Психолого-педагогические методы развития читательских интересов у младших школьников
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

В данной статье описаны методы развития читательских интересов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические методы развития читательских интересов    

 у младших школьников

В данной статье дано определение метода обучения, описаны психолого-педагогические методы развития читательских интересов у младших школьников. Методы развития читательских интересов у младших школьников описаны              в статьях Алферовой О.В., Биржевой Т.А., Бушуевой Л.С., Васюковой Н.Е., Вачковой С.Н., Григорьевой Е.Ю., Измайловой Р.Г., Пиче-оол Т.С., Рейс Г.А., Рудковой С.Г., Светловской Н.Н., Суворовой Н.М., Тихомировой И.И.,         Яшиной Н.П..

Начальное  общее  образование  направлено  на  формирование личности  обучающегося,  развитие  его  индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений  в учебной деятельности  [16,c.200]. Литературное чтение является одним из основных в системе подготовки младшего школьника.  Прежде всего, на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение  [6,с.67]. Ткаченко Г.А. высказывает мысль, что литература - предмет интересный, трудный, требующий полного погружения, а этого не  всегда детям хочется [15,с.42]. Поэтому учителям необходимо подбирать такие методы работы, которые будут вовлекать детей в процесс обучения. Рассмотрим определение метода обучения, которое дано в статье Н.Н. Светловской. Метод - это путь куда-то и во что-то, куда и во что «так просто» не войдешь. А методика - это наука о путях, но, так сказать, частных. Это наука о путях к истине через освоение тем, кто эту истину хочет познать, совершенно определенного учебного материала, в котором эта истина скрыта [11,с.9]. Светловская Н.Н. и Пиче-оол Т.С. считают, что процесс становления личности средствами чтения - это формирование ребенка-читателя.   По мнению авторов, этот процесс ничем не отличается от любого организованного людьми процесса, и его результаты точно так же, как и в любом другом случае, обеспечиваются уровнем профессиональной компетенции тех, кто этот процесс реализует [12,с.26].  Светловская Н.Н. заостряет внимание на мысли, что умение читать - это особая работа, можно даже сказать, что это сверхработа, потому что    в основе ее лежит умение думать [10,с.32]. Вот почему, акцентирует внимание автор, современному учителю профессионалу непременно надо знать и научные основы методики обучения чтению, и теории, руководствуясь которыми он сможет выбрать и освоить подходящие ему и его ученикам приемы и способы обучения умению и желанию «читать-думать, читать-чувствовать, читать-жить» [11,с.10]. Только так можно воспитать творческого читателя [10,с.32].

Как уже было сказано выше, воспитание интереса к книге зарождается        до поступления в школу. Этот процесс начинается с семьи и далее дети приобщаются к книгам в детском саду. Рассмотрим некоторые методы  развития читательских интересов дошкольников, которые описаны в статье Васюковой Н.Е. «Чтение художественной литературы в обновленном ракурсе». У дошкольников осмысление содержания происходит в игровом плане, поэтому важно дать им возможность интерпретировать описанные события. Например, после чтения сказки Р. Киплинга «Как было написано  первое  письмо» дети  могут поиграть       в «древних  людей»,  чтобы самим  почувствовать,  как же  трудно  и неудобно передавать  свои мысли не  в письме, а в рисунке, какие забавные ситуации происходят при «расшифровке» их другими людьми. Здесь одновременно присутствует и игра, и исследовательская деятельность детей. Или представления об образе жизни пингвинов, почерпнутые из рассказов Г. Снегирева и С. Сахарова, дети могут передать в лепке, в дальнейшем придумывая и разыгрывая                      с вылепленными персонажами возможные приключения. Развивать творчество детей можно с помощью стихотворений, например, в стихотворениях                      Э. Мошковской  о  городском транспорте  дети  могут  услышать,  как «говорят»  троллейбус и  трамвай. Троллейбус, подъезжая к остановке, шуршит шинами:    «Ш-ш-шу,  ко  мне  прош-ш-шу!»,  а  трамвай  позвякивает: «Блям-блям! К нам!     К нам!». Педагог  может  создать  условия, когда дети сами в творческих заданиях подбирают  подходящие  по  смыслу  и звучанию слова, придумывают свои варианты завершения историй и даже сочиняют  собственные  стихи. Можно предположить, что разнообразие методов работы воспитателя позволяет привить интерес к книге в детском саду.    В.А. Сухомлинский сказал: «Чтение книг -  тропинка,  по  которой  умелый, умный, думающий воспитатель находит путь          к  сердцу ребенка» [3,с.39-41].  Данные методы можно использовать на начальном этапе обучения детей чтению.

