«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)
статья (1 класс) на тему
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном, поскольку образовательные ступени являются значимыми для личности каждого ребенка и его духовного становления.
Основной целью сопровождения преемственности является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное обучение и психическое развитие ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса»
(из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном, поскольку образовательные ступени являются значимыми для личности каждого ребенка и его духовного становления.
Основной целью сопровождения преемственности является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное обучение и психическое развитие ребенка.
Педагоги-психологи в своей сопроводительной деятельности решают задачи по созданию благоприятного для каждого ребенка психологического климата, оказание помощи в преодолении трудностей, связанных с выбором образовательного маршрута; предупреждение нарушений в эмоционально-волевой и других сферах личности; оказание помощи в налаживании взаимоотношений со сверстниками, педагогами и родителями.
Одним из важнейших направлений решения проблемы преемственности в нашем образовательном комплексе, является развитие вариативности в работе со старшими дошкольниками на основе стажировочной площадки «Будущий первоклассник». Модель, созданная на базе нашего образовательного учреждения, позволяет обеспечить качество реализуемых образовательных программ, соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, интересам и потребностям детей.
Использование такой модели предшкольного образования обеспечивает более успешную адаптацию ребенка на переходном этапе от дошкольного возраста к младшему школьному. На протяжении всего учебного года для детей подготовительных групп дошкольных отделений в каникулярное время учителя начальной школы, педагоги дошкольных учреждений и педагоги-психологи обеспечивают «гармоничную модель», которая ориентирована на создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, обеспечения интеллектуального, социального, личностного и физического развития.
Для обеспечения эффективности воспитательно-образовательного процесса предусмотрен рациональный подбор и сбалансированное чередование различных видов деятельности и форм их организации. Несколько часов в день заполнены интегрированными занятиями.
При организации занятий педагогами учитываются примерные требования Государственного стандарта дошкольного образования, чтобы сохранить целостность непрерывного образовательного процесса.
Перед началом стажировочной площадки заместителем директора по учебной части составляется маршрутный лист для каждой подготовительной группы. В маршрутном листе прописано время, предмет, учитель и кабинет, куда направляются дети в сопровождении своих воспитателей и специалистов. Каждое занятие имеет свое название, например, математика - станция «Математическая», обучение грамоте – станция «Грамотейка, занятие психологической готовности к школе, станция – «Тропинка к своему Я», также с детьми проводятся занятия по художественно-эстетическому и физическому развитию. Между станциями проходит динамический час, где дети могут получить второй завтрак и отдохнуть.
На занятиях используется основной принцип детско-взрослого сотрудничества, основанный на интересах ребенка и перспективах его дальнейшего развития: педагоги широко используют игровые приемы, методы активизирующие речь, мышление, воображение и поисковую деятельность, элементы проблемности.
Психолого-педагогическая готовность детей к школе – сложное образование, сформированность необходимых компонентов которые так необходимы для успешности учебной деятельности, так и для быстрой социальной адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Опора на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и ориентация на психологическую помощь дают возможность обратиться к еще не использовавшимся внутренним ресурсам психического развития ребенка, наиболее существенно влияющим на успешность обучения в школе.
В связи с этим педагог-психолог является ключевой фигурой в сопровождении ребенка на этапе дошкольного и начального образования. Мониторинг, который проводится в начале и в конце стажировочной площадки позволяет изучить динамику познавательного и эмоционального развития детей, отследить динамику формирования учебного мотива. Такая работа позволяет психологу выявить детей, которые не готовы к школьному обучению, определить индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе для формирования необходимых для дальнейшей учебы функций.
Опыт работы наших психологов показывает, что одним из главных условий успешной реализации психологического сопровождения является организация совместной деятельности и общения детей и педагогов дошкольного учреждения и педагогов начальной школы. В целях организации такой деятельности используются такие формы работы как: посещение учителями занятий в детском саду, воспитателями – уроков в школе; экскурсии дошкольников по школе, участие в совместных досуговых мероприятиях, включенность педагогов-психологов в образовательный процесс детского сада и начальной школы, дальнейшее сопровождение выпускников подготовительных групп до средней школы.
Благодаря комплексному психолого-педагогическому подходу проводимого в стенах начальной школы решаются такие важные задачи, как адаптация детей к условиям школьной жизни, а также решению широкого круга задач, связанных с укреплением их здоровья, познавательным, эмоционально-личностным, художественно-эстетическим развитием. Вся эта работа помогает «сгладить» кризис семи лет «гармоничным вхождением ребенка в процесс обучения. Дети с начала учебного года входят в учебный процесс в рамках своей образовательной траектории и постепенно адаптируются к школьной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования.
В статье раскрывается задачи,аспекты реализации преемственности,так же премственность в УМК между дошкольным и начальным образованием....
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов.
Преемственность между школьным и дошкольным отделениями коррекционного учреждения....
Статья "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ЗВЕНОМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ"
Н.Н. Горбенко, МБОУ СОШ №12 г.ВоронежаПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ЗВЕНОМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯПроблемы преемственности между дошкольным и начальным звеньями связана с нарушением п...
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования
В дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться формированию психологической готовности к школе, к развитию восприятия, изображения, художественно-творческой деятельности детей....
«Преемственность между дошкольным и начальным звеном обучения»
laquo;Преемственность между дошкольным и начальным звеном обучения» Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается н...