Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Природа родного края"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Цель программы Природа родного края «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog.doc | 385.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ишимская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Природа родного края (Юный эколог)
.
с. Ишим 2011
Содержание:
Пояснительная записка ……………………….…………………………………….. 3
Содержание программы ………….................………………………………………. 7
Тематическое планирование.......……………………………………………………. 11
Список литературы …................….……………………….………………………… 19
Пояснительная записка
Цель программы Природа родного края «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа Природа родного края «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 66 часов, 2-4 класс – 68 учебных часа в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Лист наблюдения
1-я ступень | Ставит цель исследования с помощью учителя | Следует плану, предложенному учителем | Использует источники информации, рекомендованные учителем |
2-я ступень | Ставит цель исследования самостоятельно | В целом представляет, как достичь цели | Пытается обнаружить способы получения информации |
3-я ступень | Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели | Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент | Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения |
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось__________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
Содержание программы
1 класс (66 ч)
Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
1.Мой дом за окном (16ч)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы. Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
2.Я и моё окружение (27 ч)
Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…». Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
3. Гигиена моего дома. (11 ч.)
Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.
4. Наш край в годы Великой Отечественной войны. (6 ч)
События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
5.“Что дает наш край стране”.(5 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством села, его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране».
2 класс (68 ч)
- Вода – источник жизни (21 ч)
Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
2. Солнце и свет в нашей жизни (12 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.
3. Воздух и здоровье (4 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
4. Мой край (23 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. Почва и камни. Состав и свойство почвы.
5. Весенние работы (8 ч)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами.
3 класс (68ч)
Вводное занятие (4 ч)
Кемеровская область на карте России. Флаг и герб Кемеровской области. Гимн Кемеровской области.
1.Растительный мир Кемеровской области (31 ч)
Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Горношорская тайга, сосновые боры Салаира. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Кемеровской области. Лекарственные растения края, посёлка. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга Кемеровской области.
2.Насекомые нашей области (17 ч)
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезны насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.
3.Рыбы, обитающие в нашей области (16 ч)
Рыбы, обитающие в реках и озёрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.
- класс (68 ч)
1.Птицы Кузбасса (28 ч)
Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга.
2.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области (28 ч)
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области.
- Природные сообщества (экосистемы) Кемеровской области (12 ч)
Тундра как экосистема. Лиственный лес как экосистема. Тайга как экосистема. Луговое сообщество. Степное сообщество. Реки, озера и болота области.
Тематический план
1-й год обучения
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика | Дата |
1 | Введение | 1 | |||
1 | Что такое экология? | 1 | |||
2 | Мой дом за окном | 9 | 7 | ||
2 | Мой дом | 1 | |||
3 | Дом, где мы живём | 1 | |||
4-5 | Дом моей мечты | 1 | 1 | ||
6-7 | Проект-изготовление дома моей мечты | 2 | |||
8 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | |||
9 | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы» | 1 | |||
10-11 | Деревья твоего двора | 2 | |||
12-13 | Птицы нашего двора | 2 | |||
14-16 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | 3 | |||
17 | Дорога из дома в школу | 1 | |||
3 | Я и моё окружение | 11 | 16 | ||
18 | Моя квартира | 1 | |||
19 | Моя семья | 1 | |||
20 | Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» | 1 | |||
21 | Моя родословная | 1 | |||
22 | Соседи-жильцы | 1 | |||
23 | Моя улица | 1 | |||
24 | Экскурсия по улицам | 1 | |||
25-26 | Моя школа | 2 | |||
27 | Экскурсия по территории школы | 1 | |||
28-30 | Создание альбома «Знаменитые выпускники» | 3 | |||
31 | Мой класс | 1 | |||
32-33 | Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» | 2 | |||
34-35 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 2 | |||
36-37 | Комнатные растения в квартире, классе | 2 | |||
38 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 | |||
39-40 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 2 | |||
41-42 | Экскурсия в лес | 2 | |||