Приобщение детей к книге продолжается с поступлением в школу. Пиче-оол Т.С. в статье «Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению» предлагает вниманию учителей руководящие положения, ориентирующие учителя в том, как ему работать, чтобы успешно обучать современных детей. Данные положения помогают в формировании ребенка-читателя. Перечислим их ниже:

- прежде чем обучать первоклассников грамоте по Букварю или Азбуке, надо уже в первый день обучения ввести в их жизнь настоящую детскую книгу    и представить ее детям как собеседника;

- обучая детей знанию букв по Букварю или Азбуке в I классе, надо помнить, что  читать - значит беседовать с книгой;

- процесс чтения - это процесс думанья над книгой до чтения;

- невозможно научить и приохотить детей самостоятельно обращаться           к книгам и читать их по собственному выбору, если в систему обучения чтению с первого учебного дня и далее еженедельно не включены так называемые уроки внеклассного чтения;

- известно, что любая система строится на строго научных основах именно для того, чтобы давать запланированный результат и этот результат гарантировать.

Опираясь на перечисленные положения, делает вывод автор, можно способствовать формированию у детей правильной читательской деятельности [7,с.14-16].  

        По мнению Рейс Г.А. актуальная задача начальной школы - воспитание творческого читателя, которое начинается с первых шагов подготовительного периода обучения грамоте в I классе. Автор утверждает, что необходимо учить читать законченный текст, выражая при чтении определенную мысль и чувства, таким образом, формируя у учащихся  умение, антиципировать содержание текста на основе рассматривания иллюстрации, чтения заглавия и ключевых слов. После самостоятельно прочтения учитель организует  работу,  направленную                    на уточнение и углубление понимания маленького рассказа. Также считает        Рейс Г.А. необходимо учить детей «диалогу с автором». Во время работы с текстом учитель помогает первоклассникам через текст общаться с автором, находить ответы на его прямые и скрытые вопросы, задавать свои. Автор делает вывод, что формирование у школьников правильного типа читательской деятельности              с первых шагов обучения в I классе закладывает основы грамотной работы           над пониманием прочитанного, овладением элементарным анализом текста, способствует воспитанию творческого читателя [8,с.21-25].  Яшина Н.П. считает, что чтение главное умение человека, без которого он не сможет постичь окружающий мир. Автор высказывает мысль, что учить детей читать трудно,         но еще труднее научить их любить книгу, поэтому учителю необходимо заинтересовывать детей процессом чтения. Для этого в запасе у каждого учителя имеются свои методы и приемы. Яшина Н.П. использует различные методы развития интереса к чтению у младших школьников. Перечислим некоторые         из них:

- «Кто играет в прятки» (Среди набора букв (4-5 рядов) вдруг появляются слова. Дети находят слова и узнают, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.);

- способ «жужжащего» чтения;

- назови басню по ключевым словам;

- инсценирование текста;

- выборочное чтение;

- книжки-малышки (памятки для учащихся);

- игра «Якорь» (на доске 3-4 предложения из какого-нибудь произведения, детям предлагается угадать, что за якорь держит их на дне морском).

