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.
Место в учебном плане
Возраст учащихся: 8 лет. Сроки реализации: данная программа ориентирована на детей 2 класса общеобразовательной школы. Количество часов в неделю – 1 час, в год – 34 часа. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут в соответствии с внутренним режимом работы школы и требованиям СанПиН. Программа рассчитана на 1 год.
Формируемые УУД
Личностные результаты:
- формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и природы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Познавательные УУД:
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной форме;
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Содержание курса
1 раздел – “Введение ” – 1 час.
Сейчас наша природа оказалась в опасности. Чтобы её сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом, Тогда и всё общество будет жить в согласии с природой.
-Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес».
раздел – “Оранжерея на окне” – 2 часа.
Есть растения, которые мы можем увидеть, не выходя на улицу. Это – комнатные растения. Есть растения, которые выращивают ради красивых цветков, а ещё есть те, которые выращивают ради красивых листьев.
Комнатные растения в комнате дома и в классе. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Конкурс рисунков «Мой любимый комнатный цветок».
раздел – “ Вода - источник жизни” – 4 часа.
Воды на Земле сколько угодно – моря и океаны покрывают большую часть поверхности планеты. Но не нужно забывать, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, которой на Земле не так уж и много. Вода в моем доме и в природе. Стихи, рассказы о воде в природе.
Вода в жизни растений и животных. Вода и здоровье человека. Личная гигиена.
раздел – “Жизнь животных ” – 4 часа.
Люди с древности охотились на животных ради пропитания. В результате некоторые виды полностью исчезли. Для природы это потеря, которую невозможно восполнить. А другим видам грозит опасность исчезновения. И если люди будут и дальше на них охотиться, они исчезнут совсем. Их нужно защищать. Исчезнувшие животные с планеты Земля. Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.
раздел – “Человек и животные” – 6часов.
С давних пор люди верили в необыкновенные свойства многих животных. Поэтому одних животных считали священными, других просто очень любили и уважали… Жизнь среди людей. История домашней кошки. Породы кошек. Ролевая игра «Это все кошки». Домашние животные. Собаки – самые верные друзья. Стихи, рассказы, сказки о собаках. Викторина. Уход за домашними животными. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
раздел – “Дикие животные” – 6часов.
Встречи с дикими животными трудно или совсем невозможно запланировать. Ведь это не растения, которые растут на одном месте. Животные бегают, прыгают, летают, многие из них очень осторожны, ловко прячутся от человека. Поэтому, увидев животное, нужно постараться его не спугнуть.
Внимательно его рассмотрите, понаблюдайте за поведением… Длинноухие трусишки. Хитрая лисица. Хозяин леса – медведь. Почему
волка называют санитаром леса? Бобр-строитель. Подземный житель – крот. Любознательный зверёк – белка. Сердитый недотрога- ёж. Дикие родственники кошки. Лесной красавец – лось. Кабан – дикий родственник домашней свиньи. Выставка и защита книжек – малышек и проектов о животных.
раздел – “Что такое погода?” – 2часа.
В природе очень многие явления связаны между собой: от холода или жары меняются сроки цветения растений, от развития растений зависит жизнь многих животных и т.д. Например, с изменением погоды меняется давление воздуха. Это чувствуют насекомые, и у них меняется высота полёта. Вслед за ними поднимается или опускаются птицы, питающиеся насекомыми.
Человек, наблюдая за полётом птиц, может предсказать погоду. Погода. Климат. Предсказание погоды по народным приметам. Практическая работа. Определение погоды по небу, термометру.
раздел – “На земле, под землёй и в небе” – 2часа.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень. Камни- дети самой Земли. Наша планета, сложенная, построенная в основном из твёрдых пород, дарит нам, то пёстрый кусок гранита, то жёлто-коричневый кремень, то чёрную прозрачную пластинку слюды. ..Любуйтесь! Каждый камень по-своему красив, каждый интересен. Звёздное небо раскрывается над нами по вечерам, словно огромное окно в неведомый, волнующий, завораживающий мир. Поднимешь голову и смотришь, смотришь, как будто путешествуешь во Вселенной… Звёздное небо. Заглянем в кладовые земли. Практическая работа.
Рассматривание коллекции образцов камней и минералов.
раздел – “Воздух и здоровье ” – 3часа.
Чистый воздух – одно из самых главных богатств природы. К сожалению, в воздух попадает много вредных веществ и он загрязняется. Такой воздух опасен для людей, растений, животных. Воздух и здоровье человека.
Полезные и вредные привычки. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Правила поведения у водоёмов в разное время года.
раздел – “Мой чистый город” – 4часа.