43-44 | Животные в доме | 2 | |||
4 | Гигиена моего дома | 7 | 4 | ||
45 | Уход за квартирой | 1 | |||
46 | Гигиена класса | 1 | |||
47 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 1 | |||
48 | Бытовые приборы в квартире | 1 | |||
49 | Экскурсия в школьную кухню | 1 | |||
50 | Природа в квартире и в классе | 1 | |||
51 | Наша одежда и обувь | 1 | |||
52-53 | Русская народная одежда | 2 | |||
54 | Практическая работа «Уход за одеждой» | 1 | |||
55 | Экскурсия в школьный музей | 1 | |||
5 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 | 4 | ||
56-57 | Жизнь и деятельность героев войны нашего края | 2 | |||
58 | Встречи с героями, ветеранами и тружениками трудового фронта | 1 | |||
59 | Творческая работа «Расскажи о своем герое» | 1 | |||
60-61 | Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали” | 2 | |||
6 | Что дает наш край стране | 2 | 3 | ||
62-63 | Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством села, их история | 2 | |||
64-65 | Экскурсия на предприятия | 2 | |||
66 | Сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране». | 1 | |||
Итого: 66 часа | |||||
Тематический план 2 –й год обучения | |||||
№ раз-дела | № заня-тия | Тема | Теория | Практика | Дата |
1 | Вода – источник жизни | 13 | 8 | ||
1-2 | Вода в моём доме и в природе | 2 | |||
3 | Игра «Ходят капельки по кругу» | 1 | |||
4-5 | Стихи, рассказы о воде и природе | 2 | |||
6-7 | Экскурсия к водоёму | 2 | |||
8 | Весна в нашем селе | 1 | |||
9-10 | Экскурсия в лес | 2 | |||
11-12 | Вода в жизни растений | 2 | |||
13-14 | Вода в жизни животного мира | 2 | |||
15-16 | Вода и здоровье человека | 2 | |||
17-18 | Личная гигиена | 2 | |||
19 | Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» | 1 | |||
20-21 | Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» | 2 | |||
2 | Солнце и свет в нашей жизни | 9 | 3 | ||
22-23 | Солнце, Луна, звёзды – источники света | 2 | |||
24-25 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 2 | |||
26 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света | 1 | |||
27 | Отношение к свету и теплу различных животных | 1 | |||
28 | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» | 1 | |||
29 | Электрический свет и тепло в моём доме | 1 | |||
30 | Откуда приходит свет и тепло в мой дом | 1 | |||
31 | Телевизор в моём доме | 1 | |||
32 | Сколько стоят свет и тепло | 1 | |||
33 | Итоговое занятие | 1 | |||
3 | Воздух и здоровье | 2 | 2 | ||
34-35 | Воздух и здоровье человека | 2 | |||
36 | Опыт «Как услышать воздух», «Как увидеть воздух» | 1 | |||
37 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | |||
4 | Мой край | 12 | 11 | ||
38-39 | Растительный мир в поле, саду и огороде | 1 | 1 | ||
40 | Растения болот | 1 | |||
41 | Растения в природе | 0.5 | 0.5 | ||
42 | Растения в селе | 0.5 | 0.5 | ||
43 | Домашние животные | 0.5 | 0.5 | ||
44-45 | Животные леса | 2 | |||
46-47 | Животные луга | 2 | |||
48 | Зависимость внешнего вида и поведения животных от среды обитания | 1 | |||
49 | Дикие животные в городе | 0.5 | 0.5 | ||
50 | Исчезающие растения и животные родного края | 1 | |||
51-52 | Создание буклета «Исчезающие растения» | 2 | |||
53-54 | Создание буклета «Исчезающие животные» | 2 | |||
55-56 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | |||
57 | Почва. Состав почвы | 0.5 | 0.5 | ||
58 | Свойство почвы | 1 | |||
59 | Камни | 0.5 | 0.5 | ||
60 | Подземные сокровища | 1 | |||
5 | Весенние работы | 8 | |||
61-62 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 2 | |||
63-66 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 4 | |||
67-68 | Итоговое занятие | 2 | |||
Итого: 68 часов |
Тематический план
3-й год обучения
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика | Дата |
1 | Введение. | 3 | 1 | ||
1 | Кемеровская область на карте России | 1 | |||
2 | Герб и флаг Кемеровской области | 1 | |||
3 | Гимн Кемеровской области | 1 | |||
4 | Из истории исследования родного края | 1 | |||
2 | Растительность Кемеровской области | 12 | 19 | ||
5-6 | Травы, кустарники, деревья. Горношорская тайга. | 1 | 1 | ||
7-8 | Сосновые боры Салаира. | 1 | 1 | ||
9 | Экскурсия «Где растут деревья». | 1 | |||
10-12 | Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев | 1 | 2 | ||
13-14 | Создание гербария | 2 | |||
15-18 | Кустарники. Их роль в жизни человека. | 2 | 2 | ||
19 | Зелёная аптека Кузбасса. | 1 | |||
20 | Сбор лекарственных трав посёлка | 1 | |||
21-22 | Создание гербария из лекарственных трав | 2 | |||
23-24 | Растения – сорняки и вредители здоровья человека | 2 | |||
25-27 | Комнатные растения. Разведение и уход за ними. | 3 | |||
28 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас» | 1 | |||
29-30 | Защита проектов «Редкие растения края» | 2 | |||
31-33 | Заповедники и заказники Кемеровской области. Создание экознаков. | 2 | 1 | ||
34-35 | Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области. | 2 | |||
3 | Насекомые нашей области | 8 | 9 | ||
36 | «Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых) | 1 | |||
37-38 | Насекомые – вредители | 2 | |||
39-41 | Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми | 2 | 1 | ||
42-43 | Создание памятки о ядовитых насекомых | 2 | |||
44-45 | Насекомые Кемеровской области. | 1 | 1 | ||
46 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |||
47-48 | Охрана полезных насекомых. | 1 | 1 | ||