Изучив статью Н.П. Яшиной, можно сделать вывод, что учитель творчески подходит к развитию интереса к чтению у младших школьников. По мнению автора, не существует единого правильного метода при развитии читательских интересов младших  школьников, все методы хороши, если они ведут к цели [16,с.24-46].  Одним из методов развития читательских интересов у младших школьников является использование книжки-игрушки на уроках литературного чтения. Эффективность использования этого учебного материала в начальной школе при обучении чтению доказала Е.В.Дьячкова. По ее мнению, работа               с книжкой-игрушкой на уроках чтения или на внеурочных занятиях помогает учителю формировать и совершенствовать у учащихся навык чтения и, во-вторых, работая с книжкой-игрушкой, дети совершенствуют технику чтения, накапливают читательский опыт и развивают воображение в комфортной для учащихся обстановке - в ходе организованной учителем дидактической игры с книжкой-игрушкой. Важным условием при использовании данного метода является правильный подбор книжки-игрушки. Вачкова С.Н. описывает разные варианты работы, например, предложить детям соотнести текст и картинку и расположить рисунок в соответствующий кармашек. Второй вариант учащиеся должны, перечитав текст, поместить туда персонаж, о котором идет речь на этой странице. Третий вариант, при использовании книжки-игрушки - с диском,  вращая диск, учащиеся должны отыскать нужную страницу и прочитать помещенный на ней текст, причем текст может быть частично или полностью деформирован, например, детям надо вспомнить и подобрать для стихотворной строки подходящее               по смыслу, ритму и рифме пропущенное. Автор считает, что дидактическая игра вызывает интерес у младших школьников и  позволяет включить в работу всех учащихся  [4,с.16-20]. Бушуева Л.С. предлагает следующие методы развития читательских интересов и развития речи у младших школьников. Например,        при обучении созданию «сказочного» текста целесообразно предложить следующие задания:

- сказка, у которой три концовки;

- переделаем сказку (на основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке);

- выворачивание сказки наизнанку (предлагается составить и рассказать сказку, используя сказочные слова и выражения о волке, который встретил Красную Шапочку);

-  сказочные ситуации - для создания текстов сказочного содержания;

-  сказочные истории;

-  завязка и развязка - основа для сказки или сюжетного рассказа.

Автор считает, что работа по созданию «сказочного текста» является одним           из продуктивных приемов развития читательских интересов и связной монологической речи младших школьников [2,с.36-39].  

Творческое чтение определяется, как способность человека реагировать       на читаемый текст, активизировать по ходу чтения собственные мысли и чувства, оставлять след в душе от прочитанного, развивать сознание [13,с.7].  В статье    И.И. Тихомировой «Как воспитать талантливого читателя» предложены приемы и способы для мобилизации воображения детей. Одним из приемов является,  устное словесное рисование: нарисовать словами картину, какая рождается в сознании   при восприятии того или иного слова, эпизода, изображенного в книге. Эту же цель преследует и  творческий пересказ прочитанного от имени героя или своего собственного «Я». Содействует воображению также метод иллюстрирования текста и его инсценировки. Также в развитии читательского таланта нельзя исключать роль выразительного чтения, которое, по мнению педагогов, проявляется в эмоциональном отношении чтеца к изображаемому предмету [13,с.9].  На осмысление прочитанного произведения полезно задавать детям вопросы, вот некоторые из них:  Не знаете ли вы людей, подобных тем, которые изображены автором? В чем их сходство и различие? А вот вопрос, стимулирующий воображение: Что, на ваш взгляд, случилось до начала произведения или что может произойти после? Не обошел вниманием автор и вопросы, связанные с чувствами читателя: какие события произвели на вас самое сильное впечатление? Вопросы данного характера направлены на связь книги         с личным опытом читателя [14,с.13].  Н.М. Суворова в статье «Беседы с книгой» делится опытом работы. Автор считает, что эффективным методом работы            на уроках является метод чтения – рассматривания. Знакомство с каждым новым произведением автор осуществляла с помощью такой методики: самостоятельное прочтение, осмысление и сопоставление учащимися заглавия, ключевых словосочетаний из текста литературного произведения с опорой или без опоры      на иллюстративный материал давали им возможность предвосхищать события, описанные автором в тексте предложенного к чтению произведения. Использование метода чтения-рассматривания книги помогало детям выделять главное в процессе чтения,  и после него, дети могли делать собственные выводы    о жизни. Учитель в итоге наблюдала, за тем, как односложные ответы детей            на вопросы постепенно превращались в целые и цельные высказывания [13,с.24].  Т.А. Биржевая также считает, что одной из самых серьезных и трудных задач является обучение детей думать, умению мыслить творчески, самостоятельно. Автор акцентирует внимание, на необходимости организовать процесс обучения так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении. По мнению автора, современное образование дает возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Биржевая Т.А. в своей работе использует творческие задания, которые  помогают школьникам развить аналитические способности. Автор считает, что                     для формирования у школьников творческого мышления необходима система специальных упражнений творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. В своей работе Биржевая Т.А. использует следующие методы работы:

- создание иллюстрации по содержанию произведения;

- работа в группе, создание инсценировки по произведению;

- творческий пересказ текста (от лица героя, от автора), дополнение текста.