Задумывались ли дети над тем, сколько всего выбрасывается каждый день в мусорные контейнеры? Это - использованная упаковка от съеденных продуктов, старая одежда и обувь, устаревшая техника и многое, многое другое. А для изготовления всего этого люди используют полезные ископаемые, водные и энергетические ресурсы, древесину. Всё это мы берём у природы, которая является местом обитания человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни. Человек – часть природы, он может существовать, только используя её ресурсы, и жить только в тех природных условиях(температура, давление, влажность, состав атмосферы и др.), к которым он приспособлен. Производя всё большее количество продуктов питания и товаров с использованием природных ресурсов для возрастающего из года в год населения планеты, мы получаем и большее количество отходов, которые загрязняют окружающую нас среду: нашу землю, воду и воздух и наносят при этом непоправимый вред нашей природе и нашему здоровью. Поэтому нужно нам знать о возникших за последние десятилетия экологических проблемах, о том, что каждый из нас может сделать для сохранения нашей планеты. Экскурс в историю: от древности до наших дней. Мой дом в современном мире. Что происходит с отходами? Переработаем старое, получим новое. Что дает переработка отходов для природы и человека? Это интересно знать. Практическое занятие. Территория моей школы – самая чистая
Формы занятий:
- Беседы в диалогическом ключе
- Экскурсии на пришкольный участок
- Дидактическая игра
- Виртуальные экскурсии
- Лабораторная работа
- Практикум
Виды деятельности:
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество |
часов | ||
1 | Введение | 1 |
2 | Комнатные растения | 2 |
3 | Вода – источник жизни | 4 |
4 | Жизнь животных | 4 |
5 | Человек и животные | 6 |
6 | Дикие животные | 6 |
7 | Что такое погода ? | 2 |
8 | На земле, под землей и в небе | 2 |
9 | Воздух и здоровье | 3 |
10 | Мой чистый край | 4 |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Количество часов |
Введение (1 ч.) | |||
1 | Вводное занятие: «Что такое Экология». Игра «Поле чудес» | 05.09 | 1 |
Оранжерея на окне (2 ч.) | |||
2 | Комнатные растения в комнате дома и в классе | 12.09 | 1 |
3 | П/з «Уход за комнатными растениями» Конкурс рисунков» «Мой любимый комнатный цветок» | 19.09 | 1 |
Вода-источник жизни ( 4 ч.) | |||
4 | Вода в моем доме и в природе | 26.09 | 1 |
5 | Стихи, рассказы о воде в природе. | 03.10 | 1 |
6 | Вода в жизни растений и животных | 10.10 | 1 |
7 | Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | 17.10 | 1 |
Жизнь животных (4 ч.) | |||
8 | Динозавры-вымерший вид животных | 24.10 | 1 |
9 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 07.11 | 1 |
10 | «Красная книга» - способ защиты редких видов животных и растений | 14.11 | 1 |
11 | Необычные животные мира. | 21.11 | 1 |
Человек и животные (6 ч.) | |||
12 | Жизнь среди людей. | 28.11 | 1 |
13 | Домашние животные | 05.12 | 1 |
14 | Домашние кошки. Ролевая игра «Это все кошки» | 12.12 | 1 |
15 | Собаки-самые верные друзья. | 19.12 | 1 |
16 | Уход за домашними животными | 26.12 | 1 |
17 | Проект «Ты в ответе за тех, кото приручил» | 09.01 | 1 |
Дикие животные (6 ч.) | |||
18 | Длинноухие трусишки. Хитрая лисица. | 16.01 | 1 |
19 | Хозяин леса-медведь. Почему волка называют «санитаром леса»? | 23.01 | 1 |
20 | Бобр-строитель. Подземный житель-крот. | 30.01 | 1 |
21 | Любознательный зверёк-белка. Сердитый недотрога – Ёж. | 06.02 | 1 |
22 | Дикие родственники кошек и собак. | 13.02 | 1 |
23 | Лесной красавец-лось. Кабан- дикий родственник домашней свиньи. | 20.02 | 1 |
Что такое погода? (2 ч.) | |||
24 | Погода. Климат. | 27.02 | 1 |
25 | Предсказание погоды по народным приметам. | 05.03 | 1 |
На земле, под землёй и в небе. (2 ч.) | |||
26 | Небо дневное и ночное. Звездное небо. | 12.03 | 1 |
27 | Заглянем в кладовые земли. | 19.03 | 1 |
Воздух и здоровье. (3 ч.) | |||
28 | Что такое воздух? | 02.04 | 1 |
29 | Воздух и здоровье человека | 09.04 | 1 |
30 | Загрязнение воздуха. | 16.04 | 1 |
Мой чистый город. (4 ч.) | |||
31 | Экскурс в историю: от древности до наших дней. Мой30 дом в современном мире. | 23.04 | 1 |
32 | Что происходит с отходами? Переработаем старое, получим новое. | 07.05 | 1 |
33 | Что дает переработка отходов для природы и человека? Это интересно знать. | 14.05 | 1 |
34 | Практическое занятие. Территория моей школы- самая чистая в мире. | 21.05 | 1 |
Цифровые и образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
- Раздел сайта корпорации «Российский учебник» «Начальное образование»
https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/
- «Открытый урок. Первое сентября» https://urok.1sept.ru/
- tatarovo.ru http://www.tatarovo.ru/sound.html
- Азбука в картинках http://bomoonlight.ru/azbuka
- «Раскраски онлайн»
Детские игры | Раскраски онлайн (teremoc.ru)
- "Методическая копилка" http://zanimatika.narod.ru/index.htm
- «Умничка»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, портреты, кино- видео- мультимедийные материалы, аудиозаписи, тематические методические пособия, разработки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Природа родного края"
Цель программы Природа родного края «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы....
Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе
Рабочая программа кружковой деятельности «ЛЕГО - конструирование» в 1 классе...
Рабочая программа кружковой деятельности "Игровичок"
Программа физического развития «Игровичок» по кружковой работе в оздоровительном лагере дневного пребывания детей рассчитана на вовлечение детей младшего школьного возраста в игровую...
Рабочая программа кружковой деятельности «Всезнайка»
Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математи...
Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Папье - маше"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Папье-маше». Возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс), срок реализации: 1 г...
Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Удивительное рядом"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Удивительное рядом». Возраст обучающихся: 9-10 лет ( 4 класс), срок реализа...
Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Радуга творчества"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Радуга творчества». Возраст обучающихся: 7-8 лет ( 2 класс),срок реализаци...