49-50 | Борьба с вредителями. Создание экознаков | 1 | 1 | ||
51 | «Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых») | 1 | |||
52 | Игра «Эрудит» | 1 | |||
4 | Рыбы, обитающие в Кемеровской области | 11 | 5 | ||
53-54 | Промысловые рыбы. Рациональное их использование | 2 | |||
55-56 | Рыбы, обитающие в реках области | 2 | |||
57 | Рыбы, обитающие в озерах области | 1 | |||
58-59 | Прудовые хозяйства Кемеровской области | 2 | |||
60-61 | Аквариумные рыбы. | 2 | |||
62-63 | Охрана рыбных богатств. Красная книга области. | 2 | |||
64-65 | Проект «Изготовление золотой рыбки» | 2 | |||
66 | Конкурс-игра «Золотая рыбка» | 1 | |||
67-68 | Защита экологических проектов | 2 | |||
Итого: | 68 часов |
Тематический план
4-й год обучения
№ раз- дела | № заня- тия | Тема | Теория | Практика | Дата |
1 | Птицы Кузбасса | 18 | 10 | ||
1 | Воробей – самая распространённая птица на Земле | 1 | |||
2 | Ворона – «интеллектуальная» птица | 1 | |||
3 | Ворон – красивая и умная птица | 1 | |||
4 | Сорока-белобока – «лесная сплетница» | 1 | |||
5 | «Лесной доктор» - дятел | 1 | |||
6 | Галка – городская птица | 1 | |||
7 | Загадочная птица – кукушка | 1 | |||
8 | «Пернатая кошка» - сова | 1 | |||
9 | Любимая птица – снегирь | 1 | |||
10 | «Сестрички-синички» - самые полезные птички России | 1 | |||
11 | Наш добрый сосед – скворец | 1 | |||
12 | Глухарь – глухой ли? | 1 | |||
13 | Певчая птица - соловей | 1 | |||
14 | Королек | 1 | |||
15 | Ближайший родственник синицы - поползень | 1 | |||
16 | Пестрая птица - сойка | 1 | |||
17 | Крупная лесная птица – орел беркут | 1 | |||
18-19 | Изготовление скворечников, кормушек | 2 | |||
20-21 | Создание альбома «Птицы нашего села» | 2 | |||
22-23 | Создание поделки «Любимая птица» | 2 | |||
24-25 | Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков. | 1 | 1 | ||
26-27 | Защита экологических проектов | 2 | |||
28 | Конкурс рисунков | 1 | |||
2 | Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области. | 18 | 10 | ||
29 | Заяц – «Длинное ухо» | 1 | |||
30 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 1 | |||
31 | Серый хищник – волк | 1 | |||
32 | Хозяин леса – медведь | 1 | |||
33 | Любознательный зверёк – белка | 1 | |||
34 | Лесной красавец – лось | 1 | |||
35 | Сердитый недотрога – ёж | 1 | |||
36 | Всеядное животное – барсук | 1 | |||
37 | Бобр – строитель | 1 | |||
38 | Запасливый бурундук | 1 | |||
39 | Рысь – родственник кошки | 1 | |||
40 | Соболь – «дорогой» зверёк | 1 | |||
41 | Косуля - самый маленький европейский олень | 1 | |||
42 | Суслик - свистун | 1 | |||
43 | Колонок | 1 | |||
44 | Маленький хищник - ласка | 1 | |||
45 | Горностай | 1 | |||
46-47 | Создание альбома «Животные нашего села» | 2 | |||
48-49 | Создание поделки «Любимое животное» | 2 | |||
50-51 | Красная книга области. Заповедники и заказники Кемеровской области. Создание экознаков. | 1 | 1 | ||
52-53 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | |||
54 | Конкурс рисунков | 1 | |||
55-56 | Защита экологических проектов | 2 | |||
3 | Природные сообщества (экосистемы) Кемеровской области | 11 | 1 | ||
57-58 | Тундра как экосистема | 2 | |||
59-60 | Тайга как экосистема | 2 | |||
61-62 | Лиственный лес как экосистема | 2 | |||
63 | Луговое сообщество | 1 | |||
64 | Степное сообщество | 1 | |||
65 | Пресный водоем как экосистема | 1 | |||
66 | Реки и озера | 1 | |||
67 | Болота | 1 | |||
68 | Игра «Поле чудес» | 1 | |||
Итого: 68 часов |
Список литературы
- Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
- Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
- Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.
- Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
- Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
- Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
- Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
- Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
- Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.
- Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
- Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.
- Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997.
- Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
- Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.
- Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
- Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.
- Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.
- Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.
- Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
- Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
- Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
- Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Составитель:
Некрасова. А. М.
учитель математики
Утверждена
приказ №_________
от «___»__________2011г.
Директор _________
Рассмотрена
педагогическим советом
Протокол № _______
от «___»__________2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических це...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Логика"
Программа расчитана на четыре года обучения.Содержит диагностические материалы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Путешествие в Компьютерию»
Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям....
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Родной край» в 1 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Родной край»в 1 классе...