Психолого-педагогическая коррекция концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации
статья (1 класс)

Актуальность. Обучение в школе - процесс сложный и трудный, который требует от ученика высокого сознания и активности, чрезвычайно высокого интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, мобилизации волевых усилий и повышенной работоспособности, самоорганизации, рационального распределения времени на обучение и отдых.

Достаточно важным аспектом в успешности обучения является уровень развития познавательных процессов школьника, в частности его внимания, которое непосредственно играет важную роль в учебном процессе, активно способствует качеству усвоения материала. Успеваемость зависит в значительной степени от уровня развития внимания. Внимание является одной из важнейших психических функций, обеспечивающей оптимизацию процессов обучения и воспитания. Оно является динамическим процессом и у одного и той же человека может варьироваться в зависимости от многих факторов [3].

Проблема внимания как одного из факторов успешной деятельности личности давно интересовала ученых, о чем свидетельствуют работы м. Добрынина, М. Ланге, О. Леонтьева, С. Рубинштейна, Т. Рибо и других исследователей.  Эта проблема не обошла и школьную психологию, где ее рассматривали Б. Ананьев, О. Лурия, Е. Милерян, В. Петровский, И. Страхов и др.

В исследованиях психологов по проблеме развития внимания в детском возрасте освещают различные аспекты становления этого психического образования: значительное внимание уделяется изучению особенностей социальной ситуации развития и ее влияния на развитие внимания в дитей, возрастным нормам, показателям и особенностям становления детского внимания, проблемам развития внимания у современных ДОШКОЛЬНИКОВ и средствам их преодоления. В работах современных ученых подчеркивается высокая значимость создания оптимальных психолого-педагогических условий для активизации внимания и познавательного развития ребенка [12; 56].

Объект исследования: процесс развития внимания младших школьников.

Предмет: психолого-педагогическая коррекция концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации

Цель: разработать  и апробировать программу психолого-педагогической коррекции  концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации.

Гипотеза: программа психолого-педагогической коррекции  концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации будет эффективной, если:

- будет разработана система психологических занятий;

- будут использованы игровые и компьютерные технологии.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие внимания;
  2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;
  3. Рассмотреть возрастные особенности развития внимания;
  4. Составить программу исследования концентрации внимания;
  5. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
  6. Разработать программу психолого-педагогической коррекции  концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации.
  7. Определить ее эффективность.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; диагностические методики; анализ и интерпретация эмпирических данных, эксперимент.

Теоретической основой исследования являются:

– положение о внимании как ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я Гальперин, К.К. Платонов и др.);

– положение о развитии внимания в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuzhakova_ed._vkr.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая коррекция концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации

Актуальность. Обучение в школе - процесс сложный и трудный, который требует от ученика высокого сознания и активности, чрезвычайно высокого интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, мобилизации волевых усилий и повышенной работоспособности, самоорганизации, рационального распределения времени на обучение и отдых.

Достаточно важным аспектом в успешности обучения является уровень развития познавательных процессов школьника, в частности его внимания, которое непосредственно играет важную роль в учебном процессе, активно способствует качеству усвоения материала. Успеваемость зависит в значительной степени от уровня развития внимания. Внимание является одной из важнейших психических функций, обеспечивающей оптимизацию процессов обучения и воспитания. Оно является динамическим процессом и у одного и той же человека может варьироваться в зависимости от многих факторов [3].

Проблема внимания как одного из факторов успешной деятельности личности давно интересовала ученых, о чем свидетельствуют работы м. Добрынина, М. Ланге, О. Леонтьева, С. Рубинштейна, Т. Рибо и других исследователей. Эта проблема не обошла и школьную психологию, где ее рассматривали Б. Ананьев, О. Лурия, Е. Милерян, В. Петровский, И. Страхов и др.

В исследованиях психологов по проблеме развития внимания в детском возрасте освещают различные аспекты становления этого психического образования: значительное внимание уделяется изучению особенностей социальной ситуации развития и ее влияния на развитие внимания в дитей, возрастным нормам, показателям и особенностям становления детского внимания, проблемам развития внимания у современных ДОШКОЛЬНИКОВ и средствам их преодоления. В работах современных ученых подчеркивается высокая значимость создания оптимальных психолого-педагогических условий для активизации внимания и познавательного развития ребенка [12; 56].

Объект исследования: процесс развития внимания младших школьников.

Предмет: психолого-педагогическая коррекция концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации

Цель: разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации.

Гипотеза: программа психолого-педагогической коррекции концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации будет эффективной, если:

- будет разработана система психологических занятий;

- будут использованы игровые и компьютерные технологии.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие внимания;
  2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;
  3. Рассмотреть возрастные особенности развития внимания;
  4. Составить программу исследования концентрации внимания;
  5. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
  6. Разработать программу психолого-педагогической коррекции концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации.
  7. Определить ее эффективность.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; диагностические методики; анализ и интерпретация эмпирических данных, эксперимент.

Теоретической основой исследования являются:

– положение о внимании как ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я Гальперин, К.К. Платонов и др.);

– положение о развитии внимания в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Статья посвящена анализу научных основ  формирования научных понятий у младших школьников. В ней дается обоснование значимости современных подходов для современной практики образования в начально...

Психолого- педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития младших школьников.

Проблемы в обучении и развитии не возникают на пустом месте. Эти проблемы являются следствием отклонений от нормального хода развития ребенка. Уловить, где начинается отклонение от нормы, непросто. Но...

«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...

Психолого-педагогические подходы к развитию творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей - одна из важнейших научных проблем, которая исследуется на философском, культурологическом, педагогическом, социально- психологическом уровнях....

Психолого-педагогические методы развития читательских интересов у младших школьников

В данной статье описаны методы развития читательских интересов...

Рекомендации родителям по развитию концентрации внимания у младших школьников

Практические рекомендации психолога по развитию концентрации внимания и усидчивости у младших школьников...

Упражнения для развития и коррекции функций внимания у младших школьников

Упр.и задания, которые можно использовать как учителю на своих уроках, воспитателю на доп.занятиях в ГПД, так и родителям дома. Данные упражнения способствуют развитию функций внимания....