Также при работе с произведениями автор использует следующие методы:  работа с произведениями изобразительного искусства, выборочное чтение произведения, инсценировка произведения, пересказ, творческий пересказ, пересказ от лица героя. Автор приходит к выводу, что ежедневное выполнение творческих заданий способствует активному развитию творческой личности учащихся [4,с.35-36].  Григорьева Е.Ю. считает, что воспитать творческую личность без книги невозможно, по мнению автора, чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость.  В статье «Развитие интереса          к чтению» автор предлагает следующие задания:

- рассмотреть сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют;

- проследить, какие народные человеческие имена традиционны                   для животных и людей в русских сказках, а какие в зарубежных и как это связано с характером героя;

- по иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя;

- подготовить викторину по изучаемому произведению;

- викторина «Угадай, кто идет?», по музыкальному фрагменту определить героя, найти соответствие в тексте;

Автор делает вывод, что практическая реализация предложенных приемов показывает значительный рост интереса учащихся к литературным произведениям, активизации мыслительной деятельности [5,с.86-90].  

        Авторы статьи «Современные тенденции литературного образования младших школьников» Рудкова С.Г. и Кузнецова Т.А. считают, что основным способом работы является учебный диалог. Учитель на таком уроке помогает выяснить учащимся их собственное понимание литературного произведения. Данный урок включает в себя три этапа: этап предпонимания, этап анализа текста, этап интерпретации смысла произведения [9,с.24]. Авторы заостряют внимание читателей на том, чтобы литературное произведение дошло до сознания учеников, волновало, доставляло удовольствие, нужно учить их понимать художественное произведение, воспринимать его с позиции автора. Об уровне литературного образования младших школьников, по мнению Р.Н. Бунеевой, можно судить          по следующим критериям:

- владение приемами понимания прочитанного (прогнозирование содержания текста на основе заглавия, иллюстраций; самостоятельно выделенных ключевых слов в тексте; самостоятельная формулировка вопросов по тексту и прогнозирование ответов; формулирование главной мысли и соотнесение ее с заглавием текста; составление плана; пересказ      по плану);

- владение элементами литературоведческого анализа (умение определять тему произведения, его главную мысль, передавать сюжет; выделять героев произведения, описание природы, интерьера; составлять образ героя; определять роль пейзажа и интерьера в произведении; высказать и аргументировать свое отношение к прочитанному);

- владение литературоведческими понятиями (в соответствии                            с требованиями программы).

Также в статье описаны методы и  приемы, используемые на уроках литературного чтения, призванные помочь школьнику осмыслить образность словесного искусства, пробудить у них интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Перечислим некоторые из них: 

- прием «Ассоциация»;

- прием «Ключевые слова»;

- прием «Чтение с остановками»;

- прием «Корзина понятий, имен»;

- прием «Кластер» (гроздь);

- метод «Чтение с пометками»;

- методический прием «Предположение»;

- методический прием «Чтение с остановками»;

-  методический прием «Дерево предсказаний».

Данные приемы делают урок живым и ярким и способствуют развитию интереса     к чтению  [9,с.24-28].

        Для работы с учащимися, у которых есть нарушение чтения, в статье Антоновой Е.С. предложены  упражнения, направленные на отработку навыка чтения. В статье описан речевой материал Г.Г. Мисаренко и личный накопленный опыт учителя.  

- прочитай слова в этих же столбиках снизу вверх от последнего к первому;

- найди и прочитай в этих двух столбиках слова, которые начинаются           на букву л;

- найди и прочитай в этих двух столбиках слова, в которых вторая буква и;

- найди и прочитай слова женского рода;

- прочитай слова с ударением на первый слог.

