Психолого-педагогическая коррекция концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации
статья (1 класс)
Актуальность. Обучение в школе - процесс сложный и трудный, который требует от ученика высокого сознания и активности, чрезвычайно высокого интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, мобилизации волевых усилий и повышенной работоспособности, самоорганизации, рационального распределения времени на обучение и отдых.
Достаточно важным аспектом в успешности обучения является уровень развития познавательных процессов школьника, в частности его внимания, которое непосредственно играет важную роль в учебном процессе, активно способствует качеству усвоения материала. Успеваемость зависит в значительной степени от уровня развития внимания. Внимание является одной из важнейших психических функций, обеспечивающей оптимизацию процессов обучения и воспитания. Оно является динамическим процессом и у одного и той же человека может варьироваться в зависимости от многих факторов [3].
Проблема внимания как одного из факторов успешной деятельности личности давно интересовала ученых, о чем свидетельствуют работы м. Добрынина, М. Ланге, О. Леонтьева, С. Рубинштейна, Т. Рибо и других исследователей. Эта проблема не обошла и школьную психологию, где ее рассматривали Б. Ананьев, О. Лурия, Е. Милерян, В. Петровский, И. Страхов и др.
В исследованиях психологов по проблеме развития внимания в детском возрасте освещают различные аспекты становления этого психического образования: значительное внимание уделяется изучению особенностей социальной ситуации развития и ее влияния на развитие внимания в дитей, возрастным нормам, показателям и особенностям становления детского внимания, проблемам развития внимания у современных ДОШКОЛЬНИКОВ и средствам их преодоления. В работах современных ученых подчеркивается высокая значимость создания оптимальных психолого-педагогических условий для активизации внимания и познавательного развития ребенка [12; 56].
Объект исследования: процесс развития внимания младших школьников.
Предмет: психолого-педагогическая коррекция концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации
Цель: разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации.
Гипотеза: программа психолого-педагогической коррекции концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации будет эффективной, если:
- будет разработана система психологических занятий;
- будут использованы игровые и компьютерные технологии.
Задачи:
- Рассмотреть понятие внимания;
- Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;
- Рассмотреть возрастные особенности развития внимания;
- Составить программу исследования концентрации внимания;
- Проанализировать результаты экспериментального исследования.
- Разработать программу психолого-педагогической коррекции концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации.
- Определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; диагностические методики; анализ и интерпретация эмпирических данных, эксперимент.
Теоретической основой исследования являются:
– положение о внимании как ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я Гальперин, К.К. Платонов и др.);
– положение о развитии внимания в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yuzhakova_ed._vkr.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая коррекция концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации
Актуальность. Обучение в школе - процесс сложный и трудный, который требует от ученика высокого сознания и активности, чрезвычайно высокого интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, мобилизации волевых усилий и повышенной работоспособности, самоорганизации, рационального распределения времени на обучение и отдых.
Достаточно важным аспектом в успешности обучения является уровень развития познавательных процессов школьника, в частности его внимания, которое непосредственно играет важную роль в учебном процессе, активно способствует качеству усвоения материала. Успеваемость зависит в значительной степени от уровня развития внимания. Внимание является одной из важнейших психических функций, обеспечивающей оптимизацию процессов обучения и воспитания. Оно является динамическим процессом и у одного и той же человека может варьироваться в зависимости от многих факторов [3].
Проблема внимания как одного из факторов успешной деятельности личности давно интересовала ученых, о чем свидетельствуют работы м. Добрынина, М. Ланге, О. Леонтьева, С. Рубинштейна, Т. Рибо и других исследователей. Эта проблема не обошла и школьную психологию, где ее рассматривали Б. Ананьев, О. Лурия, Е. Милерян, В. Петровский, И. Страхов и др.
В исследованиях психологов по проблеме развития внимания в детском возрасте освещают различные аспекты становления этого психического образования: значительное внимание уделяется изучению особенностей социальной ситуации развития и ее влияния на развитие внимания в дитей, возрастным нормам, показателям и особенностям становления детского внимания, проблемам развития внимания у современных ДОШКОЛЬНИКОВ и средствам их преодоления. В работах современных ученых подчеркивается высокая значимость создания оптимальных психолого-педагогических условий для активизации внимания и познавательного развития ребенка [12; 56].
Объект исследования: процесс развития внимания младших школьников.
Предмет: психолого-педагогическая коррекция концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации
Цель: разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации.
Гипотеза: программа психолого-педагогической коррекции концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации будет эффективной, если:
- будет разработана система психологических занятий;
- будут использованы игровые и компьютерные технологии.
Задачи:
- Рассмотреть понятие внимания;
- Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;
- Рассмотреть возрастные особенности развития внимания;
- Составить программу исследования концентрации внимания;
- Проанализировать результаты экспериментального исследования.
- Разработать программу психолого-педагогической коррекции концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации.
- Определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; диагностические методики; анализ и интерпретация эмпирических данных, эксперимент.
Теоретической основой исследования являются:
– положение о внимании как ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я Гальперин, К.К. Платонов и др.);
– положение о развитии внимания в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Статья посвящена анализу научных основ формирования научных понятий у младших школьников. В ней дается обоснование значимости современных подходов для современной практики образования в начально...
Психолого- педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития младших школьников.
Проблемы в обучении и развитии не возникают на пустом месте. Эти проблемы являются следствием отклонений от нормального хода развития ребенка. Уловить, где начинается отклонение от нормы, непросто. Но...
«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...
Психолого-педагогические подходы к развитию творческих способностей младших школьников
Развитие творческих способностей - одна из важнейших научных проблем, которая исследуется на философском, культурологическом, педагогическом, социально- психологическом уровнях....
Психолого-педагогические методы развития читательских интересов у младших школьников
В данной статье описаны методы развития читательских интересов...
Рекомендации родителям по развитию концентрации внимания у младших школьников
Практические рекомендации психолога по развитию концентрации внимания и усидчивости у младших школьников...
Упражнения для развития и коррекции функций внимания у младших школьников
Упр.и задания, которые можно использовать как учителю на своих уроках, воспитателю на доп.занятиях в ГПД, так и родителям дома. Данные упражнения способствуют развитию функций внимания....