Систематическое применение предлагаемых выше заданий, по мнению автора,  приводит к тому, что ученик начинает читать грамотно, красиво и плавно, не путая букв и не угадывая слова, следовательно, у детей появляется понимание прочитанного и формируется читательский интерес [1,с.111-113].

Таким образом, анализируя статьи по данной теме, можно сделать вывод, что предмет «Литературное чтение» играет важную роль в жизни учащихся. На уроках литературного чтения дети учатся читать, рассуждать, анализировать поступки      на примере литературного героя. Задача учителя вызвать интерес к изучаемому предмету, поэтому он должен знать современные методы работы. Также, можно судить о том, что существует огромное разнообразие  методов  развития читательских интересов у младших школьников, которые учителя используют         в своей работе. Каждый учитель стремится подобрать такие методы работы, чтобы урок приносил радость, и дети в книгах находили надежных друзей, и желание общаться с книгой не пропадало.

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Алферова О.А. Когда ребенок плохо читает / О.А. Алферова // Начальная школа. - 2011. - №7. - С.111-113.

2 Бушуева Л.С. Развитие связной монологической речи у младших школьников при изучении сказки / Л.С. Бушуева // Начальная школа. - 2011. - №7. -        С.36-39.

3 Васюкова Н.Е. Чтение художественной литературы в обновленном ракурсе        / Н.Е. Васюкова // Детский сад: теория и практика. - 2013. - №6. - С.36-40.

4 Вачкова С.Н.  Технологии использования книжки - игрушки при обучении чтению / С.Н. Вачкова // Начальная школа. - 2005. - №2. - С.16-20.

5 Григорьева Е.Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению / Е.Ю. Григорьева // Молодой ученый. - 2011. - №7. - Т.2. - С.86-90.

6 Измайлова Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения     / Р.Г.Измайлова // Начальная школа. - 2014. - №1. - С.67-72.

7 Пиче-оол Т.С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению / Т.С. Пиче-оол // Начальная школа. - 2005. - №2. - С.14-16.

8 Рейс Г.А., Романченко О.Е. Формирование ученика-читателя в 1 классе             / Г.А. Рейс, О.Е. Романченко // Начальная школа. - 2011. - №2. - С.21-25.

9 Рудкова С.Г., Кузнецова Т.А. Современные тенденции литературного образования младших школьников / С.Г. Рудкова, Т.А. Кузнецова // Начальная школа. - 2010. - №2. - С.23-28.

10 Светловская Н.Н. Задача современной школы - учить детей уметь и любить читать книги / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2013. - № 12. - С.32-34.

11 Светловская Н.Н. Методика обучению чтению: что это такое?                              / Н.Н. Светловская // Начальная школа. - 2005. - №2. - С.9-14.

12 Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Детская книга пришла в школу                        / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С.25-29.

13 Тихомирова  И.И. Как воспитать талантливого читателя / И.И. Тихомирова  // Семейное чтение. - 2010. - №1. - С.2-10.

14 Тихомирова  И.И. Как воспитать талантливого читателя / И.И. Тихомирова  // Семейное чтение. - 2010. - №4-5. - С.2-13.

15 Ткаченко Г.А. Как воспитать вдумчивого читателя / Г.А. Ткаченко // Школьная библиотека. - 2011. - №3. - С.42-43.

16 Яшина Н.П. Учить читать трудно, но интересно / Н.П. Яшина // Начальная школа. - 2001. - №6. - С.24-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса у младших школьников

Развитие читательского интереса у младших школьников...

Развитие читательского интереса у младшего школьника

Лекторий для родителей по теме "Развитие читательского интереса у младшего школьника"...

Презентация на тему "Развитие читательского интереса у младшего школьника"

Презентация на тему "Развитие читательского интереса младшего школьника"...

Развитие читательского интереса у младшего школьника

Конспект родительского собрания с практической частью. Родители примерят на себя школьный костюмчик и перевоплотятся в тех самых учеников, которые ежедневно страдают от того, что им предстоит вып...

Статья на тему "Развитие читательского интереса у младших школьников"

Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус....